ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1096/23 от 13.09.2023 Ленинскогого районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

УИД 24RS0032-01-2022-004816-38

Дело № 2-1096/23

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2023 года г. Красноярск

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Чернякова М.М.,

при секретаре Левияйнен А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению НАА к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Вектор» (далее по тексту ООО УК «Вектор») о признании действий по распространению персональных данных незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к ООО УК «Вектор» о признании действий по распространению персональных данных незаконными.

Исковые требования мотивировала тем, что является собственником жилого помещения в многоквартирном доме расположенного по адресу <адрес>, кроме того является председателем дома. Управление домом осуществляет ответчик. 20.12.2017 года истец как председатель дома подписала договор управления многоквартирным домом с ООО УК «Вектор», которая в свою очередь разместило указанный выше договор на общедоступном сайте в сети интернет Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее по тексту ГИС ЖКХ). В договоре в разделе «реквизиты сторон» указаны персональные данные истца, подпись со ссылкой на реестр собственников, а именно: фамилия, имя, отчество, адрес прописки (адрес места жительства). В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» сбор, обработка, передача, распространение персональных данных возможны только с согласия субъекта персональных данных, при этом согласие должно быть конкретным. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу. Истец не давала своего согласия ответчику на обработку своих персональных данных с целью размещения их на общедоступных ресурсах, сайтах, веб-страницах в интернете и других публичных источниках информации. 07.09.2022 года истец обратилась через ресурс ГИС ЖКХ к ответчику с требованием удалить персональные данные, однако требование ответчиком не выполнено.

На основании вышеизложенного истец просит признать действия ответчика ООО УК «Вектор» по распространению персональных данных истца на сайте ГИС ЖКХ в соответствии с ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» не законным, взыскать государственную пошлину в размере 300 руб.

Истец НАА в судебном заседание требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме, дополнительно пояснила, что согласия на обработку ее персональных данных, а именно фамилии, имени и отчества, а также адрес проживания и регистрации ответчику не давала, в связи с чем полагает действия ответчика не законными.

Представитель ответчика ООО УК «Вектор» Ауздайчер М.Г. возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала свой отзыв, пояснив, что на основании протокола общего собрания собственники многоквартирного дома решили предоставить истцу полномочия по заверению оригинала договора управления, в подтверждение идентичности его условий, условиям договора, утвержденного общим собранием, полномочиями истец воспользовалась, и оригинал договора управления заверила. Договор управления опубликован в ГИС ЖКХ, так как объем информации, подлежащий раскрытию Управляющими организациями в системе ГИС ЖКХ на сайте dom.gosuslugi.ru, строго регламентирован нормами жилищного законодательства, в частности ч. 10.1 ст. 161 Жилищного Кодекса РФ и положениями ФЗ от 21.06.2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Перечень информации, которую Управляющие организации размещают в ГИС ЖКХ, утвержден приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.02.2016 г. № 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Согласно п. 8 приказа документы, предусмотренные составам информации, в том числе решения, договоры, протоколы размещаются в системе в виде электронных образов документов. Электронный образ документа – это электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе. Документы, которые создаются на бумаге, размещаются в ГИС ЖКХ в виде электронного образа документа. В приказе Росреестра от 30.04.2014 года № П/203 перечислены требования к электронным образам бумажных документов, а именно вся информация, загружаемая в ГИС ЖКХ, должна быть доступна для чтения, читаема, не должна быть зашифрована или защищена программными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с ее содержанием документа без средств расшифровки, нельзя допускать замазывания или за штрихования. Кроме того, в настоящее время, договор управления, не доступен к просмотру, так как находится в архиве по причине подписания собственниками помещений в доме договора управления от 10.03.2023 № 1 в новой редакции, утвержденной общим собранием собственников. Действия управляющей компании в части размещения информации соответствуют требованиям предъявляемым к размещению информации. Дополнительно пояснила, что с идентичными требованиями истец обращалась ранее через систему ГИС ЖКХ, на что ей был дан ответ, не согласившись с ответом, истец обратилась с жалобой в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, по результатам проверки нарушений не выявлено. В связи с чем, просит отказать в исковых требованиях в полном объеме.

