Дело № 2-1095/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Кабанск 25 декабря 2023 года
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Максимова А.А., при секретаре Галдановой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Кабанского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Кабанский район», Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кабанского района Республики Бурятия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Кабанский район» об обязании в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку в 500м от АЗС «Роснефть», по объездной дороге, площадью 0,4га, объемом 25 м3 (координаты: 52°03’07.4"N, 106°37’53.3"E), несанкционированную свалку за кладбищем с. Кабанск, площадью 1га. объемом 35 м3. (координаты: 52°02’24.2"N, 106°39’05.7"E); несанкционированную свалку за с. Нюки, площадью 1 га, объемом 50 м3 (координаты: 52°01’34.2"N, 106°42’44.2"E), расположенные на территории муниципального образования сельского поселения «Кабанское»; несанкционированную свалку площадью 0,4 га, объемом 15 м3. (координаты: 52°01’16.3"N, 106°49’51.5"E), расположенную на территории муниципального образования сельского поселения «Брянское», к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить в равных долях финансирование мероприятий по их ликвидации.
Прокурор Кабанского района Республики Бурятия обратился в суд с аналогичным иском к администрации МО ГП «Каменское», Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия соответственно обязать администрацию МО ГП «Каменское» ликвидировать несанкционированную свалку площадью 0,8 га, объемом 35 м3 (координаты: 51°59’19.70"N, 106°36’22.55"E), несанкционированную свалку площадью 0,6га, объемом 43 м3 (координаты: 51°59’19.70"N, 106°36’22.55"E), расположенные на территории городского поселения «Каменское», обязать Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить в равных долях финансирование мероприятий по ее ликвидации.
Определением суда данные гражданские дела объединены в одно производство.
Определением уда от 25.12.2023 г. прекращено производство по делу ввиду отказа истца от иска в части требований по несанкционированным свалкам за кладбищем с. Кабанск, площадью 1га, объемом 35 м3. (координаты: 52°02’24.2"N, 106°39’05.7"E), за с. Нюки, площадью 1 га, объемом 50 м3. (координаты: 52°01’34.2"N, 106°42’44.2"E), расположенным на территории муниципального образования сельского поселения «Кабанское», и по несанкционированным свалкам площадью 0,8 га, объемом 35 м3 (координаты: 51°59’19.70"N, 106°36’22.55"E), площадью 0,6га, объемом 43 м3 (координаты: 51°59’19.70"N, 106°36’22.55"E), расположенным на территории муниципального образования городского поселения «Каменское».
Представитель истца по доверенности Дарменко Д.П. на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика администрации МО «Кабанский район» по доверенности Усова Е.В. исковые требования не признала, представила письменный отзыв на них, суду пояснила, что обязанность должна быть возложена на регионального оператора ООО «ЭкоАльянс».
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на исковые требования, просил в иске к нему отказать. В другом судебном заседании посредством видеоконференцсвязи представитель по доверенности Егорова Е.С. исковые требования не признала, суду пояснила, что Минприроды РФ не вправе осуществлять функции по управлению государственным имуществом, это относится к ведению Росимущества. Как указано в Постановлении Конституционного суда РФ от 30.05.2023 № 27-П, разрешение вопроса о софинансировании мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, возможно при условии, если возникновение или продолжение функционирования спорных мест несанкционированного размещения отходов не вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица. Согласно требований федеральных законов, муниципальное образование обязано следить за своей территорией и осуществлять действия по ликвидации свалок. В рамках рассмотрения данного дел важно установить объем свалок и сумму, которая требуется для ее устранения. С учетом этого уже разрешать вопрос о софинансировании.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о его времени и месте, представил письменный отзыв на исковые требования о несогласии с ними.
Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о его времени и месте, отзыва (возражений) не представил.
Представитель третьего лица Министерства финансов Республики Бурятия в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковые требования, в котором мнение об их обоснованности не выразил.
Представитель третьего лица Правительства Республики Бурятия в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о его времени и месте. В другом судебном заседании представитель по доверенности Митыпова Е.В. поддержала исковые требования к органам местного самоуправления, возражала против них в части возложения финансирования на Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Республики Бурятия, суду пояснила, что ссылка на Постановление Конституционного суда преждевременна, так как данное постановление также регламентирует, что впредь до внесения соответствующих изменений в законодательство РФ в части возложения на органы местного самоуправления допускает принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанности по ликвидации несанкционированных свалок за счет средств местного бюджета. Также предусматривается взыскание с муниципальных образований расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест, в случае, когда органы местного самоуправления обеспечивают такую ликвидацию самостоятельно, заключив соответствующий договор с региональным оператором. Поскольку на момент рассмотрения данного спора в законодательство не были внесены изменения, обязанность по ликвидации свалок за счет средств местного бюджета, должны быть возложены на Администрацию Кабанского района и администрацию городского поселения «Каменское». В Республике Бурятия предусмотрена региональная программа «Охрана окружающей среды», где предусмотрен порядок предоставления субсидий муниципальным образованиям для ликвидации несанкционированных свалок по решению суда. В случае принятия судебного решения, имеется возможность обратиться в Министерство природных ресурсов Республики Бурятия для получения субсидии. В случае возложения на Минприроды России и Минприроды Бурятии данную обязанность по софинансированию данных мероприятий, не определено количество финансовых средств. Не понятен механизм реализации данного решения. С учетом Постановления Конституционного суда №27-П, у муниципалитета будет право на возмещение понесенных расходов за счет Федерального бюджета и средств бюджета субъекта РФ.
