ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1098/2021 от 28.02.2022 Балахнинского городского суда (Нижегородская область)

№ 2- 21/2022

УИД 52RS0010-01-2021-001234-79 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Балахна 28 февраля 2022 года

Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Зириной А.В., при секретаре Лизуновой Е.В.,

с участием, помощника Балахнинского городского прокурора Нижегородской области Семейных Н.Е., истицы ФИО1 и ее представителя ФИО2, ФИО3, действующей в своих интересах и в качестве представителя третьего лица ФИО4, представителя ответчика администрации Балахнинского муниципального округа ФИО5, ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балахнинского городского прокурора Нижегородской области, ФИО9, ФИО3 к администрации Балахнинского муниципального округа о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии действенных мер к своевременному ремонту и очистке мелиоративной системы, в том числе насосной системы в районе участка «Петровское поле» г.Балахна Нижегородской области, о возложении на административного ответчика обязанности организовать мероприятия по надлежащему отведению дождевых и талых вод в районе участка «Петровское поле» г.Балахна Нижегородской области,

УСТАНОВИЛ:

Балахнинский городской прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что Балахнинской городской прокуратурой проведена проверка по коллективным обращениям граждан, проживающих в г.Балахне по вопросу затопления земельных участков в районе «Петровского поля» г.Балахны Нижегородской области.

Проведенной проверкой установлено, что во время весеннего паводка в 2021 году мелиоративная система, которая проходит через исторически заниженный участок «Петровское поле» в г.Балахне, самотечная (осушительная) мелиоративная система не работоспособна, что привело к сильному подтоплению прилегающей территории, в которую вошли: садовые участки, ул.Куйбышева, ул.Петровская, ул.Колесная, ул.ФИО10, ул.ФИО11, ул.Чернышевского и другие.

Администрацией Балахнинского муниципального района Нижегородской области ежегодно заключаются муниципальные контракты на оказание услуг по очистке и содержанию мелиоративной системы, обслуживанию подземной ливневой канализации, в том числе ремонт и монтаж металлических решетокливневой канализации, по которым подрядные организации выполняют работы, предусмотренные договорами, однако действенного результата по устранению неблагоприятных последствий в виде затопления территории это не приносит.

04.06.2018 Балахнинской городской прокуратурой в адрес главы местного самоуправления Балахнинского муниципального района Нижегородской области внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере благоустройства. Указанным представлением требовалось устранить засорение мелиоративной канавы в районе «Петровского поля» г.Балахны и включить в муниципальный контракт на техническое обслуживание оборудования ливневой насосной станции в паводковый период.

Ответом от 13.07.218 №01/3877/01-24 указанное представление рассмотрено и удовлетворено.

14.07.2020 Балахнинской городской прокуратурой в адрес врип. главы местного самоуправления Балахнинского муниципального района Нижегородской области внесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства и законодательства в сфере благоустройства. Указанным представлением требовалось устранить засорение мелиоративной канавы в районе «Петровского поля» г.Балахны.

Ответом на указанное выше представление от 05.08.2020 №Исх-103-345879/20 администрация указала, что проводятся мероприятия по заключению муниципального контракта на выполнение ремонтных работ на участке напорного коллектора «Петровское поле», будет произведена расчистка площадей от кустарника и мелколесья, водоотлив, разработка грунта экскаватором, демонтаж и укладка стальных водопроводных труб с гидравлическим испытанием, промывка трубопроводов.

С учетом изложенного, исходя из анализа поступивших за период с 2018 года по настоящее время 2021 год в Балахнинскую городскую прокуратуру обращений граждан о затоплении земельных участков, входящих в перечень заниженных земельных участков г.Балахны, во время паводка, возможно сделать вывод о том, что принимаемые администрацией Балахнинского муниципального округа Нижегородской области меры по обеспечению бесперебойной работы мелиоративной системы в районе участка «Петровское поле» г.Балахны недостаточны. Вследствие засорения, мелиоративная система не способна пропускать в короткий промежуток времени талые и ливневые воды, что приводит к затоплению земельных участков и домовладений, расположенных в указанном районе. Данная проблема носит системный характер и повторяется ежегодно. Таким образом, проведенной проверкой установлены факты неисполнения администрацией Балахнинского муниципального округа Нижегородской области требований законодательства по организации водоотведения.

Считает, что администрацией Балахнинского муниципального округа должны быть приняты меры к устранению выявленных нарушений и недопущению подобных нарушений в дальнейшем.

