Дело № 2 -1097/2019
УИД 75RS0002 -01 -2019 -001356 -15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июля 2019 года г. Чита
Ингодинский районный суд г.Читы в составе
председательствующего судьи Порошиной Е.В.,
при секретаре Тангатовой Б.Ц.,
при участии помощника прокурора Ингодинского района г.Читы Хусаевой Б.Б.,
представителей ответчика АО «Силикатный завод» ФИО1, ФИО2
представителей ответчика Администрации городского округа «Город Чита» ФИО3, ФИО4, ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ингодинского района г.Читы <данные изъяты> поданное в интересах неопределенного круга лиц к АО «Силикатный завод», Администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности обеспечить круглосуточную бесперебойную подачу горячего, холодного водоснабжения и теплоснабжения в многоквартирные жилые дома, обеспечить доступ Администрации городского округа «Город Чита» для выполнения работ по технологическому присоединению к централизованной системе водоснабжения, организовать бесперебойную подачу горячего, холодного водоснабжения и теплоснабжения, возложении обязанности обеспечить котельную АО «Силикатный завод» неснижаемым нормативным запасом топлива
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ингодинского района г.Читы первоначально обратился в суд с вышеуказанным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой была проведена проверка в связи с информацией администрации Ингодинского района г.Читы об отключении АО «Силикатный завод» жилых домов пос. Антипиха от горячего водоснабжения. Установлено, что 25 декабря 2018г. между Администрацией городского округа «Город Чита» и АО «Силикатный завод» заключено соглашение о совместной организации работы по обеспечению горячего водоснабжения <адрес> В соответствии с данным соглашением АО «Силикатный завод» должно осуществлять эксплуатацию ЦТП и сетей горячего водоснабжения в целях бесперебойного снабжения населения и прочих потребителей горячей водой в пос. Антипиха на период с 17 января 2019г. до 01 июля 2019г. 04 июня 2019г. АО «Силикатный завод» в нарушение условий соглашения прекратило обеспечение потребителей горячим водоснабжением. Ссылаясь на положения п.14 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 8, ст.24 федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», п. 27 Правил горячего водоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 642, ч. 1 федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.2,2.2.,2.4 требований СаПиН 2.1.4.2496 -09, ст. 41,42 Конституции РФ, просил обязать администрацию городского округа «Город Чита», АО «Силикатный завод» обеспечить многоквартирные жилые дома в пос. Антипиха г.Чита горячим и холодным водоснабжением в соответствии с федеральными законами от 06.10.2003 г. № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 07.11.2011 г. № 416 –ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», от 30.03.1999 № 52 –ФЗ «О санитарно –эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.2,2.2,2.4 Санитарных норм и правил 2.1.4.2496 -09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
В судебном заседании представитель прокуратуры требования уточнял, окончательно просил обязать АО «Силикатный завод» обеспечить круглосуточную бесперебойную подачу горячего, холодного водоснабжения и теплоснабжения в многоквартирные жилые дома по адресам: <адрес> до вывода источника тепловой энергии (котельной) из эксплуатации. Обязать АО «Силикатный завод» обеспечить доступ Администрации городского округа «<адрес>» для выполнения работ по технологическому присоединению к централизованной системе водоснабжения, находящейся в абсолютных геодезических отметках точек технологического присоединения к централизованным сетям водоснабжения АО «Водоканал -Чита» многоквартирных жилых домов по адресам: <адрес> Точка №,47, точка №,84, точка №,18/699,98. Обязать Администрацию городского округа «<адрес>» организовать бесперебойную подачу горячего, холодного водоснабжения и теплоснабжения в соответствии с положениями, предусмотренными федеральными законами от 06.10.2012 г. № –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 07.11.2011 г. № –ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», 27.07.2010 г. № –ФЗ «О теплоснабжении», от 30.03.1999 № –ФЗ «О санитарно –эпидемиологическом благополучии населения» путем заключения соглашения о совместной организации работы по обеспечению теплоснабжением, горячим водоснабжением жителей многоквартирных жилых домов по адресам: <адрес>, до вывода источника тепловой энергии (котельной) из эксплуатации, в котором предусмотреть оплату понесенных АО «Силикатный завод» расходов за счет бюджета городского округа «Город Чита» и с учетом экономически обоснованных тарифов, согласованных с Региональной службой по тарифам Забайкальского края. