ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1097/19 от 22.05.2019 Анапского городского суда (Краснодарский край)

К делу 2-1097/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г-к Анапа Краснодарский край 22 мая 2019 года

Судья Анапского городского суда Ковальчук П.М.

при секретаре Овчаренко К.А.

рассмотрев, в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации МО г-к Анапа к Батурин Д.В., Дмитренко Л.Г., Григорьева О.Г., Уханева Н.П., Лях О.А., Вачаевичу Н.А., Чихрадзе Л.Л., Демонова А.В., Коваленко Г.Д. , Битяй Н.В., Ющенко С.Г., Ганачик О.А., Егорова Р.А., Татаренко И.А., Лучкин Э.А., Чирва И.А., Голубович С.С. , Могилевской И.В., Березина В.И. , Фесенко Л.М. , Севостьянов В.А., Подлесному Е.В., Атакьян Г.С., Нерсисян В.С., Оглоблин Н.А., Власюк И.А., Плеханова Т.Н., Фурсовой А.Ю., Штульберг А.В., Авагян С.Л., Савин А.П., Ктитаров Р.С. , Ктитаров Д.С. , Химченко Н.И., Чирва И.А., Чирве Д.Е., Чирве Е.В., Чирве М.Е., Власенко М.А., Суворов О.С., Валиев К.А., Аверина А.Р., Тараненко А.В., Тараненко Д.В., Тараненко М.А., Иванов А.А., Иванов Е.А., Молодцова Г.С. , Шкодин Д.Ф., Григорьянц И.П., Нестеренко Е.И., Томаков А,В., Томакова П.В., Долинин С.Е., ООО Анапские жилищно-коммунальные системы об обязании обеспечить пожарную безопасность многоквартирного жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать Батурина Д.В., ООО «Анапские жилищно-коммунальные системы» обеспечить пожарную безопасность объекта зашиты, а именно многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <адрес>. Обязать ответчиков устранить допущенные нарушения земельного законодательства Российской Федерации, а именно изменить вид разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , общей площадью 306 кв.м., категория: земли населенных пунктов, с существующего «индивидуальное жилищное строительство» на предусмотренный классификатором видов разрешенного использования, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» - «среднеэтажная жилая застройка» (код 2.5). Указать в решении суда, что оно является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для внесения в Единый государственный реестр недвижимости вида разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , общей площадью 306 кв.м. - «среднеэтажная жилая застройка» без заявлений правообладателей.

Свои требования мотивирует тем, что застройщиком Батуриным Д.В. возведено капитальное семиэтажное здание - многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Администрацией муниципального образования город-курорт Анапа прежнему собственнику земельного участка Батурину Д.В. выдано разрешение № RU 23301000-73 от 15.03.2012 на строительство индивидуального трехэтажного жилого дома. Разрешительная документация на строительство МКД не выдавалась. Решением Анапского городского суда от 11.03.2013 за прежним собственником признано право собственности на квартиры и нежилые помещения. В настоящее время объект капитального строительства эксплуатируется как МКД. МКД подключен к инженерным сетям электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения. Управление МКД осуществляет управляющая компания ООО «Анапские жилищно-коммунальные системы».