Просит признать незаконными бездействие администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области, не принявшей действенных мер к своевременным ремонту и очистке мелиоративной системы, в том числе насосной станции, в районе участка «Петровское поле» г.Балахны Нижегородской области; обязать администрацию Балахнинского муниципального округа Нижегородской области организовать мероприятия по надлежащему отведению дождевых и талых вод в районе участка «Петровское поле»г.Балахны Балахнинского муниципального округа Нижегородской области; установить срок для исполнения решения суда.

Определением Балахнинского городского суда Нижегородской области от 30.09.2021 года суд перешел к рассмотрению дела по административному иску Балахнинского городского прокурора к администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии действенных мер к своевременному ремонту и очистке мелиоративной системы, в том числе насосной системы в районе участка «Петровское поле»г.Балахна Нижегородской области, о возложении на административного ответчика обязанности организовать мероприятия по надлежащему отведению дождевых и талых вод в районе участка «Петровское поле»г.Балахна Нижегородской области, по правилам гражданского судопроизводства.

Истцы ФИО1 и ФИО3 обратились в суд с иском к Администрации Балахнинского муниципального округа по основаниям, аналогичным указанным в иске Балахнинский городским прокурором с требованиями, с учетом неоднократных уточнений в окончательной формулировке: признать незаконным бездействие Администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области выразившееся в несоблюдении контроля за выполнением оказанных услуг предусмотренных муниципальным контрактом № 15-ЭА/2021 от 16.03.2021г. «Оказание услуг по откачке ливневых и талых вод на территории Балахнинского муниципального округа» и муниципальным контрактом № 104/2021 от 03.06.2021г. «Оказание услуг по прочистке самотечной ливневой канализации от насосной станции «Петровского поля» до дренажной канавы» повлекшее за собой причинение материального ущерба собственникам земельных участков. Обязать Администрацию Балахнинского муниципального округа Нижегородской области изготовить проектную документацию подземной самотечной ливневой канализации на участке от Петровского поля до выхода в дренажную канаву. Обязать Администрацию Балахнинского муниципального округа Нижегородской области восстановить работу подземной самотечной ливневой канализации на участке от «Петровского поля» до выхода в дренажную канаву. Обязать Администрацию Балахнинского муниципального округа Нижегородской области утвердить схему расположения каналов, сооружений и сетей мелиоративной системы, расположенной в границах г. Балахны на участке от ул. Тельмана до насосной станции «Петровского поля» у входа в подземную самотечную ливневую канализацию. Обязать Администрацию Балахнинского муниципального округа Нижегородской области восстановить работу мелиоративной системы, расположенной в границах г. Балахны на участке от ул. Тельмана до насосной станции Петровского поля у входа в подземную самотечную ливневую канализацию. Обязать Администрацию Балахнинского муниципального округа Нижегородской области восстановить работоспособность узла аварийной откачки талых вод с насосным агрегатом производительностью не менее 100 м. куб/час в соответствии с паспортными данными насоса. Взыскать с ответчика Администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области в пользу истца ФИО9 сумму причинённого материального ущерба в результате затопления земельного участка, в размере 934 781 рубль. Взыскать с ответчика Администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области в пользу истца ФИО16ФИО7ФИО8 сумму причинённого материального ущерба в результате затопления земельного участка, в размере 350 000 рублей.

В обоснование заявленных исковых требований истцы ФИО1 и ФИО3 указали, что являются собственниками земельных участков, расположенных на территории «Садоводческого товарищества №2А Балахнинского горисполкома» в районе Петровского поля в границах Балахнинского муниципального округа Нижегородской области. Истцы, иные жители подтопляемых территорий с 2013 года неоднократно обращались в адрес ответчика в связи с подтоплением земельных участков, находящихся в районе «Петровского поля» талыми дождевыми водами, что не позволяет использовать земельные участки по назначению и наносит ущерб насаждениям и постройкам. По мнению истцов затопление происходит по вине ответчика, который ненадлежащим образом организовал водоотведение дождевых и талых вод с территории «Петровского поля».

Определением Балахнинского городского суда Нижегородской области от 01.11.2021 года гражданское дело по иску ФИО9, ФИО3 к администрации Балахнинского муниципального округа о признании незаконным бездействия администрации, и гражданское дело по иску Балахнинского городского прокурора к администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области о признании незаконным бездействия, не принявшей действенных мер к своевременному ремонту и очистке мелиоративной системы, в том числе насосной системы в районе участка "Петровское поле" г.Балахна, об обязании организовать мероприятия по надлежащему отведению дождевых и талых вод, объединены в одном производство.

