Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Клин 31 мая 2016 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующий: судья Мирошниченко А.И.,
при секретаре Никоноровой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1096/16 по иску ФГУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с вышеперечисленными исковыми требованиями и указал следующее:
Капитан ФИО1 проходил военную службу в войсковой части /данные изъяты/. С /дата/ ФИО1 был зачислен в распоряжение командира войсковой части /данные изъяты/, с /дата/ по /дата/ проходил военную службу в распоряжении командира войсковой части /данные изъяты/.
За период с /дата/ по /дата/ Федеральным казенным учреждением «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее - ЕРЦ МО РФ) ответчику перечислены денежные средства в размере /сумма/. Данные денежные средства составляют ежемесячную надбавку за особые условия военной службы, ежемесячную надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну и премию за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей.
Произведенные выплаты подтверждаются расчетными листками с /дата/ по /дата/, а так же заявками на кассовый расход и реестрами на зачисление денежных средств (прилагаются).
После корректировки выплаты кадровыми органами о статусе военнослужащего, при начислении ответчику денежного довольствия за /дата/ и /дата/ руководствуясь п. 7 приказа Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2011 г. № 2700: «В случае если денежное довольствие военнослужащему выплачено в большем, чем следовало, размере, при выплате денежного довольствия за очередной месяц производится его перерасчет, но не более чем за три года, предшествовавшие перерасчету», ФКУ «ЕРЦ МО РФ» произвело корректировку денежного довольствия в сторону уменьшения за период /дата/ по /дата/ на /сумма/.
В /дата/. ФИО1 обратился с заявлением в 94 гарнизонный военный суд об оспаривании действий должностных лиц ФКУ «ЕРЦ МО РФ» в связи с произведенным перерасчетом в сторону уменьшения и удержаниями из его денежного довольствия за /дата/ и /дата/.
Решением 94 гарнизонного военного суда от /дата/ заявление ФИО1 было удовлетворено.
Во исполнение решения 94 гарнизонного военного суда ФКУ «ЕРЦ МО РФ» произвело выплату ФИО1 денежных средств в размере /сумма/ (в счет произведенных удержаний из его денежного довольствия за /дата/ и /дата/) в /дата/ Произведенные выплаты подтверждаются расчетным листком за /дата/. реестром № от /дата/ (прилагается).
Таким образом, датой причинения ущерба федеральному бюджету следует считать не /дата/ - /дата/., а /дата/, когда ФКУ «ЕРЦ МО РФ» выплатило ФИО1 ранее удержанные денежные средства по решению суда.
До этого времени сумма неположенной выплаты была погашена и не числилась в бюджетном учете ФКУ «ЕРЦ МО РФ». Как следствие до /дата/ ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не имело правовых оснований для обращения в суд с требованием к ответчику о взыскании неосновательного обогащения и не имело права обратиться за защитой «нарушенных прав» в период, когда неположенная выплата была возвращена в бюджет Российской Федерации (посредством удержания с военнослужащего).
Предметы и основания спора по указанным делам не являются тождественными, поскольку основанием обращения ФИО1 в суд является его право на ежемесячное вознаграждение в полном объеме за труд, посредствам прохождения военной службы, в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также Федеральным законом от 07 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», которое ответчику за октябрь, ноябрь 2012 г. было выплачено в меньшем, чем следовало размере, в связи с произведенными удержаниями.
Тогда как основанием обращения ФКУ «ЕРЦ МО РФ» с иском к ФИО1 является незаконное получение им в период с /дата/ по /дата/ надбавки за особые условия военной службы, ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, не полагающихся ему по закону, в связи с нахождением в распоряжении командира войсковой части /данные изъяты/ и далее - /данные изъяты/.
В соответствии с абз. 2,4 стр. 68 акта Счетной палаты Российской Федерации «Проверка законности, эффективности и целевого использования средств Федерального бюджета, направленных в /дата/ и истекшем период /дата/. на реформирование и функционирование системы финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации» от /дата/ установлено, что в бюджетном учете ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не учтены в качестве ущерба суммы денежных средств, выплаченных ФКУ «ЕРЦ МО РФ» за период /дата/. и /дата/. по судебным решениям, предметом взыскания по которым явились суммы перерасчета денежного довольствия военнослужащих (Выписка из Акта Счетной палаты прилагается).
В Акте Счетной палаты так же отмечено: учитывая, что перерасчеты денежного довольствия военнослужащих осуществлялись в СПО «Алушта» в целях возмещения неположенных выплат (переплат) денежного довольствия, суммы таких выплат (переплат) денежного довольствия, не возмещенных военнослужащим или лицам, виновными в их допущении, являются ущербом для государства.
Представлением, адресованным Министерству обороны РФ от /дата/., Счетная палата РФ признала сумму излишне выплаченного денежного довольствия военнослужащему ФИО1 необоснованной, что послужило основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.
Таким образом, факт неположенной выплаты ответчику был определен контрольным органом с даты исполнения решения 94 гарнизонного военного суда от /дата/
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал в постановлениях от 26 декабря 2002 года N 17-П, от 17 мая 2011 года N 8-П и от 21 марта 2013 года N 6-П, что, заключая контракт о прохождении военной службы, гражданин реализует конституционное право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности. Также, в указанных судебных актах определено, что военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и осуществляемой в публичных интересах.
Этим обусловливается правовой статус военнослужащих, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству. Военная служба отличается от других видов трудовой деятельности, и поэтому реализация конституционного права на труд в условиях военной службы имеет свои особенности. Так, порядок выплаты денежного довольствия военнослужащим регулируются нормами не трудового или гражданского, а военного законодательства (Определение Конституционного Суда от 30.09.2004 № 322-0).
