ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1095/2021 от 27.09.2021 Саровского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 2-1095/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. ФИО3

Саровский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Ковалева Э.В., при секретаре Сазановой Т.Д., с участием прокурора ЗАТО г. ФИО3 Нижегородской области ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по прокурора ЗАТО г. ФИО3 Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Сарова Нижегородской области об обязании разработать и принять нормативный правовой акт,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЗАТО г. ФИО3 Нижегородской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Сарова Нижегородской и просит обязать ответчика разработать и принять нормативный правовой акт, определяющий порядок предоставления муниципальной услуги по согласованию изменения фасадов, замены или устройства их отдельных элементов, размещения дополнительного оборудования, дополнительных элементов и устройств (блоки кондиционирования, антенное оборудование, баннеры, вывески, указатели, информационные доски и т.п.) в соответствии с решением Городской Думы г. ФИО3 от ****-гд, указывая следующее. Прокуратурой ЗАТО г.ФИО3 проведена проверка администрации г. Сарова, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о порядке оказания муниципальных услуг. Проведенной проверкой установлено, что в соответствии с п. 7.1.2.3 Правил благоустройства территории города ФИО3, утвержденных решением Городской Думы г. ФИО3 от ****-гд, изменение фасадов, замена или устройство их отдельных элементов, размещение дополнительного оборудования, дополнительных элементов и устройств (блоки кондиционирования, антенное оборудование, баннеры, вывески, указатели, информационные доски и т. п.) на фасадах подлежит согласованию с Администрацией и собственником зданий или сооружений. В соответствии с пунктом 7.1.1.5 Правил не допускается наличие на зданиях, строениях, сооружениях, ограждениях, иных архитектурных элементах каких-либо самовольно нанесенных надписей, размещение объявлений, расклеивание информационных материалов вне специально отведенных для этого мест. Владельцы, пользователи зданий, строений, сооружений, ограждений, иных архитектурных элементов, управляющие и эксплуатирующие организации должны устранять самовольно нанесенные надписи, размещенные объявления, расклеенные информационные материалы на принадлежащих им и (или) эксплуатируемых ими объектах в срок не более 5 дней. Не допускается осуществление мероприятий по реконструкции, переоборудованию (переустройству) зданий и их конструктивных элементов, устройство пристроек, навесов и козырьков, крепление к зданиям (их конструктивным элементам) различных растяжек, подвесок, вывесок, рекламных конструкций, плакатов и других устройств без получения разрешений, предусмотренных действующим законодательством, что указывает на необходимость разработки административного регламента предоставления соответствующей муниципальной услуги. **** прокурором ЗАТО г. ФИО3 в адрес Главы администрации города Сарова направлено представление об устранении нарушений законодательства о порядке оказания муниципальных услуг за . Указанное представление было рассмотрено администрацией города Сарова Нижегородской области **** и признано подлежащим удовлетворению, при этом в ответе на представление от **** за было указано, что разработку соответствующих муниципальных правовых актов администрация города Сарова обязуется осуществить до декабря 2020 года. Проведенной контрольной проверкой исполнения требований, изложенных в представлении от ****, установлено, что администрацией города Сарова Нижегородской области во исполнение требований представления от **** были приняты меры по разработке нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы размещения и содержания информационных конструкций на территории города Сарова Нижегородской области, а также согласования размещений информационных конструкций с администрацией города Сарова. В целях устранения указанных в представлении нарушений администрацией города Сарова запланировано принятие двух муниципальных правовых актов, а именно: правил размещения и содержания информационных конструкций на территории города Сарова Нижегородской области и административного регламента «Согласование размещения информационной конструкции». В октябре 2020 года департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Сарова разработан проект муниципального правового акта, устанавливающего требования к размещению и содержанию информационных конструкций на территории города Сарова Нижегородской области, проведены публичные консультации в отношении соответствующего проекта постановления администрации города Сарова «Об утверждении Правил размещения и содержания информационных конструкций на территории города Сарова Нижегородской области», при этом до настоящего времени департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Сарова проводится работа по устранению замечаний, выявленных в ходе проведения правовой экспертизы указанного проекта нормативного правового акта в рамках проведения оценки регулирующего воздействия. Как установлено проведенной проверкой, административный регламент «Согласование размещения информационной конструкции» будет принят после принятия постановления администрации города Сарова «Об утверждении Правил размещения и содержания информационных конструкций на территории города Сарова Нижегородской области», соответственно проверкой установлено, что на момент проверки соответствующие муниципальные правовые акты в установленном порядке не утверждены и не приняты, в связи с чем прокурором ЗАТО г. ФИО3 **** за в адрес главы города Сарова вновь внесено представление об устранении нарушений законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг, которое рассмотрено администрацией города Сарова, признано обоснованным и удовлетворено. Как следует из ответа администрации города Сарова от **** за администрация города Сарова обязуется предпринять безотлагательные меры по принятию вышеуказанного муниципального нормативного правового акта, устанавливающего требования к размещению (установке) и содержанию (эксплуатации) информационных конструкций на территории города Сарова, а также административного регламента и предоставить их копии в адрес прокурора ЗАТО г. ФИО3 в максимально короткие сроки, но не позднее трех месяцев с даты окончания рассмотрения настоящего представления. Таким образом, в нарушение требований законодательства о порядке оказания государственных и муниципальных услуг администрацией города Сарова до настоящего времени не принят спорный нормативный правовой акт. Отсутствие спорного нормативного правового акта отражается на качестве оказываемых муниципальных услуг, создает неопределенность для граждан и организаций о порядке и сроках оказания муниципальных услуг, нарушает интересы неопределенного круга лиц.