Определением Балахнинского городского суда Нижегородской области от 04.02.2022 года Исковые требования ФИО9, ФИО3 к администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области с требованиями о возмещении материального ущерба, причиненного ненадлежащим исполнением обязанности по своевременному ремонту и очистке мелиоративной системы, выделены в отдельное производство.

В судебном заседании помощник Балахнинского городского прокурора Семейных Н.Е. заявленные исковые требования и требования ФИО1, ФИО3 поддержала.

Истицы ФИО1, ФИО3, действующая от своего имени и в качестве представителя третьего лица ФИО4 заявленные исковые требования поддержали.

Представитель истицы ФИО1 – ФИО2 полагал заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика Администрации Балахнинского муниципального округа ФИО5, ФИО6 заявленные исковые требования не признали в полном объеме, указав, что согласно п.25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа относится организация благоустройства территории муниципального округа в соответствии с правилами благоустройства. Реализация полномочий, указанных в Законе возможна либо посредством создания муниципальных предприятий и учреждений, либо посредство заключения муниципальных контрактов на определённый вид работ.

В целях исполнения полномочий, связанных с откачкой ливневых и вод, содержанием и очисткой мелиоративной системы администрацией Балахнинского муниципального округа были заключены муниципальные контракты, по откачке ливневых и талых вод на территории Балахнинского муниципального округа Нижегородской области № 15-ЭА/2021 от 16.03.2021 года, на оказание услуг по очистке и содержанию мелиоративной системы, обслуживанию подземной ливневой канализации, в том числе ремонт и монтаж металлических решёток ливневой канализации на территории Балахнинского муниципального округа Нижегородской области № 23-ЭА/2021 от 12.04.2021г., на оказание услуг по прочистке самотёчной ливневой канализации от насосной станции Петровского поля до дренажной канавы в районе рынка «Альбатрос», срок оказания услуг 90 дней с момента заключения контракта № 104/2021 от 03.06.2021г. Все вышеуказанные муниципальные контракты в настоящее время исполнены в должном объёме, о чём свидетельствует отсутствие нарушений в работе ливневой канализации в районе Петровского поля и отсутствие подтоплений.

Контроль за ходом оказания услуг в рамках заключенных контрактов производился специалистами администрации Балахнинского муниципального округа с выходом на место с фотофиксацией. Подрядной организацией предоставлялись ежедневные отчёты. В помещении насосной станции «Петровское поле» находится журнал производства работ, в котором отражается ход выполнения работ с отметкой ответственного исполнителя. Соответствующие акты сдачи-приёмки оказанных услуг приобщены к материалам дела: № 1 от 01.04.2021г.; № 2 от 04.05.2021г.; № 3 от 01.06.2021г.; № 4 от 01.07.2021г.; № 5 от 02.08.2021г.; № 6 от 07.09.2021г.; № 7 от 01.10.2021г.

В настоящее время, администрация Балахнинского муниципального округа разрабатывает техническое задание и аукционную документацию для заключения муниципального контракта на оказание услуг по откачке ливневых и талых вод на территории Балахнинского муниципального округа Нижегородской области в 2022 году. В 2022 году соответствующий контракт будет заключён своевременно до начала выполнения соответствующих работ.

В зимний период, откачка не производится ввиду отсутствия дождевой воды и талых вод. В настоящее время насосное оборудование законсервировано в соответствии с условиями муниципального контракта № 15-ЭА/2021 от 16.03.2021 г (п. 6.2.12).

Причиной длительного затопления территории «Петровского поля» в 2021 году являлся тот факт, что за предшествующую зиму регион столкнулся с аномальным количеством выпавшего снега, обильные снегопады в свою очередь привели к обильному снеготаянию, что повлекло за собой повышение уровня грунтовых вод и повышения уровня воды в реке Волга, и как следствие переполнение мелиоративных канав, находящихся на территории Петровского поля.

Более того, в декабре 2020 г. ООО «БКК» производила слив жидкости на рельеф местности в границах Петровского поля, о чём свидетельствует видеозапись, полученная из открытых источников, а также постановление об административном правонарушении.

Слив жидкости осуществлялся в течение декабря 2020 года, что могло стать причиной подтопления земельных участков, принадлежащих жителям.

Для подержания территории Балахнинского муниципального округа в удовлетворительном состоянии в период обильного снеготаяния, обильных осадков (дождь, акт), поднятия грунтовых вод администрацией муниципального Балахнинского округа заключён муниципальный контракт от 16.03.2021 №15-ЭА/2021 на оказание услуг по откачке ливневых и талых вод. В рамках указанного контракта отведение ливневых и талых вод обеспечивается бесперебойной работой оборудования ливневой насосной станции, находящейся на территории «Петровского поля».

