ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1099/20 от 01.10.2020 Зерноградского районного суда (Ростовская область)

Дело №2-1099/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

01 октября 2020 года ст. Кагальницкая Ростовской области

Зерноградский районный суд Ростовской области в составе судьи Полякова Н.В., единолично, при секретаре Асланян К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зерноградского района Ростовской области, в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Грабарь А. В., третьему лицу Администрации Зерноградского городского поселения Зерноградского района Ростовской области, об устранении нарушений законодательства в сфере эксплуатации аттракционной техники,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Зерноградского района Ростовской области обратился в суд с данным иском, указав следующее. Прокуратурой Зерноградского района проведена проверка соблюдения требований законодательства при эксплуатации аттракционной техники ИП Грабарь А.В., осуществляющим деятельность в парке культуры и отдыха г. Зернограда по адресу: Ростовская область, г. Зерноград, ул. Ленина, 47. В ходе проверки установлено, что требования ГОСТ Р 33807-2016 соблюдаются ИП Грабарь А.В. не в полном объеме.

В окончательной редакции иска от 01 октября 2020 года прокурор Зерноградского района Ростовской области просил:

1) обязать ИП Грабарь А.В. в срок до 10.05.2021 устранить следующие нарушения в сфере эксплуатации аттракционной техники:- завести всю необходимую документацию на аттракционы в соответствии с п.п.5.11, 7.2 ГОСТ Р 33807-2016; - назначить ответственных администратора, оператора, механика аттракционов в соответствии с п.п.3.15, 3.35, 7.5 ГОСТ Р 33807-2016; - произвести оценку технического состояния всех механизированных аттракционов, по результатам оценки составить акты в соответствии с ГОСТ Р 56065-2014; 2) запретить деятельность ИП Грабарь А.В. до устранения нарушений в сфере эксплуатации аттракционной техники.

В судебном заседании помощник прокурора Зерноградского района Шаповалова Е.А. иск поддержала в полном объёме, подтвердила доводы иска, просила иск удовлетворить.

В судебном заседании индивидуальный предприниматель Грабарь А.В. иск признал в полном объёме, представил заявление о признании иска.

В порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Администрации Зерноградского городского поселения Зерноградского района Ростовской области.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст.4 Федерального закона от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Пунктом 5 ст.2 Федерального закона от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Закон № 162-ФЗ) установлено, что национальный стандарт - это стандарт, утверждённый национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона № 162-ФЗ к документам по стандартизации в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся документы национальной системы стандартизации.

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона № 162-ФЗ основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации. Разработка документов национальной системы стандартизации должна осуществляться в соответствии с основополагающими национальными стандартами.

В силу постановления государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.01.2004 № 4 «О национальных стандартах Российской Федерации» со дня вступления в силу Закона № 184-ФЗ впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Таким образом, положения ГОСТ Р 33807-2016. Межгосударственный стандарт. Безопасность аттракционов. Общие требования (далее - ГОСТ Р 33807-2016), утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.10.2016 № 1539-ст, касающиеся требований безопасности использования такого оборудования, подлежат обязательному исполнению.

В судебном заседании установлено следующее.

В августе 2020 года прокуратурой Зерноградского района проведена проверка соблюдения требований законодательства при эксплуатации аттракционной техники ИП Грабарь А.В., осуществляющим деятельность в парке культуры и отдыха г. Зернограда по адресу: Ростовская область, г. Зерноград, ул. Ленина, 47 ( том 1 л.д.9). В ходе проверки установлено, что требования ГОСТ Р 33807-2016 соблюдаются ИП Грабарь А.В. не в полном объеме, что подтверждается актом проверки от 13.08.2020 (том 1 л.д.10).

Согласно выписке из ЕГРИП Грабарь А.И. с 2007 года является индивидуальным предпринимателем, одними из видов деятельности являются: деятельность парков культуры и отдыха и тематических парков; деятельность зрелищно-развлекательная прочая; деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки (л.д.15-25).

16.03.2018 Администрация Зерноградского городского поселения (ссудодатель) и ИП Грабарь А.В.(ссудополучатель) заключили договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом, согласно которому ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование муниципальное имущество: здание кассы, гараж, гараж металлический, металлическая ограда, протяженностью 110 м, деревянный домик , аттракцион «Солнышко», аттракцион «Сталкивание автомобилей», сетка токопроводящая, машинка для аттракциона «Сталкивание автомобилей», расположенный по адресу: Ростовская область, г. Зерноград, ул. Ленина, 47 (том 1 л.д.28-33).

В парке расположены аттракционы, эксплуатируемые ИП Грабарь А.В.: батут большой «Маша и медведи»; аттракцион водная лодочка; аттракцион Солнышко»; батут малый «Винни Пух»; аттракцион «Цепочки»; аттракцион Самолетики»; батут сетчатый спортивный; аттракцион «Сталкивание автомобилей»; аттракцион «Качалочки».