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» обеспечить котельную АО «Силикатный завод» по адресу: <адрес>, <адрес>, неснижаемым нормативным запасом топлива в течение всего оказания обществом услуг по обеспечению жильцов многоквартирных жилых домов пос. Антипиха теплоснабжением и горячим водоснабжением. Ссылался на то, что п. 121 Правил № предусмотрено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальных услуг, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в п.п. «а», «б», и «д» п. 115 и п. «б» п. 117 настоящих Правил. Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством РФ и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (п.п. «б.» п. 122 Правил №). Для исполнителя установлена императивная обязанность предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. АО «Силикатный завод» в нарушение требований Правил №, заключенного с администрацией 25.12.2018 г. соглашения о совместной организации работы по обеспечению горячего водоснабжения пос. Антипиха, срок по которому истекал 01.07.2019г., без уведомления управляющих компаний и потребителей приостановил предоставление услуг по обеспечению горячим водоснабжением, чем нарушил права жильцов жилых домов пос. Антипиха. Остаток угля, приобретенного Администраций составляет более 2 тонн, которого хватило бы на 50 суток. В адрес Администрации городского округа «Город Чита» не поступало уведомления от АО «Силикатный завод» о выводе источника тепловой энергии из эксплуатации (котельная по <адрес> в соответствии с требованиями федерального закона № –ФЗ «О теплоснабжении», соответственно АО «Силикатный завод» обязан подавать ресурс для обеспечения населения горячим водоснабжением. Бюджет городского округа «Город Чита» ежегодно формируется с предельным уровнем дефицита, в связи с чем у Администрации отсутствуют достаточные финансовые средства для строительства и приобретения котельной. Постановлением Управления регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита» от 13.07.2016г. статус Единой теплоснабжающей организации присвоен АО «Силикатный завод» в зоне эксплуатационной ответственности и технологически связанной с ним системы теплоснабжения –<адрес>. Вид источника тепловой энергии – производственная котельная <адрес> В целях бесперебойной организации теплоснабжения п. Антипиха Администрацией генеральному директору АО «Силикатный завод» был предложен вариант –передачи ресурсоснабжающей организацией котельной АО «Силикатный завод» в аренду, либо в доверительное управление, однако АО не соглашается, несмотря на предпринятые администрацией меры по заключению соглашения. Решением Думы городского округа «Город Чита» от 13.06.2019г. № на обеспечение жителей многоквартирных домов в пос. Антипиха горячим водоснабжением выделены денежные средства 2,7 млн. руб. Администрация готова финансировать АО «Силикатный завод» расходы по дальнейшей эксплуатации объектов централизованной системы горячего водоснабжения. С 17.01.2010 г. будут выведены сети холодного водоснабжения и водоотведения, что повлечет нарушение прав потребителей, в связи с отсутствием другого источника водоснабжения и водоотведения. 30.05.2016г АО «Силикатный завод» обратился к и.о. руководителя администрации с уведомлением о сроках и причинах вывода тепловых сетей и ЦТП из эксплуатации, вывод которого Администрацией согласован на 01.06.2019г., при этом АО «Силикатный завод» не уведомило Администрацию о выводе источника тепловой энергии (котельной), соответственно источник тепловой энергии должен быть использован для обеспечения населения теплоснабжением. Источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность, признаются объектами теплоснабжения. Нормой ст. 21 закона № –ФЗ установлена обязанность собственников или законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей, согласования с органами местного самоуправления поселений городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, потребителями вывода из эксплуатации источника тепловой энергии. В силу п.14 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, вывод из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется на основании результатов рассмотрения уведомления о выводе из эксплуатации, направляемого в орган местного самоуправления собственником или иных законным владельцем указанных объектов. АО «Силикатный завод» уведомление в Администрацию о прекращении эксплуатации источника тепловой энергии (котельной) не направляло. В настоящее время отсутствуют иные источники обеспечения населения в пос. Антипиха коммунальными услугами по теплоснабжению и горячему водоснабжению, а с 17.01.2020 г. –холодному водоснабжению. АО «Силикатный завод», являясь гарантирующей организацией, не обеспечивает многоквартирные жилые дома пос. Антипиха горячим водоснабжением, в результате нарушаются права потребителей на получение коммунальных услуг, а с 15.09.2019 г. будут нарушены их права на теплоснабжение, а с 17.01.2020 г. на холодное водоснабжение, что недопустимо.
