ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1095/18 от 13.09.2018 Кудымкарского городского суда (Пермский край)

Дело № 2- 1095/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Юсьва 13 сентября 2018 года

Кудымкарский городской суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Юсьва) в составе:

председательствующего судьи Баяндиной Е.В.,

при секретаре Крохалевой Е.С.,

с участием прокурора Новикова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Юсьвинского района в интересах ФИО1 и ФИО2 к администрации Пожвинского сельского поселения о понуждении к совершению действий,

установил:

Прокурор Юсьвинского района обратился в суд в интересах ФИО1 и ФИО2 с иском к администрации Пожвинского сельского поселения Юсьвинского муниципального района Пермского края о возложении обязанности по организации холодного водоснабжения к дому по <адрес> и к дому по <адрес> в радиусе не более 100 метров от домов. Свои требования мотивировал тем, что в прокуратуру Юсьвинского района в марте 2017 года поступило коллективное обращение от жителей <адрес>, а также от жителя <адрес>, Ш.С.В., согласно которому жители данной улицы ненадлежащим образом обеспечены водой. В ходе проверки установлено, что на <адрес> имеются 3 водоразборные колонки, расстояние от первой колонки, которая расположена у <адрес>, до второй колонки составляет 270 метров, от второй до третьей колонки, которая расположена на перекрестке улиц <адрес>, составляет 200 метров. От <адрес> до колонки, расположенной по <адрес>, расстояние составляет 500 метров, до колонки, расположенной по <адрес> - 300 метров, что не соответствует нормативу. По результатам проверки 26 апреля 2017 года в адрес главы Пожвинского сельского поселения внесено представление. На представление получен ответ, из которого следует, что бюджет поселения на 2017 год сформирован, денежные средства на монтаж дополнительной водоразборной колонки в бюджет не заложены. При формировании бюджета на 2018 год данное нарушение будет устранено. 05 февраля 2018 года администрацией Пожвинского сельского поселения в адрес главы Юсьвинского муниципального района направлена заявка на софинансирование расходных обязательств, связанных с установкой 2-х водозаборных колонок, расположенных по <адрес> и по <адрес>. Заявка рассмотрена. По итогам исполнения бюджета за 1 полугодие 2018 года дополнительные источники финансового обеспечения для удовлетворения заявок отсутствуют, денежные средства не выделены. Между тем 27 и 31 августа 2018 года в прокуратуру района вновь поступило 2 обращения от жителя <адрес> ФИО2 и жительницы <адрес> ФИО1 по вопросу ненадлежащего водоснабжения. ФИО2 является инвалидом 3 группы, ФИО1 является инвалидом 2 группы. При замере расстояние от <адрес>, где проживает Ш.С.В., до колонки, расположенной по <адрес>, составляет 300 метров. До второй колонки, находящейся по <адрес>, расстояние составляет 500 метров, аналогичное расстояние от <адрес>, где проживает ФИО1 Расстояние от <адрес>, расположенного по <адрес>, где проживает ФИО2 до ближайшей водоразборной колонки, расположенной по <адрес> составляет 250 метров. Администрацией Пожвинского сельского поселения меры по обеспечению жителей улиц Широкая и Крылова <адрес> холодным водоснабжением до настоящего времени не приняты.

В судебном заседании прокурор Новиков А.А. исковые требования поддержал, просил обязать администрацию Пожвинского сельского поселения Юсьвинского муниципального района Пермского края организовать холодное водоснабжение к дому <адрес> и к дому по <адрес>, в радиусе не более 100 метров от жилых домов.

Истица ФИО1 заявленные требования поддержала, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, пояснила, что действительно приходится ходить за водой более чем за 300 метров. Все соседи также ходят за водой, возят воду на тачках.

Представитель администрации Пожвинского сельского поселения в судебное заседание не явился, направил письменное ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в их отсутствие.

