Гражданское дело № 2-1098/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.о.г. Кулебаки 17 ноября 2016 года
Кулебакский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Хаит Т.В., при секретаре судебного заседания Асановой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Нижегородской области к Илясову Ю. Л. о признании недействительными решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, принятых с нарушением требований Жилищного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция Нижегородской области обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором указано, что <ДД.ММ.ГГГГ> в адрес государственной жилищной инспекции Нижегородской области поступило обращение от ООО «КЦУК» по вопросу нарушения жилищного законодательства при проведении общего собрания собственников в многоквартирном <адрес>. В ходе рассмотрения обращения установлено, что факты, указанные в обращении, полностью подтвердились. В результате исследования предоставленных документов выявлено, что при проведении общего собрания собственников помещений нарушены: Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации «Об утверждений требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» от 25.12.2015 № 937/пр; ст.ст.45, 47, 48 Жилищного кодекса РФ по результатам протокола общего собрания от 28.04.2016 года, а именно:
- в протоколе общего собрания собственников многоквартирного <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> отсутствует информация об избрании секретаря общего собрания собственников помещений, который должен вести и оформлять протокол;
- отсутствует номер протокола собственников многоквартирного дома;
в протоколе отсутствует указание на место проведения собрания;
в протоколе отсутствует информация о месте хранения протокола общего собрания собственников помещений;
отсутствуют сведения, указанные в водной части протокола собственников помещений;
в протоколе отсутствует информация о лицах, присутствующих на собрании;
- несоответствие формы ведения протокола общего собрания собственников помещений;
отсутствует приложение к протоколу – реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества, номеров принадлежащих им помещений, реквизитов документов, подтверждающих права на помещения;
отсутствует приложение к протоколу – реестр вручения собственникам помещений сообщений о поведении собрания;
При проверке представленных управляющей организацией копии решений собственников помещений, принявших участие в голосовании, результаты которого оформлены протоколом без номера от <ДД.ММ.ГГГГ>, установлено, что в собрании приняли участие собственники помещений, обладающие более чем 50% процентами голосов от общего числа голосов: общая площадь жилых помещений в многоквартирном доме, согласно протоколу 3023,45 кв.метров; количество голосов, которым обладают все собственники жилых помещений в вышеуказанном многоквартирном доме равно 170632 голоса; согласно протоколу, в голосовании приняли участие собственники, обладающие 56,43% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (32345 голосов); однако, согласно выпискам из ЕГРП, общее количество голосов собственников помещений, принявших участие в голосовании, составило 1027,55 (19,13(<адрес>) + 48,9 (<адрес>)+29.04(<адрес>)+28(<адрес>) + 48,9 (<адрес>) + 55,11 (<адрес>) + 26,40 (<адрес>) + 45,8(<адрес>)+34,59(<адрес>)+35,78 (<адрес>) + 32,9 (<адрес>) + 17,43 (<адрес>) + 16,98 (<адрес>)+35,78(<адрес>)+54,20(<адрес>)+71,56(<адрес>)+32,40(<адрес>)+46,99(<адрес>)+13,02(<адрес>)+24,36 (<адрес>)+40,35(<адрес>)+69,57(<адрес>)+68,33(<адрес>)+16,45(<адрес>)+54,29(<адрес>)+34,79 (<адрес>)+26,5 (<адрес>)= 1027,55) (приложение <№*****> к акту проверки); таким образом, в общем собрании многоквартирного дома приняли участие собственники помещений, обладающие менее чем 50% голосов от общего числа голосов, а именно 33,9 % (1027,55:3023,45х100=33,9%).
Просил признать недействительными решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, оформленные протоколом от <ДД.ММ.ГГГГ>.
Представитель истца Государственной жилищной инспекции <адрес> в судебное заседание не явился, о явке извещен надлежащим образом, в представленном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие..
Ответчик Илясов Ю.Л. в судебное заседание не явился, о явке извещен надлежащим образом, в представленном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на иск (л.д.176).
Изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ч.6 ст.20 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.3 ст.45 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч.1 ст. 46 ГК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
Частью 1 ст. 47 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
Согласно частям 2,3 ст.47 ЖК РФ, принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема. В решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны: сведения о лице, участвующем в голосовании; сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме; решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".
