Дело № 2-1098/2021
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Таштагол 9 декабря 2021 г.
Таштагольский городской суд Кемеровской области в составе:
судьи Гончалова А.Е.,
при секретаре Топаковой Е.А.,
с участием истца - прокурора г.Таштагола Свиридова С.А.,
с участием ответчика - представителя отраслевой (функциональный) орган администрации Таштагольского муниципального района - муниципальное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения администрации Таштагольского муниципального района» Клепикова Т. В., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании иск прокурора г.Таштагола в интересах Суханова А. О., ФИО1 к отраслевой (функциональный) орган администрации Таштагольского муниципального района - муниципальное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения администрации Таштагольского муниципального района» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Таштагола обратился в суд с иском в интересах Суханова А. О., ФИО1 к отраслевой (функциональный) орган администрации Таштагольского муниципального района - муниципальное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения администрации Таштагольского муниципального района» о понуждении к совершению действий, в котором просил суд обязать муниципальное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения администрации Таштагольского муниципального района», произвести выплату ежемесячного пособия по уходу со дня рождения ребенка по день исполнения ребенку полутора лет Суханова А. О., начиная с момента рождения ее дочери ФИО1 до момента фактической выплаты пособия т. е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Требования свои истец-прокурор мотивировал тем, что прокуратурой города в ходе проверки обращения Суханова А. О. по вопросу соблюдения законодательства о социальной защите граждан, имеющих детей, анализе деятельности муниципального казенного учреждения «Управление социальной защиты населения администрации Таштагольского муниципального района» (далее - МКУ «УСЗН»), установлено следующее. ДД.ММ.ГГГГ в МКУ «УСЗН» с заявлением о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет обратилась Суханова А. О. Основанием для обращения Суханова А. О. в МКУ «УСЗН» явился Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" на дочь ФИО1. По результатам рассмотрения заявления Суханова А. О. согласно решению МКУ «УСЗН» от ДД.ММ.ГГГГ назначено пособие по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а не с момента рождения ребенка. В нарушение норм законодательства МКУ «Управление социальной защиты населения администрации Таштагольского муниципального района» в выплате пособия по уходу за ребенком с момента рождения до полутора лет Суханова А. О. неправомерно, незаконно отказано.
В связи с чем, истец-прокурор просит суд обязать муниципальное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения администрации Таштагольского муниципального района», произвести выплату ежемесячного пособия по уходу со дня рождения ребенка по день исполнения ребенку полутора лет Суханова А. О., начиная с момента рождения ее дочери ФИО1 до момента фактической выплаты пособия т. е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.2-4).
В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ истец-прокурор г.Таштагола Вербовская Л, Л. поддержала исковые требования, пояснив суду, что Суханова неоднократно обращалась в прокуратуру области, поскольку ей было отказано в выплате пособия по уходу за ребенком с момента его рождения. Суханова А. О. указывала, что обратилась в отдел соцзащиты по вопросу выплаты детского пособия до полутора лет и ежемесячного пособия на детей до 16 лет. Когда ей назначили пособие, было назначено пособие за предшествующие шесть месяцев по выплате ежемесячного пособия, само пособие по уходу за ребенком, которое назначается на выплату до полутора лет, ей за предшествующие шесть месяцев не посчитали. Прокурор указывал на необходимость представления в соцзащиту документов, подтверждающих фактическое проживание ребенка вместе с мамой. После этого Суханова вновь обращалась в органы соцзащиты, но ей было отказано, она вновь обратилась в прокуратуру города в ДД.ММ.ГГГГ. Со стороны прокуратуры проведена проверка по обращению Суханова . Первоначально было внесено представление, которое было частично удовлетворено, но поскольку выплата все равно была не произведена, прокурор обратился в суд. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют определенные граждане, в данном случае Суханова подпадает под п.6 ст.12 Закона. Мать либо отец, фактически осуществляющие уход за ребенком, не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством, являются получателями ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В статье 14 закона четко определена продолжительность выплат пособия по уходу за ребенком. Лицам уплачивается пособие со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, но пособие ей не предоставлено. Лицам, указанным в абзаце семь и матерям, уволенным, предоставляется пособие по уходу за ребенком со дня рождения ребенка до достижения возраста полутора лет. Матерям, уволенным в период отпуска, также со дня рождения. Пособие назначено с момента обращения и выплачено должно быть с момента рождения ребенка. Полагала, что заявленные требования являются обоснованными, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.
Соистец Суханова А. О. в суд не явилась, извещена надлежаще.
