№
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2022 года
Воскресенский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Шикановой З.В.,
при секретаре судебного заседания Кугушевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа Воскресенск Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании недействительной сделки и применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.о. Воскресенск обратилась в Воскресенский городской суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании недействительной сделки и применении последствий недействительности сделки (л.д.2-8).
Заявленные требования мотивированы тем, что в адрес Администрации г.о. Воскресенск МО поступило письмо от Территориального управления Росимушества в Московской области № от 01.04.2021 г.
Из указанного письма следует, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во исполнение поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 23.11.2020 № издало Распоряжение от 24.03.2021 г. №-Р «О безвозмездной передаче федерального недвижимого имущества в муниципальную собственность-муниципального образования городской округ Воскресенск Московской области», а также копию перечня недвижимого имущества, передаваемого в муниципальную собственность- муниципального образования г.о. Воскресенск МО и направляет в адрес истца, две заверенные копии распоряжения в бумажном виде.
В приложении к распоряжению от 24.03.2021 г. №-Р было определено следующее имущество:
- В12510033629 по адресу: ;
- В12510033631 по адресу: ;
- В12510033631 по адресу: ;
-В12510033632 по адресу: ;
-В12510033633 по адресу: ;
-В12510033625 по адресу: ;
-В12510033626 по адресу: ;
-В12510033627 по адресу:
-В12510033628 по адресу:
-В12510033622 по адресу: ;
-В12510033623 по адресу: ;
-В12510033624 по адресу: .
Администрация г.о. Воскресенск МО не согласна с данным распоряжением, считает, что односторонняя передача в муниципальную собственность городского округа федерального имущества, нарушает ее права и законные интересы.
Представитель Администрации г.о. Воскресенск ФИО1,действующая на основании доверенности, просила признать недействительной в силу ничтожности сделку по передаче федерального недвижимого имущества Территориальным управлением Росимущества в Московской области по распоряжению №-Р от 24.03.2021 г. в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Воскресенск Московской области. Применить последствия недействительности данной сделки и признать отсутствующим право собственности за муниципальным образованием городского округа Воскресенск Московской области на спорное имущество, указанное в приложении к распоряжению №-Р от 24.03.2021 г., а именно:
- В12510033629 по адресу: ;
- В12510033631 по адресу: ;
- В12510033631 по адресу: ;
-В12510033632 по адресу: ;
-В12510033633 по адресу: ;
-В12510033625 по адресу: ;
-В12510033626 по адресу: ;
-В12510033627 по адресу:
-В12510033628 по адресу:
-В12510033622 по адресу: ;
-В12510033623 по адресу: ;
-В12510033624 по адресу: .
В судебное заседание представитель третьего лица Управление Федеральной регистрационной службы России по МО не явился. Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Представитель истца Администрация г.о. Воскресенск ФИО1, действующий на основании доверенности (л.д.114), просила удовлетворить исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске. В адрес Администрации г.о. Воскресенск МО поступило письмо от ТУ Росимущества в МО № от 01.04.2021 г., о том что ТУ Росимущество передает в муниципальную собственность имущество, но не ясно какое имущество передается. Администрации г.о. Воскресенск МО не удалось идентифицировать передаваемое имущество. Администрация г.о. Воскресенск МО не согласна с распоряжением № Р от 24.03.2021 г. Администрацией был направлен запрос в ТУ Росимущество, на который поступил ответ 13.07.21 г. согласно которого, следует, что ТУ Росимущество направляет техническую документацию, выписки из ЕГРН, которые не читабельны. Перечень объектов представлялся, но он был без кадастровых номеров. Первоначально идентифицировать имущество было невозможно. Администрацией неоднократно запрашивалось у ТУ Росимущества согласие Администрации г.о. Воскресенск о передаче имущества. Также согласно письма от 13.07.2021 г. следует, что передаточный акт принимающей стороной не подписан и не представлен в Территориальное управление. В этой связи акт приема-передачи имущества утвержден в одностороннем порядке. Акт Администрации не направляли о приеме-передачи имущества, было направлено только распоряжение № Р от 24.03.2021 г., которое получено Администрацией в апреле 2021 г. После того как распоряжение было получено, то начали обжаловать его. В архивах, которые они подняли, были найдены письма от 2018 года от Росимущества и от Минимущества, о том, что ТУ Росимушство собиралось передать Администрации имущество. Администрация своего согласия не давала. Затем 22.10.2021 г. был направлен запрос в ТУ Росимущество о предоставлении копии согласия органов местного самоуправления Воскресенского муниципального района МО и входящих в его состав поселений, либо копию согласия органа местного самоуправления г.о. Воскресенск МО на передачу указанного в приложении к распоряжению от 01.04.20221 г. федерального имущества в муниципальную собственность, на который поступил ответ 29.10.21 г., согласно которого следует, что в адрес Администрации 01.04.2021 г. были направлены копии распоряжения для его реализации в установленном порядке. В связи с тем, что в указанный срок передаточный акт Администрацией не подписан и не представлен в ТУ, 28.05.2021 г. акт приема-передачи имущества утвержден ТУ в одностороннем порядке. В связи с чем, Администрация была вынуждена обратиться в суд.