В возражениях на исковое заявление глава администрации Пожвинского сельского поселения ФИО3 поясняет, что целях исполнения представления прокуратуры Юсьвинского района от 26 апреля 2017 года №73-ж администрацией Пожвинского сельского поселения были предприняты меры по составлению локально-сметного расчета по ремонту участка водопроводной сети <адрес> и <адрес>, а именно направление технического задания 31 января 2018 года разработчику Б.Н.И. Данные сметы поступили в администрацию в электронном виде 02 февраля 2018 года на сумму 390392 рублей. 05 февраля 2018 года была сформирована заявка на софинансирование расходных обязательств, возникших при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Данная заявка была рассмотрена лишь 10 сентября 2018 года и была отклонена ввиду отсутствия источника финансового обеспечения для ее удовлетворения. Ввиду отсутствия информации о рассмотрении заявки на софинансирование на выполнение работ по ремонту участка водопроводной сети на <адрес> и <адрес> в <адрес> длительное время, а именно с 07 февраля 2018 года до 10 сентября 2018 года, администрацией Пожвинского сельского поселения не были предприняты дополнительные меры по формированию дополнительных источников финансового обеспечения. Также в связи с оплатой работ в 2018 году по ремонту участков водопроводной сети на <адрес> и <адрес> свыше 400 000 рублей, а также ввиду большой протяженности водопроводных сетей - 34,2 тыс. км., и неудовлетворительном фактическом состоянии водопроводных сетей на территории Пожвинского сельского поселения, ремонт участка водопроводной сети в <адрес> и <адрес> запланирован на 2019 год. Со стороны администрации Пожвинского сельского поселения приняты все необходимые меры по осуществлению организации водоснабжения населения на территории Пожвинского сельского поселения. В случае удовлетворения исковых требований прокурора Юсьвинского района могут быть ущемлены права, свободы и законные интересы иных граждан Пожвинского сельского поселения. Просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Заслушав прокурора, истицу ФИО1, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Ст. 45 ГПК РФ гласит, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Частью 1 ст. 2 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.Пунктом 1 статьи 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 N 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» за сельскими поселениями Пермского края закреплена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 3 Устава Пожвинского сельского поселения к вопросам местного значения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.

В случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 9 ст. 7 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Согласно п. 72 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников.

При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным приложением № 1 (п.74 Правил).

Частью 3 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Кроме того, статья 8 Закона Пермского края от 10.02.2000 № 817-122 «О безопасности питьевой воды» закрепляет право граждан на безопасную питьевую воду.

В соответствии с п.4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, холодным водоснабжением является снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 27.07.1984 № 123 утверждены Строительные нормы и правила (СНиП 2.04.02-84) «Водоснабжение, наружные сети и сооружения», которые должны соблюдаться при проектировании централизованных постоянных наружных систем водоснабжения населенных пунктов и объектов народного хозяйства. Согласно п.8.20 указанных Строительных норм и правил, радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 м.

Как установлено в судебном заседании, в результате проверки, проведенной прокуратурой Юсьвинского района, было выявлено нарушение вышеуказанных норм закона, выразившееся в том, что расстояние от дома ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, до ближайшей водоразборной колонки, расположенной по <адрес>, составляет 300 метров. Расстояние от дома ФИО2, проживающего по адресу: <адрес>, до ближайшей водоразборной колонки, расположенной по <адрес>, составляет 250 метров, что является нарушением п. 8 СНиП 2.04.02-84.

Вышеуказанные обстоятельства не отрицаются ответчиком, а также подтверждаются материалами дела. Кроме того, данные обстоятельства в судебном заседании подтвердили истица ФИО1 и свидетель Ш.С.В., пояснившие, что воду приходится возить на тачке более чем за 300 метров.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела по существу представителем администрации Пожвинского сельского поселения не представлено доказательств тому, что органом местного самоуправления поселения были предприняты все необходимые меры по организации холодного водоснабжения к дому <адрес> и к дому по <адрес>.

Ссылка главы поселения в возражениях на исковое заявление на то обстоятельство, что в случае удовлетворения исковых требований прокурора Юсьвинского района могут быть ущемлены права, свободы и законные интересы иных граждан Пожвинского сельского поселения, суд находит необоснованной.

Отсутствие водоснабжения нарушает конституционное право жителей пос. Пожва ФИО1 и ФИО2 на благоприятную среду жизнедеятельности.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на администрацию Пожвинского сельского поселения обязанность по организации холодного водоснабжения к дому по <адрес> и к дому по <адрес> в радиусе не более 100 метров от домов.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Юсьва) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 19 сентября 2018 года.

Председательствующий: Е.В. Баяндина

<данные изъяты>

<данные изъяты>