ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1095/19 от 18.03.2019 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

дело № 2-1095/2019

18 марта 2019 года г. Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя

под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,

при секретаре судебного заседания МОВСЕСЯН А.А.,

с участием:

представителя истца ФИО1,

представителя третьего лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Правительству г. Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя о признании права собственности на объект незавершенного строительства;

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Инфант",

у с т а н о в и л:

В январе 2019 года ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил признать за ним право собственности на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 456,10 кв.м., кадастровый .

Требования иска мотивированы тем, что на основании договора от 27.08.2018 года № 08/11-10 о совместном паевом участии в строительстве коттеджа, заключенного с ООО «Компания «Инфант», он осуществлял финансирование строительства указанного объекта недвижимости.

В 2014 году ООО «Компания «Инфант» утратила возможность продолжать строительные работы. В связи с чем между ФИО3 и ООО «Компания «Инфант» 16.12.2014 года заключен договор - купли продажи указанного объекта незавершенного строительства - коттеджа расположенного по адресу г. Севастополь, <адрес>.

В соответствии с условиями договора купли-продажи от 16.12.2014 года и передаточного акта истцу передан в собственность объект незавершенного строительства - коттеджная застройка находящаяся по адресу: г.Севастополь, <адрес> (бухта Омега), <адрес> со степенью готовности объекта незавершенного строительства 40 процентов.

Однако, в ходе регистрации права собственности на указанный объект недвижимости было установлено, что приобретенное истцом имущество распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 26.08.2015 года № 240 «О включении в реестр собственности города Севастополя объектов незавершенного строительства» включено в Реестр собственности города Севастополя и зарегистрировано на праве собственности за субъектом Российской Федерации – город федерального значения Севастополь.

По мнению истца, такие действия нарушают его право на приобретенный объект недвижимости, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском о признании права собственности.

В судебное заседание истец ФИО3 не прибыл, извещался в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, согласно поданного заявления просил рассматривать дело в его отсутствие.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании требования иска поддержал по основаниям законности приобретения ФИО3 права на спорный объект. Пояснил, что в отношении приобретенного имущества отсутствовали основания для включения в собственность города Севастополя. Его доверитель на законных основаниях является собственником спорного объекта.

Представители Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, согласно письменных возражений оснований для удовлетворения иска не усматривали.

Представитель Правительства Севастополя о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка представителей ответчиков, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Представитель ООО "Компания "Инфант" ФИО2 доводы иска считал обоснованными. Пояснил, что ФИО3 является законным приобретателем спорного объекта, на момент совершения договора купли-продажи общество являлось собственником объекта незавершенного строительства.

Заслушав пояснения участников судебного разбирательства и исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, ратифицированный Федеральным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

Частью 3 статьи 7 Закона № 6-ФКЗ установлено, что Государственный Совет Республики Крым, Совет министров Республики Крым и Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

В соответствии со статьей 12.1 Закона № 6-ФКЗ до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое - имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правовогорегулирования в соответствующей сфере.

Таким образом, правовой анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод, что Российская Федерация на переходной период предоставила городу федерального значения Севастополю право регулирования имущественных правоотношений на территории указанных субъектов.

Законом города Севастополя от 23.04.2014 № 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" установлено, что порядок инвентаризации, управления и распоряжения бывшей государственной собственностью Украины, находящейся на территории города Севастополя по состоянию на 17.03.2014, определяется в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 № 7156 "О статусе города-героя Севастополя".

Согласно п. 6 названного решения государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя. Частью 1 статьи 2 Закона города Севастополя № 5-ЗС от 30.04.2014 «О Правительстве Севастополя» установлено, что Правительство является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Севастополя.

Частью 2 статьи 25 Закона города Севастополя № 5-ЗС установлено, что Правительство организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 №521-ПП, департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя. Пунктами 2.3, 3.2, 3.8, 4.2, 4.21 Положения о департаменте установлено, что основными задачами, функциями, полномочиями и правами департамента являются осуществление управления и распоряжения имуществом и землями в пределах своей компетенции от имени города Севастополя; правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя; ведение Реестра собственности города Севастополя.

Исходя из изложенного, департамент вправе распоряжаться имуществом и землей от имени города Севастополя, вести Реестр собственности города Севастополя, при этом издавать распоряжения.

Закон города Севастополя от 07.08.2014 № 56-ЗС «Об основах управления государственным имуществом города Севастополя» определяет основные принципы и правила управления государственным имуществом города Севастополя, включая объекты имущественной казны, и регулирует отношения, возникающие в процессе управления и распоряжения таким имуществом, которые не урегулированы соответствующими законами города Севастополя и не относятся к средствам бюджета города Севастополя.