Представитель ответчика отраслевой (функциональный) орган администрации Таштагольского муниципального района - муниципальное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения администрации Таштагольского муниципального района» Клепикова Т. В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ с иском не согласилась. Суду пояснила, что не отрицает необходимость выплаты пособия с момента рождения. Однако Суханова должна была подтвердить свою прописку и ребенка, документов об этом им представлено не было. Заявление Суханова принимали в МФЦ, той страницы, где она ранее была прописана не имелось. На момент рождения ребенка мама была прописана в <адрес>, ей бы выплатили пособие, но от нее требовалась страница, где она ранее была прописана.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч.2 ст.12 ГПК РФ суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
Согласно пункту "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 19.05.1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее Закон) Настоящий Федеральный закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Настоящим Федеральным законом предусмотрено государственное пособие - ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В соответствии со статьей 3 Закона порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 1, 2 статьи 17.2 Закона - Пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а также единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет, со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении, или со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства), или со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - не позднее шести месяцев со дня окончания военнослужащим военной службы по призыву.
При этом ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за весь период, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, имело право на выплату указанного пособия, в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации на соответствующий период.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 года N 74 утвержден Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком. Согласно данному приказу кроме перечисленных в нем причин уважительными причинами могут быть признаны и иные причины, признанные уважительными в судебном порядке при обращении застрахованных лиц в суд.
Пунктом 3 данного перечня предусмотрен переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания.
Судом установлено, что Суханова А. О. обратилась ДД.ММ.ГГГГ в УСЗН Таштагольского муниципального района с заявлением о назначении ей пособия на ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, поскольку не работает и осуществляет уход за ребенком до полутора лет (л.д.9).
Суханова А. О. застрахованным лицом не являлась, поскольку на момент обращения за назначением пособия не работала, о чем указала в заявлении.
Суханова А. О. приходится матерью <данные изъяты> ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20).
На момент обращения к ответчику о назначении детского пособия Суханова А. О. была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (л.д.29-30, 46-47), ее ребенок ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, также была зарегистрирована по месту жительства матери (л.д.19).
Из письма от ДД.ММ.ГГГГ врио начальника УСЗН Таштагольского района ФИО2 в адрес прокурора г.Таштагола следует, что пособие Суханова А. О. назначено на основании представленных документов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с даты регистрации ребенка по месту жительства матери до достижения возраста 1,5 лет. Информация, подтверждающая регистрацию ребенка с <данные изъяты> 21.07.2019 г. до ДД.ММ.ГГГГ заявителем представлена не была (л.д.12).
Согласно предоставленному руководителем УСЗН администрации Таштагольского муниципального района в адрес прокурора Заключения по результатам служебной проверки установлено, что руководителем учреждения признается факт совершения гражданским служащей ФИО3 дисциплинарного проступка, способствовавшего причинению вреда Суханова А. О., поскольку в нарушение норм решение о назначении Суханова А. О. пособия по уходу за ребенком до полутора лет, согласно Федерального закона от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ было принято без учета требований закона. Объяснение от гражданского служащего ввиду его увольнения отобрать не представилось возможным (л.д.23, 24-25).
Из предоставленной в суд копии паспорта Суханова А. О. установлено, что до момента регистрации на дату ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства и постановки на учет для назначения и получения пособия на ребенка, она была ранее зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (л.д.29-30).
Вместе с тем, по мнению суда, работник принимавший документы от Суханова А. О. на момент ею подачи документов в МФЦ был обязан потребовать документ удостоверяющий личность и приобщить его копию в полном объеме, уточнить ее регистрацию.
Кроме того, при назначении и выплате пособия в УСЗН администрации Таштагольского муниципального района и имевших место неподтвержденных сведений о регистрации Суханова А. О. и ее ребенка, их совместного проживания, могли быть проверены специалистами, принимавшими документы и назначающими пособие, направить соответствующие запросы в соответствующие учреждения посредством Межведомственного информационного взаимодействия.
Так, из представленных ответчиком из личного дела Суханова А. О. документов усматривается, что специалистами ответчика осуществлялись некоторые межведомственные запросы (л.д.65, 66).
По мнению суда, при отсутствии и не подтверждении сведений о совместной регистрации Суханова А. О. и ее ребенка, данных о месте проживания, ответчик УСЗН администрации Таштагольского муниципального района был вправе самостоятельно выяснить необходимые сведения и тем самым оказать содействие Суханова А. О. в устранении имевших место противоречий, а также в дальнейшем назначить и выплатить причитающее пособие на ребенка.
Кроме того, из предоставленных в ходе рассмотрения дела представителем ответчика Клепикова Т. В. справок от Главы Усть-Кабырзинского сельского поселения следует, что Суханова А. О. имела временную регистрацию по месту пребывания в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (л.д.79, 80).
В нарушение ст.56 ГПК РФ ответчиком не предоставлено в материалы дела сведений о раздельном проживании Суханова А. О. и ее малолетнего ребенка до момента обращения и назначения пособия на ребенка.