В силу ч. 1 ст. 48 ЖК РФ правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 ЖК РФ количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
На основании ч.5 ст. 48 ЖК РФ, в редакции, действовавшей на момент проведения собрания, голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Из материалов дела следует, что Илясов Ю.Л. является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., этаж 5, адрес объекта: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <ДД.ММ.ГГГГ> сделана запись регистрации <№*****> (л.д.116).
Как следует, из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, проведенного в форме очно-заочного голосования, от <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д.15), инициатором проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является Илясов Ю.Л., [ФИО]4, [ФИО]5 и [ФИО]6
Согласно данному протоколу собрание созывалось для обсуждения трех вопросов: 1) о выборе счетной комиссии; 2) о расторжении договора управления с ООО «КЦУК»; 3) о заключении договора управления с ООО «Центр ЖКХ».
Согласно Требованиям к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, утвержденным Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр: Протокол общего собрания составляется в письменной форме, в сроки, установленные общим собранием, но не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания.
Протокол общего собрания ведется и оформляется секретарем общего собрания, кандидатура которого избирается решением общего собрания.
Обязательными реквизитами протокола общего собрания являются: а) наименование документа; б) дата и регистрационный номер протокола общего собрания; в) дата и место проведения общего собрания; г) заголовок к содержательной части протокола общего собрания; д) содержательная часть протокола общего собрания; е) место (адрес) хранения протоколов общих собраний и решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование; ж) приложения к протоколу общего собрания (в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания); з) подпись.
Обязательными требованиями к оформлению реквизитов протокола общего собрания, являются: наименование документа - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Датой протокола общего собрания является дата составления протокола, которая должна соответствовать дате подведения итогов (окончания подсчета голосов) общего собрания.
Регистрационным номером протокола общего собрания является порядковый номер общего собрания в течение календарного года.
В качестве места проведения общего собрания указывается адрес, по которому проводилось очное собрание или адрес, по которому передавались оформленные в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме при очно-заочном и заочном голосовании.
Заголовок к содержательной части должен содержать адрес многоквартирного дома, вид общего собрания (годовое, внеочередное) и форму его проведения (очное, заочное, очно-заочное голосование).Содержательная часть протокола общего собрания состоит из двух частей - вводной и основной.
Вводная часть протокола общего собрания включает в себя следующие сведения: а) об инициаторе общего собрания: для юридических лиц указывается полное наименование и основной государственный регистрационный номер (далее - ОГРН) юридического лица в соответствии с его учредительными и регистрационными документами; для физических лиц указывается полностью фамилия, имя, отчество (при наличии) в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, номер помещения, собственником которого является физическое лицо и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на указанное помещение; б) о лице, председательствующем на общем собрании, секретаре общего собрания, лицах, проводивших подсчет голосов, - за исключением случая, когда вопрос об избрании указанных лиц включен в повестку дня общего собрания; в) о лицах, принявших участие в общем собрании (далее - присутствующие) и приглашенных для участия в нем (далее - приглашенные); г) об общем количестве голосов собственников помещений в многоквартирном доме; д) о количестве голосов собственников помещений в многоквартирном доме, принявших участие в голосовании на общем собрании; е) об общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; ж) о повестке дня; з) о наличии или отсутствии кворума общего собрания.
Сведения о лицах, присутствующих на общем собрании, указываются после слова "Присутствующие" и включают в себя: а) для физических лиц - фамилию, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме и (или) его представителя (в случае участия в общем собрании), указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое лицо и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на указанное помещение, количество голосов, которыми владеет соответствующее лицо, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника помещения в многоквартирном доме (в случае участия в общем собрании), подпись указанных лиц.
<ДД.ММ.ГГГГ> в адрес государственной жилищной инспекции Нижегородской области поступило обращение от ООО «КЦУК» по вопросу нарушения жилищного законодательства при проведении общего собрания собственников в многоквартирном <адрес>. В этой связи, на основании приказа начальника Выксунского отдела Государственной жилищной инспекции Наумовой Н.Ю. была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Центр ЖКХ», в результате которой выявлены нарушения Жилищного законодательства.
