Дело № 2-1097/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 августа 2016 года г.Николаевск-на-Амуре
Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Федоренко Н.В.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика – начальника Межрайонной ИФНС Росси № 1 по Хабаровскому краю ФИО2,
при секретаре судебного заседания Мартыновой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Хабаровскому краю о признании незаконным приказа о распределении обязанностей, признании незаконным возложение дополнительных трудовых обязанностей, признании незаконным внесение изменений в должностной регламент, признании незаконным должностного регламента,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Хабаровскому краю (далее Межрайонная ИФНС России № 1 по Хабаровскому краю) о признании незаконным приказа о распределении обязанностей, признании незаконным возложение дополнительных трудовых обязанностей, признании незаконным внесение изменений в должностной регламент, признании незаконным должностного регламента в части.
В обоснование требований истец указала, что она в соответствии со служебным контрактом от 11.01.2016 №, заключенным между ней и Межрайонной ИФНС № 1 по Хабаровскому краю, была принята на работу в МИФНС № 1, для исполнения обязанностей в правовом отделе. Приказом и.о. начальника Инспекции ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ№ без проведения каких-либо мероприятий по изменению структуры Инспекции, без предварительного уведомления об изменении объема трудовых функций работников, на правовой отдел были возложены следующие дополнительные обязанности, связанные с сопровождением мероприятий по обеспечению процедур банкротства, которые выполняет структурное подразделение Инспекции аналитический отдел: своевременно и в полном объеме проводить мероприятия, направленные на выполнение функций уполномоченного органа, по организациям и физическим лицам, находящимся в процедурах банкротства, путем непосредственного сопровождения; своевременно и в полном объеме принимать меры по выявлению и пресечению неправомерных действий арбитражных управляющих, нарушающих права и законные интересы Российской Федерации в делах о банкротстве; готовить документы при обжаловании инспекцией исковых заявлений по возмещению расходов по проведению процедур банкротства, предъявляемых арбитражными управляющими к ФНС России, привлечению контролирующих должников лиц к субсидиарной ответственности (взысканию с них убытков); оспариванию сделок должников; включению коммерческих кредиторов в РТК, а также иные документы (отзывы, иски, ходатайства, поручения) по существу сопровождаемых дел о банкротстве; участвовать с собраниях (комитетах) кредиторов, подготавливать проекты приказов о голосовании на собрании кредиторов; составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 5, 5.1, 8 ст. 14.12 КоАП РФ; осуществлять ведения ИР «Журнал работы налоговых органов по обеспечению процедур банкротства. При этом структура аналитического отдела не поменялась, сотрудник, который был принят на работу для осуществления сопровождения процедур несостоятельности (банкротства) продолжает работать на прежней должности, выполняет свои трудовые функции, но уже в гораздо в меньшем объеме. В приказе № даны указания начальникам аналитического отдела правового отдела внести изменения в положения об отделах, в соответствии с утвержденным распределением обязанностей по обеспечению обязанностей при осуществлении мероприятий по обеспечению процедур банкротства, и в должностные регламенты сотрудников отдела. Во исполнение данного приказа начальником правового отдела внесены изменения в Положение об отделе, а также внесены изменения в должностной регламент от 11.01.2016 старшего государственного налогового инспектора правового отделе ФИО7 и должностной регламент от 11.01.2016 государственного налогового инспектора правового отдела ФИО1, должностные регламенты остальных сотрудников отдела остались без изменений. Данные должностные регламенты утверждены начальником МИФНС № 1 ФИО2 25.05.2016. Измененный должностной регламент от 25.05.2016 был предоставлен ей начальником правового отдела для ознакомления. В ходе ознакомления с измененным должностным регламентом она обнаружила, что произошло изменение содержания её трудовых функций, предусмотренных должностным регламентом от 11.01.2016, так как существенно расширился перечень поручаемой работы, а именно, в раздел III должностного регламента «должностные обязанности, права и ответственность» добавились п.