Дело № 2-1098/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 декабря 2018 года г.Чебаркуль Челябинской области Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Рыжовой Е.В., при секретаре Федорцовой Т.В., с участием прокурора Зыкиной И.С., представителей ответчика ФИО1 и ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебаркульского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Чебаркульского муниципального района, Администрации Варламовского сельского поселения о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на сети водоснабжения и обеспечить бесперебойное водоснабжение, УСТАНОВИЛ: Чебаркульский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Чебаркульского муниципального района, Администрации Варламовского сельского поселения, в котором после уточнения исковых требования просил возложить на Администрацию Чебаркульского муниципального района, Администрацию Варламовского сельского поселения обязанность в срок не позднее трех месяцев с даты вступления решения по настоящему гражданскому делу в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на следующие объекты недвижимого имущества: водопровод (<адрес>), введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, протяженностью 780 п.м.; водопровод (<адрес>, по селу), введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, протяженностью 7000 п.м.; водоснабжение (<адрес>), введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, протяженностью 3600 п.м. с приложением необходимых для регистрации права собственности документов, предусмотренных Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В обосновании иска указал, что Чебаркульской горпрокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории Варламовского сельского поселения расположены сети водоснабжения: водопровод (<адрес>), введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ протяженностью 780 п.м.; водопровод (<адрес>, по селу), введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, протяженностью 7000 п.м.; водоснабжение (<адрес>), введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, протяженностью 3600 п.м. Указанные сети приняты в собственность сельского поселения решением Совета депутатов Варламовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№. ДД.ММ.ГГГГ городской прокуратурой Главе Варламовского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений закона в связи с непринятием мер для регистрации права собственности на объекты и сети коммунальной инфраструктуры. Указанное нарушение влечет невозможность их передачи эксплуатирующей организации в соответствии с требованиями действующего законодательства. Представление рассмотрено, однако до настоящего времени мер для фактического устранения выявленных нарушений и регистрации прав на указанные объекты недвижимости не принято. Отсутствие правоустанавливающих документов на спорные объекты недвижимого имущества влечет к их преждевременному разрушению, увеличению количества аварийных ситуаций, в том числе чрезвычайных. Отсутствие должного контроля за сетями и объектами коммунальной инфраструктуры, может привести к их разрушению, нарушит права граждан на охрану жизни, здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные Конституцией РФ, а также права граждан на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Меры обеспечения безопасности данных объектов не могут быть реализованы по причине отсутствия должного оформления прав, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации. При изложенных обстоятельствах, невыполнение органом местного самоуправления обязанности, по регистрации права собственности на спорные объекты недвижимого имущества, не соответствует требованиям ст. 131 ГК РФ и нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе на подачу водоснабжения. Из письма Чебаркульского отдела Управления Росреестра по Челябинской области оформить право собственности только после проведения государственной регистрации права собственности и перехода права МО «Чебаркульский муниципальный район» (л.д.2-6,41-42). Определением судьи Чебаркульского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Чебаркульского муниципального района (л.д.83). В судебном заседании прокурор Зыкина И.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика - Администрации Чебаркульского муниципального района, в судебное заседание не явился, извещен (л.д.86,88). Представитель ответчика – Администрации Варламовского сельского поселения ФИО1 (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№ л.д.90) в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, полагая, что данная обязанность должна быть возложена на Администрацию Чебаркульского муниципального района. Представитель ответчика – Администрации Варламовского сельского поселения ФИО2 (ордер от ДД.ММ.ГГГГ№ л.д.33), в судебном заседании также пояснил, что Администрация Варламовского сельского поселения не является надлежащим ответчиком по данному делу. Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в суд не явился, извещен (л.д.89). Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Заслушав прокурора, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Согласно ч. 3 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступил в силу с 31 января 1998 года. В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Согласно ч. 1 ст. 51 Закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Статьей 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Согласно ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как на одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах. Согласно ст. 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются (ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»). Отсутствие должного контроля за сетями и объектами коммунальной инфраструктуры, может привести к их разрушению, нарушит права граждан на охрану жизни, здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные Конституцией РФ, а также права граждан на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Меры обеспечения безопасности данных объектов не могут быть реализованы по причине отсутствия должного оформления прав, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации. При изложенных обстоятельствах, невыполнение органом местного самоуправления обязанности, по регистрации права собственности на спорные объекты недвижимого имущества, не соответствует требованиям ст. 131 ГК РФ и нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе на подачу водоснабжения. В судебном заседании установлено, что постановлением главы Чебаркульского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ объекты недвижимого и движимого имущества, расположенные на территории Варламовского сельского поселения, предназначенные для решения вопросов местного значения органов местного самоуправления сельского поселения, переданы в собственность муниципального образования «Варламовское сельское поселение» (л.д.44). Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ Собрания депутатов Чебаркульского муниципального района третьего созыва утвержден перечень объектов жилого фонда и нежилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры, предполагаемых для передачи из муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района в собственность Варламовского сельского поселения, включая: водопровод (<адрес>), введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, протяженностью 780 п.м.; водопровод (<адрес>, по селу), введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, протяженностью 7000 п.м.; водоснабжение (<адрес>), введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, протяженностью 3600 п.м. (л.д.45,47-66) Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ Совета депутатов Варламовского сельского поселения третьего созыва указанное имущество принято в муниципальную собственность Варламовского сельского поселения (л.д.46,67-80). Право муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района либо Варламовского сельского поселения на указанное недвижимое имущество на день рассмотрения дела не зарегистрировано. Из ответа Управления Росреестра по Челябинской области, направленного ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации Варламовского сельского поселения, следует, что регистрация права муниципальной собственности Варламовского сельского поселения возможна лишь после регистрации права муниципальной собственности МО «Чебаркульский муниципальный район» (л.д.82). С заявлением в Управление Росреестра по Челябинской области о регистрации права муниципальной собственности на вышеуказанное недвижимое имущество Администрация Чебаркульского муниципального района не обращалась, доказательств обратного суду не представлено. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация Чебаркульского муниципального района, в связи с чем именно на неё должна быть возложена обязанность зарегистрировать право собственности на сети водоснабжения и обеспечить бесперебойное водоснабжение. Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Чебаркульского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Чебаркульского муниципального района о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на сети водоснабжения и обеспечить бесперебойное водоснабжение – удовлетворить. Обязать Администрацию Чебаркульского муниципального района в срок не позднее трех месяцев с даты вступления решения по настоящему гражданскому делу в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на следующие объекты недвижимого имущества: водопровод (<адрес>), введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, протяженностью 780 п.м.; водопровод (<адрес>, по селу), введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, протяженностью 7000 п.м.; водоснабжение (<адрес>), введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, протяженностью 3600 п.м. с приложением необходимых для регистрации права собственности документов, предусмотренных Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В удовлетворении иска к Администрации Варламовского сельского поселения о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на сети водоснабжения и обеспечить бесперебойное водоснабжение – отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление, в Челябинский областной суд через Чебаркульский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий: |