Представитель третьего лица УФК по Республике Бурятия в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о его времени и месте, отзыва (возражений) не представил.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом из пояснений лиц, участвующих в деле, материалов дела установлено, что на территории МО СП «Кабанское» имеется - несанкционированная свалка в 500 м от АЗС «Роснефть», по объездной дороге, примерной площадью 0,4га, объемом 25 м3. (координаты: 52°03’07.4"N, 106°37’53.3"E).Отходы, образованные от жизнедеятельности людей. Морфологический состав мусора разнообразен и включает в себя: битое стекло, автомобильная резина, элементы домашней мебели, полиэтиленовые мешки, пластик.
На территории МО СП «Брянское» имеется несанкционированная свалка примерной площадью 0,4га, объемом 15 м3. (координаты: 52°01’16.3"N, 106°49’51.5"E). Отходы, образованные от жизнедеятельности людей. Морфологический состав мусора разнообразен и включает в себя: битое стекло, автомобильная резина, элементы домашней мебели, полиэтиленовые мешки, пластик.
Земельные участки, на которых расположены указанные свалки отходов, являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно паспорту национального проекта «Экология», утвержденному Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, одним из целевых показателей является комфортная и безопасная среда для жизни и ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде.
Федеральный проект «Чистая страна» национального проекта «Экология» предусматривает показатели национального проекта, на достижение которого направлен названный федеральный проект, а именно: ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе находящихся в собственности Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» Байкальская природная территория – территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
В соответствии со статьей 6 данного закона на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал, химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов. радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления.
Таким образом, наличие несанкционированных свалок является видом деятельности, запрещенным в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории озера Байкал.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пунктам 5, 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В силу статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района в том числе относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов;
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с пунктом 3 данной статьи органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно части 6 статьи 6 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 № 1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республики Бурятия» запрещается выгрузка и размещение отходов на несанкционированных свалках, захламление земель.
В соответствии со статьей 4.1 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 № 1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республики Бурятия» органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия осуществляют полномочия в области обращения с отходами в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно пункту 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, собственник участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
На основании пункта 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст) собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Таким образом, по общему правилу обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов возлагается на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а при их отсутствии - на орган местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Таким образом, несанкционированное размещение отходов находится на земельных участках из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми: расположенными на территории МО СП «Кабанское» и МО СП «Брянское» принадлежат органам местного самоуправления муниципального района, при этом земельные участки, на которых располагаются несанкционированные свалки, в пользование иным лицам Администрацией МО «Кабанский район» не передавался, в связи с чем ответственность за содержание данных участков, включая организацию ликвидации несанкционированной свалки коммунальных отходов, несет Администрация МО «Кабанский район».
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 года N 27-П по делу о проверке конституционности ряда положений о порядке ликвидации несанкционированных свалок, на которое ссылается истец, указано на необходимость определения судом при рассмотрении дел данной категории объема необходимого финансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, а также органов государственной власти, полномочных и обязанных участвовать в ликвидации свалок.
Вместе с тем, механизм определения объема финансирования законодательно не установлен, в связи с чем объем необходимого финансирования до начала ликвидации несанкционированной свалки, принимая во внимание и то обстоятельство, что может продолжить расти в размерах (объеме) и пополняться, что не оспаривалось ответчиком, невозможно определить, судебная коллегия не усматривает оснований для возложения на Минприроды РФ и Республики Бурятия соответствующих обязанностей.
Принимая во внимание, что соответствующие изменения с учетом нормативного толкования, данного Конституционным Судом РФ, в правовое регулирование в настоящее время не внесены, ответчик в соответствии с положениями пункта 2 упомянутого постановления не лишен права в случае полного исполнения за счет бюджета муниципального района после вынесения настоящего судебного решения на возмещение части расходов, фактически понесенных им на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора) из федерального бюджета либо из бюджета субъекта Российской Федерации.
В этой связи в иске к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия должно быть отказано.
Согласно статье 12 ГК РФ к способам защиты гражданских прав относятся присуждение к исполнению обязанности в натуре и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а значит является надлежащим процессуальным истцом по данному делу.
С учетом чего исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить предложенный истцом срок исполнения решения суда, который является необходимым, разумным и достаточным с учетом необходимости финансирования мероприятий по устранению нарушений и их осуществлению. В случае необходимости ответчик не лишен права и возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Госпошлина взысканию с ответчика как с органа местного самоуправления не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Кабанского района Республики Бурятия (ИНН 0323059932, ОГРН 1020300990478) удовлетворить частично.
Обязать Администрацию муниципального образования «Кабанский район» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, находящуюся в 500 метрах от АЗС «Роснефть», по объездной дороге, площадью 0,4га, объемом 25 м3 (координаты: 52°03’07.4"N, 106°37’53.3"E), расположенную на территории муниципального образования сельского поселения «Кабанское»; несанкционированную свалку площадью 0,4 га, объемом 15 м3 (координаты: 52°01’16.3"N, 106°49’51.5"E), расположенную на территории муниципального образования сельского поселения «Брянское».
В остальной части исковых требований и в иске к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной мотивированной форме 25.12.2023 г.
Судья А.А. Максимов