В ходе рассмотрения дела прокурором ЗАТО г. ФИО3 Нижегородской области были уточнены исковые требования, в соответствии с которыми просил обязать ответчика разработать и принять нормативный правовой акт, определяющий порядок предоставления муниципальной услуги по согласованию изменения фасадов, замены или устройства их отдельных элементов, размещения информационных конструкций на фасадах зданий в соответствии с решением городской Думы г. ФИО3 от ****-гд, установить ответчику срок для выполнения указанных действий в соответствии со ст. 206 ГПК РФ.

В судебном заседании прокурор ЗАТО города ФИО3 Нижегородской области ФИО1 уточненные исковые требования поддержал по указанным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования признала частично, по указанным в отзыве на иск основаниям. Как следует из отзыва на исковое заявление, в октябре 2020 года департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Сарова разработал проект постановления об утверждении Правил размещения и содержания информационных конструкций на территории города Сарова, в период с 16 октября по **** проведена оценка регулирующего воздействия, в ходе которой проект был размещен на сайте в сети Интернет. После проведения указанной процедуры и доработки проекта с учетом поступивших замечаний из Аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области, он был направлен на согласование в отраслевые (функциональные) структурные подразделения Администрации города Сарова. Далее проект дорабатывался разработчиком проекта - департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Сарова с учетом замечаний, поступивших от отраслевых (функциональных) структурных подразделений Администрации города Сарова. Поскольку замечания потребовали значительной переработки текста проекта: изменение наименования, переработка теста проекта с учетом нового наименования, существенное изменение формата приложений, перенесение из приложений требований в текст проекта, дополнение нормами с целью устранения пробелов в регулировании, то повторно возникла необходимость проведения оценки регулирующего воздействия. На сегодняшний день переработанный проект постановления об утверждении Требований к установке (размещению), содержанию информационных конструкций прошел повторно процедуру оценки регулирующего воздействия в период с **** по ****, доработан с учетом поступивших замечаний, в том числе замечаний из Аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области, согласован со всеми структурными подразделениями и находится в стадии доработки разработчиком проекта - департаментом архитектуры и градостроительства по замечаниям, поступившим по результатам правовой экспертизы от юридического управления. Проект административного регламента на предоставление муниципальной услуги Администрации города Сарова «Установка информационной конструкции согласование дизайн-проекта размещения информационной конструкции» разработанный департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Сарова, размещен для независимой экспертизы на сайте Администрации города ФИО3 с ****, дорабатывался с учетом замечаний, поступивших к проекту постановления об утверждении Требований к установке (размещению), содержанию информационных конструкций и в ближайшее время будет передан на согласование в структурные подразделения Администрации.

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов муниципальных образований.

При этом в силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от **** «О прокуратуре Российской Федерации» целями деятельности прокуратуры являются, в том числе, обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Прокурор, осуществляющий проверку соблюдения требований законодательства, а также предъявляя в суд заявление в интересах субъекта Российской Федерации об устранении выявленных нарушений, действует в соответствии с требованиями закона и в интересах государства.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Прокуратурой ЗАТО г. ФИО3 в ходе проведения проверки были выявлены нарушения со стороны администрации города Сарова Нижегородской области законодательства о порядке оказания муниципальных услуг.

