Дело № 2-51/2024
УИД- 75RS0005-01-2023-001150-53
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2023 года г. Петровск-Забайкальский
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего Балабановой Н.В.,
при секретаре Белоусовой А.Ю.,
с участием помощника Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора Гатановой К.Д. (далее-прокурор),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности осуществить постановку на учет в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии бесхозяйных объектов недвижимого имущества,
установил:
и.о. Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора (далее-также прокурор) обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Петровск-Забайкальской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о собственности и водоснабжении, в ходе которой выявлено незаконное бездействие администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район»: проверка показала, что на ряд объектов водоснабжения в установленном законом порядке не зарегистрировано право собственности, а именно:
- централизованная система холодного водоснабжения, расположенная по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Тарбагатай, ул. Заводская 31;
- централизованная система холодного водоснабжения, расположенная по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Тарбагатай, ул. Станционная 57;
- централизованная система холодного водоснабжения, расположенная по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Баляга, ул. Шоссейная, 25а;
- централизованная система холодного водоснабжения, расположенная по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Баляга, ул. Пролетарская, 22;
- здание водокачки, расположенное по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Тарбагатай, ул. Горьковская, 2;
- водозаборная скважина, расположенная по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Тарбагатай, ул. Кооперативная, 2а;
- здание водокачки, расположенное по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Харауз, ул. Зелёная, 2а;
- здание водокачки, расположенное по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Катангар, ул. Центральная, 77;
- здание водокачки, расположенное по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, л/у. Катангар, ул. Нагаева, 11;
- здание водокачки, расположенное по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Орсук, ул. Трактовая, 14а;
- здание водокачки, расположенное по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Орсук, ул. Кооперативная, 1;
- здание водокачки, расположенное по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Зугмара, ул. Колхозная, 2а.
Данное бездействие препятствует их законному использованию, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и сбоев при оказании услуг водоснабжения и водоотведения, что нарушит права и законные интересы неопределенного круга граждан, организаций, являющихся потребителями коммунальных услуг, а также нарушает положения действующего законодательства о водоснабжении и водоотведении.
В связи с изложенным прокурор просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер к признанию права собственности на вышеперечисленные объекты водоснабжения и возложить на ответчика обязанность в течение одного года с момента вступления решения в законную силу принять исчерпывающие меры к признанию права собственности на данные объекты водоснабжения.
В ходе рассмотрения дела прокурор исковые требования уточнил, просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер к признанию права собственности на объекты водоснабжения:
- централизованная система холодного водоснабжения, расположенная по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Тарбагатай, ул. Заводская 31;
- централизованная система холодного водоснабжения, расположенная по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Тарбагатай, ул. Станционная 57;
- здание водокачки, расположенное по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Тарбагатай, ул. Горьковская, 2;
- водозаборная скважина, расположенная по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Тарбагатай, ул. Кооперативная, 2а;
- здание водокачки, расположенное по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Орсук, ул. Кооперативная, 1;
- здание водокачки, расположенное по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Зугмара, ул. Колхозная, 2а.
Возложить на ответчика обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу осуществить постановку на учет в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии указанных бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
В судебном заседании прокурор уточненные исковые требования поддержала.
Ответчик, третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, кроме прочего, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии со ст. 17 вышеуказанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» водопроводная сеть включает в себя комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения. При этом, объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения является инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа, муниципального района водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Согласно п.п. 1-5 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
В силу п. 10.1 ст. Градостроительного кодекса Российской Федерации под линейными объектами понимаются – линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
Судом установлено, что Петровск-Забайкальской межрайонной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории Петровск-Забайкальского района на ряд объектов водоснабжения, расположенных на территории сельских поселений, в установленном законом порядке не зарегистрировано право собственности, а именно:
- централизованная система холодного водоснабжения, расположенная по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Тарбагатай, ул. Заводская 31;
- централизованная система холодного водоснабжения, расположенная по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Тарбагатай, ул. Станционная 57;
- здание водокачки, расположенное по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Тарбагатай, ул. Горьковская, 2;
- водозаборная скважина, расположенная по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Тарбагатай, ул. Кооперативная, 2а;
- здание водокачки, расположенное по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Орсук, ул. Кооперативная, 1;
- здание водокачки, расположенное по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Зугмара, ул. Колхозная, 2а.
В качестве бесхозяйных данные объекты на учет не поставлены. Каких-либо мер для постановки указанных объектов на учет в качестве бесхозяйных ответчиком не принималось.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены, доказательств иного не представлено.
Данные обстоятельства свидетельствуют о незаконном бездействии администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район», препятствуют законному использованию объектов водоснабжения, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и сбоев при оказании услуг водоснабжения и водоотведения, что нарушит права и законные интересы неопределенного круга граждан, организаций, являющихся потребителями коммунальных услуг, а также нарушает положения действующего законодательства о водоснабжении и водоотведении.
В связи с изложенным суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 173 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования и.о. Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район», выразившееся в непринятии мер к признанию права собственности на следующие объекты водоснабжения:
- централизованная система холодного водоснабжения, расположенная по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Тарбагатай, ул. Заводская 31;
- централизованная система холодного водоснабжения, расположенная по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Тарбагатай, ул. Станционная 57;
- здание водокачки, расположенное по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Тарбагатай, ул. Горьковская, 2;
- водозаборная скважина, расположенная по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Тарбагатай, ул. Кооперативная, 2А;
- здание водокачки, расположенное по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Орсук, ул. Кооперативная, 1;
- здание водокачки, расположенное по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Зугмара, ул. Колхозная, 2а.
Возложить на администрацию муниципального района «Петровск-Забайкальский район» обязанность в течение 1 года со дня вступления настоящего решения суда в законную силу осуществить постановку на учет в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии вышеуказанных бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.В. Балабанова
В окончательной форме решение принято 16 января 2024 года.