ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1094/2021 от 07.04.2021 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

№2-1094/2021

64RS0045-01-2021-001432-46

Решение

Именем Российской Федерации

07 апреля 2021 года город Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе

председательствующего судьи Лазаревой Е.К.,

при секретаре Григорян В.Г.,

с участием представителя административного истца ФИО1, административного ответчика ФИО2 и ее представителя ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Саратовской области ФИО8 о взыскании задолженности по налогу и пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по <адрес> (далее по тексту – МРИ ФНС № 8 по Саратовской области) обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что в адрес Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области в соответствие с п. 1 ст. 362 НК РФ от Управления ГИБДД по Саратовской области по электронным каналамсвязи поступили сведения о том, что ФИО2 является владельцем ISUZUELF дата постановки на учет 1999, снятие с учета 06.12.2014, Опель СОМВО дата постановки на учет 08.04.2013, снятие с учета 22.05.2014, СканияL 144дата постановки на учет 10.04.2013, снятие с учета 21.05.2017, HINORANGERдата постановки на учет 04.02.1999, снятие с учета 22.05.2013, Вольво FH12 дата постановкина учет 20.09.2004, снятие с учета 29.05.2013, SETRAS 315 дата постановки на учет 19.07.2000, снятие с учета 19.06.2013, Вольво FH12 дата постановки на учет 06.04.2001, снятие с учета 11.06.2013, Скания Р94 GB дата постановки на учет 23.05.1999, снятие с учета 19.06.2013, Мерседес BENZE 500 дата постановки на учет 05.10.2012, снятие с учета 05.10.2012, Мерседес BENZATEGO 1228 дата постановки на учет 09.07.2001, снятие с учета 27.07.2013, Мерседес BENZ E 320 дата постановки на учет 12.09.1999, снятие с учета 23.09.2013 и в соответствии НК РФ является налогоплательщиком транспортного налога.В личный кабинет ФИО2 было направлено налоговое уведомление № 88466295 от 20.09.2012 на уплату транспортного налога за 2016 год в сумме 29 750 руб., по сроку уплаты не позднее 02.12.2019, налоговое уведомление №88746423 от 26.09.2019 на уплату транспортного налога в сумме 20 825 руб., включительно 5950 руб. за 2016 год и 14 875 руб. за 2017 год, по сроку уплаты не позднее 02.12.2019.После получения налогового уведомления, добровольная оплата налогов не произведена. В личный кабинет ФИО2 направлено требование № 77447 по состоянию 25.01.2019 об уплате налога и пени в срок до 28.01.2020.ФИО2 начислены пени по транспортному налогу в сумме 97,71 руб. за период с 03.12.2019 по 24.12.2019.Инспекцией в личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление №80212581 от 16.10.2017 на уплату транспортного налога за 2014 год в сумме 560 руб., по сроку уплаты не позднее 01.12.2017.Добровольная оплата налогов не произведена. В личный кабинет Налогопла­тельщика Инспекцией направлено требование № 2948 по состоянию на 09.02.2018 об уплате налога и пени. Налогоплательщику начислены пени по транспортному налогу в сумме 10,13 руб. за период с 02.12.2019 по 08.02.2018.Добровольная оплата налогов не произведена. Инспекцией направлено требование № 36697 по состоянию 05.07.2019 об уплате налога и пени.Налогоплательщику начислены пени по транспортному налогу в сумме 273 руб. за период с 02.12.2017 по 04.07.2019.По истечении срока исполнения требования, обязанность по уплате налога ФИО2 не исполнена, в связи с чем, инспекцией мировому судье с/у №9 Кировского района г. Саратова направлено заявление на выдачу судебного приказа на взыскание налога и пени (судебный приказ от 29.07.2020 № 2а-2301/2020). 12.08.2020 мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа.Ссылаясь на изложенные обстоятельства административный истец просит суд взыскать с ФИО2 задолженность по транспортному налогу в сумме 35 700 руб. за 2016 год, в сумме 14 875 руб. за 2017 год, в сумме 560 руб. за 2014 год, пени по транспортному налогу 380,84 руб.