п. 5.1.9, 5.1.10, 5.1.11, 5.1.12, 5.1.13, 5.1.15 по представлению интересов уполномоченного органа при сопровождении процедур несостоятельности (банкротства). В порядке самозащиты трудовых прав она обратилась к начальнику МИФНС № 1 ФИО2 с заявлением от 27.05.2016, в котором выразила свое несогласие на выполнение дополнительных трудовых обязанностей, по следующим основаниям: дополнительная трудовая функция существенно отличается от выполняемой работы, требует дополнительной квалификации и профессиональных навыков; возложение дополнительных нагрузок приведет к невозможности своевременно, качественно и в полном объеме выполнять порученную работу, так как существенно, более чем на 80 % увеличится объем трудовых функций; оплата за дополнительную работу не предложена. В связи с тем, что изменились трудовые обязанности, точнее существенно расширился перечень поручаемой работы, поручаемая работа не соответствует квалификационным требованиям, профессиональным навыкам. Статьей 72 Трудового кодекса РФ установлено, что изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора. В нарушение требований Трудового кодекса РФ работодатель не уведомил её за два месяца о предстоящих изменениях. Никаких структурных реорганизаций в Инспекции не проводилось. Положения ст. 60.2 Трудового кодекса РФ обязывают работодателя получить письменное согласие работника на выполнение дополнительной работы. С учетом уточненных требований истец просила суд признать незаконным внесение изменений в должностной регламент от 11.01.2016 государственного налогового инспектора правового отдела ФИО1 в часть 3 «должностные обязанности, права и ответственность»; признать незаконным должностной регламент от 25.05.2016 государственного налогового инспектора правового отдела ФИО1 в части пунктов 5.1.10, 5.1.12, 5.1.13, 5.1.14, 5.1.15 раздела 3 «должностные обязанности, права и ответственность»; признать незаконным приказ и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ о распределении обязанностей при осуществлении мероприятий процедур банкротства; признать незаконным возложение на государственного налогового инспектора правового отдела ФИО1 дополнительных трудовых обязанностей по обеспечению процедур банкротства.
В судебном заседании истец ФИО1 уточненные исковые требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что считает, что издание приказа о перераспределении обязанностей связано с нехваткой кадров. Полагает, что при внесении изменений в ее должностной регламент было нарушено положение ч.2 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которому об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения. Доказательств того, что их уведомляли не имеется.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признала, пояснила, что основной функцией налогового органа является налоговый контроль. Правовое обеспечение одна из важнейших составляющих работы государственного органа, то есть задача налогового органа провести не только какие-то контрольные мероприятия, но и доказать правоту государственного органа. Одной из функций налогового органа является обеспечение процедур банкротства. Специалист правового отдела, имея высшее юридическое образование, должен владеть информацией, знаниями, защищать интересы налогового органа по тем функциям, которые выполняются в соответствии с Федеральным законодательством. По делам о банкротстве одной из важнейших задач является правовое сопровождение и участие органа в судебных заседаниях. Ведение процедуры банкротства непрерывно должно быть связано с правовым обеспечением, то есть надо доказать суду, какие конкретно нарушения были выявлены. Им было дано указание Федеральной налоговой службы обеспечить надлежащее сопровождение дел о банкротстве и участие уполномоченного органа на судебных заседаниях. На основании этого и были перераспределены функции аналитического отдела и правового отдела, а именно: аналитический отдел собирает пакет документов при наличии оснований для возбуждения процедуры, включаются в реестр требования кредиторов, а при наличии уже каких-то действий, которые требуют только правовое сопровождение, подключаются сотрудники правового отдела. Изменение должностного регламента было связано с перераспределением функций аналитического и правового отделов, в связи с большой нагрузкой на аналитический отдел, необходимостью правового сопровождения и участия специалистов с юридическим образованием в делах о банкротстве. В правовой отдел было передано только юридическое сопровождение, обязанности, которые касаются экономической части: сбор документов, анализ платежеспособности налогоплательщика. Существенные условия труда истца не изменились, были лишь добавлены функции правового сопровождения, которые также была указаны в должностном регламенте от 11.01.2016 и Положении о правовом отделе. Перед принятием решения о перераспределении обязанностей в письменном виде отчеты об объемах проделанной работы не запрашивались, поскольку весь проделанный объем работы можно проследить в программе.
