ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1098 от 27.09.2010 Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область)

                                                                                    Заволжский районный суд г. Твери                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Заволжский районный суд г. Твери — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2 - 1098/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 сентября 2010 года г. Тверь

Заволжский районный суд г. Твери в составе

председательствующего судьи Лозиной С.П.,

при секретаре Ёлкиной Т.П.,

с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, представителя третьего лица Администрации г. Твери ФИО3, представителя Департамента архитектуры и строительства администрации г. Твери ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 к Комитету по управлению имуществом Тверской области о признании неправомерным отказа исполнительного органа государственной власти Тверской области в предоставлении в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО8 обратился в суд с иском к Комитету по управлению имуществом Тверской области о признании неправомерным отказа исполнительного органа государственной власти Тверской области в предоставлении в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством. Исковые требования мотивировал тем, что 16 сентября 2009г. он обратился в Комитет по управлению имуществом Тверской области с заявлением о предоставлении в аренду под огород дополнительного земельного участка площадью 642,8 кв.метров, кадастровый №, расположенного по адресу: , прилегающего к основному земельному участку № - приложив все необходимые документы.

Решением (ответом) и.о. председателя комитета по управлению имуществом Тверской области ФИО4 от 30.09.2009г. №11493-09 заявителю было отказано в предоставлении в аренду под огород дополнительного земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу:  - на том основании, что вопрос опредоставлении испрашиваемого земельного участка уже был предметом судебного разбирательства по иску ФИО8 о признании незаконными действий Администрации города Твери, связанных с вынесением постановления Администрации г.Твери от 25.12.06г. № 4299 «О признании утратившим силу пункта постановления. администрации города Твери от 29.04.04г. № 870»; о признании недействительным постановления администрации города Твери от 25.12.2006г. № 4299, обязании Главы администрации города отменить постановление администрации города Твери от 25.12.2006г. № 4299, признании недостоверной информации, содержащейся в сопроводительном письме заместителя Главы администрации города ФИО9 в части не исполнения ФИО8 пункта 3 постановления администрации города; Твери от 29.04.2004г.; о понуждении Комитета по управлению имуществом Тверской области к заключению договора аренды на испрашиваемый земельный участок. В соответствии с решением Заволжского районного суда г.Твери от 26.06.2009г. в удовлетворении требований заявителя было отказано. В связи с изложенным, оснований для повторного рассмотрения обращения по существу Комитет не усмотрел.

Заявитель полагает, что вышеуказанное решение принято с нарушением действующего законодательства, нарушает его права, свободы и законные интересы.

Так, 16.09.2009г. он обратился в Комитет по управлению имуществом Тверской области с заявлением о предоставлении в аренду под огород дополнительного земельного участка кадастровый № - в то время как в Заволжском районном суде г. Твери (отказано по срокам давности) рассматривалось иное нетождественное заявление к Администрации г.Твери и Комитету по управлению имуществом Тверской области по основаниям п.4 ст.445 и 421 ГК РФ, причем исковые требования о понуждении Комитета по управлению имуществом Тверской области к заключению договора аренды на земельный участок № выдвигались с учетом другого заявления в его адрес от 02.04.07 №.036/Д - 1560, в котором он просил заключить договор аренды на новый срок 49 лет с целью использования для обслуживания и эксплуатации жилого дома, а не под огород.

Комитет по управлению имуществом Тверской области не представил ни одного доказательства в качестве законного основания, позволяющего отказать в заключении с истцом договора аренды на спорный земельный участок, которым он пользуется с момента регистрации договора купли-продажи жилого дома №22 по ул.Горького и своевременно вносит арендную плату на основании расчета арендной платы от 27.09.2004г., подшитого к проекту договора аренды, с подписью и печатью арендодателя - департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г.Твери.

Суд не запрещал Комитету предоставлять истцу испрашиваемый земельный участок. Более того, снял обеспечительные меры, поскольку они были названы основным препятствием для заключения договора аренды. Сведения Администрации г. Твери о резервировании спорного земельного участка не подтвердились.