Представитель административного истца МРИ ФНС № 8 по Саратовской области ФИО1 в судебное заседание административные исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Административный ответчик ФИО2 и представитель ФИО3 возражали против удовлетворения административного иска. Поддержали позицию, выраженную в письменном отзыве. Ранее в судебном заседании пояснили, что ФИО2 получила гражданство РФ в 2006 году и не могла зарегистрировать указанные транспортные средства на свое имя с 1999 г. по 2006 г., на нее незаконно были зарегистрированы 18 автомобилей. По данному поводу была проведена проверка Следственным комитетом г. Назрань, однако было отказано в возбуждении уголовного дела, за истечением срока давности. Кроме этого, просили применитьсрок исковой давности и отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы административного дела № 2а-2301/2020, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам непредусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Статьей 45 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст.356 НК РФ).

Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу положений ст.358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 362 НК РФ исчисление транспортного налога производится на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года № 835-О-О, от 29 сентября 2011 года № 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года № 2391-О и др.). Данное законодательное регулирование призвано, в частности, обеспечить избежание двойного налогообложения в отношении транспортного средства, которое подлежит регистрации в установленном порядке на конкретное лицо (определение Конституционного суда РФ от 24 марта 2015 года № 541-О).

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 938 от 12 августа 1994 года «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ» в качестве основания для снятия транспортного средства с учета предусмотрено прекращение права собственности на транспортное средство.

Пунктами 2 и 3 ст. 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.

Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ в требовании об уплате налога должны содержаться сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица сучета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных втребовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 НК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ч. 3 ст. 75 НК РФ).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 4 ст. 75 НК РФ).

В судебном заседании установлено, что в адрес Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области в соответствие с п. 1 ст. 362 НК РФ от Управления ГИБДД по Саратовской области по электронным каналам связи поступили сведения о том, что ФИО2 является владельцем следующих автомобилей: ISUZU ELF дата постановки на учет 1999, снятие с учета 06.12.2014, Опель СОМВО дата постановки на учет 08.04.2013, снятие с учета 22.05.2014, Скания L 144 дата постановки на учет 10.04.2013, снятие с учета 21.05.2017, HINO RANGER дата постановки на учет 04.02.1999, снятие с учета 22.05.2013, Вольво FH12 дата постановки на учет 20.09.2004, снятие с учета 29.05.2013, SETRA S 315 дата постановки на учет 19.07.2000, снятие с учета 19.06.2013, Вольво FH12 дата постановки на учет 06.04.2001, снятие с учета 11.06.2013, Скания Р94 GB дата постановки на учет 23.05.1999, снятие с учета 19.06.2013, Мерседес BENZ E 500 дата постановки на учет 05.10.2012, снятие с учета 05.10.2012, Мерседес BENZ ATEGO 1228 дата постановки на учет 09.07.2001, снятие с учета 27.07.2013, Мерседес BENZ E 320 дата постановки на учет 12.09.1999, снятие с учета 23.09.2013 (л.д. 21, 86-87).

В личный кабинет ФИО2 было направлено налоговое уведомление №88746423 от 26.09.2019 на уплату транспортного налога в сумме 20 825 руб., включительно 5950 руб. за 2016 год и 14 875 руб. за 2017 год, по сроку уплаты не позднее 02.12.2019 (л.д. 9-10).

В личный кабинет ФИО2 направлено требование № 77447 по состоянию 25.01.2019 об уплате налога и пени сроком до 28.01.2020. ФИО2 начислены пени по транспортному налогу в сумме 97,71 руб. за период с 03.12.2019 по 24.12.2019 (л.д. 11-12).

Инспекцией в личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление №80212581 от 16.10.2017 на уплату транспортного налога за 2014 год в сумме 560 руб., по сроку уплаты не позднее 01.12.2017. Добровольная оплата налогов не произведена. В личный кабинет Налогоплательщика Инспекцией направлено требование № 2948 по состоянию на 09.02.2018 об уплате налога и пени. Налогоплательщику начислены пени по транспортному налогу в сумме 10,13 руб. за период с 02.12.2019 по 08.02.2018. Добровольная оплата налогов не произведена (л.д. 13-15).

Инспекцией направлено требование № 36697 по состоянию 05.07.2019 об уплате налога и пени. Налогоплательщику начислены пени по транспортному налогу в сумме 273 руб. за период с 02.12.2017 по 04.07.2019 (л.д. 16-17).

Инспекция обратилась к мировому судье с/у №9 Кировского района г. Саратова с заявлением на выдачу судебного приказа на взыскание налога и пени.

29.07.2020 был вынесен судебный приказ по административному делу № 2а-2301/2020 по заявлению МРИ ФНС № 8 по Саратовской области о взыскании с должника транспортного налога в размере 560 руб., пени в размере 283 руб. 13 коп.; транспортного налога в размере 50575 руб., пени в размере 97 руб. 71 коп.(административное дело № 2а-2301/2020, л.д. 30).

