ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1099/20 от 08.12.2020 Серовского районного суда (Свердловская область)

66RS0051-01-2020-001805-95

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Серов Свердловская область 8 декабря 2020 года

Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего Холоденко Н.А., при секретаре судебного заседания Ведерниковой Е.С., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1099/2020 по иску

Серовского городского прокурора в интересах Булановой Людмилы Марковны, Буланова Виталия Викторовича к Администрации Серовского городского округа, Отраслевому органу администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" о выплате компенсации за жилое помещение

с участием прокурора Вечеркиной Ю.В., представителя ответчика Администрации Серовского городского округа, действующей на основании доверенности № 50 от 09.12.2019, Семеновой Ю.В.,

УСТАНОВИЛ:

Серовский городской прокурор в интересах Булановой Людмилы Марковны обратился в Серовский районный суд Свердловской области с вышеуказанным иском.

В обоснование исковых требований указал на то, что Буланова Л.М. является собственником ? доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (договор передачи квартиры в собственность граждан от 20.02.2013), в котором зарегистрирована и проживает. Собственником ? доли в праве общей долевой на указанное жилое помещение является ее сын Буланов В.В. Постановлением администрации Серовского городского округа от 10.10.2019 многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу с планируемым сроком расселения жителей дома – 31.12.2029. 31.10.2019 администрацией Серовского городского округа Булановой Л.М. и иным собственникам помещений в многоквартирном доме направлены уведомления с требованием о принятии мер к сносу аварийного дома в срок до 31.12.2028. Установленные сроки расселения граждан и сноса аварийного дома являются неразумными, нарушающими права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания. В настоящее время решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под аварийным домом и помещений, находящихся в собственности граждан органом местного самоуправления не принято, оценка стоимости изымаемого имущества не проведена. Буланова Л.М. вынуждена проживать в аварийном доме, поскольку иного жилья не имеет, а неполучение компенсации стоимости жилого помещения и приходящейся ей доли в праве общей долевой собственности на общее имущество с многоквартирном доме лишает Буланову Л.М. возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия, путем приобретения в собственность иного благоустроенного жилого помещения. В настоящее время на территории Свердловской области действует Региональная адресная программа «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 01.04.2019 . В указанную Региональную программу многоквартирный <адрес> не включен по вине органов местного самоуправления. Согласно отчету об оценке от 01.03.2020 рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: <адрес> рыночная стоимость оцениваемого помещения, стоимость доли мест общего пользования (общее имущество) и доли земельного участка, приходящейся на оцениваемое помещение на дату оценки составила 944 000, 00 руб. Буланова Л.М. имеет право требования от администрации Серовского городского округа компенсации стоимости принадлежащей ей на праве собственности ? доли жилого помещения по адресу: <адрес> доли общего имущества в указанном многоквартирном доме, принадлежащей ей на праве общей долевой собственности в размере 472 000,00 руб. с прекращением права собственности на долю жилого помещения и признанием такого права за Муниципальным образованием Серовский городской округ после получения ею денежных средств.

Исковое заявление принято к производству суда.

Буланов В.В. обратился в Серовский районный суд Свердловской области с вышеуказанным иском.

В обоснование исковых требований указал на то, что Буланов В.В. является собственником ? доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (договор передачи квартиры в собственность граждан от 20.02.2013), в котором зарегистрирована и проживает. Собственником ? доли в праве общей долевой на указанное жилое помещение является его мать Буланова Л.М. Постановлением администрации Серовского городского округа от 10.10.2019 многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу с планируемым сроком расселения жителей дома – 31.12.2029. 31.10.2019 администрацией Серовского городского округа Булановой Л.М. и иным собственникам помещений в многоквартирном доме направлены уведомления с требованием о принятии мер к сносу аварийного дома в срок до 31.12.2028. Установленные сроки расселения граждан и сноса аварийного дома являются неразумными, нарушающими права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания. В настоящее время решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под аварийным домом и помещений, находящихся в собственности граждан органом местного самоуправления не принято, оценка стоимости изымаемого имущества не проведена. Буланов В.В. вынуждена проживать в аварийном доме, поскольку иного жилья не имеет, а неполучение компенсации стоимости жилого помещения и приходящейся ей доли в праве общей долевой собственности на общее имущество с многоквартирном доме лишает Буланова В.В. возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия, путем приобретения в собственность иного благоустроенного жилого помещения. В настоящее время на территории Свердловской области действует Региональная адресная программа «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 01.04.2019 В указанную Региональную программу многоквартирный <адрес> не включен по вине органов местного самоуправления. Согласно отчету об оценке от 01.03.2020 рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: <адрес> рыночная стоимость оцениваемого помещения, стоимость доли мест общего пользования (общее имущество) и доли земельного участка, приходящейся на оцениваемое помещение на дату оценки составила 944 000, 00 руб. Буланов В.В. имеет право требования от администрации Серовского городского округа компенсации стоимости принадлежащей ей на праве собственности ? доли жилого помещения по адресу: <адрес> доли общего имущества в указанном многоквартирном доме, принадлежащей ей на праве общей долевой собственности в размере 472 000,00 руб. с прекращением права собственности на долю жилого помещения и признанием такого права за Муниципальным образованием Серовский городской округ после получения ею денежных средств.