Представитель АО «Силикатный завод» ФИО1 исковые требования не признал, суду пояснил, что АО выполнило все требования законодательства и надлежаще согласовало вывод сетей теплоснабжения, горячего водоснабжения и сетей холодного водоснабжения, последние будут эксплуатироваться до 17.01.2020г. АО «Силикатный завод» не занимается своей основной деятельностью по производству силикатного кирпича, в связи с выполнением функций по обеспечению коммунальными ресурсами понес огромные убытки, которые не компенсируются в должном объеме, поскольку у населения огромные долги по коммунальным платежам, размер установленного тарифа по оплате для населения ограничен. Администрация городского округа «Город Чита» за время, прошедшее после уведомления о выводе сетей, не приняла действенных мер, не построила новую котельную, отказалась выкупить построенную на 70% котельную у АО «Силикатный завод», затратили огромные деньги на прокладку сетей холодного водоснабжения, хотя АО еще эксплуатирует сети до января 2020 г. Полагал, что истец изменил и основание и предмет иска, в связи с чем требования не подлежат рассмотрению. Не отрицал, что возражает против подключения Администрации городского округа «Город Чита» для выполнения работ по технологическому присоединению к централизованной системе водоснабжения, поскольку АО эксплуатирует данные сети до января 2020 г. АО «Силикатный завод», несет ответственность за качество воды. Неизвестно какая вода будет поступать по трубам после подключения, официального предложения и официального отказа в данном присоединении не имелось, все происходило на уровне рабочих. Администрация, несмотря на заключенное соглашение, не оплачивала некомпенсируемые убытки по холодному водоснабжению, которые также возникли, дело в Арбитражном суде не рассмотрено. Также не отрицал, что указанные в иске прокурора жилые дома и коттеджи обеспечиваются коммунальными ресурсами АО «Силикатный завод».
Представитель АО «Силикатный завод» ФИО2 исковые требования не признала, суду пояснила, что Постановление № и федеральный закон № в отношении АО «Силикатный завод» не применимы по горячему водоснабжению и теплоснабжению, так как АО не является ресурсоснабжающей организацией по теплоснабжению и горячему водоснабжению, так как прекратило подачу данного коммунального ресурса в соответствии с требованиям законодательства в связи с выводом систем горячего водоснабжения и теплоснабжения из эксплуатации. Федеральный закон «О теплоснабжении» регулирует горячее водоснабжение с использованием открытых систем, у АО «Силикатный завод» закрытые системы горячего водоснабжения. Вывод о том, что сети горячего водоснабжения необходимо выводить вместе с источником теплоснабжения- несостоятелен. В настоящий момент котельная отключена от электричества. Администрация городского округа «Город Чита» длительное время бездействует, внесли изменения в бюджет только на 2020 -2021 годы, то есть планируется строительство новой котельной только через 5 лет.