Действительно на территории насосной станции, обслуживающей территорию Петровского поля установлен насос производительность, которого составляет 100мЗ/час. В 2021 году на насосной станции «Петровское поле» велись ремонтные работы. Восстановлена работа двигателя насоса, а также проведена замена щита электропитания, проведены пуско-наладочные работы. Для увеличения пропускной способности насосной станции, произведена модернизация трубопровода, а именно увеличен диаметр всасывающего патрубка с 100 мм до 150 мм.

По причине отсутствия подачи электропитания на щит 19.05.2021 насосная станция «Петровское поле» не работала. Работа насосного оборудования была возобновлена 20.05.2021 в 13.00ч. Вследствие аварийного отключения электропитания была нарушена работа двигателя насоса, при запуске насосной станции электродвигатель насоса работал не надлежащим образом. Это привело к аварийной остановке насосного оборудования 20.05.2021 в 20.00ч.

В период с 20.00ч. 20.05.2021 по 13.00ч. 09.06.2021 на насосной станции «Петровское поле» велись ремонтные работы, восстановлена работа двигателя насоса, а также проведена защита электропитания, проведены пуско-наладочные работы.

Также, в рамках муниципального контракта от 03.06.2021 №104/2021 ведутся работы по прочистке 450 п.м. самотёчной ливневой канализации от насосной станции Петровского поля до дренажной канавы в районе рынка «Альбатрос».

Дополнительно для обеспечения бесперебойной работы насосной станции готовятся документы для закупки резервного насоса. Ориентировочно приобретение и установка насоса произойдёт в сентябре 2021г.

В 2020 году в целях восстановления работоспособности системы водоотведения с Петровского поля были выполнены работы по восстановлению напорно-дренажного системы водоотведения с Петровского поля в районе нижней площадки рынка ООО «Альбатрос».

Для поддержания мелиоративной системы в удовлетворительном состоянии администрацией Балахнинского муниципального округа был заключен муниципальный контракт от 12.04.2021 № 23-ЭА/2021 на оказание услуг по очистке и содержанию мелиоративной системы, обслуживанию подземной канализации, в том числе ремонт и монтаж металлических решёток ливневой канализации на территории Балахнинского муниципального округа.

Администрация осуществляет все возможные действия в рамках возложенных полномочий, в связи с чем, бездействие администрации Балахнинского муниципального округа в непринятии мер по своевременному отведению ливневых и талых вод с территории Петровского поля города Балахны отсутствует.

Администрация считает, что требования, заявленные в рамках искового производства должны быть обоснованными и исполнимыми, требования не могут заявляться на совершение действий в будущем времени, так как фактически задают неопределённость в их исполнении, полагает требования истцов необоснованными и просит суд отказать в их удовлетворении в полном объёме.

Третьи лица и их представители: ООО «Траст+», глава местного самоуправления Балахнинского муниципального округа Нижегородской области, ООО "ГрадСервис" АО "НОКК" в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Третье лицо ФИО4 представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка стороны, извещенной в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является ее волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом гражданского дела по существу.

Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом, в том числе путем заблаговременного размещения в соответствии со ст.ст.14,16 Федерального закона от 22.12.2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на интернет-сайте Балахнинского городского суда Нижегородской области balahninsky.nnov@sudrf.ru, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав стороны, изучив представленные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования Балахнинского городского прокурора, ФИО1, ФИО3 подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.43 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Далее Закон № 7-ФЗ) осуществление мелиорации земель независимо от их целевого назначения, а также осуществление эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений не должно приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем. (ч.1) При осуществлении указанных мелиоративных мероприятий должны проводиться мероприятия в области охраны окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду. (ч.2)

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В силу ст. 2 Федерального закона РФ N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (Далее ФЗ № 4--ФЗ): мелиоративные системы - комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.

В соответствии со ст. 29 ФЗ N 4-ФЗ, граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения.

Этой же статьей предусмотрено, что содержание в исправном (надлежащем) состоянии мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений организуют в отношении:

государственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, и соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, - органы местного самоуправления.

Согласно Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 31.07.2020 N 438 (Далее Правила) установлено, что:

Эксплуатация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений включает в себя комплекс технических, организационных и хозяйственных мероприятий, обеспечивающих содержание в исправном состоянии мелиоративной сети, сооружений и оборудования, периодический их осмотр, проведение планово-предупредительных ремонтов, выявление и ликвидацию аварий, водораспределение, регулирование водного режима почв, руководство и контроль за подготовкой водопользователями мелиоративной сети и сооружений к работе в вегетационный период. (п.1)

Эксплуатация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений осуществляется гражданами (физическими лицами) и юридическими лицами, являющимися их собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами (далее - правообладатели). (п.2)

Согласно п.7 Правил, в процессе эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений правообладателями осуществляется содержание их в исправном (надлежащем) состоянии, включая принятие мер по предупреждению повреждений.