Данный объект аварийным не признавался, заявлений о признании данного МКД аварийным (непригодным для проживания) от собственников квартир в уполномоченный орган администрации муниципального образования город-курорт Анапа не поступало. Постановлением администрации от 15.03.2019 № 777 создана межведомственная комиссия по оценке и использованию жилищного фонда муниципального образования город-курорт Анапа. Согласно протокола № 117 заседания комиссии от 27.03.2019 установлено, что в МКД, расположенном по адресу: <адрес>, до настоящего времени не выполнены требования пожарной безопасности, выявленные отделом надзорной деятельности и профилактической работы г. Анапа управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю, а именно: с учетом класса функциональной пожарной опасности здания С1 нарушено требование по его максимальной высоте в 15 метров, п. 7.1.2 табл. 7.1 СП 54 13330.2016; не обеспечено противопожарное расстояние между зданием многоквартирного жилого дома и соседними зданиями и сооружениями, п. 4.3 СП 4.13130, п. 1 ст. 37, ст. 59 Федерального закона № 123-ФЗ; квартиры, расположенные на высоте более 15м, не имеют аварийных выходов, п. 5.4.2, п.5.4.6 СП 1.13130, п. 5.2.8 СП 31.107.2004; в лестничных клетках не предусмотрены двери с армированным стеклом, п. 7.2.3 СП 54 13330.2016, п. 4.2.7 СП 1.13130.2009; ограждение лестничных маршей и площадок внутренней лестничной клетки выполнено высотой менее 0,9 м (фактически 0,8м), п. 8.3 СП 54 13330.2016, п. 5.4.20 СП 1.13130; выход из подвального этажа наружу сообщается с лестничной клеткой жилой части здания, п. 7.2.14 п. 7.2.3 СП 54 13330.2016, п. 5.4.15 СП 1.13130.2009, п. 4 ст. 89 Федерального закона № 123-ФЗ; ширина поэтажных коридоров, с учетом двустороннего расположения дверей, открывающихся из помещений в коридор, составляет менее 2,2 метра, п. 7.2.2 СП 54 13330.2016, п. 4.3.3, п. 5.4.4 СП 1.13130, п. 5.2.1 СП 31-107-2004; светопрозрачные участки стен (окна), на расстоянии 1,2 м от перекрытия выполнены из материалов с ненормируемым пределом огнестойкости по целостности и теплоизолирующей способности, п. 5.4.18 СП 2.13130; выход на чердак здания осуществляется не по лестничным маршам с площадкой перед выходом через противопожарную дверь 2-го типа размерами не менее 0,75x1,5 м, а через люк с ненормируемыми показателями пожарной опасности, подъем к которому осуществляется по приставной стремянке, п. 7.6 СП 4.13130; не предусмотрено ограждение по периметру кровли здания высотой не менее 1,2 м, п. 7.16 СП 4.13130, п. 8.3 СП 54 13330.2016; ступени лестниц выполнены различной друг от друга высотой, п. 8.2 СП 54 13330.2016, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009; внутридомовые и внутриквартирные электрические сети не оборудованы устройствами защитного отключения, п. 4 ст. 82 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 7.3.6 СП 54 13330.2016; в коридоре седьмого этажа, установлена дополнительная дверь, подпункт «а» п. 36 Правил противопожарного режима в РФ (далее - ППР в РФ); электролампы эксплуатируются без колпаков, предусмотренных их конструкцией, подпункт «в» п. 42 ППР в РФ; здание не оборудовано пожарными щитами, п. 481 ППР в РФ; на дверях производственного назначения не нанесены обозначения их категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 20 ППР в РФ; на объекте не выполняются требования ст. 12 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в части запрета курения в здании многоквартирного жилого дома, п. 14 ППР в РФ.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.

В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

В данном случае, установлено, что ООО «Анапские жилищно-коммунальные системы» осуществляет управление спорным МКД, в связи, с чем администрация считает, что именно ООО «Анапские жилищно-коммунальные системы» является ответственным лицом за содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе и за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 23:37:0104016:57, общей площадью 306 кв.м., категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство принадлежит на праве собственности собственникам помещений в МКД, о чем в ЕГРН внесены соответствующие записи.

Согласно ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений. Статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относит, в числе прочего, осуществление органами местного самоуправления муниципального земельного контроля в границах городского округа.

Таким образом, органы местного самоуправления вправе осуществлять контроль за использованием земельных участков по назначению, в пределах территории муниципального образования независимо от принадлежности земель.

Однако фактическое использование земельного участка соответствует виду разрешенного использования утвержденного приказом Министерства экономическогоразвития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» - «среднеэтажная шитая застройка» (код 2.5).

Данный вид разрешенного использования земельного участка предназначен для размещения жило домов, предназначенных для разделения на квартиры, каждая из которых пригодна для постоянного проживания (жилые дома высотой не выше восьми надземных этажей, разделенных на две и более квартиры.