Кроме того, в нарушение установленных Конституцией РФ и Земельным кодексов РФ принципов равенства (ст. 19 КРФ), справедливости, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков (ст.34 ЗК РФ), соседке истца по  ФИО6 помимо имеющегося в собственности земельного участка (кад.№ 69:40:01:00:274:50) в аренду предоставлен дополнительный земельный участок не только под строительство дома (кад.№ №), но и 2 прирезки под огород - кадастровый номер №

Закон не запрещает истцу защищать свои гражданские и конституционные права любым не запрещенным способом.

Договор купли-продажи жилого  от 19.02.2003 г. с определением объема прав на основной и дополнительный земельные участки никем не оспорен. Земельный участок с кадастровым № был предоставлен продавцу на праве аренды под огород без права капитального строительства и зарегистрирован (свидетельство о государственной регистрации права ТО №). Возникшее по договору право истца зарегистрировано в Учреждении юстиции Тверской области по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними 18.03. 2003г. (свидетельство о государственной регистрации права №).

Истцу указанный земельный участок был предоставлен постановлением администрации г. Твери №870 от 29.04.2004г. Акт органа местного самоуправления, принятый до 01.06.2006г., входит в перечень необходимых Комитету по управлению имуществом Тверской области документов для предоставления в аренду земельного участка.

Кадастровый план от 3 августа 2004г., подшитый к проекту договора аренды, подтверждает, что земельный участок был сдан в аренду в пользу ФИО8 с объемом прав 642,8 кв.м. Ответ комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г.Твери от 11.01.2005г. подтверждает, что земельный участок у дома №22 по ул.Горького площадью 642,8 кв.м. с кадастровым номером 69:40:01:00:274:0035 был предоставлен ФИО8 в аренду под огород сроком до 31.12.2004г. постановлением администрации г.Твери №870 от 29.04.2004г.

Проект договора аренды подписан ФИО8 и ФИО7 от Администрации Тверской области и Комитета по управлению имуществом Тверской области, что является доказательством соблюдения норм предоставления земельных участков для ведения огородничества (максимальный 0.15 га, минимальный 0.10 га), установленных на основании ст.33 ЗК РФ Законами Тверской области от 08 июля 2002. «Об установлении в Тверской области предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность». В настоящее время площадь участка 642,8 кв.м. также не противоречит нормам, установленным Законом Тверской области от 27 марта 2008г. №49-30 «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области» (максимальный 0.15, минимальный 0.10 га).

Несмотря на установленный Постановлением Главы города Твери №1876 от 23.07.2004г. предельный максимальный размер земельного участка (400 кв.м.), предоставляемого в аренду из земель поселений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, дополнительно к основному, для обслуживания индивидуальных жилых домов гражданам в городе Твери, Администрация г.Твери постановлением №870 от 29.04.2004г. предоставила заявителю, как и продавцу , дополнительный земельный участок под огород с кадастровым номером № с объемом прав 642,8 кв.м. при согласии комитета по охране историко-культурного наследия, не возражающего против расширения земельного участка по  согласно приложенному плану.

Согласно ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящиеся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянскою (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно постановления №870 от 29.04.2004г. и свидетельства о государственной регистрации права ТО № наименование объекта с кадастровым номером № - земельный участок у дома по  площадью 642,8 кв.м. под огород.

Кроме того, подписав добровольно в одностороннем порядке условия договора аренды, пользуясь земельным участком как арендатор на основании имеющихся документов и расчета арендной платы, заявитель своевременно вносил арендные платежи на счет Комитета по управлению имуществом Тверской области. Перечисление денежных средств под огород на основании расчета арендной платы, подтверждено и признано Комитетом.

Положения ч.3 ст.22 ЗК РФ и п. 1 ст. 621 ГК РФ определяют преимущественное право заявителя на заключение договора аренды на новый срок, поскольку он надлежащим образом осуществлял свои гражданские права, возникшие из договора купли-продажи жилого  и обязанности по надлежащему использованию земельного участка (ст.8 ГК РФ). Претензий со стороны контролирующих служб не имеется.