Согласно абз. 13 и 14 ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее Закон) предусмотрено, что документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты государственных пособий, запрашиваются органами, осуществляющими назначение и выплату государственных пособий, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения), за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", находятся в распоряжении таких органов либо организаций и указанные документы (копии документов, сведения) не были представлены лицом, имеющим право на получение государственных пособий, по собственной инициативе.
Межведомственное информационное взаимодействие в целях назначения и выплаты пособий осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В силу ст. 13 Закона право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.
Согласно абз.2 ст. 14 Закона - Лицам, указанным в абзаце седьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и матерям, уволенным в период беременности, указанным в абзаце шестом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет.
Суд приходит к выводу, что действия ответчика являются незаконными и необоснованными, поскольку Федеральным законом не предусмотрен отказ в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком при отсутствии сведений с места регистрации о совместном проживании матери и ребенка, и такой отказ не может порождать для гражданина последствий в виде нарушения его прав на социальное обеспечение, предусмотренных федеральным законодательством.
То обстоятельство, что Суханова А. О. не предоставила сведений о регистрации ее ребенка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не является основанием к лишению ее государственной поддержки в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком с момента рождения и достижения им полутора лет.
При этом суд считает, что ответчик, обладая властными полномочиями в силу ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также и Межведомственного информационного взаимодействия в целях назначения и выплаты пособий в силу требований Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", мог самостоятельно истребовать и запросить от соответствующих государственных органов и учреждений необходимые сведения о регистрации как самой Суханова А. О., так и ее ребенка ФИО1
Однако ответчик таким правом не воспользовался, чем устранился от исполнения своих обязанностей и государственных полномочий в части сбора и проверки необходимых сведений и документов, чем нарушил право Суханова А. О. и ее ребенка ФИО1 в назначении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком начиная с момента рождения ФИО1 до момента фактической выплаты пособия, т.е. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Возражения представителя ответчика в ходе судебного заседания и приобщенные письменные возражения, суд считает ошибочными и неубедительными, основанными на неверном толковании норм материального права, неверном установлении фактических обстоятельств по делу.
Таким образом, при установленных в ходе рассмотрения настоящего иска обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в нарушение вышеперечисленного законодательства ответчик МКУ «Управление социальной защиты населения администрации Таштагольского муниципального района» неправомерно отказал Суханова А. О. в начислении и выплате пособия по уходу за ребенком с момента рождения до полутора лет.
Нарушения действующего законодательства, указанные прокурором в исковом заявлении и установленные в судебном заседании недопустимы, поскольку влекут нарушение прав Суханова А. О. в получении гарантированного государством пособия на ребенка.
При этом суд обращает внимание ответчика на следующее.
Право детей на особую заботу и помощь провозглашено Всеобщей декларацией прав человека и наряду с принципом приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства и закреплено Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), статья 27 которой предусматривает, что государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (пункт 1).
Приведенным положениям международно-правового акта соответствуют также и закрепленные непосредственно в Конституции Российской Федерации (статья 7, статья 38, части 1 и 2), пункте 3 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации принципы заботы о благосостоянии, здоровье и развитии детей, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Политика Российской Федерации как правового и социального государства направлена, в частности, на обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства; материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 1, часть 1; статья 7; статья 38, часть 1).
Согласно вышеприведенного Закона в ст.17.2 предусмотрено, что пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а также единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет.
При этом ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за весь период, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, имело право на выплату указанного пособия, в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации на соответствующий период.
При этом право Суханова А. О. на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком с момента рождения и до полутора лет, к настоящему времени также не утрачено.
Суд приходит к выводу, что не выплата ежемесячного пособия по уходу со дня рождения ребенка по день исполнения ребенку полутора лет Суханова А. О., начиная с момента рождения ее дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, и сам отказ ответчика от пересчета и полной выплаты в течение длительного периода, о чем истцом указано в иске, является неправомерным, и прямо противоречит Конституционным принципам РФ о защите материнства и детства, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.
В связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора г.Таштагола в полном объеме и обязании муниципальное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения администрации Таштагольского муниципального района», произвести выплату ежемесячного пособия по уходу со дня рождения ребенка по день исполнения ребенку полутора лет Суханова А. О., начиная с момента рождения ее дочери ФИО1 до момента фактической выплаты пособия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Таштагола в интересах Суханова А. О., ФИО1 к отраслевой (функциональный) орган администрации Таштагольского муниципального района - муниципальное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения администрации Таштагольского муниципального района» о понуждении к совершению действий удовлетворить полностью.
Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения администрации Таштагольского муниципального района», произвести выплату ежемесячного пособия по уходу со дня рождения ребенка по день исполнения ребенку полутора лет Суханова А. О., начиная с момента рождения ее дочери ФИО1 до момента фактической выплаты пособия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение изготовлено 14.12.2021 и может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Кемеровский областной суд.
Судья А.Е. Гончалов