Содержание в исправном (надлежащем) состоянии мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений осуществляется путем проведения комплекса технических, организационных, хозяйственных, а также иных мероприятий, включающих: а) периодический осмотр мелиоративных сетей, сооружений и оборудования; б) проведение планово-предупредительных ремонтов; в) выявление и ликвидацию аварий; г) водораспределение; д) регулирование водного режима почв; е) контроль за подготовкой мелиоративных сетей и сооружений к работе в вегетационный период; ж) техническое совершенствование, внедрение механизации эксплуатационных работ, прогрессивных способов и техники полива, автоматизации и телемеханизации управления водораспределением; з) внедрение прогрессивных технологий, достижений науки и техники, отечественного и зарубежного опыта, обеспечивающих экономное расходование воды, материалов, трудовых и финансовых ресурсов при проведении полива сельскохозяйственных культур, ухода, содержания и ремонта; и) организацию периодических обследований, а также полных технических обследований после завершения вегетационного сезона на предмет определения конкретных видов и объемов ремонтных работ; к) планирование и проведение ремонтных работ.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что правообладатели должны оценивать, прогнозировать и принимать меры по повышению основных показателей надежности мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений:

а) работоспособности сооружений и их отдельных элементов, вероятности их безотказной работы (сохранения своих параметров в заданных пределах при определенных условиях эксплуатации в течение определенного времени);

б) долговечности сооружений и их отдельных конструкций, способности их длительно с возможными перерывами на ремонт сохранять работоспособность в заданных режимах и условиях эксплуатации до разрушения, полного износа или момента, когда ремонт становится экономически неоправданным;

в) ремонтопригодности сооружений и их составных элементов, приспособленности их к восстановлению работоспособности путем своевременного ремонта или замены отказавших элементов.

Пунктом 9 Правил установлено, что содержание в исправном (надлежащем) состоянии мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений организуют в отношении:

а) государственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, и соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

б) мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, - органы местного самоуправления;

в) мелиоративных систем общего и индивидуального пользования, отдельно расположенных гидротехнических сооружений, находящихся в собственности граждан (физических лиц) и юридических лиц, - правообладатели.

Пунктом 14 Правил также установлено, что эксплуатация правообладателями оросительных систем, имеющих дополнительное обводнительное значение, осуществляется с учетом необходимости:

а) предусматривать в планах и графиках изъятия воды из водных объектов и подачи воды водопотребителям дополнительные объемы воды для обводнения в соответствии с установленными нормами;

б) создавать на период ремонта оросительной системы в специальных прудах и емкостях запасы воды для обводнения на этот период;

в) не допускать водопоя скота из открытых каналов, прудов и водоемов;

г) содержать в надлежащем техническом и санитарном состоянии специальные обводнительные сооружения (водопойные пункты, площадки, насосные станции).

Пунктами 15, 16 и 18 Правил установлено, что Основными задачами правообладателей осушительных систем являются:

а) ликвидация избыточной увлажненности, создание и постоянное поддержание в корнеобитаемом слое почвы оптимального водно-воздушного режима, необходимого для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур;

б) создание и поддержание на осушенных земельных участках условий для использования сельскохозяйственной техники и транспортных средств;

в) проведение учета осушенных земельных участков, контроля за их мелиоративным состоянием. (п.15)

Основными обязанностями правообладателей осушительных систем являются:

а) регулирование водного режима, обеспечение своевременного отвода избыточных грунтовых и поверхностных вод с мелиорированных земель на системах одностороннего действия и поддержание необходимых норм осушения и влажности в засушливые периоды вегетации на системах двустороннего действия;

б) обеспечение безаварийных сбросов воды по каналам и сооружениям, откачка из польдеров весенних и летне-осенних паводков;

в) проведение систематических наблюдений за режимом поверхностных и грунтовых вод на осушенных территориях, влажностью почвы в корнеобитаемом слое;

г) принятие мер по предупреждению заболачивания земель, безаварийному пропуску паводков по водоприемнику;

д) ведение учета объемов вод, сбрасываемых проводящей осушительной сетью в водоприемники, и контроль их качества. (п.16)

Правообладатели водоприемников осушительных систем обеспечивают:

а) уровенный режим, не создающий подпора для нормальной работы регулирующей осушительной сети;

б) оптимальную длительность затопления осушенных земель во время весенних паводков, не препятствующую их хозяйственному использованию;

в) отсутствие затопления осушенных земель паводками расчетной обеспеченности на протяжении летнего и осеннего периодов;

г) отсутствие отрицательного влияния сброса вод, собираемых данной осушительной системой, на водный режим нижерасположенной территории.