Абзацем 2 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 29 мая 2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснено, что военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. В связи с этим правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей, являются публично-правовыми, согласно правовым позициям, высказанным Европейским Судом по правам человека, споры, связанные с прохождением военной службы, не являются спорами гражданских правах, в том числе при наличии требований материального характера.
Тем самым, военно-служебные отношения характеризуются особыми публичными правами и обязанностями военнослужащих, которые не имеют аналогов в частно-правовых отношениях, а также в иных государственно-служебных отношениях. Для таких отношений характерен метод исключительно законодательного регулирования в отличие от договорного регулирования, преобладающего в трудовом праве.
Данная позиция находит свое отражение и в п. 3 ст. 2 ГК РФ, согласно которому к имущественным отношениям, основанным на административном и ином властном подчинении одной стороны другой гражданское законодательство не применяется.
Выплаты, составляющие денежное довольствие военнослужащих, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 07 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Закон о денежном довольствии).
Так, согласно статье 38 данного закона, в период нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжении командира (начальника), ему выплачивается оклад по воинскому званию, оклад по последней занимаемой воинской должности и ежемесячная надбавка за выслугу лет. При этом на основании Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 № 8 при прохождении военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, выплачивается денежное довольствие с учетом коэффициентов и процентных надбавок.
Кроме того, согласно п. 82 приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» премия не выплачивается военнослужащим в период нахождения в распоряжении командиров (начальников), за исключением периодов временного исполнения ими обязанностей по вакантным воинским должностям.
Аналогичные положения содержатся в п. 6 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за добросовестное и эффективное исполнении должностных обязанностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от /дата/№ и введенных в действие с /дата/
Тем самым, в период спорных правоотношений Ответчику со счета ЕРЦ МО РФ перечислены денежные средства, которые в соответствии с действующим законодательством ему не полагались и были выплачены ему излишне.
При этом выплата указанной суммы не явилась следствием ошибочных действий ЕРЦ МО РФ, а произошла по причине нарушения алгоритма расчета денежного довольствия, поскольку все данные в СПО «Алушта» вводят кадровые органы и расчетный центр не обладает сведениями о составе и размере денежного довольствия каждого военнослужащего (в ЕРЦ МО РФ не поступают ни приказы, ни штат). В соответствии с Положением о ЕРЦ МО РФ от 21 октября 2011 года и «Временным порядком взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы», ЕРЦ МО РФ осуществляет лишь расчет и перечисление денежных средств.
Таким образом, денежные средства подлежат возврату ЕРЦ МО РФ как излишне выплаченные. При этом, перечисление премии при изложенных обстоятельствах противоречит действующему законодательству и нарушает законные права и интересы государства.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2001 года № 5-П, не должен нарушаться справедливый баланс между правом военнослужащего на получение денежного довольствия в качестве вознаграждения за службу и правомерными интересами общества и государства, в соответствии с которыми подлежит признанию и защите имущество, находящееся в федеральной собственности, в том числе денежные средства, выплаченные военнослужащему в большем, чем следовало, размере.
Требование о возврате не полагающихся по закону денежных средств, выплаченных военнослужащему, направлено также на своевременное и справедливое финансовое обеспечение военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, сбалансированность и стабильность бюджетной системы Российской Федерации и является одним из способов контроля Министра обороны Российской Федерации за целевым расходованием бюджетных средств в соответствии с его компетенцией.
Таким образом, возврат излишне выплаченных денежных средств направлен в том числе на обеспечение стабильности, целостности и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.
Истец просит взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в /сумма/ как излишне выплаченные.
Представитель истца ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Ответчик в судебное заседание не явился, своевременно уведомлен о месте и времени судебного заседания по адресу, указанному в иске, возражений по иску не представил, почтовое уведомление, направленное в адрес ответчика по адресу, указанному в иске, возвращено в суд без вручения за истечением срока хранения.
Проверив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
Выплаты, составляющие денежное довольствие военнослужащих, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 07 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Согласно п. 28 ст. 2 указанного Закона, в период нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжении командира (начальника) ему выплачиваются оклад по воинскому званию, оклад по последней занимаемой воинской должности и ежемесячная надбавка за выслугу лет в порядке, предусмотренном руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно абзацу 4 п. 82 приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» премия не выплачивается военнослужащим в период нахождения в распоряжении командиров (начальников), за исключением периодов временного исполнения ими обязанностей по вакантным воинским должностям.
Аналогичные положения содержатся в п. 6 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за добросовестное и эффективное исполнении должностных обязанностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года № 993 и введенных в действие с 1 января 2012 года.
Учитывая, что ответчик с /дата/ был зачислен в распоряжение командира войсковой части /данные изъяты/, с /дата/ по /дата/ проходил военную службу в распоряжении командира войсковой части /данные изъяты/ и за период с /дата/ по /дата/ ответчику необоснованно были начислены денежные средства в виде ежемесячной надбавки за особые условия военной службы, ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, которые в соответствии с действующим законодательством ему не полагались и были выплачены ему излишне, заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно расчетному листу за /дата/ спорная /сумма/ перечислена истцом в адрес ответчика, с указанного времени суд исчисляет срок исковой давности по данному спору в три года, установленный ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации. Дата поступления искового заявления на почту указана нечетко, исковое заявление поступило в почтовое отделение, обслуживающее суд, /дата/.
Госпошлина с указанной суммы, рассчитанная согласно п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет /сумма/, которую, согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд взыскивает с ответчика в доход государства.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ,
суд
Р Е Ш И Л:
1. Иск - удовлетворить.
2. Взыскать с ФИО1 в пользу ФГУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» излишне выплаченные денежные средства в размере /сумма/
3. Взыскать с ФИО1 в доход государства госпошлину в размере /сумма/
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мособлсуд через Клинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 03 июня 2016 года.
Судья - подпись