В судебном заседании свидетель ФИО7 пояснила, что работает в МИФНС № 1 по Хабаровскому краю в правовом отделе. Считает, что на правовой отдел была неправомерно возложена дополнительная обязанность по обеспечению процедур банкротства, данная работа не соответствует их квалификационным требованиям, а также задачам и функциям отдела. Полагает, что приказ был издан в связи с нехваткой кадров.
В судебном заседании свидетель ФИО8 пояснила, что работает в МИФНС № 1 по Хабаровскому краю в правовом отделе. Считает, издание приказа о перераспределении обязанностей связано с нехваткой кадров.
Выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что с 11.01.2016 истец принята на работу в Межрайонную ИФНС России № по Хабаровскому краю на должность государственного налогового инспектора в правовой отдел.
На основании приказа начальника Инспекции от 12.02.2016 ФИО1 была командирована в УФНС России по Хабаровскому раю с 24.02.2016 по 05.03.2016 в целях оказания практической и теоретической помощи по сопровождению процедур банкротства.
Согласно должностному регламенту государственного налогового инспектора правового отдела, утвержденному начальником Межрайонной ИФНС России № 1 по Хабаровскому краю от 11.01.2016, данный сотрудник обязан, в том числе на основании поступивших в отдел материалов осуществлять претензионно-исковую работу, своевременно подготавливать и передавать в Управление, а также в судебные органы материалы, отзывы, ходатайства и иные документы, имеющие значение для дела и входящие в компетенцию отдела (п. 5.1.5); оказывать помощь структурным подразделениям Инспекции по сопровождению процедур банкротства в части подготовки жалоб, отзывов, ходатайств, заявлений, заключений в отношении должников ( п. 5.1.12); представлять интересы Инспекции в судах, а также в государственных и общественных организациях при рассмотрении правовых вопросов, вопросов применения законодательства Российской Федерации по налогам и сборам, одной из сторон которых является Инспекция (п. 5.1.15).
Приказом начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Хабаровскому краю от 11.02.2016 утверждено Положение о правовом отделе Межрайонной ИФНС России № 1 по Хабаровскому краю. Согласно разделу 3 названного Положения в основные функции отдела, в том числе входит: осуществление производства по делам о налоговых и административных правонарушениях совместно со структурными подразделениями Инспекции (п. 3.13); осуществление юридического сопровождения дел о нарушениях законодательства о налогах и сборах, административных правонарушениях, нарушениях законодательства в области государственной регистрации и иных нарушениях законодательства, относящихся к компетенции налоговых органов (п. 3.14); подготовка материалов и предъявление в суды общей юрисдикции и арбитражные исковых заявлений по любым основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3.15); представление интересов Инспекции в порядке и на основании предусмотренном действующим законодательством (п. 3.16).
Приказом начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Хабаровскому краю от 11.02.2016 утверждено Положение об аналитическом отделе Межрайонной ИФНС России № 1 по Хабаровскому краю, согласно которому в задачи данного отдела входит, в том числе подготовка аналитической информации о поступлении налогов и сборов и задолженности по ним в бюджетную систему Российской Федерации; организация работы по инициированию процедуры банкротства должников. Основными функциями отдела, в том числе являются: подготовка документов на принудительное взыскание налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщиков; подготовка и передача в юридический отдел Инспекции материалов для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях, нарушениях законодательства о налогах и сборах; подготовка материалов для осуществления процедуры банкротства организаций, в отношении которых применен весь комплекс мер по принудительному взысканию.
