Решение.
Именем Российской Федерации.
25 сентября 2012 года.
Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Конных Т.В.,
при секретаре Туякиной Е.Н.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Рязанской области – ФИО2,
представителя соответчика Администрации города Рязани - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску ФИО4 ФИО8 к Министерству социальной защиты населения Рязанской области, Министерству регионального развития РФ, Администрации города Рязани о признании права на предоставление меры социальной поддержки,
установила:
ФИО4 обратился в суд с иском к МСЗН Рязанской области, Министерству регионального развития РФ о признании права на предоставление меры социальной поддержки. Требования мотивированы тем, что истец является ветераном боевых действий, проходивших на территории республики Афганистан в ДД.ММ.ГГГГ., с 1993 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в общей очереди. Просит признать за ним право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О ветеранах».
Определением суда от 7 августа 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Определением суда от 29 августа 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация города Рязани.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала по тем же основаниям.
Представитель ответчика – МСЗН Рязанской области иск не признала, пояснив, что ФИО4 состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в общей очереди, в сводный список нуждающихся в улучшении жилищных условий не включен, поэтому должен обеспечиваться жильем в соответствии с ЖК РФ.
Представитель соответчика – Администрации города Рязани иск не признала по аналогичным основаниям.
Представители соответчика – Министерства регионального развития РФ, третьего лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина не явки не известна.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
При этом положениями статьи 3 названного закона определен круг лиц, являющихся ветеранами боевых действий, к числу которых отнесены военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях в Афганистане с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 16 названного Федерального закона ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1-2 ст. 23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Распоряжением Правительства Рязанской области от 23.12.2005 N 464-р уполномоченным органом по использованию средств федерального бюджета, направленных на обеспечение жильем определено МСЗН Рязанской области.
Вопросы предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем на территории Рязанской области регулируются Законом Рязанской области от 02.03.2010 г. N12-ОЗ «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в Рязанской области».
Указанным законом утвержден Порядок обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», в соответствии с которым обеспечение жильем ветеранов осуществляется в виде перечисления денежных средств на приобретение жилья.
Обеспечение жильем осуществляется в порядке очереди, сформированной МСЗН Рязанской области на основании списков граждан, представленных исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований Рязанской области.
Как следует из материалов дела, истец ФИО4 является ветераном боевых действий, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником штаба в/ч № записями в военном билете истца серии № выданном Клепиковским районным военным комиссариатом Рязанской области ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о праве на льготы.
Наряду с этим, установлено, что с 1991 года ФИО4 с составом семьи 4 человека проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма. Общая площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м., жилая – <данные изъяты> кв.м.
Прав на иное жилое помещение ФИО4 и члены его семьи не имеют.
Указанные обстоятельства подтверждаются: реестром БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, справкой ООО «ЖКО №» от ДД.ММ.ГГГГ о составе семьи, справками Рязанского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, выписками из ЕГРП, выданными Регистрационной палатой <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ
Также из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации г.Рязани в общей очереди под номером №
Будучи ветераном боевых действий, истец относится к числу лиц, которых в силу их статуса государство определило в качестве нуждающихся в особых мерах социальной защиты и поддержки.
Площадь занимаемого истцом жилья 17, 5 кв.м. объективно не обеспечивает достойных условий проживания и обусловливает возникновение нуждаемости в их улучшении.
Наличие данной нуждаемости у истца подтверждено в настоящем судебном заседании представителем соответчика - Администрации города Рязани.
Оценивая доводы сторон и представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что поскольку ФИО4 является ветераном боевых действий, нуждается в улучшении жилищных условий, встал на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, то он подлежит обеспечению жильем в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах".
Довод МСЗН Рязанской области о том, что истец состоит в общей очереди нуждающихся, на момент постановки на учет документы о праве на льготы не представил, не был включен в список лиц, имеющих право на первоочередное получение жилья, соответственно не был включен в сводный список нуждающихся в улучшении жилищных условий вставших на учет до 1 января 2005 года, в связи с чем должен обеспечиваться жильем в соответствии с ЖК РФ, основан на неверном толковании действующего законодательства.
