ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1097/2022 от 27.06.2022 Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область)

Дело № 2-1097/2022

УИД: 70RS0002-01-2022-001905-93.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2022 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Мельничук О.В.,

при помощнике Некрестовой О.А.,

при секретаре Французова А.О.,

с участием представителя истца прокурора Ленинского района г. Томска Будариной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Томска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице Администрации города Томска, Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка – Детский сад № 96 г. Томска о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Ленинского района г. Томска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице Администрации города Томска, Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка – Детский сад № 96 г. Томска (далее – МАДОУ № 96 г.Томска), в котором просит обязать Муниципальное образование «Город Томск» в лице Администрации города Томска в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – Детский сад № 96 г. Томска, расположенного по адресу: сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обязать муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – Детский сад № 96 г. Томска не позднее 2 месяцев с момента доведения муниципальным образованием «Город Томск» в лице администрации Города Томска финансирования для осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности обеспечить охрану объекта (образовательного учреждения), расположенного по адресу: сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой Ленинского района г. Томска проведена проверка соблюдения требований антитеррористической защищенности образовательного учреждения МАДОУ № 96 г.Томска, расположенного по адресу: по результатам которой установлено, что данному учреждению присвоена третья категория опасности, вместе с тем в образовательном учреждении отсутствует охрана сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Системное толкование законодательства в сфере образования, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» позволяет прийти к выводу о наличии особого статуса таких образовательных учреждений, что влечет необходимость обеспечения их большей антитеррористической защищенностью, поэтому образовательным учреждением должен быть заключен соответствующий договор и обеспечено физическое обязательное нахождение охранников в данном образовательном учреждении.

Так как выявленные нарушения не отвечают целям обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья несовершеннолетних и сотрудников образовательной организации, могут повлечь серьезные последствия и человеческие жертвы, стать причиной несвоевременного предотвращения последствий возникновении террористического акта, а также возникновения чрезвычайной ситуации, ставят под угрозу жизнь и здоровье детей, сотрудников образовательной организации, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем, это влечет нарушение законодательства о противодействии терроризму. Поскольку орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, прокурор заявил вышеуказанные требования.

Представитель истца помощник прокурора Ленинского района г. Томска Бударина А.В., действующая на основании служебного удостоверения ТО от , в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Города Томска Малькова А.С., действующая на основании доверенности от сроком на один год, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором заявленные исковые требования считала не подлежащими удовлетворению, указала, что администрация Города Томска является ненадлежащим ответчиком, поскольку полномочиями по распоряжению финансами муниципального образования «Город Томск» обладает Департамент финансов Администрации Города Томска.

Представитель ответчика МАДОУ №96 г.Томска, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, от заведующей ФИО1 поступил отзыв на исковое заявление, в котором указала, что в настоящий момент постоянная охрана осуществляется сотрудниками детского сада. В плане финансо-экономической деятельности МАДОУ №96 г.Томска не заложено финансовых средств на заключение контракта с частной охранной организацией, поскольку здание находится в муниципальной собственности, обеспечение его содержания в безопасном состоянии относится к компетенции муниципального образования «Город Томск» в лице исполнительного органа местного самоуправления администрации г.Томска, в связи с чем полагает, что заключение контракта с частной охранной организацией или с подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации должно быть возложено на администрацию Города Томска как на собственника учреждения, так же в случае выделения администрацией Города Томска необходимых денежных средств, такой контракт будет заключен. Кроме того, указывает на то, что необходимо установить срок для исполнения обязанностей по обеспечению охраны МАДОУ №96 г.Томска.

Определением Ленинского районного суда г. Томска от 06.06.2022 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент финансов Администрации Города Томска и Департамент образования Администрации г.Томска.

Представитель третьего лица Департамента финансов Администрации Города Томска Орехова Н.С., действующая на основании доверенности от сроком до включительно, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление, из которого следует, что осуществление обязанности по обеспечению охраны объекта не должно происходить исключительно за счет средств бюджета муниципального образования, вместе с тем, истец в исковом заявлении ссылается на обязанность по финансированию указанных работ, возлагает исключительно на местный уровень, однако органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Полагает, что осуществление мероприятий по обеспечению охраной муниципальных общеобразовательных учреждений относится к полномочиям субъекта РФ путем выделения соответствующих субсидий на выполнение муниципального задания. Кроме того, просит учесть, что для разрешения вопросов как на федеральном уровне, так и вопросов местного значения, бюджетным законодательством предусмотрены задания. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях). Полагает, что нарушений со стороны муниципального образования «Город Томск» не допущено, поскольку субсидия выделяется согласно графику в полном объеме, руководством образовательного учреждения не принято мер по распределению доведенных ассигнований на выполнение мер по охране в соответствии с действующими требованиями.

Представитель третьего лица Департамента образования Администрации Города Томска, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, об отложении судебного заседания не просил.