Из текста протокола, датированного <ДД.ММ.ГГГГ>, являющегося решением собрания собственников жилья в многоквартирном доме, а так же из акта проведенной внеплановой проверки следует, что при его принятии допущены нарушения Жилищного Кодекса Российской Федерации и Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, а именно:
- в протоколе общего собрания собственников многоквартирного <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> отсутствует информация об избрании секретаря общего собрания собственников помещений, который должен вести и оформлять протокол, что является нарушением п.3 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор»;
- отсутствует номер протокола собственников многоквартирного дома, что является нарушением п.п.б п.4 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор»;
в протоколе отсутствует указание на место проведения собрания, что является нарушением п.п.в п.4 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор»;
в протоколе отсутствует информация о месте хранения протокола общего собрания собственников помещений, что является нарушением п.п.е п.4 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор»;
отсутствуют сведения, указанные в водной части протокола собственников помещений, что является нарушением п.11 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор»;
в протоколе отсутствует информация о лицах, присутствующих на собрании, что является нарушением п.11 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор»;
- имеет месте несоответствие формы ведения протокола общего собрания собственников помещений, что является нарушением п.17 и п.18 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор»;
отсутствует приложение к протоколу – реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества, номеров принадлежащих им помещений, реквизитов документов, подтверждающих права на помещения, что является нарушением п.п.5 п.19 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор»;
отсутствует приложение к протоколу – реестр вручения собственникам помещений сообщений о поведении собрания, что является нарушением п.п.в п.19 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» и п.4 ст.45 ЖК РФ.
Кроме того, в указанном протоколе отсутствуют сведения о дате подведения итогов (окончания подсчета голосов), что является нарушением п.6 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор».
Кроме того, в судебном заседании установлено, что согласно указанному протоколу общего собрания собственников, в собрании приняли участие собственники помещений, обладающие более чем 50% процентами голосов от общего числа голосов: общая площадь жилых помещений в многоквартирном доме, согласно протоколу 3023,45 кв.метров; количество голосов, которым обладают все собственники жилых помещений в вышеуказанном многоквартирном доме равно 170632 голоса; согласно протоколу, в голосовании приняли участие собственники, обладающие 56,43% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (32345 голосов); однако, согласно выпискам из ЕГРП (л.д.103-163), общее количество голосов собственников помещений, принявших участие в голосовании, составило 1027,55 (19,13(<адрес>) + 48,9 (<адрес>)+29.04(<адрес>)+28(<адрес>) + 48,9 (<адрес>) + 55,11 (<адрес>) + 26,40 (<адрес>) + 45,8(<адрес>)+34,59(<адрес>)+35,78 (<адрес>) + 32,9 (<адрес>) + 17,43 (<адрес>) + 16,98 (<адрес>)+35,78(<адрес>)+54,20(<адрес>)+71,56(<адрес>)+32,40(<адрес>)+46,99(<адрес>)+13,02(<адрес>)+24,36 (<адрес>)+40,35(<адрес>)+69,57(<адрес>)+68,33(<адрес>)+16,45(<адрес>)+54,29(<адрес>)+34,79 (<адрес>)+26,5 (<адрес>)= 1027,55) (приложение <№*****> к акту проверки).
Таким образом, суд пришел к выводу, что в общем собрании многоквартирного дома приняли участие собственники помещений, обладающие менее чем 50% голосов от общего числа голосов, именно 33,9 % (1027,55:3023,45х100=33,9%), что является нарушением ч.3 ст.45 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном <адрес>, в данном случае неправомочно, поскольку не имело кворума, а сведений о повторном проведении общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, материалы дела не содержат.
Кроме того, с учетом выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.103-163), <адрес> находится в общей долевой собственности с ФИО7, однако протокол подписан лишь одним из участников общей собственности – Илясовым Ю.Л.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об обратном, стороной ответчика Илясовым Ю.Л. не представлено.
Суд пришел к выводу, что выявленные существенные нарушения обязательных требований к порядку проведения общих собраний собственников многоквартирного дома, а так же к порядку принятия решений таким собранием, свидетельствуют о том, что общее собрание собственников в установленном законом порядке не проводилось и состояться не могло, что свидетельствует о недействительности решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, оформленного протоколом от <ДД.ММ.ГГГГ>. Указанное решение собрания повлекло существенные неблагоприятные последствия для собственников многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При данных обстоятельствах с учетом положений ст.333.19 НК РФ, с ответчика Илясова Ю.Л. подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Государственной жилищной инспекции Нижегородской области удовлетворить.
Признать решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, оформленное протоколом от <ДД.ММ.ГГГГ>, недействительным.
Взыскать с Илясова Ю. Л. в доход местного бюджета городского округа город Кулебаки Нижегородской области государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Нижегородский областной суд через Кулебакский городской суд Нижегородской области.
Судья Хаит Т.В.