Пунктом 23 Правил установлено, что для обеспечения надежной эксплуатации насосных станций правообладателям необходимо:

а) осуществлять постоянный контроль, техническое обслуживание и ремонт сооружений и оборудования;

б) соблюдать рациональный режим работы оборудования;

в) внедрять новые технологии эксплуатации и ремонта;

г) постоянно иметь оптимальный резерв материалов, запасных узлов и деталей, отдельных агрегатов.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно пунктам 4 и 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Далее ФЗ № 131) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов создают специально для выполнения этих функций муниципальные предприятия и учреждения, формируют и размещают муниципальный заказ.

Из материалов дела следует и установлено судом.

Во время весеннего паводка в 2021 году в связи с не работоспособностью мелиоративной системы, которая проходит через исторически заниженный участок «Петровское поле» в г.Балахна, в районе садовых участков, ул. Куйбышева, Петровская, Колесная, ФИО10, ФИО11, Чернышевского и др., произошло сильное подтопление прилегающей территории.

Обслуживание данной мелиоративной системы и ливневой канализации осуществляется администрацией Балахнинского муниципального округа Нижегородской области.

Факт подтопления подтверждается представленными многочисленными обращениями жителей г.Балахна в администрацию Балахнинского муниципального округа Нижегородской области и Балахнинскую городскую прокуратуру (том 2 л.д. 18, 19,21,24-26) фотографиями (том 1 л.д. 27-29) и не оспаривался в ходе рассмотрения дела представителями администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области.

Из пояснений, данных в ходе рассмотрения дела истицей ФИО1 и ФИО3 следует, что на протяжении всего летнего периода 2021 года проблема с подтоплением территории «Петровского поля» решена не была, садовые земельные участки использовать по назначению летом 2021 года было невозможно ввиду заболачивания почвы, были утрачены существующие посадки и не был получен урожай.

Фотографиями от 14, 19 и 22.06.2021 года, от 27.11.2021 года, а также 25.02.2022 года подтверждается, что в указанные даты на территории садовых участков «Петровского поля» имелось подтопление.

Кроме того, как следует из представленных ответов на обращения жителей г.Балахна, данных Балахнинской городской прокуратурой и администрацией Балахнинского муниципального округа, затопление прилегающих улиц и садов к участку «Петровское поле» происходит с 2018 года (том 1 л.д. 10-14).

По результатам проведенной Балахнинской городской прокуратурой проверки установлено, что во время весеннего паводка в 2021 году мелиоративная система, которая проходит через исторически заниженный участок «Петровское поле» в г.Балахне, самотечная (осушительная) мелиоративная система не работоспособна, что приводит к сильному подтоплению прилегающей территории, в которую вошли: садовые участки, ул.Куйбышева, ул.Петровская, ул.Колесная, ул.ФИО10, ул.ФИО11, ул.Чернышевского и другие.

14.07.2020 Балахнинской городской прокуратурой в адрес врип. главы местного самоуправления Балахнинского муниципального района Нижегородской области внесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства и законодательства в сфере благоустройства. Указанным представлением требовалось устранить засорение мелиоративной канавы в районе «Петровского поля» г.Балахны. (том 2 л.д.10-14)

Ответом на указанное выше представление от 05.08.2020 №Исх-103-345879/20 администрация указала, что проводятся мероприятия по заключению муниципального контракта на выполнение ремонтных работ на участке напорного коллектора «Петровское поле», будет произведена расчистка площадей от кустарника и мелколесья, водоотлив, разработка грунта экскаватором, демонтаж и укладка стальных водопроводных труб с гидравлическим испытанием, промывка трубопроводов. (том 2 л.д. 15-16)

Из искового заявления Балахнинского городского прокурора следует и не оспаривалось администрацией Балахнинского муниципального округа, что 04.06.2018 Балахнинской городской прокуратурой в адрес главы местного самоуправления Балахнинского муниципального района Нижегородской области также выносилось представление об устранении нарушений законодательства в сфере благоустройства, в котором содержалось требование требовалось устранить засорение мелиоративной канавы в районе «Петровского поля» г.Балахны и включить в муниципальный контракт на техническое обслуживание оборудования ливневой насосной станции в паводковый период.

