ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-109528 от 31.12.9999 Красногвардейского районного суда (Город Санкт-Петербург)

                                                                                    Красногвардейский районный суд города Санкт-Петербурга                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Красногвардейский районный суд города Санкт-Петербурга — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1095 28 марта 2011 года

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Кузьминой О.В.,

при секретаре Яковлевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Природоохранного Прокурора Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Т» об обязании устранить нарушения действующего законодательства об охране окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Т» об обязании устранить нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, ссылаясь на то, что природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требования водного законодательства в деятельности ОАО «Т», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Я., д. Х, корпус Х. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды, Водного кодекса РФ, Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации. Статьей 39 Водного кодекса РФ установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Согласно правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.19999 года № 167, централизованная система коммунальной канализации – комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод. На основании п. 11 Правил отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (ст. ст. 426, 539-548 ГК РФ), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Согласно п.61 Правил, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации. Пунктом 63 правил установлено, что в системе коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; оказывать разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод. Запрещается сброс веществ или продуктов их трансформации, для которых не установлены предельно допустимые концентрации и отсутствуют методы аналитического контроля, а также веществ, соединение которых может привести к образованию веществ с неустановленными предельно допустимыми концентрациями. Пунктом 88 правил установлена обязанность абонента обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, указанных в пункте 63 Правил. Согласно пункту 93 Правил абонент несет ответственность за вред, причиненный организации водопроводно-канализационного хозяйства или системам коммунального водоснабжения и канализации, в соответствии с законодательством РФ и за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам. Правила пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга утверждены 01.06.2000 года Распоряжением № 11 Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Администрации Санкт-Петербурга (в редакции Распоряжений Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга № 26 от 21.12.2000 года, № 63 от 22.09.2005 года), согласно которым» локальные очистные сооружения» - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента (субабонента) перед их сбросом (приемом) в систему коммунальной канализации. Проверкой установлено, что прием сточных вод и загрязняющих веществ ОАО «Т» происходит на основании условий заключенного договора № 06-87399/00-О от 22.04.2003 года. 02.11.2010 года природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга, на основании ст. ст. 6, 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», с участием специалистов ГУП «Водоканала Санкт-Петербурга» проведена проверка соблюдения правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации РФ. В ходе проверки произведен отбор проб сточных вод в контрольных точках абонента ОАО «Т» по адресу: Санкт-Петербург, ул. Я., д. Х, корпус Х. по результатам отбора проб с участием понятых и представителей ОАО составлен протокол № 165140-291010-ПУССА. Отобранные пробы направлены на исследование в ЗАО «Ц». В порядке, предусмотренном требованиями ст. ст. 25.8, 26.1, 26.2 КоАП РФ по материалу проверки получено пояснение от специалиста от 06.12.2010 года, согласно которому ОАО «Т» допустило сверхонормативные сбросы загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации с нарушением установленных нормативов ДК по следующим показателям на выпуске № 1 – по азоту аммонийному с кратностью превышения ДК в 1,2 раза, по железу общему с кратностью превышения ДК в 2,5 раза, по марганцу с кратностью превышения ДК в 1,4 раза, по нефтепродуктам с кратностью превышения ДК в 2,4 раза, по СПАС (анионные) с кратностью превышения ДК в 7,9 раз, по фенолам с кратностью превышения ДК в 2,5 раза; на выпуске № 2 – по алюминию с кратностью превышения ДК в 1,2 раза, по железу общему с кратностью превышения ДК в 2 раза. ОАО «Т» производился параллельный отбор проб сточных вод в контрольных точках абонента, по результатам отбора проб ОАО «Т» допустило сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации с нарушением установленных нормативов ДК по следующим показателям: азот аммонийный, фосфор фосфатов, СПАВ (анионные), железо общее, СПАВ (неиногенные). Прокурор указывает, что в нарушение требований законодательства выпуска № 1, 2 ОАО «Т» не оборудованы локальными очистными сооружениям, что может повлечь негативное воздействие на окружающую среду. На основании ст. 3 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды. Также прокурор указывает, что вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства носят характер серьезных нарушений, имеют важное общественное значение и связаны с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса, и просит обязать ОАО «Т», расположенное по адресу: Санкт-Петербург, улица Я., дом Х, корпус Х в течение 90 дней со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать выпуска № 1 и № 2 локальными очистными сооружениями.

Представитель природоохранной прокуратуры Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, заявленные исковые требований поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ОАО «Т» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела по существу извещен надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований суду не представил, об уважительности причин своего отсутствия в судебном заседании суду не сообщил, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица – ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, представил суду письменные объяснения по заявленным требованиям.