Согласно должностному регламенту старшего государственного налогового инспектора аналитического отдела, утвержденному начальником Межрайонной ИФНС России № 1 по Хабаровскому краю от 28.04.2016, данный сотрудник обязан, в том числе осуществлять формирование пакета документов для подготовки инициирования процедуры банкротства должника; осуществлять подготовку, принятие решения и направление в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом; осуществлять списание к взысканию задолженности юридических лиц, признанных банкротами; своевременно и в полном объеме проводить мероприятия, направленные на выполнение функций уполномоченного органа, по организациям, находящимся в процедуре банкротства; своевременно и в полном объеме принимать меры по взысканию текущей задолженности по организациям, находящимся в процедурах банкротства; соблюдать порядок и сроки представления требований Российской Федерации в процедурах банкротства, полноту включения их в реестр требований кредиторов.
Приказом начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Хабаровскому краю от 10.05.2016 исполнение обязанностей начальника Инспекции с 11.05.2016 по 13.05.2016 возложено на ФИО6
11.05.2016 исполняющей обязанности начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Хабаровскому краю ФИО6 был вынесен приказ «О распределении обязанностей при осуществлении мероприятий процедур банкротства», которым с 11.05.2016 приказано установить следующее распределение обязанностей при осуществлении мероприятий по обеспечению процедур банкротства в Инспекции: аналитический отдел: осуществляет формирование пакета документов для подготовки инициирования процедуры банкротства должника; осуществляет подготовку, принятие решения и направление в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом; осуществляет списание безнадежной к взысканию задолженности юридических лиц, признанных банкротами; своевременно и в полном объеме принимает меры по взысканию текущей задолженности по организациям, находящимся в процедурах банкротства; соблюдает порядок и сроки представления требований Российской Федерации в процедурах банкротства, полноту включения их в реестр требований кредиторов; осуществляет ведение ИР «Журнал работы налоговых органов по обеспечению процедур банкротства»; правовой отдел: своевременно и в полном объеме проводит мероприятия, направленные на выполнение функций уполномоченного органа, по организациям и физическим лицам, находящимся в процедурах банкротства, путем их непосредственного сопровождения; своевременно и в полном объеме принимает меры по выявлению и пресечению неправомерных действий арбитражных управляющих, нарушающих права и законные интересы Российской Федерации в делах о банкротстве; готовит документы при обжаловании инспекцией исковых заявлений по возмещению расходов по проведению процедур банкротства, предъявленных арбитражными управляющими к ФНС России, привлечению контролирующих должников к субсидиарной ответственности; оспариванию сделок должников; включению коммерческих кредиторов в РТК, а также иные документы (отзывы, иски, ходатайства, поручения) по существу сопровождаемых дел о банкротстве; участвуют в собраниях (комитетах) кредиторов, подготавливают проекты приказов о голосовании на собраниях кредиторов; составляет протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 5, 5.1, 8 ст. 14.13 КоАП РФ; осуществляет ведение ИР «Журнал работы налоговых органов по обеспечению процедур банкротства».
11.05.2016 исполняющая обязанности начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Хабаровскому краю ФИО6 приказом распорядилась начальнику правого отдела организовать в правовом отделе работу по сопровождению мероприятий процедур банкротства; определить лиц из числа работников правового отдела, на которых будет возложено сопровождение мероприятий по обеспечению процедур банкротства, утвердить должностные регламенты данных работников; ознакомить данных работников с должностными регламентами под роспись; в случае согласия работников, возложить обязанности по сопровождению мероприятий по обеспечению процедур банкротства не ранее двухмесячного срока со дня ознакомления с должностным регламентом.
Приказом начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Хабаровскому краю от 16.05.2016 утверждено Положение об аналитическом отделе Межрайонной ИФНС России № 1 по Хабаровскому краю, согласно которому в задачи данного отдела входит, в том числе подготовка аналитической информации о поступлении налогов и сборов и задолженности по ним в бюджетную систему Российской Федерации; организация работы по инициированию процедуры банкротства должников. Основными функциями отдела, в том числе являются: подготовка документов на принудительное взыскание налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщиков; подготовка и передача в юридический отдел Инспекции материалов для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях, нарушениях законодательства о налогах и сборах; подготовка материалов для осуществления процедуры банкротства организаций, в отношении которых применен весь комплекс мер по принудительному взысканию, в части инициирования процедуры банкротства: формирование пакета документов для подготовки инициирования процедуры банкротства должника; подготовка, принятие решения и направление в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом; списание безнадежной к взысканию задолженности юридических лиц, признанных банкротами; своевременно и в полном объеме принятие мер по взысканию текущей задолженности по организациям, находящимся в процедурах банкротства; соблюдение порядка и срокоа представления требований Российской Федерации в процедурах банкротства, полноту включения их в реестр требований кредиторов.