В соответствии со ст. 1 Закона № 56-ЗС государственное имущество города Севастополя (объекты собственности города Севастополя) – вещи, включая ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие на праве собственности городу Севастополю, в том числе информационные ресурсы города Севастополя, иные объекты гражданских прав, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статьей 8 Закона № 56-ЗС установлено, что объекты собственности города Севастополя подлежат учету в Реестре собственности города Севастополя. Порядок ведения Реестра собственности города Севастополя и внесения в него информации, а также предоставления информации об объектах собственности города Севастополя устанавливается Правительством Севастополя. Организацию учета и ведение Реестра собственности города Севастополя осуществляет исполнительный орган государственной власти города Севастополя в сфере управления и распоряжения государственным имуществом города Севастополя.

Как установлено судом 26.08.2015 года Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя принято Распоряжение №240 "О включении в Реестр собственности города Севастополя объектов незавершенного строительства". В приложении к названному распоряжению - Перечне государственного недвижимого имущества (объектов незавершенного строительства), подлежащего включению в Реестр собственности города Севастополя, перечислены коттеджи, расположенные по адресу: г. Севастополь, <адрес> (бухта <адрес>), в том числе коттедж , кадастровый .

Указанные объекты поставлены на кадастровый учет по законодательству Российской Федерации. 28.09.2015 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) зарегистрировано право собственности города Севастополя на названный объекты недвижимости.

Как следует из заявленных исковых требований в качестве основания возникновения права собственности, ФИО3 указывает на факт заключения с ООО «Компания «Инфант» договоров от 27.08.2018 года № 08/11-10 о совместном паевом участии в строительстве коттеджа и от 16.12.2014 года купли-продажи указанного объекта незавершенного строительства - коттеджа расположенного по адресу г. Севастополь, <адрес>.

Вместе с тем, факт регистрации и возникновения права собственности на указанное имущество за продавцом - ООО «Компания «Инфант» надлежащими доказательствами не подтвержден.

В качестве доказательств возникновения права собственности за продавцом на спорное имущество, ФИО3 представил копии извлечений из Реестра прав собственности на недвижимое имущество Украины от 28.06.2011, выданных Коммунальным предприятием "Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества" Севастопольского городского Совета, согласно которых за ООО «Компания «Инфант» зарегистрировано право собственности на объекты незавершенного строительства, коттеджная застройка по обслуживанию иностранных представительств по адресу <адрес>, и основанием возникновения права собственности на спорное имущество указаны: разрешение на выполнение строительных работ со сроком действия до 16.12.2010, договор аренды земельного участка от 10.12.2004 №10/05. Срок действия указанной выписки составляет 3 месяца.

По мнению суда, указанная выписка из ЕГРН Украины не является по данному делу доказательством правомерности приобретения продавцом прав собственности на спорный объект незавершенного строительства и распоряжения им в пользу ФИО3

В соответствии со статьей 328 Гражданского кодекса Украины право собственности приобретается на основаниях, не запрещенных законом.

В частности, статьей 331 Гражданского кодекса Украины установлено, что право собственности на вновь созданное недвижимое имущество (жилые дома, здания, сооружения и т.п.) возникает с момента завершения строительства (создания имущества).

Если договором или законом предусмотрено принятие недвижимого имущества в эксплуатацию, право собственности возникает с момента его принятия в эксплуатацию.

Если право собственности на недвижимое имущество согласно закону подлежит государственной регистрации, право собственности возникает с момента государственной регистрации. До завершения строительства лицо считается собственником материалов, в том числе оборудования, которое было использовано в процессе строительства. В случае необходимости, указанное лицо может заключить договор в отношении объекта незавершенного строительства, право собственности на который регистрируется органом, который осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество на основании документа, подтверждающего право собственности или пользования земельным участком для создания указанного объекта недвижимости, проектно-сметной документации, а также документов, которые содержат описание объекта незавершенного строительства.

Порядок регистрации права собственности объектов незавершенного строительства в период действия на территории города федерального значения Севастополя законодательства Украины в момент возникновения правоотношений по возведению спорного объекта недвижимости регулировался Временным положением о порядке государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, утвержденным приказом Министерства Юстиции Украины от 07.02.2002 No7/5.

В пункте 1.4 указанного Положения определено, что право собственности на объект незавершенного строительства подлежит государственной регистрации в случае необходимости заключения сделки относительно объекта незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 4.2 Положения в случае проведения государственной регистрации возникновения, перехода или прекращения права собственности, на объект незавершенного строительства к заявлению о государственной регистрации прав заявителем (заявителями) прилагаются документы, которые удостоверяют право на земельный участок, и разрешение, на выполнение строительных работ, их копии, документы, которые подтверждают оплату за проведение государственной регистрации прав, выдачу выписки о государственной регистрации прав и предоставлении выписок из Реестра прав, а также другие документы, предусмотренные положением.

Из материалов дела следует, что спорный объект недвижимости, на который истец просит признать право собственности, в эксплуатацию не введен, т.е. является фактически объектом незавершенного строительства. Из представленных сторонами документов не усматривается, что ООО «Компания «Инфант» заключало договор относительно объектов незавершенного строительства для возможности последующей государственной регистрации права собственности, а также то, что земельный участок, находящийся под спорными объектами принадлежал на праве собственности или ином праве ООО «Компании «Инфант».