В ходе проверки установлено, что требования ГОСТ Р 33807-2016 соблюдаются ИП Грабарь А.В. не в полном объеме.

В соответствии с п. 7.2 ГОСТ Р 33807-2016 на любой аттракцион обязательно
должны быть в наличии все необходимые эксплуатационные документы, включая формуляр или паспорт (по приложению В), выполненные в соответствии с п. 5.11 ГОСТ Р33807-2016, которым предписано, что изготовитель (проектировщик) должен передать покупателю вместе с аттракционом эксплуатационные документы, включая формуляр или паспорт. В эксплуатационных документах должны быть приведены требования к квалификации обслуживающего персонала.

Эксплуатационные документы должны быть написаны на русском языке и отложены к формуляру аттракциона.

Минимально необходимый состав эксплуатационных документов: а) формуляр или паспорт; б) руководство по эксплуатации; в) журнал администратора - учет допусков аттракциона к эксплуатации; г) руководство по техническому обслуживанию; д) инструкция по упаковке, транспортированию и хранению; е) инструкция по монтажу и демонтажу; ж) журнал учета технического обслуживания и ремонта.

В соответствии п. 3.1 ГОСТ Р 33807-2016 администратор это официально назначенное эксплуатантом лицо, ответственное за организацию безопасной эксплуатации аттракциона.

Пунктом 7.3. ГОСТ Р 338087-2016 установлены требования к персоналу. Возраст операторов механизированных аттракционов должен быть не менее 18 лет.

Исходя из п. 7.4 ГОСТ Р 33807-2016 администратор обязан: своевременно обеспечить аттракцион необходимой документацией, при этом необходимо соблюдение установленной процедуры согласно п. 7.4.2; организовать подбор, обучение и допуск к работе операторов и других служащих; обеспечить безопасную сборку и разборку аттракциона (п.7.4.4); обеспечить безопасную эксплуатацию (п. 7.4.6, 7.4.7) в полном соответствии с требованиями законов, нормативной документации и эксплуатационных документов; обеспечить безопасность обслуживания, ремонта и проведения модификаций (п. 7.4.9); иметь в наличии, вести и обновлять по мере необходимости формуляр аттракциона и журнал администратора (по приложениям В, И), а также выпускать необходимые документы.

Администратор должен разрабатывать и обеспечивать аттракцион всеми необходимыми инструкциями для работы с системами управления и связи, включая систему условных сигналов, используемых в данный момент на рабочих местах. На поставляемый аттракцион должны иметься в наличии эксплуатационные документы.

Исходя из п. 4.7 ГОСТ Р 33807-2016 информация для посетителей должна быть представлена в одной или нескольких информационных табличках и должна содержать разрешение на эксплуатацию аттракциона, информацию об ограничениях пользования аттракционом, в том числе с использованием пиктограмм, правила пользования аттракционом для посетителей, информацию об адресах и телефонах экстренных служб.

Указанные таблички, надписи, рисунки, пиктограммы должны быть размещены перед входом на аттракцион и доступны для чтения посетителями.

В ходе проводимой прокурором проверки было установлено, что в нарушение указанных положений ГОСТ Р 33807-2016, у ИП Грабарь А.В. отсутствует необходимая документация на все аттракционы, а именно формуляр (по 6.3 и приложению В ГОСТ Р 33807-2016 или паспорт; руководство по эксплуатации, журнал администратора - учет допусков аттракциона к эксплуатации, руководство по техническому обслуживанию; инструкция по упаковке, транспортированию и хранению; инструкция по монтажу и демонтажу; журнал учета технического обслуживания и ремонта.

Приказом ИП Грабарь А.В. официально не назначены администраторы аттракционов, соответственно не организована безопасная эксплуатация аттракционов, не исполнен п. 7.4 ГОСТ Р 33807-2016. Не на всех аттракционах имеются информационные таблички, а на имеющихся отсутствует информация об ограничениях пользования аттракционом.

Отсутствие необходимой документации на аттракционы не позволяет установить сроки их эксплуатации для решения вопроса о возможности их использования.

В нарушение п. 3.2.5.3 ГОСТ Р 56437-2015 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование гимнастическое. Батуты. Функциональные требования, требования безопасности и методы испытаний», утвержденного и введённого в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.06.2015 № 655-ст, у батута сетчатого спортивного отсутствует маркировка прыжкового полотна, а в нарушение п. п. 5, ГОСТ Р 56437-2015 отсутствует инструкция по применению батута, батут не промаркирован, кроме того, батут расположен под ветками деревьев, что может привести к причинению вреда здоровью посетителям аттракциона.

В соответствии с п. 82 решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 114 «О техническом регламенте Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» техническое обслуживание и ремонт аттракционов проводятся в соответствии с эксплуатационными документами. Из-за полного отсутствия необходимых документов, отсутствия информации о сроке ввода аттракционов в эксплуатацию невозможно установить периодичность технического обслуживания и обследования аттракционной техники. Кроме того, в аттракционе «Самолетики» частично оголены элементы электропроводки.