Согласно должностному регламенту старшего государственного налогового инспектора аналитического отдела, утвержденному начальником Межрайонной ИФНС России № 1 по Хабаровскому краю от 23.05.2016, данный сотрудник обязан, в том числе осуществлять формирование пакета документов для подготовки инициирования процедуры банкротства должника; осуществлять подготовку, принятие решения и направление в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом; осуществлять списание к взысканию задолженности юридических лиц, признанных банкротами; своевременно и в полном объеме проводить мероприятия, направленные на выполнение функций уполномоченного органа, по организациям, находящимся в процедуре банкротства; своевременно и в полном объеме принимать меры по взысканию текущей задолженности по организациям, находящимся в процедурах банкротства; соблюдать порядок и сроки представления требований Российской Федерации в процедурах банкротства, полноту включения их в реестр требований кредиторов; осуществлять ведение ИР «Журнал работы налоговых органов по обеспечению процедур банкротсва».
Приказом руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 31.05.2016 утверждена структура Межрайонной ИФНС России № 1 по Хабаровскому краю, согласно которой структура Инспекции включает в себя: отдел общего обеспечения (7 единиц), правовой отдел (5 единиц), отдел учета и работы с налогоплательщиками (9 единиц), аналитический отдел (10 единиц), отдел камеральных проверок (13 единиц), отдел выездных проверок (6 единиц).
Приказом начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Хабаровскому краю от 25.05.2016 утверждено Положение о правовом отделе Межрайонной ИФНС России № 1 по Хабаровскому краю, согласно которому задачей отдела, в том числе является представление и защита законных прав и интересов Инспекции в судебных, правоохранительных и иных органах. Согласно разделу 3 названного Положения в основные функции отдела, в том числе входит: осуществление производства по делам о налоговых и административных правонарушениях совместно со структурными подразделениями Инспекции (п. 3.13); осуществление юридического сопровождения дел о нарушениях законодательства о налогах и сборах, административных правонарушениях, нарушениях законодательства в области государственной регистрации и иных нарушениях законодательства, относящихся к компетенции налоговых органов (п. 3.14); подготовка материалов и предъявление в суды общей юрисдикции и арбитражные исковых заявлений по любым основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3.15); представление интересов Инспекции в порядке и на основании предусмотренном действующим законодательством (п. 3.16); подготовка материалов для осуществления процедуры банкротства организаций, в отношении которых применен весь комплекс мер по принудительному взысканию, в части инициирования процедуры банкротства: проводит мероприятия, направленные на выполнение функций уполномоченного органа, по организациям и физическим лицам, находящимся в процедурах банкротства, путем их непосредственного сопровождения; принимает меры по выявлению и пресечению неправомерных действий арбитражных управляющих, нарушающих права и законные интересы Российской Федерации в делах о банкротстве; готовит документы при обжаловании инспекцией исковых заявлений по возмещению расходов по проведению процедур банкротства, предъявленных арбитражными управляющими к ФНС России, привлечению контролирующих должников к субсидиарной ответственности; оспариванию сделок должников; включению коммерческих кредиторов в РТК, а также иные документы (отзывы, иски, ходатайства, поручения) по существу сопровождаемых дел о банкротстве; участвует в собраниях (комитетах) кредиторов, подготавливают проекты приказов о голосовании на собраниях кредиторов; составляет протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 5, 5.1, 8 ст. 14.13 КоАП РФ (п.3.19).