Представитель Администрации городского округа «Город Чита» ФИО3 полагала исковые требования обоснованными, указала, что администрация многократно предлагала АО «Силикатный завод» заключить соглашение о совместной деятельности, АО не идет ни на какие соглашения. Не имеется законных оснований на возмещение затрат за подачу холодного водоснабжения, поскольку не имеется специальных норм, регулирующих данные выплаты. Обеспечение доступа для выполнения работ по технологическому присоединению к централизованной системе водоснабжения будет означать врезку труб холодного водоснабжения, установление на них заглушек для дальнейшей эксплуатации АО «Силикатный завод» до срока вывода сетей из эксплуатации. Данный доступ необходимо провести в летнее время, провести испытания.
Представитель Администрации городского округа «Город Чита» ФИО4 полагала доводы искового заявления обоснованными, дополнительно пояснила, что АО «Силикатный завод» выдавало технические условия при строительстве жилых домов по <адрес> в г.Чите, то есть гарантировало жильцам поставку холодного, горячего водоснабжения и теплоснабжения, в настоящий же момент отказывается производить данную поставку по теплу и горячей воде.
Представитель Администрации городского округа «Город Чита» ФИО5 исковые требования поддержала, дала суду аналогичные пояснения.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, на круглогодичной производственной котельной АО «Силикатный завод» по адресу: <адрес> вырабатывается пар для производства силикатного кирпича, горячего водоснабжения и отопления многоквартирных домов и учреждений пос. Антипиха г.Читы. Также АО «Силикатный завод» обеспечивает холодным водоснабжением многоквартирные жилые дома, коттеджи и организации пос. Антипиха.
Факт того, что обеспечение жилых домов и коттеджей пос. Антипиха холодным, горячим водоснабжением и теплоснабжением по адресам, указанным в исковом заявлении прокурора, осуществляется АО «Силикатный завод», представителями АО «Силикатный завод» не оспаривался.
Как следует из материалов дела АО «Силикатный завод» 30.05.2016г. уведомило Администрацию городского округа «горд Чита» о согласовании вывода тепловых сетей и оборудования теплового пункта, расположенных по адресу: <адрес>, в районе <адрес><адрес> в срок до 01.07.2017г. в связи с экономической нецелесообразностью, из дальнейшей эксплуатации. Также были уведомлены потребители.
В соответствии со ст. 21 федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
Согласно ч. 3 ст. 21 данного закона, порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи, с особенностями, установленными для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.12 настоящего Федерального закона, и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации.
Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения (ч. 4 ст. 21) Орган местного самоуправления, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 21 закона)
В случае уведомления органа местного самоуправления собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей вправе продать муниципальному образованию указанные объекты по цене, которая ниже определенной оценщиком рыночной стоимости, или передать их безвозмездно. В случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей оно несет ответственность за их эксплуатацию (ч. 6 ст. 21 закона)
Вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается.
Аналогичные положения по порядку вывода из эксплуатации тепловых сетей, источников тепловой энергии содержатся в п. 14,18,19,21,22 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 г. №.
Как следует из материалов дела, вывод из эксплуатации источника тепловой энергии -котельной, АО «Силикатный завод» с Администрацией городского округа «Город Чита» не согласовывал.
12.10.2016г Администраций городского округа «Город Чита» потребовала приостановить вывод тепловых сетей и оборудования ЦТП из эксплуатации на срок 3 года, до 01 июня 2019г.
17.01.2017г. АО «Силикатный завод» уведомил Администрацию городского округа «Город Чита и потребителей о выводе из эксплуатации сетей системы горячего водоснабжения, ссылаясь на ч. 7 ст. 22 федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», п. 111,113 Правил горячего водоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. №, в срок до 17 января 2018г. в связи с экономической нецелесообразностью, просил согласовать данный срок.
Согласно п. 97 « Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006», утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 642, вывод в ремонт и (или) из эксплуатации объектов централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого осуществляется горячее водоснабжение с использованием указанных объектов.
В случае согласования вывода в ремонт и (или) из эксплуатации орган местного самоуправления обязан организовать горячее водоснабжение иными способами.