Спорный земельный участок с кадастровым номером № относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. На основании Закона Тверской области № 66-30 от 22.06.2006г. «О распоряжении отдельными земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена», Постановления Администрации Тверской области от 29.06.2006г. № 155-па «О реализации отдельных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена» полномочия по распоряжению спорным земельным участком от Администрации г.Твери перешли к Комитету по управлению имуществом Тверской области. Следовательно, спорный земельный участок находится в ведении Комитета, но не является его собственностью, поэтому положения ст.209 ГК РФ в части совершения по своему усмотрению любых действий в отношении дополнительного земельного участка, являющегося наряду с основным участком местом пребывания и жительства семьи заявителя, к полномочиям Комитета не применимы и свою деятельность по распоряжению земельными участками он обязан осуществлять в соответствии со ст. 15,18 Конституции РФ, соблюдая законы и правовые акты, не нарушая, прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан.

Земельный кодекс Российской Федерации установил приоритет норм земельного права перед нормами гражданского законодательства при регулировании отношении по пользованию, владению и распоряжению земельными участками (п.3 ст. 2 ЗК РФ, ст. 607 ГК РФ).

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 ЗК РФ, согласноч. 1,2,3 которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, ею предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Согласно ч.5 ст.34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта принимает решение о предоставлении испрашиваемого участка в собственность либо в аренду земельного участка.

Кроме того, действующее законодательство содержит определенно выраженное предписание для заключения договора аренды при предоставлении кадастрового паспорта.

Согласно ч.6 ст.34 ЗК РФ договор аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в п.5 настоящей статьи решения.

В г. Твери процедура подачи, рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством определена ч.III Постановления Администрации Тверской области от 23.08.2006г. №213-па «Об утверждении Порядка организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе город Тверь».

Все надлежащим образом заверенные документы, необходимые для принятия решения о предоставлении в аренду сформированного в установленном порядке земельного участка, заявитель приложил к заявлению в соответствии с п.3.1, 3.2. постановления.

Согласно п.3.3. ч. III указанного постановления Комитет на основании заявления и представленных заявителем документов в 14-дневный срок принимает решение о предоставлении земельного участка либо об отказе в его предоставлении с указанием причин своего отказа.

В соответствии с п.п.6.1.,6.2 ч.VI заявителю может быть отказано в рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка в случае, если к заявлению приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям земельного законодательства и настоящего Порядка; заявителю может быть отказано в случаях, предусмотренных земельным законодательством.

Земельным законодательством отказ в предоставлении земельных участков в аренду (за исключением п.4 ст.27 ЗК РФ) не предусмотрен (ст.28 ЗК РФ). Даже в случаях резервирования земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст.22 (п.3.1), 49, 70.1 Земельного кодекса РФ) земельные участки предоставляются в аренду.

Испрашиваемый участок с кад. № 69:40:01:00:274:35 из оборота не изъят, не зарезервирован (приложение). К составу, форме и содержанию нотариально заверенных документов Комитет по управлению имуществом Тверской области претензий не предъявил. Следовательно, нет законных оснований для отказа в представлении земельного участка в аренду под огород, и Комитет обязан выполнить предписание ст.34 ЗК РФ для заключения с заявителем договора аренды, поскольку кадастровую карту он представил.

С 2003г. по 2009г. возражения со стороны Администрации г.Твери и Комитета по управлению имуществом Тверской области по порядку пользования участком заявителю не поступали. Добровольного отказа от своих прав на земельный участок он никому не направлял. Письменных уведомлений о принятии решения об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд в соответствии с земельным и гражданским законодательством (ст.279 ГК РФ, ст. 11,41,63 ЗК РФ) заявитель не получал. Актов о резервировании спорного участка и схемы резервирования в установленном порядке нет. При таких обстоятельствах имеются все основания для оформления прав истца на спорный земельный участок.