Согласно должностному регламенту государственного налогового инспектора правового отдела, утвержденному начальником Межрайонной ИФНС России № 1 по Хабаровскому краю от 25.05.2016, данный сотрудник обязан, в том числе на основании поступивших в отдел материалов осуществлять претензионно-исковую работу, своевременно подготавливать и передавать в Управление, а также в судебные органы материалы, отзывы, ходатайства и иные документы, имеющие значение для дела и входящие в компетенцию отдела (п. 5.1.5); обеспечивать своевременность, полноту и достоверность заполнения информационного ресурса «Журнал работы налоговых органов по обеспечению процедур банкротства» (п. 5.1.10); проводить мероприятия, направленные на выполнение функций уполномоченного органа, по организациям и физическим лицам, находящимся в процедурах банкротства, путем их непосредственного сопровождения (п. 5.1.12); принимать меры по выявлению и пресечению неправомерных действий арбитражных управляющих, нарушающих права и законные интересы Российской Федерации в делах о банкротстве (п. 5.1.13); готовить документы при обжаловании инспекцией исковых заявлений по возмещению расходов по проведению процедур банкротства, предъявленных арбитражными управляющими к ФНС России, привлечению контролирующих должников лиц к субсидиарной ответственности; оспариванию сделок должников; включению коммерческих кредиторов в РТК, а также иные документы (отзывы, иски, ходатайства) по существу сопровождаемых дел о банкротстве (п. 5.1.14); учувствовать в собраниях кредиторов, подготавливать проекты приказов о голосовании на собрании кредиторов (п. 5.1.15).
Работодателем истцу был предоставлен указанный должностной регламент от 25.05.2016 для ознакомления.
Ознакомившись с названным должностным регламентом, истец указала, что согласие на выполнение дополнительных обязанностей, предусмотренных п. 5.1.10, 5.1.12, 5.1.13, 5.1.14, 5.1.15 указанного регламента она не дает.
Согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
В соответствии со ст. 15 ФЗ "О государственной гражданской службе" от 27.07.2004 N 79-ФЗ гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1, 2 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта. Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.
В соответствии с п.3 ч.3 ст. 24 названного Федерального закона существенными условиями служебного контракта являются, в том числе права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент.
Согласно ст. 60 Трудового кодекса РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В силу ст. 72 Трудового кодекса РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
В соответствии со ст. 8 Трудового кодекса РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Из должностного регламента начальника Инспекции следует, что начальник Инспекции вправе самостоятельно утверждать положения о структурных подразделениях Инспекции, штатного расписания, должностных регламентов государственных гражданских служащих.
Формирование объема должностных обязанностей, поручаемых работнику по конкретному трудовому договору, является правом работодателя.
Из анализа собранных по делу доказательств следует, что указанным приказом от 11.05.2016 на правовой отдел Инспекции были распределены обязанности по юридическому сопровождению мероприятий процедур банкротства.
Суд не усматривает в распределении обязанностей между аналитическим и правовым отделами изменений условий трудового договора (должностного регламента) между сторонами. Нарушений в процедуре распределения обязанностей судом не установлено. Оспариваемый приказ от 11.05.2016 «О распределении обязанностей при осуществлении мероприятий процедур банкротства» и должностной регламент государственного налогового инспектора правового отдела, утвержденный 25.05.2016, были приняты в пределах предоставленных начальнику Инспекции полномочий во исполнение письма заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 18.12.2015, которым Управление поручило начальникам территориальных налоговых органов обеспечить надлежащее правовое сопровождение и участие уполномоченного органа в судебных разбирательствах по спорам, возникшим в делах о банкротстве и процедурах банкротства.
Обязанности по осуществлению мероприятий процедур банкротства, распределенные на основании указанного приказа от 11.05.2016, между аналитическим и правовым отделам не противоречат функциям и задачам, указанным в Положении о правовом отделе от 11.02.2016, из которого следует, что функциями отдела являлись, в том числе: проведение правовой экспертизы документов, подготавливаемых в Инспекции; осуществление производства по делам о налоговых и административных правонарушениях; осуществление юридического сопровождения дел о нарушениях законодательства о налогах и сборах, административных правонарушениях и иных нарушениях законодательства, относящихся к компетенции налоговых органов; подготовка материалов и предъявление в суды общей юрисдикции и арбитражные суды исковых заявлений по любым основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вновь утвержденное Положение о правовом отделе Инспекции от 25.05.2016 по существу функции и задачи отдела, изложенные в Положении о правовом отделе от 11.02.2016, не изменило, а всего лишь конкретизировало в части осуществления мероприятий процедур банкротства.