Собственники или иные законные владельцы объектов централизованной системы горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, планирующие вывод их из эксплуатации, не менее чем за 1 год до планируемого вывода из эксплуатации обязаны уведомить органы местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такое решение не предусмотрено схемой водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п. 112 Правил, орган местного самоуправления в течение 6 месяцев со дня получения уведомления о выводе объекта централизованной системы горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, из эксплуатации принимает решение о согласовании вывода указанного объекта, в том числе водопроводных сетей, из эксплуатации либо о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта. Собственники и иные законные владельцы объекта централизованной системы горячего водоснабжения, принявшие решение о выводе этого объекта из эксплуатации, не вправе отказать органам местного самоуправления в выкупе или заключении договора аренды такого объекта по цене или по размеру арендной платы, которые определяются независимым оценщиком, в случае, если такой объект используется для горячего водоснабжения населения.
Согласно п. 113 Правил, орган местного самоуправления вправе потребовать от собственника или иных законных владельцев объекта централизованной системы горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, приостановить вывод такого объекта из эксплуатации (консервацию или ликвидацию) на срок не более 1 года при наличии угрозы возникновения дефицита горячей воды, а собственник или иные законные владельцы обязаны выполнить требование органа местного самоуправления.
15 апреля 2017г. Администрация городского округа «Город Чита» приостановила вывод из эксплуатации системы горячего водоснабжения, на 1 год до 17 января 2019г.
Как следует из уведомления АО «Силикатный завод» от 17.01.2017г., АО уведомляет Администрацию городского округа «Город Чита» о выводе из эксплуатации сетей и оборудования систем холодного водоснабжения и водоотведения АО «Силикатный завод».
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в целях недопущения ущемления прав и законных интересов абонентов организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны согласовывать с органами местного самоуправления вывод объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации, в том числе в связи с консервацией или сносом (демонтажом) таких объектов.
Согласно ч. 2, ч. 3 указанной статьи, в случае, если вывод объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения из эксплуатации предусмотрен схемой водоснабжения и водоотведения, органы местного самоуправления обязаны уведомить собственников и иных законных владельцев указанного объекта о сроках и причинах такого решения не менее чем за один год до наступления указанного срока. Собственники или иные законные владельцы объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, планирующие вывод их из эксплуатации, не менее чем за один год до планируемого вывода обязаны уведомить орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такое решение не предусмотрено схемой водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с ч. 4, ч. 5, ч. 6 ст. 22 данного закона, орган местного самоуправления в течение шести месяцев с момента получения уведомления о выводе объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения из эксплуатации принимает решение о согласовании вывода указанного объекта из эксплуатации либо о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта. Собственники и иные законные владельцы объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принявшие решение о выводе этого объекта из эксплуатации, не вправе отказать в выкупе или заключении договора аренды такого объекта органу местного самоуправления по цене или по размеру арендной платы, которые определяются независимым оценщиком, в случае, если такой объект используется для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения населения. Орган местного самоуправления вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения приостановить их вывод из эксплуатации (консервацию или ликвидацию) на срок не более трех лет (одного года в случае вывода из эксплуатации объектов централизованной системы горячего водоснабжения) при наличии угрозы возникновения дефицита воды или сверхнормативных сбросов сточных вод, а собственники или иные законные владельцы указанных систем (объектов) обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае согласования вывода объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт или из эксплуатации орган местного самоуправления обязан организовать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение иными способами.
Администрация городского округа «Город Чита» в уведомлении от 13.02.2017г. в соответствии с п. 5 ст. 22 федерального закона от 07.12.2011 г. № 416 –фз «О водоснабжении и водоотведении», приостановила вывод сетей и оборудования системы холодного водоснабжения и водоотведения на 3 года до 17 января 2020 г.