Представитель третьего лица Енисейское управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Енисейское управление Роскомнадзора) в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, прислала пояснение, в котором просила рассмотреть дело в отсутствии представителя, дополнительно указав, что согласно положению о Енисейском управлении Роскомнадзора, утвержденному Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 № 42, управление является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных, за соблюдением законодательства РФ в сфере средств массовых коммуникаций и связи. В адрес управления из службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края поступила копия обращения НАА от 22.09.2022 года, содержащее доводы о нарушении ее прав и законных интересов как субъекта персональных данных ООО УК «Вектор». Управлением установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена скан-копия договора управления многоквартирным домом от 20.12.2017 г. Сведения относящиеся к НАА (ФИО и сведения о нахождении в собственности жилого помещения) содержатся в разделе договора с реквизитами и подписями сторон. Как следует из договора, НАА является председателем многоквартирного дома, правовой статус которого определен положениями Жилищного кодекса РФ, в частности ст. 161.1 ЖК РФ. В связи с чем, сведения о НАА в информационной системе ГИС ЖКХ размещены как о должностном лице - председателе многоквартирного дома, выступающим подписантом договора управления многоквартирным домом. В рассматриваемом случае, сведения о НАА размещенные ООО УК «Вектор» в информационной сети ГИС ЖКХ не относятся к частной жизни, поскольку НАА выступает подписантом договора именно как должностное лицо. По результатам рассмотрения обращения управлением не установлено в действиях ООО УК «Вектор» признаков нарушения законодательства в области персональных данных.

Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, отвечающие принципам относимости и допустимости, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (статья 23, часть 1) и запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (статья 24, часть 1).

В силу ст. 19 Гражданского кодекса РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".

Судом при рассмотрении дела установлено, что согласно выписки из единого государственного реестра юридических лиц от 07.09.2023 года ООО УК «Вектор» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных Жилищным кодексом РФ.

Протоколом № б/н внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес> проведенного в форме очно-заочного голосования от 20.12.2017 года в качестве председателя совета многоквартирного дома выбрана истец НАА

Из п. 3 протокола следует, что председателю совета дома предоставляются полномочия по заверению оригинала договора управления, хранящегося в управляющей компании, в подтверждение идентичности его условий, условиям, утвержденным общим собранием собственников.

В тот же день между собственниками многоквартирного дома расположенного по адресу <адрес> заключен договор управления многоквартирным домом с ООО УК «Вектор» в лице директора Соколова А.В. Указанный договор в силу возложенных полномочий на председателя многоквартирного дома, НАА заверила оригинал договора своей подписью, в графе реквизитов указано: «Собственники согласно реестру подписей, председатель многоквартирного дома по адресу <адрес> собственник <адрес>НАА».

Согласно п. 7.12 вышеуказанного договора, электронный образ договора управления размещается на сайте раскрытия информации и является общедоступным для ознакомления.

Из ч. 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ следует, что Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Согласно п. 38 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в системе размещается информация об условиях договора управления многоквартирным домом, которые в обязательном порядке должны быть предусмотрены в таком договоре в соответствии с законодательством Российской Федерации, договор, а также предусмотренный законодательством Российской Федерации отчет о выполнении такого договора;

В соответствии с п. 14 и п. 14.1 состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ № 74 и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 114/пр от 29.02.2016 г., договор управления многоквартирным домом размещается управляющей организацией не позднее 7 дней со дня заключения договора управления либо дополнительного соглашения о внесении в него изменений.

Согласно пояснений сторон в судебном заседании вышеуказанный указанный договор управления многоквартирным домом опубликован ООО УК «Вектор» на общедоступном сайте в сети интернет государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) dom.gosuslugi.ru, что сторона ответчика не отрицает, кроме того подтверждается стороной истца скриншотом с общедоступного сайта в сети интернет ГИС ЖКХ.

Как следует из предоставленного в материалы дела скриншота портала ГИС ЖКХ (dom.gosuslugi.ru) 07 сентября 2022 года истец обратилась с требованием к ООО УК «Вектор» (номер обращения 24-2022-11965) об удалении ее персональных данных размещённых на ресурсе ГИС ЖКХ которые содержатся в договоре управления многоквартирным домом, с указанием, что согласия на размещение ее персональных данных не давала.

Согласно ответа ООО УК «Вектор» на вышеуказанное обращение истца, следует, что «объем информации подлежащий размещению в системе ГИС ЖКХ строго регламентирован нормами права, в том числе приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.02.2016 г. № 74/114/пр».

Кроме того, истец обратилась в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края № 24-2022-12701 от 22.09.2022 г., направленное посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) о защите прав и законных интересов как субъекта персональных данных, которое перенаправлено для рассмотрения по существу, принятия мер реагирования и ответа в Енисейское управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Согласно представлено ответа на судебный запрос представитель третьего лица Енисейского управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Енисейское управление Роскомнадзора) следует, что обстоятельства, указанные в обращении НАА не подпадают под основания, установленные для внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок, в связи с чем, обращение НАА не являлось основанием для проведения Управлением внеплановой проверки. Вместе с тем, управлением дан ответ о результатах рассмотрения обращения истца, согласно которого нарушений прав и законных интересов, как субъекта персональных данных ООО УК «Вектор» не установлено, поскольку сведения размещенные ООО УК «Вектор» в информационной системе «ГИС ЖКХ» не относятся к частной жизни, поскольку НАА выступает подписантом договора, как должностное лицо.