На основании изложенного следует, что установленный вид разрешенного использования земельного участка - «индивидуальное жилищное строительство» не предусматривает размещения на нем МКД.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Таким образом, земельный участок, принадлежащий на праве собственности собственникам помещений в МКД, используется в нарушение установленного вида разрешенного использования и установленного им принципа целевого использования земельного участка, т.е. с нарушением императивных требований ст. 42 и 85 ЗК РФ.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Грабченко В.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Батурин Д.В. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате и месте рассмотрения дела.

Представитель ООО «Анапские жилищно-коммунальные системы» в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель Управления Росреестра в судебное заседание не явился, направил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, изучив представленные материалы, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению частично. Свои выводы суд мотивирует тем, что застройщиком Нерсесян В.С. возведено капитальное семиэтажное здание - многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. На основании разрешения № RU 23301000-73 от 15.03.2012 на строительство индивидуального трехэтажного жилого дома. Решением Анапского городского суда от 11.03.2013 за Нерсесян В.С. признано право собственности на квартиры и нежилые помещения в дома. В настоящее время, на квартиры в МКД зарегистрировано право собственности за физическими лицами.

Как следует из решения Анапского городского суда от 11 марта 2013 г. согласно заключению эксперта ООО «Межрегиональный центр экспертиз и консалтинга «ЭКСКО» № 501-13/ос от 04.02.2013г., спорное строение, расположенное по адресу: <адрес> удовлетворяет требованиям СНиП, градостроительным, пожарным и другим нормам и правилам, за исключением отсутствия разрешительной документации на строительство. Также данное здание находится в пределах границ своего земельного участка, тем самым не чинит препятствия в пользовании своими земельными участками и расположенными на них строениями смежным землепользователям. В связи с чем, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью гражданам. Однако, установлен факт нарушения градостроительного законодательства в части отклонений от разрешительной документации на строительство.

В соответствии со ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, требования по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности подлежат разрешения в ином порядке.

Согласно ст. 134 ГПК РФ, судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если: заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.

Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии обеспечивающим, в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 23:37:0104016:57, общей площадью 306 кв.м., категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство принадлежит на праве собственности собственникам помещений в МКД, о чем в ЕГРН внесены соответствующие записи.

Согласно ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относит, в числе прочего, осуществление органами местного самоуправления муниципального земельного контроля в границах городского округа.

Таким образом, органы местного самоуправления вправе осуществлять контроль за использованием земельных участков по назначению, в пределах территории муниципального образования независимо от принадлежности земель.

Фактическое использование земельного участка соответствует виду разрешенного использования утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» - «среднеэтажная шитая застройка» (код 2.5).

Данный вид разрешенного использования земельного участка предназначен для размещения жило домов, предназначенных для разделения на квартиры, каждая из которых пригодна для постоянного проживания (жилые дома высотой не выше восьми надземных этажей, разделенных на две и более квартиры.

Установленный вид разрешенного использования земельного участка - «индивидуальное жилищное строительство» не предусматривает размещения на нем МКД.

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ разрешенное использование земельного участка является составным элементом правового режима земельного участка и определяется на основании зонирования территории. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Таким образом, земельный участок, принадлежащий на праве собственности собственникам помещений в МКД, используется в нарушение установленного вида разрешенного использования и установленного им принципа целевого использования земельного участка, с нарушением требований ст. 42 и 85 ЗК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ООО «Анапские жилищно-коммунальные системы» устранить допущенные нарушения земельного законодательства Российской Федерации, а именно изменить вид разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , общей площадью 306 кв.м., категория: земли населенных пунктов, с существующего «индивидуальное жилищное строительство» на предусмотренный классификатором видов разрешенного использования, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» - «среднеэтажная жилая застройка» (код 2.5).

Решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для внесения в Единый государственный реестр недвижимости вида разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , общей площадью 306 кв.м. - «среднеэтажная жилая застройка» без заявлений правообладателей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий П.М. Ковальчук