Соглашением о совместной деятельности от 25 декабря 2018г., заключенным Администрацией городского округа «Город Чита» и АО «Силикатный завод», установлено, что АО «Силикатный завод» продолжает эксплуатацию ЦТП и сетей горячего водоснабжения в целях бесперебойного снабжения населения и прочих потребителей горячей водой в пос. Антипиха с 17.01.2019 г. до 01.07.2019г. Администрация городского округа «Город Чита» гарантирует возмещение некомпенсируемых финансовых убытков, возникающих в ходе эксплуатации сетей горячего водоснабжения.(п. 1)
Как установлено в судебном заседании, АО «Силикатный завод» отказался от исполнения данного соглашения в связи с неисполнением обязательств Администрации городского округа «Город Чита» по соглашению по оплате некомпенсируемых убытков.
В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении», горячая вода - вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой.
По смыслу указанной статьи, понятие горячей воды подразумевается как питьевая (техническая) вода, нагретая с использованием тепловой энергии и при необходимости, обработанной посредством очистки, химической подготовки и прочих технологических операций.
Тепловая энергия выделяется в результате химической и ядерной реакций, механического воздействия (трения) и может передаваться между телами благодаря их теплопроводности (конвекции и пр.). В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ "О теплоснабжении" тепловой энергией является энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление). При этом теплоносителем в порядке п. 4.1 ст. 2 ФЗ "О теплоснабжении" являются пар, вода, используемые для передачи тепловой энергии, а теплоноситель в виде воды может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Как установлено в судебном заседании, холодная вода из трех артезианских скважин, расположенных на территории АО «Силикатный завод», поступает из –под земли с помощью насосов в накопительные емкости АО «Силикатный завод». Далее холодная вода из накопительных емкостей поступает на ЦТП № пос. Антипиха. Из котельной АО «Силикатный завод» по паропроводу на Центральный тепловой пункт № 1 поступает пар. Холодная вода на ЦТП посредством нагревания с помощью пара и имеющихся на ЦТП паронагревателей превращается в горячую воду, которая идет на нужды потребителей, а также на теплоснабжение жилых домов и коттеджей, расположенных по адресам, указанным в исковом заявлении.
Таким образом, процессы теплоснабжения, холодного водоснабжения и горячего водоснабжения, имеющие место на ЦТП № и котельной АО «Силикатный завод» применительно к многоквартирным жилым домам и коттеджам в по. Антипиха в г.Чите, указанным в иске, взаимосвязаны.
АО «Силикатный завод» не согласовал Администрацией городского округа «Город Чита» вывод источника тепловой энергии –котельной, расположенной по адресу: <адрес>, в связи с чем порядок вывода из эксплуатации сетей теплоснабжения и сетей горячего водоснабжения не соблюден. Без холодного водоснабжения данные процесса провести также невозможно.
В соответствии с п. 3 ст. 19 федерального закона от 30.03.1999 г. № 52 –ФЗ «О санитарно –эпидемиологическом благополучии», население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно п. 4 ч 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6, п. 2 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Согласно п. 71 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Учитывая все изложенное в совокупности, суд приходит в к выводу о том, что до вывода источника тепловой энергии (котельной) из эксплуатации, АО «Силикатный завод» должно обеспечить круглосуточную бесперебойную подачу горячего, холодного водоснабжения (с учетом приближающегося срока вывода сетей холодного водоснабжения из эксплуатации) и теплоснабжения в многоквартирные жилые дома и коттеджи, указанные в исковом заявлении, в связи с чем исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.