В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

В силу п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 указанного Закона одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно подп. «а» и «б» п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий; юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании; органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения и участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (пп. п.п. 3, 3.1 ст. 5, пп. 4, 6 п. 1 ст. 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорт безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и форма паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее – Требования), устанавливающие обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

Под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (п. 2 Требований).

Согласно подп. «з» п. 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается, в том числе посредством организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.

В соответствии с п. 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Согласно п. 6 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

Согласно подп. «в» п. 13 Требований к объектам (территории) третьей категории опасности относятся объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) от 1 до 2 террористических актов; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 800 человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 15 до 150 млн. рублей.

Подпунктом «б» пункта 25 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих Требований, осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом (п.п. 1, 2 ст. 123.22 ГК РФ).

В соответствии со ст. 2, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов публичной власти федеральной территории, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Из материалов дела следует, что МАДОУ №96 г.Томска является некоммерческой организацией и имеет своей целью выполнение работ, оказание услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий муниципального образования «Город Томск» в сфере образования (п. 1.3 Устава МАДОУ №96 г.Томска); оказание услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (п. 2.1. Устава).

Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска. От имени Учредителя в отношениях с Учреждением функции и полномочия осуществляет Департамент образования администрации Города Томска. Полномочия собственника имущества, принадлежащего Учреждению на праве оперативного управления, в том числе особо ценного, осуществляет Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска (пп. 1.7, 1.8 Устава).

Согласно п. 1.16 Устава Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Томской области, нормативными правовыми актами муниципального образования «Город Томск», а также настоящим Уставом.

В соответствии с пп. 1.24, 2.5 Устава Учреждение выполняет муниципальные задания в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом видами основной деятельности. Муниципальное задание формируется Учредителем и является обязательным, Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального образования.

Как следует из п. 4.1 Устава, к компетенции Учредителя в области управления Учреждением относятся, в том числе, формирование и установление муниципального задания в соответствии с предусмотренной Уставом основной деятельностью и финансовое обеспечение выполнения этого задания, осуществление контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью Учреждения.

Из пункта 1.27 Устава следует, что Учреждение несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье воспитанников, работников Учреждения.

Учреждение осуществляет деятельность по организации охраны здоровья воспитанников (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) (п. 2.16 Устава).

Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования «Город Томск» и иных не запрещенных федеральными законами источников (п. 8.8 Устава).

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются, в том числе, субсидии, предоставляемые Учреждению из бюджета муниципального образования «Город Томск» на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием Учреждением в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ); субсидии, предоставляемые Учреждению из бюджета муниципального образования «Город Томск» на иные цели; бюджетные инвестиции (п. 8.9 Устава).

В ходе проведенной прокуратурой Ленинского района г. Томска проверки на соблюдение требований антитеррористической защищенности образовательного учреждения МАДОУ №96 г.Томска, расположенного по адресу: установлено, что в здании отсутствует система контроля доступа в здание общеобразовательного учреждения, металлодетектор, магнитные замки на эвакуационных выходах, не обеспечена физическая охрана сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющие право на создание ведомтсвенной охраны, что подтверждается представлением об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности от .

Из ответа заведующей МАДОУ № 96 г.Томска ФИО1 в адрес прокурора Ленинского района г. Томска № от на представление Прокуратуры Томской области от № приняты меры по устранению указанных замечаний: представление об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности рассмотрено, по результатам рассмотрения представления проведены мероприятия: приобретены 2 металлодетектора для 1 и 2 корпуса МАДОУ № 96 г.Томска; согласно паспорта безопасности МАДОУ №96 в раздел 8. «Выводы и рекомендации» включено в перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом присвоения 3 категории объекта (территории), а также сроки осуществления мероприятий; обеспечит охрану учреждения (территории) сотрудников ЧОО, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ или подразделениями ведомственной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Сроки проведения мероприятия 2021-2023 г., при наличии финансирования; установка магнитных замков на эвакуационные выходы (1 корпус), установка внутренних камер видеонаблюдения (2 корпус) в процессе работы; привлечена к дисциплинарной ответственности заместителя заведующего ФИО2 - ответственная за безопасность дошкольного учреждения; заведующий хозяйством ФИО3 привлечена к дисциплинарной ответственности.

Факт привлечения к дисциплинарной ответственности заместителя заведующего ФИО2 и заведующего хозяйством ФИО3 за совершение дисциплинарного проступка, то есть ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, выразившееся в несоблюдении в МАДОУ № 96 г.Томска требований норм законодательства в сфере антитеррористической защищенности, подтверждается приказами.

Как следует из ответа начальника Департамента образования администрации Города Томска от исх. № , в адрес Департамента финансов Администрации Города Томска было направлено письмо от № с предложениям по объемам бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов, включающие дополнительную потребность в средствах на оплату физической охраны сотрудниками частных охранных организаций, в том числе для МАДОУ № 96. Однако в 2022 году выделены средства в размере 9126,10 тыс. руб. в целях исполнения решения судов в отношении МБДОУ № 6, МБДОУ № 66, МБДОУ № 89. Вместе с тем охрану здания МАДОУ № 96, расположенного по адресу: обеспечивают сотрудники (сторожа, вахтеры).