Ответом от 13.07.218 №01/3877/01-24 указанное представление рассмотрено и удовлетворено.

Таким образом из материалов дела установлено, что Администрацией Балахнинского муниципального округа на протяжении длительного времени не надлежащим образом осуществлялась прочистка и обслуживание мелиоративной системы «Петровское поле» в г.Балахне, что приводит к сильному подтоплению прилегающей территории.

В обоснование доводов об отсутствии бездействия со стороны администрации Балахнинского муниципального округа ответчиком представлены муниципальные контракты, заключенные в 2021 году администрацией Балахнинского муниципального округа в целях выполнения мероприятий, связанных с откачкой ливневых и талых вод с территории Петровского поля города Балахны:

- № 15-ЭА/2021 от 16.03.2021г. с ООО «Траст+» на оказание услуг по откачке ливневых и талых вод на территории Балахнинского муниципального округа Нижегородской области, со сроком действия с 16.03.2021г. по 31.12.2021г. (том 1 л.д. 54-70);

- № 104/2021 от 03.06.2021г. с ООО ГрадСервис» на оказание услуг по прочистке самотёчной ливневой канализации от насосной станции Петровского поля до дренажной канавы в районе рынка «Альбатрос» со сроком исполнения 90 дней со дня заключения (том 1 л.д.71-84),

- № 23ЭА-2021 от 12.04.2021 года с ООО «ГрадСервис» на оказание услуг по очистке и содержанию мелиоративной системы, обслуживанию подземной ливневой канализации, в том числе ремонт и монтаж металлических решеток ливневой канализации со сроком исполнения до 31.12.2021 года включительно (том 1 л.д. 86-103) и соответствующие акты сдачи-приёмки оказанных услуг по муниципальным контрактам: № 1 от 01.04.2021г.; № 2 от 04.05.2021г.; № 3 от 01.06.2021г.; № 4 от 01.07.2021г.; № 5 от 02.08.2021г.; № 6 от 07.09.2021г.; № 7 от 01.10.2021г., журнал производства работ, в котором отражается ход выполнения работ с отметкой ответственного исполнителя, согласно которым, работы по муниципальным контрактам были выполнены в полном объеме, приняты администрацией Балахнинского муниципального округа и оплачены.

Вместе с тем, представленные муниципальные контракты и акты выполненных работ не свидетельствуют о достаточности принятых администрацией Балахнинского муниципального района Нижегородской области мер по устранению причин подтопления территории «Петровского поля» г.Балахны и прилегающих территорий, поскольку, как установлено в ходе рассмотрения дела, предпринятые меры не дали должного результата, и подтопление исторически заниженного участка г.Балахна «Петровское Поле» не прекратилось.

При таких обстоятельствах, представленные акты выполненных работ по муниципальным контрактам не могут служить достаточным доказательством надлежащего исполнения обязанностей, возложенных на администрацию Балахнинского муниципального района Нижегородской области положениями пунктам 4 и 11 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ.

Доводы представителя администрации Балахнинского муниципального округа о том, что подтопление территории «Петровского Поля» происходило в том числе по вине ООО «БКК», которое ранее являлось гарантирующей организацией на территории г.Балахна и осуществляет деятельность, связанную с обеспечением бесперебойного снабжения населения и организаций г.Балахна холодной водой и услугами водоотведения, о чем свидетельствуют материалы дела об административном правонарушении о привлечении ООО «БКК» к административной ответственности по ч.4 ст.3.4 КоАП Нижегородской области за нарушение Правил Благоустройства г.Балахна в связи с осуществлением 2 и 3 декабря 2020 года сброса (утечки) воды из инженерных сетей и коммуникаций, судом отклоняются. Как следует из материалов дела об административном правонарушении в отношении ООО «БКК»по ч.4 ст.3.4 КоАП РФ, и постановления по делу об административном правонарушении № АК-88/2020 от 29.12.2020 года, оставленным без изменения решением Балахнинского городского суда Нижегородской области от 03.03.2021 года, сброс (утечка) сточных вод в районе территории «Петровское поле» г.Балахна, приведших к подтоплению территории в районе д.23 пл.Советская г.Балахна, ООО «БКК» было допущено 2 и 3 декабря 2020 года, в том время как из материалов дела следует, что подтопление территории «Петровское Поле» происходит с 2018 года и продолжается в 2022 году.