Нормами ФЗ «О ветеранах» право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем обусловлено лишь тремя факторами: статус - ветеран боевых действий; объективная нуждаемость в улучшении жилищных условий; постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
Статус истца как ветерана боевых действий, объективная нуждаемость в улучшении жилищных условий, постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года ответчиками не оспариваются.
То обстоятельство, что истец был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на общих основаниях, а не в льготную очередь, не может вести к умалению жилищных прав истца, поскольку Федеральный закон "О ветеранах" не ставит реализацию права на меру социальной поддержки в зависимость от того, в какой очереди общей или льготной ветеран состоял на учете.
Жилищное законодательство, действующее на момент постановки ФИО4 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (ст. 36 ЖК РСФСР) и Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.01.1983 N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям", предусматривали первоочередное предоставление жилья военнослужащим Советской Армии, проходящим службу в составе ограниченного контингента советских войск, временно находящихся в Демократической Республике Афганистан.
Документом, подтверждающим право на указанную льготу, являлось специальное свидетельство о праве на льготы.
Указанное свидетельство было выдано истцу в 1985 году.
Учитывая изложенное, довод представителя МСЗН РО о том, что право на первоочередное получения жилья возникло у истца только в 1995 году с принятием ФЗ «О ветеранах» является несостоятельным.
Законом РФ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях в Афганистане (с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года) отнесены к ветеранам боевых действий, имеющих право на меры социальной поддержки.
Указанный закон в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, предусматривал для ветеранов боевых действий нуждающихся в улучшении жилищных условий первоочередное обеспечение жильем.
Федеральным законом от 29.12.2004 г. N 199-ФЗ порядок обеспечения жильем ветеранов боевых действий была изменен: тем из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было предоставлено право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, (которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона), а принятые на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 23.2 ФЗ "О ветеранах" полномочия по предоставлению указанных мер социальной поддержки ветеранов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусмотрены в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Первоначально вопросы предоставления ветеранам меры социальной поддержки по обеспечению жильем были регламентированы Законом Рязанской области от 20 июля 2006 года N 77-ОЗ "Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в Рязанской области" и Порядком предоставления субсидий на приобретение жилого помещения в собственность гражданам, проживающим на территории Рязанской области и имеющим право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Рязанской области от 29 августа 2006 года N 212.
Согласно пунктам 2 - 3 указанного Порядка (в первоначальной редакции) исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований Рязанской области в срок до 1 октября 2006 года представляли в управление труда и социальной защиты населения Рязанской области (далее - уполномоченный орган) списки граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года. Уполномоченный орган на основании списков, представленных исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований Рязанской области, формировал сводный список граждан.
Поскольку при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 1993 году истец не представил свидетельство о праве на льготы в мэрию г. Рязани, он был поставлен на учет в общую очередь, соответственно после внесения изменений в ФЗ «О ветеранах» 29.12.2004 г. не был включен в сводный список ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, сформированный МСЗН РО на основании сведений муниципальных образований Рязанской области.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что с 14 февраля 2008 года ФИО4 неоднократно обращался в Администрацию города Рязани с заявлениями о включении в сводный список, с приложением документов о праве на льготы.
В удовлетворении заявлений ему было отказано.Истец обжаловал отказ Администрации города Рязани в суде. Решением Советского районного суда города Рязани от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ФИО4 было отказано. При этом в решении суда указано, что доводы истца о праве на меру социальной поддержки могут иметь значение при рассмотрении спора в исковом производстве.
Учитывая изложенное, ссылка представителя МСЗН РО на указанное решение суда, является несостоятельной.
Оценивая доводы сторон и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что поскольку до 1 января 2005 года ФИО4 имел статус ветерана боевых действий, нуждался в улучшении жилищных условий, имел право на первоочередное предоставление жилого помещения, встал на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, он подлежит обеспечению жильем в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах".
Принимая решение, суд не может не учитывать конкретные обстоятельства настоящего дела, а именно то, что с 2008 года истец неоднократно обращался с заявлениями о включении в сводный список ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, предоставлял документы о льготах.