Исходя из вышеизложенного, заявитель просит суд признать неправомерным решение Комитета по управлению имуществом Тверской области об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:274:0035 для целей, не связанных со строительством (под огород).

Истец ФИО8, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не сообщил об уважительных причинах неявки, не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем судом определено о рассмотрении дела без участия указанного лица.

Представитель истца ФИО1 поддержала исковые требования в полном объеме, обосновывая их теми же доводами, что изложены в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что ранее с заявлением о предоставлении дополнительного земельного участка под огород её доверитель в Комитет по управлению имуществом Тверской области не обращался, и решения по данному факту судами не выносились. Спорный земельный участок не имеет отдельных подходов и подъездов, кроме как со стороны домовладения №, был сформирован в 1999 году с целевым назначением под огород. Право аренды с целевым назначением под огород было зарегистрировано в органах юстиции 6.09.1999 года как «разрешенный по праву» вид землепользования до принятия Тверской городской думой Временных правил землепользования и застройки от 2.07.2003 года. В силу изложенного, ссылки на Временные правила землепользования и застройки г. Твери и п.п.2,3 ст. 85 ЗК РФ как дополнительное основание для отказа ФИО8 неправомерны. Кроме того, в силу п. 5 ст. 85 ЗК РФ и ч. 2 указанных Правил жилая застройка и сопутствующие основным виды землепользования являются разрешенными по праву видами землепользования в Центральной коммерческой зоне К - 1.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поддержав ранее представленный письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому обстоятельства, связанные с отказом в предоставлении спорного земельного участка ФИО8 в аренду для целей, не связанных со строительством (под огород), в том числе причины такого отказа и его законность были предметом судебных разбирательств. Судом установлено отсутствие нарушений законодательства в действиях органов, уполномоченных на распоряжение земельными участками на территории города Твери, в связи с чем Комитетом была направлена соответствующая информация об отсутствии оснований для повторного рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в аренду. Утверждение заявителя о том, что отсутствуют какие-либо препятствия для использования участка для испрашиваемых целей (под огород) противоречит действующему законодательству, а также сведениям, полученным от Администрации города Твери в связи со следующим.

В соответствии с п.2 ст. 85 Земельного кодекса РФ (состав земель населенных пунктов и зонирование территорий) Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Таким образом, при распоряжении земельными участками на территории города Твери комитет обязан руководствоваться градостроительными регламентами территориальных зон. В целях установления возможности использования конкретного земельного участка для тех или иных целей с учетом градостроительных регламентов территориальных зон комитетом при поступлении обращений заинтересованных лиц направляется соответствующий запрос в Администрацию города Твери. Таким образом, после поступления первого заявления ФИО8 в 2007 году комитетом был направлен запрос в Администрацию города Твери о возможности предоставления в аренду под огород земельного участка с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: . В соответствии с ответом Администрации города Твери от 18.06.2007 №01/2147-и согласно Временным Правилам землепользования и застройки г. Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 № 71, указанный в обращении ФИО8 земельный участок относится к общегородской коммерческой зоне, в которой преобладающими являются объекты общественного назначения. В соответствии с Временными Правилами землепользования и застройки г. Твери, утвержденными решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 № 71, вид использования земельных участков «под огород» в пределах общегородской коммерческой зоны (К.1. Центральная коммерческая зона), не предусмотрен. Исходя из изложенного, предоставление испрашиваемого ФИО8 земельного участка под огород противоречит действующей градостроительной документации и в силу положений п.3 ст. 85 Земельного кодекса РФ не может быть осуществлено.

Из представленных документов усматривается, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, отнесен к землям населенных пунктов и находится на территории города Твери. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Твери осуществляется Комитетом по управлению имуществом Тверской области. В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом. В отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности полномочия собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти. Учитывая, что на спорном земельном участке отсутствуют объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности истцу, последний не имеет исключительного права на приобретение названного земельного участка в собственность или аренду.