Определением судьи, вышеуказанное исковое заявление принято к производству суда, возбуждено гражданского дела, делу присвоен №2-1099/2020.

Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечен Отраслевой орган администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству".

В судебное заседание истцы Буланова Л.М. и Буланов В.В. не явились. О дате, времени и месте судебного заседания извещены.

Прокурор Вечеркина Ю.В. в судебном заседании исковые требования Булановой Л.М. поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указала на, то в одной из квартир дома рухнули перекрытия, что поставило под угрозу жизнь и здоровье граждан Булановы в настоящее время выехали из квартиры, проживают у родственников, т.к. жить сейчас им негде. Дом фактически на сегодняшний день расселен. В доме проживать небезопасно.

Представитель ответчика Администрации Серовского городского округа Семенова Ю.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях на исковое заявление.

В представленных письменных возражениях в обоснование просьбы об отказе в удовлетворении исковых требований указано на то, что Постановлением администрации СГО от 10.10.2019 г. многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. В адрес собственников дома, в том числе Истцу 31.10.2019 г. были направлены уведомления с требованием о принятии мер к сносу дома в срок до 31.12.2029 года. Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения лиц, в нем проживающих, является компетенцией органа местного самоуправления. Между тем, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дома, и жилое помещение, принадлежащее истцам на праве собственности, администрацией Серовского городского округа не изымались, срок, предоставленный собственникам жилых помещений для сноса жилого дома (31 декабря 2029 года) на момент обращения в суд не истек, размер возмещения за изымаемое жилое помещение не определялся, соглашение о возможном предоставлении другого жилого помещения между органом местного самоуправления и собственниками не достигнуто. В связи с чем правовые основания для взыскания в пользу истцов суммы возмещения за принадлежащее им жилое помещение на основании статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации отсутствуют. Постановлением администрации Серовского городского округа от 16.07.2019 г. № 1631 утвержден порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийными подлежащим сносу на территории Серовского городского округа. В соответствии с пунктом 1 указанного Порядка, он устанавливает процедуру изъятия у собственников помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, земельного участка и помещений многоквартирного дома для муниципальных нужд. Пунктом 33 Порядка установлено, что главным распорядителем средств бюджета Серовского городского округа по осуществлению выплаты собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков, собственникам жилого или нежилого помещения, иного объекта недвижимого имущества размера возмещения, в том числе убытков, причиненных изъятием, за изымаемое недвижимое имущество, а также оплата нотариального тарифа за принятие в депозит нотариуса денежных средств, является Комитет ЭТС и ЖКХ. Администрация Серовского городского округа не может выступать ответчиком по данному делу, в связи с чем, просит привлечь к в качестве ответчика отраслевой орган администрации Серовского городского округа «Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству»

