Дело №2-1099/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
01 октября 2020 года ст. Кагальницкая Ростовской области
Зерноградский районный суд Ростовской области в составе судьи Полякова Н.В., единолично, при секретаре Асланян К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зерноградского района Ростовской области, в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Грабарь А. В., третьему лицу Администрации Зерноградского городского поселения Зерноградского района Ростовской области, об устранении нарушений законодательства в сфере эксплуатации аттракционной техники,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зерноградского района Ростовской области обратился в суд с данным иском, указав следующее. Прокуратурой Зерноградского района проведена проверка соблюдения требований законодательства при эксплуатации аттракционной техники ИП Грабарь А.В., осуществляющим деятельность в парке культуры и отдыха г. Зернограда по адресу: Ростовская область, г. Зерноград, ул. Ленина, 47. В ходе проверки установлено, что требования ГОСТ Р 33807-2016 соблюдаются ИП Грабарь А.В. не в полном объеме.
В окончательной редакции иска от 01 октября 2020 года прокурор Зерноградского района Ростовской области просил:
1) обязать ИП Грабарь А.В. в срок до 10.05.2021 устранить следующие нарушения в сфере эксплуатации аттракционной техники:- завести всю необходимую документацию на аттракционы в соответствии с п.п.5.11, 7.2 ГОСТ Р 33807-2016; - назначить ответственных администратора, оператора, механика аттракционов в соответствии с п.п.3.15, 3.35, 7.5 ГОСТ Р 33807-2016; - произвести оценку технического состояния всех механизированных аттракционов, по результатам оценки составить акты в соответствии с ГОСТ Р 56065-2014; 2) запретить деятельность ИП Грабарь А.В. до устранения нарушений в сфере эксплуатации аттракционной техники.
В судебном заседании помощник прокурора Зерноградского района Шаповалова Е.А. иск поддержала в полном объёме, подтвердила доводы иска, просила иск удовлетворить.
В судебном заседании индивидуальный предприниматель Грабарь А.В. иск признал в полном объёме, представил заявление о признании иска.
В порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Администрации Зерноградского городского поселения Зерноградского района Ростовской области.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст.4 Федерального закона от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Пунктом 5 ст.2 Федерального закона от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Закон № 162-ФЗ) установлено, что национальный стандарт - это стандарт, утверждённый национальным органом Российской Федерации по стандартизации.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона № 162-ФЗ к документам по стандартизации в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся документы национальной системы стандартизации.
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона № 162-ФЗ основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации. Разработка документов национальной системы стандартизации должна осуществляться в соответствии с основополагающими национальными стандартами.
В силу постановления государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.01.2004 № 4 «О национальных стандартах Российской Федерации» со дня вступления в силу Закона № 184-ФЗ впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Таким образом, положения ГОСТ Р 33807-2016. Межгосударственный стандарт. Безопасность аттракционов. Общие требования (далее - ГОСТ Р 33807-2016), утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.10.2016 № 1539-ст, касающиеся требований безопасности использования такого оборудования, подлежат обязательному исполнению.
В судебном заседании установлено следующее.
В августе 2020 года прокуратурой Зерноградского района проведена проверка соблюдения требований законодательства при эксплуатации аттракционной техники ИП Грабарь А.В., осуществляющим деятельность в парке культуры и отдыха г. Зернограда по адресу: Ростовская область, г. Зерноград, ул. Ленина, 47 ( том 1 л.д.9). В ходе проверки установлено, что требования ГОСТ Р 33807-2016 соблюдаются ИП Грабарь А.В. не в полном объеме, что подтверждается актом проверки от 13.08.2020 (том 1 л.д.10).
Согласно выписке из ЕГРИП Грабарь А.И. с 2007 года является индивидуальным предпринимателем, одними из видов деятельности являются: деятельность парков культуры и отдыха и тематических парков; деятельность зрелищно-развлекательная прочая; деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки (л.д.15-25).
16.03.2018 Администрация Зерноградского городского поселения (ссудодатель) и ИП Грабарь А.В.(ссудополучатель) заключили договор № безвозмездного пользования муниципальным имуществом, согласно которому ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование муниципальное имущество: здание кассы, гараж, гараж металлический, металлическая ограда, протяженностью 110 м, деревянный домик №, аттракцион «Солнышко», аттракцион «Сталкивание автомобилей», сетка токопроводящая, машинка для аттракциона «Сталкивание автомобилей», расположенный по адресу: Ростовская область, г. Зерноград, ул. Ленина, 47 (том 1 л.д.28-33).
В парке расположены аттракционы, эксплуатируемые ИП Грабарь А.В.: батут большой «Маша и медведи»; аттракцион водная лодочка; аттракцион Солнышко»; батут малый «Винни Пух»; аттракцион «Цепочки»; аттракцион Самолетики»; батут сетчатый спортивный; аттракцион «Сталкивание автомобилей»; аттракцион «Качалочки».