Выслушав представителя природоохранной прокуратуры Санкт-Петербурга, представителя третьего лица ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям:

Как следует из материалов дела, природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требования водного законодательства в деятельности ОАО «Т», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Я., д. Х, корпус Х. В ходе проведения проверки выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды, Водного кодекса РФ, Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации.

Статьей 39 Водного кодекса РФ установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.19999 года № 167, централизованная система коммунальной канализации – комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод.

На основании п. 11 Правил отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (ст. ст. 426, 539-548 ГК РФ), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Согласно п.61 Правил, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

Пунктом 63 правил установлено, что в системе коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; оказывать разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод. Запрещается сброс веществ или продуктов их трансформации, для которых не установлены предельно допустимые концентрации и отсутствуют методы аналитического контроля, а также веществ, соединение которых может привести к образованию веществ с неустановленными предельно допустимыми концентрациями.

Пунктом 88 правил установлена обязанность абонента обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, указанных в пункте 63 Правил.

Согласно пункту 93 Правил абонент несет ответственность за вред, причиненный организации водопроводно-канализационного хозяйства или системам коммунального водоснабжения и канализации, в соответствии с законодательством РФ и за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам.

Правила пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга утверждены 01.06.2000 года Распоряжением № 11 Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Администрации Санкт-Петербурга (в редакции Распоряжений Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга № 26 от 21.12.2000 года, № 63 от 22.09.2005 года), согласно которым» локальные очистные сооружения» - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента (субабонента) перед их сбросом (приемом) в систему коммунальной канализации.

Проверкой установлено, что прием сточных вод и загрязняющих веществ ОАО «Т» происходит на основании условий заключенного договора № 06-87399/00-О от 22.04.2003 года.

02.11.2010 года природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга, на основании ст. ст. 6, 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», с участием специалистов ГУП «Водоканала Санкт-Петербурга» проведена проверка соблюдения правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации РФ.

В ходе проверки произведен отбор проб сточных вод в контрольных точках абонента ОАО «Т» по адресу: Санкт-Петербург, ул. Я., д. Х, корпус Х. по результатам отбора проб с участием понятых и представителей ОАО составлен протокол № 165140-291010-ПУССА. Отобранные пробы направлены на исследование в ЗАО «Ц».

В порядке, предусмотренном требованиями ст. ст. 25.8, 26.1, 26.2 КоАП РФ по материалу проверки получено пояснение от специалиста от 06.12.2010 года, согласно которому ОАО «Т» допустило сверхонормативные сбросы загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации с нарушением установленных нормативов ДК по следующим показателям на выпуске № 1 – по азоту аммонийному с кратностью превышения ДК в 1,2 раза, по железу общему с кратностью превышения ДК в 2,5 раза, по марганцу с кратностью превышения ДК в 1,4 раза, по нефтепродуктам с кратностью превышения ДК в 2,4 раза, по СПАС (анионные) с кратностью превышения ДК в 7,9 раз, по фенолам с кратностью превышения ДК в 2,5 раза; на выпуске № 2 – по алюминию с кратностью превышения ДК в 1,2 раза, по железу общему с кратностью превышения ДК в 2 раза. ОАО «Т» производился параллельный отбор проб сточных вод в контрольных точках абонента, по результатам отбора проб ОАО «Т» допустило сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации с нарушением установленных нормативов ДК по следующим показателям: азот аммонийный, фосфор фосфатов, СПАВ (анионные), железо общее, СПАВ (неиногенные).

Как установлено в ходе судебного разбирательства, в нарушение требований законодательства выпуска № 1, 2 ОАО «Т» не оборудованы локальными очистными сооружениям, что может повлечь негативное воздействие на окружающую среду.

На основании ст. 3 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства носят характер серьезных нарушений, имеют важное общественное значение и связаны с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса.

Кроме того, согласно ст. 103 ГПК РФ к взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в размере 4000 рублей, от уплаты которой истец был освобожден.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 11, 12 ГК РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 56, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Открытое акционерное общество «Т» расположенное по адресу: Санкт-Петербург, улица Я., дом Х, корпус Х в течение 90 дней со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать выпуска № 1 и № 2 локальными очистными сооружениями.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Т» государственную пошлину в доход государства в размере 4000 (Четыре тысячи) рублей.

Заочное решение может быть обжаловано: ответчиком в Красногвардейский районный суд в течение семи дней со дня вручения копии решения; сторонами в кассационном порядке в Санкт-Петербургский Городской суд в течение десяти дней.

Судья: (подпись)