Представитель ответчика Отраслевого органа администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещен вручением судебной повестки. Представителем данного ответчика Е.А.Кригер, действующей на основании доверенности от 09.01.2020 года суду представлено письменное возражение на исковое заявление. В представленном возражении в обоснование просьбы об отказе в удовлетворении исковых требований указано о том, что Постановлением администрации Серовского городского округа от 16.07.2019 г. утвержден порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийными подлежащим сносу на территории Серовского городского округа. Постановлением администрации Серовского городского округа от 10.10.2019 г. ( от 14.10.2019 г. о внесении изменений в постановление) многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, а в адрес собственников дома, в том числе Истцу 31.10.2019 были направлены уведомления с требованием о принятии мер к сносу данного дома в срок до 31.12.2029 года. Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения лиц, в нем проживающих, является компетенцией органа местного самоуправления. Между тем, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дома, и жилое помещение, принадлежащее истцам на праве собственности, администрацией Серовского городского округа не изымались, срок, предоставленный собственникам жилых помещений для сноса жилого дома (31 декабря 2029 года) на момент обращения в суд не истек, размер возмещения за изымаемое жилое помещение не определялся, соглашение о возможном предоставлении другого жилого помещения между органом местного самоуправления и собственниками не достигнуто. В связи с чем, правовые основания для взыскания в пользу истцов суммы возмещения за принадлежащее им жилое помещение на основании статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации отсутствуют. Требования истца о выплате компенсации за жилое помещение направлены на оспаривание акта органа местного самоуправления, устанавливающего срок отселения граждан. Понуждение ответчика к совершению единоразовых выплат выкупной стоимости за жилые помещения признанные аварийными в 2019 году, является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленное статьей 12 Конституции Российской Федерации право. Денежные средства для выплаты компенсации не предусмотрены в бюджете Сервоского городского округа. Исходя из нормы п. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ изменения в бюджете, связанные с выделением денежных средств для выплаты компенсации требуют определенного порядка и временных затрат. В адрес истцов было направлено письмо о праве на получение маневренного жилого помещения. Указанное право ими реализовано не было. Принимая решения о принятии в собственность жилого помещения в порядке приватизации, истцы должны были осознавать, что принимают на себя обязанности собственника по содержанию. Многоквартирного дома, а также несут риски, связанные с ненадлежащим содержанием (его разрушением). Вопрос о выплатах выкупной стоимости собственникам жилых помещений с соблюдением процедуры, установленной ст. 32 ЖК РФ будет решен в период действия утвержденной программы по переселению из аварийного жилья.

Учитывая надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания не явившихся лиц, суд, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил, рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав прокурора, объяснения представителя Администрации Серовского городского округа Семеновой Ю.В., исследовав письменные доказательства, оценив доказательства по делу на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к следующим выводам.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из подпункта 3.2 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2).

В статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, каким образом обеспечиваются права собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд, в частности, в пункте 10 данной статьи предусмотрены последствия признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Правовые последствия признания жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции для собственников нежилых помещений в многоквартирном жилом доме законодательством не установлены.

С учетом изложенного, в данном случае в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормы закона, регулирующие сходные правоотношения, в частности статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) содержится вывод о том, что если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.

В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

В п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что Судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Несоблюдение компетентными органами процедуры изъятия жилого помещения, установленной ст. 32 ЖК РФ, не препятствует собственнику данного жилого помещения требовать в связи с изъятием выплаты возмещения.
("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)).

Таким образом, условием применения части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации является признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок закреплен в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", основания признания дома аварийным и подлежащим сносу содержатся в пунктах 33 - 41 указанного Постановления. При этом п. 34 в редакции Постановления Правительства РФ от 29.11.2019 N 1535 предусматривает, что в случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.

Судом установлено, что истцы Буланова Л.М. и Буланов В.В. являются собственниками квартиры общей площадью 46,80 кв. м, находящейся по адресу: <адрес>, каждому принадлежит по ? доле в праве общей долевой собственности на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от 20.02.2013 года. Что подтверждено выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно справке, выданной 10 января 2020 года МКУ «Центр учета жилья и расчета социальных выплат» в вышеуказанной квартире зарегистрированы 2 человека - истцы Буланова Л.М. и Буланов В.В.

Согласно Заключению Межведомственной комиссии от 20.09.2019 года выявлены основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Администрации Серовского городского округа от 14.10.2019 года принято решение о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным, подлежащим сносу. Определен планируемый срок отселения жителей данного многоквартирного дома – 31.12.2029 года.

Письмом Главы Серовского городского округа В.В. Сизикова от 31.10.2019 истцам сообщено о необходимости осуществить снос многоквартирного дома в срок до 31.12.2028 года.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признанный аварийным и подлежащим сносу, в Региональную адресную программу «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 1 апреля 2019 г. N 208-ПП, не включен.