Представитель ответчика Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской область ФИО2, действующая на основании доверенности (л.д.112), исковые требования не признала в полном объеме. Оспариваемое ранее распоряжение №259-Р от 24.03.2021 г. было принято на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1, в последующей редакции Постановления. Данные постановления не отменены и являются действующими. Ответчиком истцу из федерального фонда были переданы в муниципальную собственность объекты жилого фонда. В связи с тем, что объекты относятся к муниципальной собственности. Они не могут без поручения передать имущество. Распоряжение 259-Р от 24.03.2021 г. было принято на основании поручения федерального Агентства Росимущества 23.11.2020 г., которое не отменено в настоящее время. На основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 не представляется согласие, т.к. нет нормы, которая регулируется и требуется согласие. Согласно п. 2 Постановления Верховного совета РФ от 27.12.1991 №3020-1, предусмотрено, что объекты государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов. В соответствии с п.1 приложения 3 Постановления Верховного совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 к муниципальной собственности отнесены объекты жилищного фонда. Право собственности на жилищный фонд, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения возникло у муниципальных образований с момента разграничения государственной собственности. Они считают, что это не сделка, а безвозмездная передача в собственность имущества. Просила отказывать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, дав оценку установленным обстоятельствам и собранным доказательствам в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установлены условия безвозмездной передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации 13.06.2006 № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта РФ в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» во исполнение поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 23.11.2020г. №ЕГ-07/37157, Территориальным управлением издано Распоряжение от 24.03.2021 г. № «О безвозмездной передаче федерального недвижимого имущества в муниципальную собственность - муниципального образования городского округа Воскресенск Московской области» (далее - Распоряжение), что подтверждается копией распоряжения(л.д. 32).
В соответствии с ч. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004года № 122-ФЗ предусмотрено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
При этом находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.
Судом установлено, что в адрес Администрации г.о. Воскресенск МО поступило письмо от ТУ Росимущества в МО № от 01.04.2021 г., согласно которого следует, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственными имуществом по исполнение поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 23.11.2020 г. № издало распоряжение от 24.03.2021 г. № «О безвозмездной передаче федерального образования городского округа Воскресенск МО», а также копию перечня недвижимого имущества, передаваемого в муниципальную собственность муниципального образования г.о. Воскресенск Московской области и направило в адрес Администрации, две заверенные копии Распоряжения в бумажном виде, что подтверждается копией письма (л.д.30) и копией Распоряжения с перечнем имущества(оборот л.д.32-33)
В приложении к Распоряжению от 24.03.2021 г. №-Р было определено следующее имущество:
- В12510033629 по адресу: ;
- В12510033631 по адресу: ;
- В12510033631 по адресу: ;
-В12510033632 по адресу: ;
-В12510033633 по адресу: ;
-В12510033625 по адресу: ;
-В12510033626 по адресу: ;
-В12510033627 по адресу:
-В12510033628 по адресу:
-В12510033622 по адресу: ;
-В12510033623 по адресу: ;
-В12510033624 по адресу: , что подтверждается копией перечня объектов жилого фонда (л.д.33)
В ответ на вышеупомянутое письмо Администрация г.о. Воскресенск письмом от 27.04.2021 № Исх-2687 (от 27.04.2021 вх. №) запросила предоставить в Администрацию имеющуюся техническую документацию на передаваемые объекты недвижимости для подписания акта приема-передачи федерального имущества (л.д.98).