Представитель третьего лица Администрации г. Твери ФИО10 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ определено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Согласно Карте правового зонирования г. Твери, утвержденной Решением Тверской городской Думы от 2 июля 2003 года №71 «О временных правилах землепользования и застройки г. Твери», земельный участок, расположенный по адресу:  относится к зоне К1 - Центральная коммерческая зона. Зона К. 1 охватывает общегородской центр, характеризующийся многофункциональным использованием территории. Разрешенные "по праву" виды землепользования: учреждения воспитания и образования; учреждения здравоохранения, социального обеспечения, спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения: учреждения отдыха и рекреационные территории; учреждения культуры и искусства; учреждения, связанные с отправлением культа; предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания; организации и учреждения управления, проектные организации, кредитно-финансовые учреждения и предприятия связи; научные и административные организации, офисы, конторы, компании и другие предприятия бизнеса; жилая застройка. Неосновные и сопутствующие виды землепользования: сооружения для постоянного и временного хранения транспортных средств. Условно разрешенные виды землепользования (требующие специального согласования): разрешенные "по праву" виды землепользования, превышающие параметры, указанные в требованиях к застройке земельных участков, а также крупные предприятия обслуживания, требующие по нормам больших автостоянок (более чем на 50 автомобилей): гаражи и стоянки для постоянного хранения транспортных средств: предприятия по обслуживанию транспортных средств; казино; общественные туалеты.

Таким образом, Временными Правилами землепользования и застройки г. Твери, утвержденными Решением Тверской городской Думы от 2 июля 2003 года №71 «О временных правилах землепользования и застройки г. Твери», разработанными в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Законом РФ "Об архитектурной деятельности", иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тверской области, Уставом города Твери, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Твери, для зоны К. 1. не предусмотрен такой вид разрешенного использования как «под огород».

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, заключение представителя Департамента архитектуры и строительства администрации г. Твери, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Из содержания ст. 34 ЗК РФ усматривается, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления (обращения) утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.

На основании Закона Тверской области № 66-30 от 22.06.2006г. «О распоряжении отдельными земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена», Постановления Администрации Тверской области от 29.06.2006г. № 155-па «О реализации отдельных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, принадлежат Комитету по управлению имуществом Тверской области.

В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи жилого дома от 19.02.2003 года, заключенного между ФИО11 и ФИО8, истец является собственником домовладения, расположенного по адресу: .

Из содержания вышеуказанного договора купли-продажи усматривается, что указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью 1279 кв. метров. Дополнительно к этому земельному участку прилегает земельный участок площадью 642, 8 кв. метров, предоставленный продавцу ФИО11 на праве аренды под огород без права капитального строительства и посадки фруктовых деревьев, кадастровый номер №.

Постановлением Администрации г. Твери № 870 от 29.04.2004 года вышеуказанный земельный участок площадью 642, 8 кв. метров был предоставлен ФИО8 под огород без права застройки и посадки плодовых деревьев сроком до 31.12.2004 года, однако договор аренды указанного земельного участка между ФИО8 и администрацией города в срок до 31.12.2004 года заключен не был. Постановлением Администрации г. Твери от 25.12.2006 года № 4299 пункт постановления администрации города Твери от 29.04.2004 года № 870 о предоставлении ФИО8 земельного участка под огород признан утратившим силу.

Согласно выписки из ЕГРП от 18.09.2007 года наименование объекта с кадастровым номером № - земельный участок под огород без права капитального строительства и посадки фруктовых деревьев. Правообладатель земельного участка не указан; имеется ссылка на ограничение (обременение) права - аренда от 6.09.1999 года в пользу ФИО11

В соответствии с кадастровым паспортом от 24.04.2009 года земельного участка кадастровый номер №, адрес почтового ориентира: ) - его площадь составляет 643 кв.м., разрешенное использование: под огород без права застройки и посадки плодовых деревьев, вид права - государственная собственность.

16.09.2009 года ФИО8 обратился к председателю Комитета по управлению имуществом Тверской области с заявлением предоставлении дополнительного земельного участка у  кадастровым номером 69:40:01:00:274:35, прилагающего к основному земельному участку, расположенному по адресу:  - под огород.

В ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось, что истцом полностью соблюден порядок подачи заявления о предоставлении спорного земельного участка в аренду, и приложены документы, состав, форма или содержание которых соответствует требованиям земельного законодательства.

Письмом (решением) полномочного представителя Комитета по управлению имуществом Тверской области от 30.09.2009 года №11493-09 ФИО8 было отказано в предоставлении дополнительного земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу:  - в аренду. Отказ был мотивирован тем, что вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка был предметом исследования при рассмотрении иска ФИО8 к администрации города Твери, комитету по управлению имуществом Тверской области о признании действий администрации города Твери, связанных с вынесением постановления от 25.12.2006 года №4299 «О признании утратившим силу пункта постановления администрации города Твери от 29.09.2004 года №870», незаконными, о признании недействительным указанного постановления, понуждении отменить постановление, признании информации недостоверной, установлении нарушения земельного законодательства и неправомерности уклонения администрации города Твери от заключения договора аренды на земельный участок, указанный в заявлении, о понуждении комитета по управлению имуществом Тверской области к заключению договора аренды на испрашиваемый земельный участок. В соответствии с решением Заволжского районного суда г. Твери от 26.06.2009 года в удовлетворении исковых требований заявителя было отказано. В связи с изложенным, оснований для повторного рассмотрения обращения по существу не усматривается.

В соответствии со ст. 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Частью 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Из содержания решения Заволжского районного суда г. Твери от 26.06.2009 года по гражданскому делу №, вступившего в законную силу 08.09.2009 года, и материалов дела усматривается, что в числе прочих требований ФИО8 просил суд понудить Комитет по управлению имуществом Тверской области заключить договор аренды на земельный участок № с учетом заявления в его адрес от 02.04.07 года №.036/Д - 1560, связанного с предоставлением спорного земельного участка в аренду сроком на 49 лет с целью использования для обслуживания и эксплуатации жилого дома. Оценив представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии у ФИО8 на спорном земельном участке принадлежащих ему на праве собственности и зарегистрированных в установленном законом порядке зданий, строений либо сооружений, а следовательно, об отсутствии оснований для применения ст. 36 Земельного кодекса РФ и понуждения Комитета по управлению имуществом Тверской области к заключению договора аренды указанного земельного участка.

Также суд указал, что обязанность уполномоченного органа предоставить заинтересованному лицу земельный участок в аренду другими нормами Земельного кодекса РФ не предусмотрена; у ФИО8 отсутствует право на использование земельного участка с кадастровым номером № - и сам факт использования ФИО8 указанного земельного участка не может служить основанием возникновения права аренды и обязанности уполномоченного органа на заключение с ним договора аренды.

Таким образом, вступившим в законную силу решением суда по спору между теми же сторонами установлено, что на спорном земельном участке отсутствуют объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности истцу, и последний не имеет исключительного права на приобретение названного земельного участка в собственность или аренду с целью его использования под обслуживание и эксплуатацию жилого дома.

Вместе с тем, предоставление дополнительного земельного участка под огород ранее предметом судебного рассмотрения не являлось, с подобными заявлениями ФИО8 в Комитет по управлению имуществом по Тверской области не обращался, что в ходе рассмотрения дела представитель ответчика не оспаривал. Таким образом, оснований для ссылки на повторное рассмотрение обращения заявителя у Комитета не имелось.

Вместе с тем, суд не усматривает, что оспариваемым решением нарушены права и свободы заявителя.

Так, в соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно п. 14 ч. 2 ст. 7 Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о разрешенном использовании земельного участка носят дополнительный характер, а, следовательно, без подтверждения соответствующей первичной документацией (градостроительным регламентом) не могут являться основанием для определения его правового статуса.

В соответствии с ч. 4 ст. 34 ЗК РФ при разрешении вопроса о предоставлении земельного участка подлежит учету зонирование территории.