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, находился в Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 г. № 306-ПП. В соответствии с протоколом заседания рабочей группы Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области по разрешению спорных ситуаций при установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области от 20.10.2016 г. дом был исключен из Региональной программы ввиду нецелесообразности проведения капитального ремонта в данном многоквартирном доме. (ответ Главы Серовского городского округа от 16.06.2019 Серовскому городскому прокурору, протокол от 28.10.2016 г. № 54.).

В Акте от 12 октября 2020 года указано о том, что 09 октября 2020 года помощником прокурора Вечеркиной Ю.В. с привлечением специалиста территориального отдела контроля и надзора Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Чертовиковой А.С. на основании требования Серовской городской прокуратуры от 06.10.2020 № 347ж-2020 проведено обследование многоквартирного дома по адресу: <адрес>А. В ходе проведения обследования выявлены следующие нарушения: 1. в подъезде дома наблюдается уклон и зыбкость деревянного пола; 2. входные двери в подъезд и тамбур не имеют плотного притвора; 3. отсутствуют доски в дверном полотне при входе в подъезд; 4. при визуальном осмотре чердачного помещения установлено попадание атмосферных осадков через кровлю дома; 5. со стороны чердачного помещение наблюдаются следы намокания, трещины и гниение обрешетки; 6. в жилом помещении № обрушение чердачного перекрытия; 7. в жилом помещении № 6 полностью отсутствуют заполнения оконных и дверных проемов; 8. в жилом помещении № отсутствуют радиаторы отопления; 9. в жилом помещении № в комнатах наблюдается отпадение штукатурного слоя до дранки, местами провисание потолка, гниение и трещины в отдельных досках деревянного подшива, следы протечек (желтые разводы на досках); 10. в комнатах жилого помещения № наблюдается уклон пола; 11. в комнатах жилого помещения № наблюдается провисание потолка; 12. неравномерный прогрев радиаторов в жилом помещении № , местами полное отсутствие нагрева; 13. в комнатах жилого помещения № наблюдается провисание потолка; 14. в ванной комнате и санузле на стенах и потолке отпадение штукатурного слоя до дранки, многочисленные следы протечек, трещины и гниение деревянного перекрытия; 15. в жилом помещении № конструкции пола имеют сильные повреждения (зыбкость, уклон, проседание пола, глубокие щели между полом и стеной); 16. на кухне жилого помещения № наблюдается провисание потолка, нарушение целостности междуэтажного перекрытия. Существует угроза обрушения перекрытия; 17. в жилом помещении в коридоре наблюдаются глубокие вертикальные и горизонтальные трещины в стенах; в жилом помещении наблюдается уклон пола; 20. на стенах жилого помещения наблюдаются темные пятна, похожие на плесень, присутствует запах сырости, плесени; 21. в помещения <адрес> местами не прогреты радиаторы и стояки отопления; 22 в жилых помещениях многоквартирного дома нарушен температурно-влажностный режим; 23. при визуальном осмотре с земли наблюдается разрушение фасада до шлакоблочной кладки, кровля имеет многочисленные сколы, повреждения, конек разрушен. В связи с недопустимым состоянием конструкций здания, необходимо принять срочные меры по организации безопасной эксплуатации здания.

Факт обрушения чердачного перекрытия в жилом помещении вышеуказанного дома, наличие трещин, гниения и значительных изгибов балок перекрытия над жилыми помещениями и , провисание потолка в жилом помещении также были установлены в Актах обследования органом государственного контроля № 11 от 14 мая 2019 года, от 12 апреля 2019года, заключением органа государственного надзора (контроля) от 8 мая 2019 года.

Согласно Заключению по результатам технического обследования технического состояния строительных и конструктивных элементов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, подготовленному ООО «ИТК «Феникс» 21 августа 2019 года двухэтажный восьмиквартирный жилой дом с чердачным помещением 1946 года постройки, в целом не соответствует требованиям нормативно-технической документации в строительстве. Общее состояние конструкций здания согласно ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» оценено как аварийное. Техническое состояние жилых помещений жилого дома не соответствует предъявляемым требованиям п.п. 10, 15, 16 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47. С учетом значительного физического износа здания (74% - аварийное состояние согласно п. 7.9. настоящего заключения) и недопустимого состояния несущих и ограждающих конструкций (согласно ведомости дефектов и повреждений) а также основываясь на п. 33-34 Постановления Правительства РФ орт 28 января 2006 г. № 47 рекомендовано признать его аварийным и подлежащим сносу. Основными дефектами и повреждениям, влияющими на техническое состояние несущих конструкций здания, является: деформации фундаментов, цокольной части стен и перекрытия, что привело к потере жесткости, деформациям и общему крену здания. Жилой дом подлежит выводу из эксплуатации (сносу) с последующим демонтажем строительных конструкций.