Таким образом, вышеупомянутым письмом Администрация г.о. Воскресенск подтвердила о том, что была уведомлена о Распоряжении Территориального управления «О безвозмездной передаче федерального образования городского округа Воскресенск МО» от 24.03.2021 г. №-Р.
В ответ на письмо Администрации письмом от 27.04.2021 г. искх.№ Исх.-2687 (от 27.04.2021 вх.50-10314) Территориальным управлением письмом от 13.07.2021 № в адрес истца предоставило техническую документацию на объекты недвижимого имущества, передаваемые из государственный казны Российской Федерации в муниципальную собственность - муниципального образования городской округ Воскресенск Московской области, в соответствии с распоряжением Территориального управления от 24.03.2021 №-Р «О безвозмездной передаче федерального недвижимого имущества s муниципальную собственность муниципального образования городской округ Воскресенск Московской области» (л.д.99).
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных кругов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрено, что объекты государственной собственности, приведенные в приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В соответствии с пунктом 1 приложения № 3 к Постановлению 3020-1 в муниципальной собственности отнесены объекты жилищного фонда.
Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации муниципальную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" определен перечень объектов, которые относятся исключительно к муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 Приложения № 3 к указанному Постановлению, к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, жилищный фонд, здания и строения социально-культурного и бытового назначения. При этом независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
Таким образом, право собственности на жилищный фонд, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения возникает у муниципальных образований с момента разграничения государственной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно абз.1 п. 3 ст. 166 ГК РФ требование о признании недействительной, ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Из материалов данного дела следует, что Территориальное управление действовало при издании вышеуказанного Распоряжения на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" не предоставляло возможность передавать либо не передавать недвижимое имущество в ту или иную собственность, а императивно разграничило государственную собственность Российской Федерации на федеральную, государственную и муниципальную собственность.
Определяющим, имеющим правовое назначение, является обстоятельство, в чьем фактическом владении и пользовании находилось спорное недвижимое имущество на момент разграничения государственной собственности.
Пунктом 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 данного акта, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок безвозмездной передачи в собственность субъекта Российской Федерации имущества, находящегося в федеральной собственности, установлен ч. 11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу которых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, в силу которой находящееся федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 06 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, в суде установлено, что со стороны ответчика не допущено нарушений требований действующего законодательства при передаче в муниципальную собственность вышеуказанного имущества.
Доводы представителя истца о том, что безоговорочное принятие имущественных объектов, наименее эффективных в социально-экономического плане и не являющихся объективно необходимыми для решения вопросов местного значения, которые могут повлечь для муниципального образования дополнительные расходы на их содержание и существенно препятствовать реализации конституционных функций местного самоуправления, являются необоснованными, не подтверждаются доказательствами в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах суд считает, что Администрация городского округа Воскресенск Московской области обязана принять объекты, относительно которых возник спор, в муниципальную собственность на основании Распоряжения, которое подлежит исполнению в силу закона.
В связи с чем, суд не находит правовых оснований для признании оспариваемой истцом сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки.
Руководствуясь вышеназванными положениями, Территориальным управлением Росимущества в Московской области в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 №374 были проведены мероприятия по подготовке необходимых документов, изданию соответствующих распорядительных актов безвозмездной передаче жилых домов (общежитий) в собственность Администрации.
При таких обстоятельствах, суд учитывает то, что спорное имущество относится к объектам муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, Территориальное управление обоснованно, во исполнение Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 и Федерального закона от 22.08.2004 № 122-Ф3 приняло решение о передаче спорного имущества федеральной собственности в муниципальную собственность.
Также суд учитывает, что Администрация городского округа Воскресенск обращалась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании распоряжения Территориального управления Росимущества в Московской области №-Р от 24.03.2021 г. «О возмездной передаче федерального недвижимого имущества в муниципальную собственность-муниципального образования г.о. Воскресенск МО» недействительным.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.01.2022г. Администрации г.о. Воскресенск отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, то подтверждается копией решения суда(л.д. 71-73).
При таких обстоятельствах, суд отказывает Администрации г.о. Воскресенск в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требования Администрации городского округа Воскресенск Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании недействительной сделки и применении последствий недействительности сделки по передаче федерального недвижимого имущества Территориальным управлением Росимущества Московской области по Распоряжению №-Р от 24.03.2021 г. в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Воскресенск Московской области, –отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Воскресенский городской суд Московской области в течении одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 20 июня 2022 года.
Судья Шиканова З.В.