Доводы ответчика о том, что причиной подтопления послужило большое количество осадков в виде снега, выпавших зимой 2020-2021 года, подлежат отклонению, поскольку работы по водоотведению администрацией должны организовываться с учетом климатических условий. Учитывая, что г.Балахна Нижегородской области находится в климатической полосе, где на протяжении длительного периода времени выпадают осадки в виде снега с различной степенью интенсивности, данный довод является не состоятельным.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено и ответчиком с достоверностью не опровергнуто, что подтопление «Петровского поля» и прилегающих территорий г.Балахна на протяжении длительного периода времени обусловлено отсутствием со стороны Администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области принятых действенных и достаточных мер для устранения причин подтопления указанных территорий, в связи с чем требования Балахнинского городского прокурора Нижегородской области и истиц ФИО1 и ФИО3 о признании незаконным бездействия администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области, и обязании организовать мероприятия по надлежащему отведению дождевых и талых вод в районе участка «Петровское поле» г.Балахны, подлежат удовлетворению.

Осуществление администрацией Балахнинского муниципального округа действий по заключению контрактов и привлечению гарантирующего поставщика к административной ответственности, которые не привели к действенному результату, и не устранили существующую проблему по подтоплению «Петровского поля» и прилегающих территорий, не может свидетельствовать об отсутствии бездействия со стороны администрации Балахнинского муниципального района.

При этом, требования истиц ФИО1 и ФИО3 о признании незаконным бездействия Администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области выразившегося в несоблюдении контроля за выполнением оказанных услуг предусмотренных муниципальным контрактом № 15-ЭА/2021 от 16.03.2021г. и муниципальным контрактом № 104/2021 от 03.06.2021г.; обязании администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области изготовить проектную документацию подземной самотечной ливневой канализации на участке от Петровского поля до выхода в дренажную канаву; восстановить работу подземной самотечной ливневой канализации на участке от Петровского поля до выхода в дренажную канаву; утвердить схему расположения каналов, сооружений и сетей мелиоративной системы, расположенной в границах г. Балахны на участке от ул. Тельмана до насосной станции Петровского поля у входа в подземную самотечную ливневую канализацию; восстановить работу мелиоративной системы, расположенной в границах г. Балахны на участке от ул. Тельмана до насосной станции Петровского поля у входа в подземную самотечную ливневую канализацию; восстановить работоспособность узла аварийной откачки талых вод с насосным агрегатом производительностью не менее 100 мЗ/час в соответствии с паспортными данными насоса, удовлетворению не подлежат.

Данные требования фактически охватываются и входят в состав требований, истиц ФИО1, ФИО3, Балахнинского городского прокурора о признании незаконным бездействия администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области, выразившихся в не принятии действенных мер к своевременным ремонту и очистке мелиоративной системы, в том числе насосной станции в районе участка «Петровское поле» г.Балахна и обязании организовать мероприятия по надлежащему отведению дождевых и талых вод в районе участка «Петровское поле» г.Балахны. Кроме того, требования в части возложения обязанности по организовать мероприятий по надлежащему отведению дождевых и талых вод с указанием определенных действий, фактически направлены на указание конкретного способа исполнения решения суда, что может привести к затруднению, либо невозможности исполнения возложенных на администрацию Балахнинского муниципального округа обязанностей, а также к невозможности исполнения решения суда иным способом, не запрещенным требованиями действующего законодательства, поскольку истцами не приведено фактов и доказательств, что предложенный ими способ исполнения решения суда является единственно верным и отсутствует возможность исполнить решение иным способом.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, судом устанавливается в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая особенности данного спора, сроки начала паводков в Нижегородской области, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда до 01.05.2022 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Балахнинского городского прокурора Нижегородской области – удовлетворить.

Исковые требования ФИО9, ФИО3 – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области, выразившееся в не принятии действенных мер к своевременному ремонту и очистке мелиоративной системы, в том числе насосной станции, в районе участка «Петровское Поле» г.Балахна Нижегородской области.

Обязать администрацию Балахнинского муниципального округа Нижегородской области организовать мероприятия по надлежащему отведению дождевых и талых вод в районе участка «Петровское поле» г.Балахна Балахнинского муниципального округа Нижегородской области в срок до 01.05.2022 года

В остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца в Нижегородский областной суд со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Разъяснить, что в соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение суда будет изготовлено в течение 5 суток с момента оглашения резолютивной части решения суда.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца в Нижегородский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено 05.03.2022 года.

Судья п\п А.В.Зирина

Копия верна Решение не вступило в законную силу. Подлинник решения находится в деле №2-21/2022 в Балахнинском городском судеНижегородской области.

Судья А.В.Зирина

Секретарь Е.В. Лизунова