Сам по себе факт того, что решения об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный дом, для государственных или муниципальных нужд в соответствии со ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации администрацией не принималось, не может повлиять на права собственников жилого помещения, поскольку многоквартирный дом непригоден для пользования и опасен для нахождения в нем неопределенного круга лиц.

В "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года разъяснено о том, что, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Согласно правовой позиции изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, длительное бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер, определенных частью 10 статьи 32 ЖК РФ, позволяет собственнику такого помещения требовать выкупа жилого помещения.

Учитывая степень аварийности дома, конструктивные элементы которого находятся в разрушенном состоянии, установленный срок расселения дома до 31 декабря 2029 года и срок сноса собственниками дома - до 31 декабря 2028 года не отвечают требованиям разумности, являются чрезмерно длительными.

Доводы ответчика о том, что истцы имеют право на обеспечение жилым помещением маневренного фонда, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Проживание граждан в помещениях маневренного фонда в течение данного периода времени создает правовую неопределенность, не является временным и ведет к нецелевому использованию маневренных жилых помещений.

Таким образом, поскольку административным органом с 14.10.2019 года не принято решение об изъятии земельного участка и не произведен снос объекта, при этом многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, фактически истцы лишены возможности пользоваться принадлежащей им квартирой, в связи с обрушением чердачного перекрытия в квартире, расположенной над квартирой истцов, существующей угрозой обрушения перекрытия в квартире, принадлежащей истцам, наличием основных дефектов и повреждений, влияющих на техническое состояние несущих конструкций здания: деформации фундаментов, цокольной части стен и перекрытия, что привело к потере жесткости, деформациям и общему крену здания, фактически жилое помещение изъято из владения собственников без предоставления равноценного возмещения, имеются правовые основания для удовлетворения требований истца о взыскании выкупной стоимости жилого помещения.

Поскольку в качестве правового и фактического обоснования иска истцы указывают нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, обстоятельства, связанные с изъятием нежилого помещения, расположенного в аварийном, подлежащем сносу доме, соответственно право собственности прекратится после выплаты выкупной стоимости и перехода права собственности на объект к муниципальному образованию.

Частью 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием.

Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за произведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения.

Аналогичная правовая позиция содержится в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.

Согласно Отчету об оценке , подготовленного ИП Чудиновым И.А. ДД.ММ.ГГГГ Рыночная стоимость квартиры, расположенной по адресу: <адрес> составляет 944 000 руб.

Отчет об оценке содержит подробное описание проведенного исследования, составлено на актуальную дату. Отчет эксперта в полной мере соответствует требованиями законодательства об оценочной деятельности, содержит ссылки на источники информации, методическую и нормативную литературу, объективные данные об исследованном оценщиком объекте недвижимости, которые послужили основанием для определения выкупной цены в указанном размере, в том числе оценщиком приняты во внимание ценообразующие факторы, общая политическая и социально-экономическая ситуация, местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение и использование, как обстоятельства, влияющее на формирование рыночной цены, стоимость объектов недвижимости, находящихся в аналогичном районе.

При таких установленных обстоятельствах, исковые требования о взыскания рыночной стоимости жилого помещения в размере 944 000 руб., то есть в пользу каждого из истцов в размере 472 000 руб. подлежат удовлетворению.

При определении надлежащего ответчика суд исходит из следующего.

Постановлением Администрации Серовского городского округа от 16.07.2019 N 1631 утвержден Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на территории Серовского городского округа.

В соответствии с пунктами 1, 3 Порядка изъятия земельного участка для муниципальных нужд в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на территории Серовского городского округа (далее - Порядок) он устанавливает процедуру изъятия у собственников помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, земельного участка и помещений многоквартирного дома для муниципальных нужд.

Порядок регламентирует последовательность действий отраслевых органов и структурных подразделений администрации Серовского городского округа по вопросу изъятия помещений многоквартирных домов, признанных непригодными для проживания и подлежащими сносу, а также земельного участка, расположенного под многоквартирным домом, для муниципальных нужд (далее - изъятие недвижимости).