Из ответа начальника департамента образования Администрации г.Томска Савенкова М.Г. № от следует, что финансирование на осуществление мероприятий по обеспечению физической охраны сотрудниками частных охранных организаций в размере 1464400 руб. будет выделено при ближайшей корректировке бюджета в июне 2022г. Финансовые средства рассчитаны исходя из круглосуточной охраны двух корпусов (два поста охраны) в рабочие, выходные и праздничные дни с по , с учетом выделения средств на оплату труда с начислениями работникам, занимающим должности сторожа. Дополнительное финансирование на расходы по сокращению сотрудников в связи с переходом на физическую охрану выделяться не будут в связи с тем, что бюджетом уже предусмотрены финансовые средства на оплату труда работников, занимающих должности сторожей в МАДОУ №96.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу подп. 2 п. 15 ч. 3 ст. 28 указанного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Пунктами 24-25 Требований установлено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к третьей категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

Вопросы охранной деятельности регламентированы Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с абз. 1 ст. 1 данного Закона частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Пунктом 2 ч.3 ст.3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» определены виды охранных услуг, к которым, в том числе, относятся охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекта.

На основании абз. 1 ст. 11 вышеуказанного Закона оказание услуг, перечисленных в ч. 3 ст. 3 Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности или его территориальным органом.

Согласно требованиям ст. 11.1 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости обеспечения охраны образовательного учреждения МАДОУ № 96 г.Томска сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, поскольку представленными доказательствами в совокупности подтверждается, что существующая в МАДОУ № 96 г.Томска охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень физической защиты образовательного учреждения, так как вахтеры и сторожа не могут обеспечить надлежащую защиту по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств, что создает возможность для проникновения и пребывания в учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий.

Суд также приходит к выводу, что надлежащая физическая охрана МАДОУ № 96 г.Томска необходима для пресечения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, работников и посетителей учреждения. В данном случае длительное бездействие ответчиков в части организации надлежащей физической охраны МАДОУ № 96 г.Томска не обеспечивает комплексную безопасность лиц, находящихся в указанном образовательном учреждении, ввиду отсутствия надлежащей антитеррористической и противодиверсионной устойчивости объекта.

Таким образом, требования прокурора Ленинского района г. Томска об обязании МАДОУ № 96 г.Томска не позднее двух месяцев с момента доведения администрацией Города Томска финансирования для осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности обеспечить охрану объекта (образовательного учреждения), расположенного по адресу: сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики.

В соответствии с п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15,16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

В силу пункта 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Следовательно, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов является обязанностью органов местного самоуправления и образовательных учреждений.

В соответствии с п. 4.2. Постановления Администрации Города Томска от 09.12.2015 № 1215 «Об утверждении Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями, финансового обеспечения выполнения такого задания, предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными и автономными учреждениями» (далее – Порядок) финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидии из бюджета муниципального образования «Город Томск» на основании расчета объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания.

В отношении муниципального бюджетного учреждения муниципальное задание формируется и утверждается органами администрации Города Томска (администрацией Города Томска), осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений (п. 1.2. Порядка).

С учетом того, что МАДОУ №96 г. Томска осуществляет свою деятельность на основании муниципального задания, формируемого и утверждаемого Учредителем, а учредителем МАДОУ №96 г. Томска является муниципальное образование «Город Томск» в лице Администрации Города Томска, довод представителя ответчика о том, что Муниципальное образование «Город Томск» в лице Администрации Города Томска является ненадлежащим ответчиком, является несостоятельным.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требования об обязании муниципальное образование «Город Томск» в лице Администрации Города Томска обеспечить финансирование муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – Детский сад № 96 г. Томска, для осуществления мероприятий по обеспечению охраны объекта (образовательного учреждения), расположенного по адресу: сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Относительно заявленного прокурором Ленинского района г. Томска срока по обеспечению финансирования МАДОУ № 96 г.Томска для осуществления мероприятий по обеспечению охраны объекта (образовательного учреждения), расположенного по адресу: сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, – 4 (четыре) месяца с момента вступления решения суда в законную силу, суд находит обоснованным, достаточным для исполнения, в связи с чем требование в указанной части также подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице Администрации города Томска, Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка – Детский сад № 96 г. Томска о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице Администрации Города Томска в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – Детский сад № 96 г. Томска, для осуществления мероприятий по обеспечению охраны объекта (образовательного учреждения), расположенного по адресу: сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Обязать муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – Детский сад № 96 г. Томска не позднее 2 месяцев с момента доведения администрацией Города Томска финансирования для осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности обеспечить охрану объекта (образовательного учреждения), расположенного по адресу: сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: О.В. Мельничук

Мотивированный текст решения изготовлен 04.07.2022 года.