Поскольку вывод сетей холодного водоснабжения согласован Администрацией городского округа «Город Чита» до 17 января 2020г., АО «Водоканал Чита» выполнил действия по подготовке централизованной системы холодного водоснабжения в пос. Антипиха г.Читы по договору, заключенному с Комитетом градостроительной политики Администрации городского округа «город Чита» от 31 июля 2018г., но АО «Силикатный завод» не позволяет произвести технологическое присоединение к централизованной системе водоснабжения к централизованным сетям водоснабжения АО «Водоканал Чита», а опровергающих данных факт доказательств суду не представлено, и данный процесс должен произойти в летнее время, необходимо провести испытания сетей, в связи с чем исковые требования в этой части также подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Поскольку Администрация городского округа «Город Чита» в свете требований действующего законодательства обязана организовать бесперебойную подачу горячего, холодного водоснабжения и теплоснабжения в многоквартирные жилые дома и коттеджи в пос. Антипиха, которую суд обязал обеспечить АО «Силикатный завод», то возмещением некомпенсируемых финансовых убытков, которые возникнут у АО «Силикатный завод» как разница между экономически обоснованными фактически понесенными расходами по обеспечению горячего, холодного водоснабжения и теплоснабжения и начислением потребителям за коммунальные ресурсы по тарифам, установленным Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, должна быть выплачена за счет бюджета городского округа «Город Чита» до вывода из эксплуатации источника тепловой энергии (котельной). Порядок, сроки и условия данных расчетов, с учетом настоящего решения суда, должны быть установлены соглашением о совместной организации работы по обеспечению теплоснабжением и горячим водоснабжением (холодная вода сейчас поставляется), которое Администрация городского округа «Город Чита» и АО «Силикатный завод» должны заключить. Суд также учитывал факт того, что представители Администрации городского округа «Город Чита» не возражали против удовлетворения исковых требований в данной части.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 г. № 190 –ФЗ, теплоснабажающие организации и теплосетевые организации обязаны осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии, организовывать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии, обеспечить безавараийную работу объектов теплоснабжения, обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Согласно п. 4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2002г. № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 г. № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии). В соответствии с п. 2,3 Порядка, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.
Согласно п. 20 Приказа, количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки в соответствии с таблицей 1, в которой установлено, что объем запаса твердого топлива, доставляемого железнодорожным транспортом должен составлять 14 суток, при поставке топлива автотранспортном запас топлива должен составлять 7 суток.
Как установлено в судебном заседании, АО «Силикатный завод» находится в трудном имущественном положении, имеет большую задолженность за потребленную электрическую энергию, в результате неуплаты которой отключено электроснабжение, что подтверждается материалами дела.
В связи с тем, что суд возложил обязанность на АО «Силикатный завод» по оказанию услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению, Администрация городского округа «Город Чита» не возражает против удовлетворения требований о возложении на нее обязанности по обеспечению котельной АО «Силикатный завод» по адресу: <адрес> неснижаемым нормативным запасом топлива в течение всего периода оказания обществом услуг по данному виду, таким образом, будет реализовываться обязанность Администрации городского округа «Город Чита» в том числе по организации бесперебойной подачи данного коммунального ресурса, то данные требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
По смыслу п. «в» ч. 3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
В соответствии с п. «в» ч. 122 данных Правил, действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно п. «а» ст. 33 Правил, потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Поскольку АО «Силикатный завод» предоставлялись услуги по холодному водоснабжению, по горячему водоснабжению (по соглашению), вопреки доводам АО «Силикатный завод» на него распространяют свое действие данные Правила.
Доводы АО «Силикатный завод» о том, что сети горячего водоснабжения необходимо выводить из эксплуатации без источника тепловой энергии суд не принимает, поскольку в рассматриваемом случае горячая вода - вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, полученной в том числе с помощью источника тепловой энергии.
Доводы о том, что решение суда будет неисполнимым в связи с отключением АО «Силикатный завод» от энергоснабжения, не свидетельствуют о том, что исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения, поскольку решением суда на Администрацию городского округа «Город Чита» возлагаются обязанности по организации работы АО «Силикатный завод» по обеспечению бесперебойной подачей коммунальных ресурсов путем заключения соглашения с оплатой понесенных заводов некомпенсируемых финансовых убытков.
Доводы представителей ответчика о том, что система горячего водоснабжения АО «Силикатный завод» является закрытой системой, не опровергает выводов суда о необходимости удовлетворения иска по указанным выше основаниям.