В пункте 33 Порядка установлено о том, что возмещение за изымаемую недвижимость осуществляется за счет средств бюджета Серовского городского округа. Главным распорядителем средств бюджета Серовского городского округа по осуществлению выплаты собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков, собственникам жилого или нежилого помещения, иного объекта недвижимого имущества размера возмещения, в том числе убытков, причиненных изъятием, за изымаемое недвижимое имущество, а также оплата нотариального тарифа за принятие в депозит нотариуса денежных средств, является Комитет ЭТСиЖКХ.

В соответствии с пунктами 1, 2, 6 Положения об отраслевом органе администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству", утвержденного Решением Серовской городской Думы от 27.12.2005 N 103 (ред. от 30.06.2020) Отраслевой орган администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" (далее - Комитет) создан в целях реализации вопросов местного значения в сфере строительства, энергетики, транспорта, связи и жилищно-коммунального хозяйства.

Комитет является юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством, имеет печать, штампы и бланки со своим наименованием.

Комитет является главным администратором доходов бюджета Серовского городского округа по закрепленным за ним источникам доходов в рамках полномочий, установленных действующим законодательством.

Комитет осуществляет полномочия главного распорядителя средств бюджета Серовского городского округа, функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных учреждений, определенные в пункте 10 настоящего Положения, является получателем средств бюджета Серовского городского округа, предусмотренных на реализацию возложенных на Комитет полномочий.

Финансовое обеспечение деятельности Комитета осуществляется за счет средств бюджета Серовского городского округа.

Поскольку Отраслевой орган администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" является Главным распорядителем средств бюджета Серовского городского округа по осуществлению выплаты собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков, собственникам жилого или нежилого помещения, иного объекта недвижимого имущества размера возмещения, в том числе убытков, причиненных изъятием, за изымаемое недвижимое имущество, он является надлежащим ответчиком по рассматриваемым исковым требованиям о выплате компенсации за жилое помещение. Соответственно, Администрация Серовского городского округа является ненадлежащим ответчиком.

Согласно части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации) судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со статьей 94 ГПК Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в частности суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.

В соответствии с ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Истцом Булановым В.В. при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в размере 7 920 руб. 00 коп., что подтверждено чеком-ордером от 23.06.2020.

Кроме того, Булановой Л.М. понесены расходы на оплату услуг по оценке по договору от 27 февраля 2020 г. в размере 8 000 руб. Факт несения данных расходов подтвержден договором от 27 февраля 2020 г., актом от 2 марта 2020 г., отчетом об оценке рыночной стоимости жилого помещения от 01 марта 2020 года.

Данные судебные расходы связаны с рассмотрением настоящего дела, и учитывая, что исковые требования подлежат удовлетворению, подлежат взысканию с ответчика в пользу истцов.

Руководствуясь статьями 98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Серовского городского прокурора в интересах Булановой Людмилы Марковны, Буланова Виталия Викторовича к Отраслевому органу администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" о выплате компенсации за жилое помещение – удовлетворить.

Взыскать с Отраслевого органа администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" в пользу Булановой Людмилы Марковны, Буланова Виталия Викторовича компенсацию стоимости жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: Российская Федерация, <адрес>, в размере 944 000 руб. 00 коп. в равных долях, то есть в пользу каждого по 472 000 руб. 00 коп. (четыреста семьдесят две тысячи руб. 00 коп.).

Прекратить право собственности Булановой Людмилы Марковны, Буланова Виталия Викторовича на квартиру, расположенную по адресу: Российская Федерация, <адрес>, с момента выплаты им компенсации за изымаемое жилое помещение.

В удовлетворении исковых требований Серовского городского прокурора в интересах Булановой Людмилы Марковны, Буланова Виталия Викторовича к Администрации Серовского городского округа – отказать.

Взыскать в пользу Булановой Людмилы Марковны с Отраслевого органа администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" судебные расходы в размере 8 000 руб. 00 коп. (восемь тысяч руб. 00 коп.).

Взыскать в пользу Буланова Виталия Викторовича с Отраслевого органа администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" судебные расходы в размере 7 920 руб. 00 коп. (семь тысяч девятьсот двадцать руб. 00 коп.).

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Серовский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 15 декабря 2020 года

Председательствующий Н.А. Холоденко