В соответствии с ч. 2 ст.85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Решением Тверской городской Думы от 2 июля 2003 года №71 «О временных правилах землепользования и застройки г. Твери» были утверждены Временные Правила землепользования и застройки г. Твери, разработанные в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Законом РФ "Об архитектурной деятельности", иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тверской области, Уставом города Твери, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Твери (далее - Правила). Также указанным решением утверждена электронная версия Карты правового зонирования г. Твери, разрешенная к опубликованию.

Пунктом 1 статьи 3 Правил установлено, что вводимая в городе система регулирования землепользования и застройки основана на: правовом зонировании - подразделении всей территории в границах городской черты на территориальные зоны с установлением для каждой из них видов разрешенного использования земельных участков и требований к застройке (параметров застройки); установлении границ земельных участков и их формировании как объектов недвижимости, в отношении которых предписываются виды разрешенного использования и параметры строительного изменения объектов недвижимости.

Согласно фрагменту Карты правового зонирования, предоставленному Администрацией г. Твери, достоверность которого у суда сомнений не вызывает, земельный участок, расположенный по адресу: , кадастровый номер №, относится к зоне К. 1. - Центральная коммерческая зона.

Согласно правилам зона К. 1 охватывает общегородской центр, характеризующийся многофункциональным использованием территории.

Разрешенные "по праву" виды землепользования: учреждения воспитания и образования; учреждения здравоохранения, социального обеспечения, спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения: учреждения отдыха и рекреационные территории; учреждения культуры и искусства; учреждения, связанные с отправлением культа; предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания; организации и учреждения управления, проектные организации, кредитно-финансовые учреждения и предприятия связи; научные и административные организации, офисы, конторы, компании и другие предприятия бизнеса; жилая застройка.

Неосновные и сопутствующие виды землепользования:

- сооружения для постоянного и временного хранения транспортных средств.

Условно разрешенные виды землепользования (требующие специального согласования):

- разрешенные "по праву" виды землепользования, превышающие параметры, указанные в требованиях к застройке земельных участков, а также крупные предприятия обслуживания, требующие по нормам больших автостоянок (более чем на 50 автомобилей);

- гаражи и стоянки для постоянного хранения транспортных средств;

- предприятия по обслуживанию транспортных средств;

- казино;

- общественные туалеты.

Для зоны К 1 не предусмотрен такой вид разрешенного использования как «под огород».

Следовательно, с учетом проведенного зонирования территории  и положений ст. 85 ЗК РФ, у ответчика отсутствует право на получение земельного участка, кадастровый номер № - в аренду под огород.

Доводы истца о предоставлении ранее спорного земельного участка в аренду с разрешенным использованием под огород, а, значит и возможности предоставления спорного земельного участка ФИО8 на тех же условиях, суд не может принять во внимание, поскольку земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен ФИО11 под огород на основании договора аренды от 30.08.1999 года, то есть до проведения зонирования территории г. Твери, и отнесения спорного земельного участка к зоне К1. Аналогичным образом предоставлен дополнительный земельный участок и ФИО6

Факт длительного использования ФИО8 спорного земельного участка, внесения за него арендной платы не свидетельствует о приобретении заявителем каких-либо прав на этот участок в отсутствие на это решения уполномоченного органа.

Таким образом, на момент обращения ФИО8 с заявлением от 16.09.2009 года законных оснований для предоставления заявителю земельного участка с кадастровым номером № для целей, не связанных со строительством (под огород) у Комитета по управлению имуществом по Тверской области не имелось, а следовательно права и законные интересы заявителя оспариваемым отказом не нарушены.

В силу изложенного, требования ФИО8 к Комитету по управлению имуществом Тверской области о признании неправомерным отказа исполнительного органа государственной власти Тверской области в предоставлении в аренду спорного земельного участка для целей, не связанных со строительством (под огород), не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО8 к Комитету по управлению имуществом Тверской области о признании неправомерным отказа исполнительного органа государственной власти Тверской области в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № для целей, не связанных со строительством (под огород) - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в кассационном порядке путем подачи жалобы через Заволжский районный суд города Твери в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Решение не вступило в законную силу Судья С. П. Лозина