В ходе проверки установлено, что требования ГОСТ Р 33807-2016 соблюдаются ИП Грабарь А.В. не в полном объеме.
В соответствии с п. 7.2 ГОСТ Р 33807-2016 на любой аттракцион обязательно
должны быть в наличии все необходимые эксплуатационные документы, включая формуляр или паспорт (по приложению В), выполненные в соответствии с п. 5.11 ГОСТ Р33807-2016, которым предписано, что изготовитель (проектировщик) должен передать покупателю вместе с аттракционом эксплуатационные документы, включая формуляр или паспорт. В эксплуатационных документах должны быть приведены требования к квалификации обслуживающего персонала.
Эксплуатационные документы должны быть написаны на русском языке и отложены к формуляру аттракциона.
Минимально необходимый состав эксплуатационных документов: а) формуляр или паспорт; б) руководство по эксплуатации; в) журнал администратора - учет допусков аттракциона к эксплуатации; г) руководство по техническому обслуживанию; д) инструкция по упаковке, транспортированию и хранению; е) инструкция по монтажу и демонтажу; ж) журнал учета технического обслуживания и ремонта.
В соответствии п. 3.1 ГОСТ Р 33807-2016 администратор это официально назначенное эксплуатантом лицо, ответственное за организацию безопасной эксплуатации аттракциона.
Пунктом 7.3. ГОСТ Р 338087-2016 установлены требования к персоналу. Возраст операторов механизированных аттракционов должен быть не менее 18 лет.
Исходя из п. 7.4 ГОСТ Р 33807-2016 администратор обязан: своевременно обеспечить аттракцион необходимой документацией, при этом необходимо соблюдение установленной процедуры согласно п. 7.4.2; организовать подбор, обучение и допуск к работе операторов и других служащих; обеспечить безопасную сборку и разборку аттракциона (п.7.4.4); обеспечить безопасную эксплуатацию (п. 7.4.6, 7.4.7) в полном соответствии с требованиями законов, нормативной документации и эксплуатационных документов; обеспечить безопасность обслуживания, ремонта и проведения модификаций (п. 7.4.9); иметь в наличии, вести и обновлять по мере необходимости формуляр аттракциона и журнал администратора (по приложениям В, И), а также выпускать необходимые документы.
Администратор должен разрабатывать и обеспечивать аттракцион всеми необходимыми инструкциями для работы с системами управления и связи, включая систему условных сигналов, используемых в данный момент на рабочих местах. На поставляемый аттракцион должны иметься в наличии эксплуатационные документы.
Исходя из п. 4.7 ГОСТ Р 33807-2016 информация для посетителей должна быть представлена в одной или нескольких информационных табличках и должна содержать разрешение на эксплуатацию аттракциона, информацию об ограничениях пользования аттракционом, в том числе с использованием пиктограмм, правила пользования аттракционом для посетителей, информацию об адресах и телефонах экстренных служб.
Указанные таблички, надписи, рисунки, пиктограммы должны быть размещены перед входом на аттракцион и доступны для чтения посетителями.
В ходе проводимой прокурором проверки было установлено, что в нарушение указанных положений ГОСТ Р 33807-2016, у ИП Грабарь А.В. отсутствует необходимая документация на все аттракционы, а именно формуляр (по 6.3 и приложению В ГОСТ Р 33807-2016 или паспорт; руководство по эксплуатации, журнал администратора - учет допусков аттракциона к эксплуатации, руководство по техническому обслуживанию; инструкция по упаковке, транспортированию и хранению; инструкция по монтажу и демонтажу; журнал учета технического обслуживания и ремонта.
Приказом ИП Грабарь А.В. официально не назначены администраторы аттракционов, соответственно не организована безопасная эксплуатация аттракционов, не исполнен п. 7.4 ГОСТ Р 33807-2016. Не на всех аттракционах имеются информационные таблички, а на имеющихся отсутствует информация об ограничениях пользования аттракционом.
Отсутствие необходимой документации на аттракционы не позволяет установить сроки их эксплуатации для решения вопроса о возможности их использования.
В нарушение п. 3.2.5.3 ГОСТ Р 56437-2015 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование гимнастическое. Батуты. Функциональные требования, требования безопасности и методы испытаний», утвержденного и введённого в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.06.2015 № 655-ст, у батута сетчатого спортивного отсутствует маркировка прыжкового полотна, а в нарушение п. п. 5, ГОСТ Р 56437-2015 отсутствует инструкция по применению батута, батут не промаркирован, кроме того, батут расположен под ветками деревьев, что может привести к причинению вреда здоровью посетителям аттракциона.
В соответствии с п. 82 решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 114 «О техническом регламенте Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» техническое обслуживание и ремонт аттракционов проводятся в соответствии с эксплуатационными документами. Из-за полного отсутствия необходимых документов, отсутствия информации о сроке ввода аттракционов в эксплуатацию невозможно установить периодичность технического обслуживания и обследования аттракционной техники. Кроме того, в аттракционе «Самолетики» частично оголены элементы электропроводки.