Доводы представителей АО «Силикатный завод» о том, что производственная котельная завода является неделимой вещью, так как 76% мощности предназначено для производства силикатного кирпича и железобетонный изделий, и только 24% на остальную деятельность, в связи с чем выводиться из эксплуатации не будет, суд не принимает, поскольку они не свидетельствуют об отсутствии необходимости выполнять условия законодательства о необходимости согласования вывода источника теплоснабжения в установленном законом порядке.
Доводы представителей ответчика АО «Силикатный завод» о том, что имеет место бездействие Администрации городского округа «Город Чита» в связи с тем, что за время, прошедшее после уведомления Администрации о выводе сетей горячего, холодного водоснабжения и теплоснабжения были приняты минимальные меры для недопущения сложившейся ситуации, не построена новая котельная, не расширена муниципальная котельная или не куплена недостроенная котельная у АО «Силикатный завод», не внесены изменения в бюджет 2016 -2019, а только внесены изменения в бюджет на 2020 -2021г, суд полагает обоснованными, но не влекущими к отказу в иске к АО «Силикатный завод» по указанным выше основаниям, в связи с чем решением суда возлагаются обязанности на обоих ответчиков.
Доводы представителей ответчика АО «Силикатный завод» об имеющейся судебной практике в подтверждение своей позиции суд не принимает, поскольку перечисленные в возражениях АО судебные акты об иной судебной практике правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют ввиду отсутствия прецедентного права в Российской Федерации, и потому не могут служить основанием к отказу в удовлетворении иска.
Поскольку замедление исполнения решения суда может привести к возникновению значительного ущерба для граждан, неизбежному возникновению негативных последствий при длительном отсутствии водоснабжения, теплоснабжения, то суд полагает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ОАО «Силикатный завод» в местный бюджет подлежит взысканию госпошлина 600 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ингодинского района г.Читы удовлетворить.
Обязать АО «Силикатный завод», зарегистрированное по адресу: <адрес> ИНН <***>, обеспечить круглосуточную бесперебойную подачу горячего, холодного водоснабжения и теплоснабжения в многоквартирные жилые дома по адресам: <адрес> до вывода источника тепловой энергии (котельной) из эксплуатации
Обязать АО «Силикатный завод» обеспечить доступ Администрации городского округа «Город Чита» для выполнения работ по технологическому присоединению к централизованной системе водоснабжения, находящейся в абсолютных геодезических отметках точек технологического присоединения к централизованным сетям водоснабжения АО «Водоканал -Чита» многоквартирных жилых домов по адресам: <адрес>
Точка №№
Точка №
Точка №
Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» организовать бесперебойную подачу горячего, холодного водоснабжения и теплоснабжения в соответствии с положениями, предусмотренными федеральными законами от 06.10.2012 г. № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 07.11.2011 г. № 416 –ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», 27.07.2010 г. № 190 –ФЗ «О теплоснабжении», от 30.03.1999 № 52 –ФЗ «О санитарно –эпидемиологическом благополучии населения» путем заключения соглашения о совместной организации работы с АО «Силикатный завод» по обеспечению теплоснабжением, горячим водоснабжением жителей многоквартирных жилых домов по адресам: <адрес> до вывода источника тепловой энергии (котельной) из эксплуатации, с оплатой понесенных АО «Силикатный завод» некомпенсируемых финансовых убытков за счет бюджета городского округа «Город Чита» и с учетом экономически обоснованных тарифов, согласованных с Региональной службой по тарифам Забайкальского края.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» обеспечить котельную АО «Силикатный завод» по адресу: <адрес>, неснижаемым нормативным запасом топлива в течение всего оказания обществом услуг по обеспечению жильцов многоквартирных жилых домов пос. Антипиха теплоснабжением и горячим водоснабжением.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с АО «Силикатный завод» в бюджет городского округа «Город Чита» государственную пошлину в размере № руб.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Порошина Е.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 08 июля 2019 г.
Решение в законную силу не вступило
Подлинник решения находится в гражданском деле№2-1097/2019
<данные изъяты>
<данные изъяты>