Аттракционы «Солнышко», «Сталкивание автомобилей» переданы ИП Грабарь А.В. Администрацией Зерноградского городского поселения на основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 16.03.2018. Индивидуальному предпринимателю Грабарь А.В. Администрацией Зерноградского городского поселения не представлены в ходе проверки документы, подтверждающие срок ввода аттракционов в эксплуатацию, документы, подтверждающие их техническое обслуживание и безопасность.

Исходя из п. п. 3.15, 3.35 ГОСТ Р 33807-2016, механик аттракциона – это лицо, имеющее необходимую профессиональную подготовку, назначенное администратором и несущее ответственность за техническое состояние аттракциона и его полное техническое обслуживание в соответствии с требованиями эксплуатационных документов. Электрик аттракциона - ответственное лицо, имеющее необходимую профессиональную подготовку, назначенное администратором и несущее ответственность за техническое состояние электрооборудования аттракциона и его техническое обслуживание в соответствии с требованиями эксплуатационных документов.

Пунктом 7.5 ГОСТ Р 33807-2016 установлено, что каждый аттракцион должен обслуживать закрепленный за ним механик и электрик аттракциона, вместе с тем, в штате ИП Грабарь А.В. отсутствуют механик и электрик, не заключены договоры со сторонними организациями.

На аттракционах «Водные лодочки», «Солнышко», «Самолетики» -Качалочки» в нарушение п. 5.8.7.2 ГОСТ Р 33807-2016 не предусмотрены устройства фиксации пассажиров аттракционов, позволяющие избежать или ввести к минимуму риски.

В нарушение п. 5.8.4.1 ГОСТ Р 33807-2016 на аттракционе «Водные лодочки» не предусмотрена защита от падения с одного уровня на другой, на этом же аттракционе, в нарушение п. 5.8.3.3 ступени лестницы имеют разную ширину и высоту.

ГОСТом Р 56065-2014. «Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность аттракционов. Оценка технического состояния. Продление срока службы», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.07.2014 № 716-ст (далее - ГОСТ Р 56065-2014) закреплены основные организационные и технические требования к процедуре оценки технического состояния механизированных аттракционов, периодичности такой оценки в целях обеспечения безопасности пассажиров и посетителей механизированных аттракционов.

Исходя из п. 4.3 ГОСТ Р 56065-2014, оценка технического состояния -аттракциона подразделяется на следующие виды: первичная (после монтажа вновь приобретенного аттракциона); очередная (ежегодная, сезонная, в сроки, установленные специализированной организацией, но не реже одного раза в год, в зависимости от технического состояния в первую очередь несущих металлоконструкций, критичных компонентов, узлов и систем, непосредственно влияющих на безопасную эксплуатацию аттракциона).

В соответствии с п. 9 ГОСТ Р 56065-2014, результаты оценки технического состояния аттракциона оформляются Актом.

В нарушение указанных положений ГОСТ Р 56065-2014, не производится оценка технического состояния аттракционов, эксплуатируемых ИП Грабарь А.В., соответствующие акты отсутствуют.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ возможность наступления в будущем вредоносного результата признается достаточным основанием для обращения в суд с иском о запрете деятельности, создающей подобную опасность.

В силу ст. 1079 ГК РФ аттракционная техника является источником повышенной опасности, дальнейшая эксплуатация аттракционов с указанными нарушениями может привести к негативным последствиям в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.

В суд представлено заявление ИП Грабарь А.В. о признании иска в полном объёме.

Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно выражает свободное волеизъявление ответчика, не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые интересы иных лиц.

В силу ст. 68 п. 2 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

В соответствии со ст. 173 п. 3 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку деятельность ИП Грабарь А.В. не соответствует законодательству, может привести к негативным последствиям в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Истец, в порядке ст.333.36 Налогового Кодекса РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины по делу. В связи с удовлетворением иска, в порядке ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Кагальницкого района Ростовской области подлежит взысканию государственная пошлина по делу.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Грабарь А. В. в срок до 10 мая 2021 года устранить следующие нарушения в сфере эксплуатации аттракционной техники:

- завести всю необходимую документацию на аттракционы в соответствии с п.п.5.11, 7.2 ГОСТ Р 33807-2016;

- назначить ответственных администратора, оператора, механика аттракционов в соответствии с п.п.3.15, 3.35, 7.5 ГОСТ Р 33807-2016;

- произвести оценку технического состояния всех механизированных аттракционов, по результатам оценки составить акты в соответствии с ГОСТ Р 56065-2014.

Запретить индивидуальному предпринимателю Грабарь А. В. деятельность в сфере эксплуатации аттракционной техники до устранения вышеуказанных нарушений.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Грабарь А. В. в доход бюджета Кагальницкого района Ростовской области государственную пошлину по делу в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 08 октября 2020 года.

Судья Н.В.Поляков