12.08.2020 мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа (л.д. 7).

Возражая против заявленных требований, административный ответчик указывает на то, что спорные транспортные средства, на которые налоговым органом исчислен налог на имущество физических лиц за период 2014,2016-2017 г.г. и пени по транспортном налогу, в собственности у ФИО2 не находились.

Как следует из справки от 04.10.2005 г. ПВС Промышленного ОВД г. Владикавказа заявление ФИО2 о приеме в гражданство РФ принято к рассмотрению и зарегистрировано под № 585 (л.д. 47).

Из ответа СУ СК России по Республике Ингушетия, следует, что по обращению ФИО2 о признании незаконными регистрационных действий по постановке на учет в МРЭО ГИБДД МВД по РИ установлено, что былинезаконны произведены регистрационные действия должностными лицами в отношении транспортных средств (л.д. 46).

Согласно карточкам учета транспортных средств в строке место рождения ФИО2 указано-РФ (л.д. 92-93), однако в паспорте ФИО2 значится г. Ош, Киргизия (л.д. 39).

Из ответа СУ СК России по Республике Ингушетия,следственного отдела по г. Назрань следует, что 20.04.2016 г.в следственный отдел по городу Назрань из следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Ингушетия поступило заявление ФИО2 о том, что неустановленные должностные лица МРЭО ГИБДД МВД по РИ незаконно зарегистрировали на ее имя 18 автотранспортных средств, зарегистрированный в КРСП №108 от 20.04.2016. 04.05.2016по результатам проведенной процессуальной проверки принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ - то есть в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

Как следует из постановления старшего следователя следственного отдела по г. Назрань следственного управления Следственного комитета России по Республике Ингушетия от 04.05.2016 об отказе в возбужденииуголовного дела: в рамках проверки в отдельное производство выделены материалы проверки в отношении неустановленного лица представившего в МРЭО УГИБДД МВД по РИ от имени ГуламидиновойТулганойНематовны подложные документы, на основании которых сотрудники МРЭО УГИБДД МВД по РИ произвели регистрационные действия (по постановке на учет и снятия с учета автомобильных средств) в МРЭО УГИБДД МВД по РИ с 18 автомобилями различных марок, а именно: Mercedes-Benz Е320 (С803АЕ/06); Mercedes-Benz 815D (С912АЕ/06); Mercedes-BenzАтего 1228 (С396АЕ/06); Volvo FH12 (С321АЕ/06); Митцубиси ФУЗО (С062АЕ/06); Volvo FH12 (А902ЕА/06); Сетра С315 (А967ЕА/06); Скания Р94 GV (А968ЕА/06); Volvo FH12 (А68ЕА/06); NIGO HNO RANGER (А602ЕА/06); NIGO HNO RANGER (A596EA/06); ISUZU ELR (A601EA/06);ОпелКомбо (T028KH/06); Скания LX44(T097KH/06); Mercedes-Benz 404 (P265PC/06); Нисан дизель (C126BA/06); Нисан дизель (Р335АВ/06); Mercedes-Benz Е500 (А656НА/06). Между тем, установить должностные лица производившие регистрационные действия (по постановке на учет и снятию с учета) с автотранспортными средствами на имя ФИО2 не представилось возможным.В соответствии с ч.2 ст. 15 УК РФ умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает трех лет, признаются преступлениями небольшой тяжести.Согласно п. «а» 4.1 ст.78 УК РФ, лицо совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления небольшой тяжести истекло два года после совершения преступления.В соответствии со ст. 140 УПК РФ, основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.В возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.293 УК РФ, отказано по основанию, предусмотренному п. 3ч.1 ст. 24 УПК РФ - то есть в связи с истечением сроков давности уголовного преследования(л.д. 185-186).

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что ФИО2 являлась собственником транспортных средств на которые налоговым органом исчислен налог на имущество физических лиц за период 2014, 2016-2017 г.г., а потому оснований для взыскания с нее задолженности по уплате транспортного налога за 2014 г., 2016 г. и 2017 г., пени не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных требований к ФИО2

Рассматривая ходатайство о применении пропуска срока исковой давности для предъявления указанных требований, суд не принимает его во внимание, поскольку в удовлетворении административных требований по существу отказано в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Саратовской области к ФИО9 о взыскании задолженности по налогу и пени отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения -21.04.2021.

Судья Е.К. Лазарева