На основании изложенного оспариваемый приказ от 11.05.2016 «О распределении обязанностей при осуществлении мероприятий процедур банкротства» не может быть признан незаконным.
Ссылку истца на то, что должностной регламент от 25.05.2016 существенно изменил её трудовую функцию, предусмотренную должностным регламентом от 11.01.2016, дополнительная трудовая функция существенно отличается от выполняемой работы, требует дополнительной квалификации и профессиональных навыков, суд находит необоснованной.
Трудовая функция работника определяется наименованием его должности в штатном расписании и конкретизируется соответствующем должностном регламенте, который является внутренним организационно-распорядительным документом, содержащим конкретный перечень должностных обязанностей работника с учетом особенностей организации производства, а также его прав и ответственности.
Поскольку порядок составления должностного регламента нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения.
Должностной регламент является инструментом организации труда в его правовой форме, позволяет создать эффективную организацию трудовых отношений.
Поскольку при принятии истца на работу, действующий должностной регламент не описывал подробно должностные обязанности истца в части обязанностей по осуществлению мероприятий процедур банкротства, работодатель на основании указанного приказа от 11.05.2016, во исполнение указанного письма заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 18.12.2015, обоснованно и законно принял меры к разработке и утверждению должностного регламента для конкретизации должностных обязанностей по занимаемой истцом должности в части осуществления мероприятий процедур банкротства.
Оспариваемые истцом пункты должностного регламента от 25.05.2016 – п. 5.1.10, 5.1.12, 5.1.13, 5.1.14, 5.1.15 не противоречат как функциям и задачам, изложенным в Положении о правовом отделе от 11.02.2016, так и функциям и задачам, изложенным в Положении о правовом отделе от 25.05.2016.
Следовательно, включение данных пунктов в должностной регламент истца не свидетельствует о неправомерном возложении на неё работодателем дополнительных обязанностей и не является изменением трудовой функции работника.
При таких обстоятельствах, возложение на истца должностным регламентом от 25.05.2016 обязанностей по осуществлению мероприятий процедур банкротства соответствует указанной должности, на которую истец принята на работу.
Истец, являясь государственным гражданским служащим, исполняющим обязанности по замещаемой должности государственной службы, обязана исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий.
Доводы истца о том, что обязанности аналитического отдела по осуществлению мероприятий процедур банкротства оспариваемым приказом были возложены на правовой отдел, суд находит несостоятельными, поскольку данные доводы не соответствуют материалам дела.
Как следует из материалов дела, в обязанности аналитического отдела входила обязанность по организации работы по инициированию процедуры банкротства должников, приказ от 11.05.2016 «О распределении обязанностей при осуществлении мероприятий процедур банкротства» конкретизировал, какие именно обязанности при осуществлении мероприятий процедур банкротства должен выполнять данный отдел исходя из его функций и задач.
Доводы истца о том, что работодателем было нарушено положение ч.2 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которому об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку существенные условия служебного контракта истца изменены не были.
Кроме того, согласно приказу от 11.05.2016 на начальника правового отдела была возложена обязанность в случае согласия работников, возложить обязанности по сопровождению мероприятий по обеспечению процедур банкротства не ранее двухмесячного срока со дня ознакомления с должностным регламентом. Истец выразила несогласие с возложенными на нее обязанности и обратилась в суд за разрешением спора.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Хабаровскому краю о признании незаконным приказа о распределении обязанностей, признании незаконным возложение дополнительных трудовых обязанностей, признании незаконным внесение изменений в должностной регламент, признании незаконным должностного регламента отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05.08.2016.
Судья Н.В.Федоренко