Аттракционы «Солнышко», «Сталкивание автомобилей» переданы ИП Грабарь А.В. Администрацией Зерноградского городского поселения на основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом № от 16.03.2018. Индивидуальному предпринимателю Грабарь А.В. Администрацией Зерноградского городского поселения не представлены в ходе проверки документы, подтверждающие срок ввода аттракционов в эксплуатацию, документы, подтверждающие их техническое обслуживание и безопасность.
Исходя из п. п. 3.15, 3.35 ГОСТ Р 33807-2016, механик аттракциона – это лицо, имеющее необходимую профессиональную подготовку, назначенное администратором и несущее ответственность за техническое состояние аттракциона и его полное техническое обслуживание в соответствии с требованиями эксплуатационных документов. Электрик аттракциона - ответственное лицо, имеющее необходимую профессиональную подготовку, назначенное администратором и несущее ответственность за техническое состояние электрооборудования аттракциона и его техническое обслуживание в соответствии с требованиями эксплуатационных документов.
Пунктом 7.5 ГОСТ Р 33807-2016 установлено, что каждый аттракцион должен обслуживать закрепленный за ним механик и электрик аттракциона, вместе с тем, в штате ИП Грабарь А.В. отсутствуют механик и электрик, не заключены договоры со сторонними организациями.
На аттракционах «Водные лодочки», «Солнышко», «Самолетики» -Качалочки» в нарушение п. 5.8.7.2 ГОСТ Р 33807-2016 не предусмотрены устройства фиксации пассажиров аттракционов, позволяющие избежать или ввести к минимуму риски.
В нарушение п. 5.8.4.1 ГОСТ Р 33807-2016 на аттракционе «Водные лодочки» не предусмотрена защита от падения с одного уровня на другой, на этом же аттракционе, в нарушение п. 5.8.3.3 ступени лестницы имеют разную ширину и высоту.
ГОСТом Р 56065-2014. «Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность аттракционов. Оценка технического состояния. Продление срока службы», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.07.2014 № 716-ст (далее - ГОСТ Р 56065-2014) закреплены основные организационные и технические требования к процедуре оценки технического состояния механизированных аттракционов, периодичности такой оценки в целях обеспечения безопасности пассажиров и посетителей механизированных аттракционов.
Исходя из п. 4.3 ГОСТ Р 56065-2014, оценка технического состояния -аттракциона подразделяется на следующие виды: первичная (после монтажа вновь приобретенного аттракциона); очередная (ежегодная, сезонная, в сроки, установленные специализированной организацией, но не реже одного раза в год, в зависимости от технического состояния в первую очередь несущих металлоконструкций, критичных компонентов, узлов и систем, непосредственно влияющих на безопасную эксплуатацию аттракциона).
В соответствии с п. 9 ГОСТ Р 56065-2014, результаты оценки технического состояния аттракциона оформляются Актом.
В нарушение указанных положений ГОСТ Р 56065-2014, не производится оценка технического состояния аттракционов, эксплуатируемых ИП Грабарь А.В., соответствующие акты отсутствуют.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ возможность наступления в будущем вредоносного результата признается достаточным основанием для обращения в суд с иском о запрете деятельности, создающей подобную опасность.
В силу ст. 1079 ГК РФ аттракционная техника является источником повышенной опасности, дальнейшая эксплуатация аттракционов с указанными нарушениями может привести к негативным последствиям в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.
В суд представлено заявление ИП Грабарь А.В. о признании иска в полном объёме.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно выражает свободное волеизъявление ответчика, не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые интересы иных лиц.
В силу ст. 68 п. 2 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В соответствии со ст. 173 п. 3 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку деятельность ИП Грабарь А.В. не соответствует законодательству, может привести к негативным последствиям в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Истец, в порядке ст.333.36 Налогового Кодекса РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины по делу. В связи с удовлетворением иска, в порядке ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Кагальницкого района Ростовской области подлежит взысканию государственная пошлина по делу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Грабарь А. В. в срок до 10 мая 2021 года устранить следующие нарушения в сфере эксплуатации аттракционной техники:
- завести всю необходимую документацию на аттракционы в соответствии с п.п.5.11, 7.2 ГОСТ Р 33807-2016;
- назначить ответственных администратора, оператора, механика аттракционов в соответствии с п.п.3.15, 3.35, 7.5 ГОСТ Р 33807-2016;
- произвести оценку технического состояния всех механизированных аттракционов, по результатам оценки составить акты в соответствии с ГОСТ Р 56065-2014.
Запретить индивидуальному предпринимателю Грабарь А. В. деятельность в сфере эксплуатации аттракционной техники до устранения вышеуказанных нарушений.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Грабарь А. В. в доход бюджета Кагальницкого района Ростовской области государственную пошлину по делу в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 08 октября 2020 года.
Судья Н.В.Поляков