С данным ответом суд согласиться не может, так как из термина должностное лицо следует, что это гражданин (постоянно или временно либо в соответствии со специальными правомочиями), осуществляющий функции исполнения властных полномочий либо выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных, муниципальных и иных учреждениях и организациях, обладающий публично-правовым статусом и хотя бы минимальной возможностью приводить в действие принудительный механизм правообеспечения.

Должностными признаются лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в соответствующих государственных и местных органах власти и учреждениях.

Истец НАА действительно является стороной подписанного договора управления в качестве председателя совета многоквартирного дома, которой предоставлены полномочия по заверению оригинала договора управления, хранящегося в управлении компании, в подтверждение идентичности его условий утвержденным общим собранием собственников, однако признаков и полномочий должностного лица в должности председателя многоквартирного дома суд не усматривает.

Полномочия председателя совета многоквартирного дома определены ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ, согласно которой он, представляя интересы дома, вправе вести переговоры по условиям договора управления многоквартирным домом, поставке коммунальных услуг, осуществлять контроль по договорам на выполнение работ, оказание услуг, а также на основании доверенности, выданной собственниками, может заключать договор управления многоквартирным домом либо договоры, связанные с содержанием и текущим ремонтом общего имущества, поставкой коммунальных услуг, и представлять интересы собственников в суде, а также органах исполнительной власти.

По сути, председатель многоквартирного дома представляет интересы дома, контролирует и ведет переговоры с управляющей организаций от лица всех собственников, доводит до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме результаты переговоров с управляющей компанией, таким образом, истец в должности председателя дома является субъектом персональных данных. Кроме того, истец, являясь председателем совета многоквартирного дома расположенного по адресу <адрес> так же является и собственником жилого помещения расположенного в данном доме.

Согласно п. 3.1.23 договора управления многоквартирного дома от 20.12.2017 года управляющая компания обязана обеспечить конфиденциальность персональных данных собственника помещения и безопасности этих данных при их обработке.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных).

Таким образом, к персональным данным лица следует относить, прежде всего, его фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессию, доходы, а также другую информацию, при которой возможно идентифицировать конкретное лицо.

Из материалов дела следует, что свои персональные данные в виде фамилии, имени, отчества и адреса регистрации по месту жительства истец НАА предоставила при проведении внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес>, проведенного в форме очно-заочного голосования при выборе кандидата в председатели совета многоквартирного дома.

Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных":

- обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3).

Таким образом, персональные данные истца получены ответчиком на законных основаниях, поэтому ООО УК «Вектор» вправе было обрабатывать, использовать полученные персональные данные с соблюдением условий конфиденциальности и безопасности.

Положения статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" предусматривают, что лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не распространять и не раскрывать их третьим лицам без согласия на то субъекта персональных данных.

В материалах дела нет доказательств того, что истец дала согласие на распространение своих персональных данных. Как следует из пояснений истца такого согласия она не давала ООО УК «Вектор», что также не опровергается ответчиком.

Под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (п. 5 ст. 3).

Соответственно, размещение договора управления на общедоступный сайт в сети интернет ГИС ЖКХ информации, содержащей персональные данные истца следует квалифицировать, как обработку в виде распространения персональных данных (действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц), за что ответственность должна быть возложена на ответчика.

Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение факт распространения ответчиком ООО УК «Вектор» персональных данных НАА выразившегося в опубликовании договора управления многоквартирного дома в общедоступной сайте сети интернет на ГИС ЖКХ.

В ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение тот факт, что неправомерными действиями ответчика (при обработке персональных данных истца допущено их распространение виде опубликования договора управления), чем были нарушены личные неимущественные права истца, предоставленные статьей 23 Конституции Российской Федерации.

Из изложенного следует, что исковые требования истца НАА подлежат удовлетворению. Суд признает незаконными действия ответчика ООО УК «Вектор» по обработке - путем распространения персональных данных истца на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ с ответчика ООО УК «Вектор» в пользу НАА подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования НАА к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Вектор» (далее по тексту ООО УК «Вектор») о признании действий по распространению персональных данных незаконными- удовлетворить.

Взыскать с Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Вектор» в пользу НАА государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: М.М. Черняков