В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют свое право на жилище в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Федеральный закон "О ветеранах" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, предусматривал для ветеранов боевых действий нуждающихся в улучшении жилищных условий первоочередное обеспечение жильем. Такое регулирование имело целью создание для данной категории граждан льготных условий реализации конституционного права на жилище, а основанием для бесплатного первоочередного предоставления жилья за счет средств федерального бюджета выступало наличие у гражданина специального правового статуса ветерана боевых действий, которым, в свою очередь, обусловливается соответствующая конституционно-правовая обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ порядок обеспечения жильем ветеранов боевых действий была изменен: тем из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было предоставлено право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, а принятые на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета сохранилось лишь в отношении тех ветеранов боевых действий, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на первоочередное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
Таким образом, при переходе к новому правовому регулированию обеспечения жилыми помещениями ветеранов боевых действий и принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, соответствующие правовые механизмы, позволяющие с учетом специфики правового статуса этих лиц обеспечить сохранение достигнутого уровня защиты их прав и свобод, гарантий их социальной защищенности в равной мере с гражданами той же категории, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года не были предусмотрены, необходимые условия, в том числе финансовые, для обеспечения их жилыми помещениями не созданы.
Первоначальная редакция подпункта 3 пункта 1 статьи 16 ФЗ "О ветеранах" означала наличие у ветеранов боевых действий приоритета перед гражданами, состоящими в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья.
В настоящее время отсутствуют нормы жилищного законодательства Российской Федерации, которые устанавливали бы правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений ветеранам боевых действий, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 г., так и после этой даты.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, правовая ситуация истца является аналогичной той, относительно которой Конституционным Судом Российской Федерации была сформулирована правовая позиция в Постановлении от 10 ноября 2009 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности п. 2 ч. 1 ст. 14 и п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).
Согласно указанной правовой позиции при установлении соответствующего правового регулирования и внесении в него изменений законодатель должен соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и исходить из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П и от 5 апреля 2007 года N 5-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, при внесении в законодательство изменений, касающихся форм обеспечения граждан жильем, законодателю надлежит иметь в виду, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 15 июня 2006 года N 6-П и от 5 апреля 2007 года N 5-П).
Указанным Постановлением Конституционного суда РФ положения п. 2 ч. 1 ст. 14 и п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам-инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 г., так и после этой даты.
С учетом указанной позиции Конституционного суда РФ, суд приходит к выводу, что предназначение мер социальной поддержки, их правовая природа предопределяют характер обязанностей государства по отношению к ветеранам боевых действий, как лицам, имеющим особый правовой статус, изменение в отношении них формы предоставления данной меры социальной поддержки не может осуществляться без установления надлежащих гарантий, направленных на создание реальной возможности получения жилья.
В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации изменение условий и порядка обеспечения жильем ветеранов боевых действий нуждающихся в улучшении жилищных условий, допустимо лишь при введении гарантий, в равной мере обеспечивающих предоставление указанной меры социальной поддержки как гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, так и гражданам, относящимся к той же категории, но вставшим на учет после этой даты.
Между тем обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета только в отношении ветеранов боевых действий, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, при отсутствии адекватных социальных гарантий для лиц, относящихся к той же категории граждан, но вставших на учет после 1 января 2005 года, приводит к снижению уровня их социальной защиты по сравнению с лицами, принятыми на учет до 1 января 2005 года, влечет необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после 1 января 2005 года). Такая дифференциация - при наличии у ветеранов боевых действий одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения - в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории ветеранов боевых действий и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Статья 16 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту, а потому не может рассматриваться как основание для умаления жилищных прав истца.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении от 27 февраля 2012 года N3-П, в котором Конституционный Суд дал оценку конституционности положений абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", указал, что оспариваемое законоположение не соответствует Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащаяся в нем норма, связывая право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений с датой их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, лишает граждан, поступивших на военную службу до 1 января 2005 года и принятых на соответствующий учет после этой даты, возможности получения данной меры социальной поддержки на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые были приняты на учет до 1 января 2005 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, судья
решила:
Признать за ФИО4 ФИО9 право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Рязани в течение месяца с момента изготовления его мотивированной части.
Судья