Проверкой установлено, что в соответствии с п. 7.1.2.3 Правил благоустройства территории города ФИО3, утвержденных решением городской Думы г. ФИО3 от ****-гд, изменение фасадов, замена или устройство их отдельных элементов, размещение дополнительного оборудования, дополнительных элементов и устройств (блоки кондиционирования, антенное оборудование, баннеры, вывески, указатели, информационные доски и т.п.) на фасадах подлежит согласованию с Администрацией и собственником зданий или сооружений.

В соответствии с пунктом 7.1.1.5 Правил не допускается наличие на зданиях, строениях, сооружениях, ограждениях, иных архитектурных элементах каких-либо самовольно нанесенных надписей, размещение объявлений, расклеивание информационных материалов вне специально отведенных для этого мест. Владельцы, пользователи зданий, строений, сооружений, ограждений, иных архитектурных элементов, управляющие и эксплуатирующие организации должны устранять самовольно нанесенные надписи, размещенные объявления, расклеенные информационные материалы на принадлежащих им и (или) эксплуатируемых ими объектах в срок не более 5 дней.

**** прокурором ЗАТО г. ФИО3 в адрес главы администрации города Сарова направлено представление об устранении нарушений законодательства о порядке оказания муниципальных услуг за . Указанное представление было рассмотрено администрацией города Сарова Нижегородской области **** и признано подлежащим удовлетворению, при этом в ответе на представление от **** за было указано, что разработку соответствующих муниципальных правовых актов администрация города Сарова обязуется осуществить до декабря 2020 года.

Проведенной контрольной проверкой исполнения требований, изложенных в представлении от ****, установлено, что администрацией города Сарова Нижегородской области во исполнение требований представления от **** были приняты меры по разработке нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы размещения и содержания информационных конструкций на территории города Сарова Нижегородской области, а также согласования размещений информационных конструкций с администрацией города Сарова.

В апреле 2021 года прокурором ЗАТО ФИО3 было вновь внесено представление в адрес Администрации города Сарова от **** об устранении нарушений законодательства о порядке оказания муниципальной услуги.

В ответе на представление Администрация города Сарова письмом от **** исх. сообщила, что признает представление подлежащим удовлетворению и обязуется принять необходимые нормативно-правовые акты, устанавливающие требования к размещению и содержанию информационных конструкций и административный регламент на предоставление муниципальной услуги по согласованию размещения информационной конструкции не позднее трех месяцев с даты окончания рассмотрения представления (до ****).

В октябре 2020 года департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Сарова разработан проект муниципального правового акта, устанавливающего требования к размещению и содержанию информационных конструкций на территории города Сарова Нижегородской области, проведены публичные консультации в отношении соответствующего проекта постановления администрации города Сарова «Об утверждении Правил размещения и содержания информационных конструкций на территории города Сарова Нижегородской области», при этом до настоящего времени департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Сарова проводится работа по устранению замечаний, выявленных в ходе проведения правовой экспертизы указанного проекта нормативного правового акта в рамках проведения оценки регулирующего воздействия.

В силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от **** № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В силу статьи 2 Федерального закона от **** № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Исходя из взаимосвязанного толкования требований ст. 2, п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от **** № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и п.п. 7.1.1.5, 7.1.2.3 Правил благоустройства территории города ФИО3, утвержденных решением городской Думы г. ФИО3 от ****-гд, согласование изменения фасадов, замена или устройство их отдельных элементов, размещения информационных конструкций на фасадах зданий, а также осуществление мероприятий по реконструкции, переоборудованию (переустройству) зданий и их конструктивных элементов, устройство пристроек, навесов и козырьков, крепление к зданиям (их конструктивным элементам) различных растяжек, подвесок, вывесок, рекламных конструкций, плакатов и других устройств указывает на необходимость разработки административного регламента предоставления соответствующей муниципальной услуги.

Отсутствие нормативного правового акта, регламентирующего порядок оказания муниципальной услуги, определяющего состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, формы контроля за исполнением регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего услугу, а также их должностных лиц, отражается на качестве оказываемых муниципальных услуг, создает неопределенность для граждан и организаций о порядке и сроках оказания муниципальных услуг, нарушает интересы неопределенного круга лиц.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание, что принятие нормативно-правового акта потребует временных затрат, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда – по ****.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора ЗАТО г. ФИО3 Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Сарова Нижегородской области об обязании разработать и принять нормативный правовой акт удовлетворить.

Обязать администрацию города Сарова Нижегородской области в срок по **** разработать и принять нормативный правовой акт, определяющий порядок предоставления муниципальной услуги по согласованию изменения фасадов, замены или устройства их отдельных элементов, размещения информационных конструкций на фасадах зданий в соответствии с решением городской Думы г. ФИО3 от ****-гд.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья

Э.В. Ковалев