В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Как следует из материалов дела, 10.12.2004 между Севастопольским городским советом и Коммунальным предприятием «Генеральная дирекция Киевского городского совета по обслуживанию иностранных представительств», на основании Решения Севастопольского городского совета №2338 от 19.10.2004 заключен договор аренды земельного участка, общей площадью 2,5607 га, расположенного в районе бухты Круглая.

Целевое назначение – коттеджная застройка по обслуживанию иностранных представительств. Срок договора – 49 лет.

28.12.2005 между Коммунальным предприятием «Генеральная дирекция Киевского городского совета по обслуживанию иностранных представительств» и ООО «Компания «Инфант» был заключен договор о совместной инвестиционной деятельности № 294/05. Предметом договора является совместная деятельность по проектированию и строительству на земельном участке общей площадью 2,5607 га, расположенного в районе бухты Круглая коттеджей и объектов инфраструктуры, на земельном участке площадью 0,5443 га – гостинично-жилого комплекса с паркингом и объектами инфраструктуры.

Согласно пункту 3 договора вкладом коммунального предприятия в инвестиционную деятельность является право пользования земельными участками, что составляет 10% капиталовложений, вкладом компании "Инфант" являются собственные и привлеченные денежные средства, что составляет 90% капиталовложений. Дополнительным соглашением от 20.10.2009 к договору от 28.12.2005 стороны изменили размер вкладов соответственно на 5% и 95%.

17.01.2011 стороны договора о совместной деятельности подписали акт распределения результатов совместной деятельности, согласно которому построены коттеджи за № с разной степенью готовности (от 20% до 50%); компания "Инфант" получит в собственность коттеджи за №, .

Как следует из положений п. 4.2.10 договора от 28.12.2005 года о совместной инвестиционной деятельности № 294/05, заключенного между КП «Генеральная дирекция Киевского городского совета по обслуживанию иностранных представительств» и ООО «Компания «Инфант», стороны предусмотрели, что после регистрации в Управлении Госархстройконтроля акта сдачи домов в эксплуатацию, подписание Акта распределения площади в соответствии с условиями п. 5.1. этого Договора. Указанный акт будет неотъемлемой частью настоящего Договора.

Таким образом, до завершения строительства, ввода объектов в эксплуатацию и подписания акта распределения площадей ООО «Компания «Инфант» не имела права распоряжения возводящимися объектами недвижимости.

Как следует из раздела 1 указанного договора общество до введения объектов в эксплуатацию осуществляло функцию заказчика строительства, с правом привлечения на паевых началах к участию в финансировании третьих лиц.

Вместе с тем условиями договора от 28.12.2005 года о совместной инвестиционной деятельности № 294/05 не предусматривалось права общества на отчуждение объекта незавершенного строительства в пользу третьих лиц, в том числе и лиц, участвующих в финансировании.

Таким образом, договор от 27.08.2018 года № 08/11-10 о совместном паевом участии в строительстве коттеджа, заключенный ФИО3 с ООО «Компания «Инфант» на осуществление финансирование строительства объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, не является самостоятельным основанием возникновения права собственности ФИО3 на спорный объект незавершенного строительства.

Также не могут, является основанием для возникновения права собственности на спорный объект доводы иска относительно производства ФИО3 работ и несение финансовых затрат по окончанию строительства.

Доводы истца о том, что спорный объект был поставлен на кадастровый учет 29.04.2015 года с указанием на правообладателя собственника - ООО «Компания «Инфант» (кадастровый ), как ранее учтенное право, что давало основания для распоряжения имуществом, суд находит несостоятельными.

Как следует из материалов дела спорному объекту незавершенного строительства в ходе регистрации права 28.06.2011 года КП "Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества" Севастопольского городского Совета, за ООО «Компания «Инфант» на объект незавершенного строительства, коттеджная застройка по обслуживанию иностранных представительств по адресу <адрес>, был присвоен в соответствии с законодательством Украины кадастровый .

Вместе с тем осуществление кадастрового учета на спорный объект незавершенного строительства, не свидетельствует о наличии у ООО «Компания «Инфант» права распоряжения им в пользу третьих лиц, что исключает возможность признания за ФИО3 права собственности на объект незавершенного строительства, поскольку государственная регистрация права собственности за продавцом на момент заключения договора купли-продажи от16.12.2014 года осуществлена не была.

Доводы иска о нарушении права ООО «Компания «Инфант» на спорный объект незавершенного строительства включением его в Реестр собственности города Севастополя и регистраций права собственности за субъектом Российской Федерации – городом федерального значения Севастополь не свидетельствуют о возникновении прав на спорный объект ФИО3

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении искового заявления ФИО3 о признании права собственности на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый .

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Мотивированный текст решения изготовлен 23.03.2019 года.

Председательствующий по делу

судья /подпись/ Н.В. Моцный

Решение не вступило в законную силу

Копия верна:

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя Н.В. Моцный