Дело № 2-1099/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2020 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Лугиной Р.Н.,
при секретаре судебного заседания Волковой Ю.В.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, к государственному казенному учреждению Псковской области «Областной центр занятости населения» о признании безработным и обязании направить на обучение с выплатой стипендии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению Псковской области «Областной центр занятости населения» (далее – Центр занятости населения), в обоснование которого указано, что обратился в Центр занятости населения с целью постановки на регистрационный учет в качестве безработного и направлении его на прохождение профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования с выплатой стипендии, в чем ему было отказано со ссылкой на не предоставление трудовой книжки или документа, её заменяющего. Полагая действия ответчика незаконными, поскольку его трудовая книжка была утеряна, а изготовление её дубликата в настоящее время невозможно ввиду ликвидации колхозов, в которых истец работал, просил обязать Центр занятости населения признать его безработным и направить на прохождение профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования с выплатой стипендии.
Представитель ответчика иск не признала, мотивировав позицию тем, что в отсутствии трудовой книжки или документа её заменяющего (дубликата трудовой книжки), истец не может быть поставлен на регистрационный учет в качестве безработного, а также направлен на прохождение профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования с выплатой стипендии.
Оценив доводы сторон, изучив материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, ***2019 истец обратился в Центр занятости населения с целью предоставления государственной услуги содействия в поиске подходящей работы (л.д. 45-46,47,51). В настоящее время он зарегистрирован в Центре занятости населения в целях поиска подходящей работы.
По заявлению истца от ***2020 ему оказана государственная услуга по профессиональной ориентации, выдан образовательный сертификат для прохождения профессионального обучения и дополнительного профессионального переобучения лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста по образовательной программе «Водитель автомобиля категории «С» и «В» без выплаты стипендии, от получения которого ФИО1 отказался (л.д. 59,60,62,63, 64,68,6972,73).
Мотивом обращения в суд с иском ФИО1 явилось желание быть зарегистрированным в качестве безработного и получить в связи с этим пособие по безработице, а также пройти профессиональное обучение и дополнительное профессиональное переобучение с получением стипендии. При этом, по его мнению, отсутствие у него трудовой книжки не может служить препятствием в реализации указанных прав.
Суд не может согласиться с суждениями истца, находя их неубедительными.
Частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации закреплено право на защиту от безработицы.
В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения) безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней (абзац 1 пункта 1); решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости при представлении им следующих документов: паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы; при этом лица, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие квалификации, представляют в органы службы занятости лишь паспорт и документ об образовании и (или) о квалификации (абзац 1 пункта 2).
Пунктами 3,4,5 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891, предусмотрено, что регистрации в качестве безработных подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными; при этом постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется при предъявлении - наряду с паспортом, трудовой книжкой или документами, их заменяющими, а также справкой о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы - документов об образовании, об образовании и о квалификации, о квалификации, об обучении, об ученых степенях и ученых званиях; граждане же, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт и документ об образовании.
В силу абзаца 8 части 3 Закона о занятости населения безработными не могут быть признаны граждане, перечисленные в статье 2 названного Закона.
Статьей 2 Закона о занятости населения к категории занятых граждан отнесены граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (абзац 2); выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг (абзац 5); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность (абзац 6); временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами (абзац 10).
Согласно абзацу 1 статьи 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Конституционный Суд РФ в Определениях от 06.02.2003 № 105-О, от 29.11.211 № 1167-О-О указал, что поскольку реализация права на защиту от безработицы предполагает получение соответствующих социальных гарантий, в том числе пособия по безработице, законодатель вправе предусматривать в федеральном законе как порядок и условия признания гражданина безработным, так и определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение пособия по безработице, а с другой стороны - исключающие возможность злоупотребления данным правом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 06.10.2015 N 24-П, само по себе законодательное закрепление перечня документов, при представлении которых гражданин, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, должен быть признан безработным, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, поскольку является элементом правового механизма социальной защиты от безработицы и в силу этого не может рассматриваться ни как нарушение права граждан на защиту от безработицы, закрепленного статьей 37 (часть 3) Конституции РФ, ни как умаление государственных гарантий его реализации. Вместе с тем, формируя такой перечень, федеральный законодатель должен принимать во внимание целевое назначение включаемых в него документов и исходить из того, что их истребование от граждан может быть оправдано исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации их права на защиту от безработицы.
Исходя из указанных нормоположений и позиций Конституционного Суда РФ, предоставление лицом, желающим быть зарегистрированным в качестве безработного, в орган службы занятости населения трудовой книжки или документа, её заменяющего, является обязательным для признания этого лица безработным, поскольку обусловлено необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости.
Учитывая, что обращаясь в Центр занятости населения, истец не представил трудовую книжку или документ, ее заменяющий, то ответчиком правомерно не разрешался вопрос о признании его безработным.
Приходя к выводу об отсутствии правовых оснований для признания истца безработным, суд принимает во внимание и данные им в ходе рассмотрения дела по существу пояснения, из которых следует, что в настоящее время он имеет источник дохода, получает денежные средства за выполняемые им различные работы.
В соответствии со статьей 23 Закона о занятости населения профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости.
В настоящее время на территории Псковской области действует, утвержденная постановлением Администрации области от 28.10.2013 N 491, государственная программа «Содействие занятости населения», в рамках которой проводятся мероприятия по профессиональному обучения и дополнительному профессиональному образованию лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста.
Реализация мероприятий программы возложена на Комитет по труду и занятости Псковской области.
Приказом Комитета по труду и занятости Псковской области от 24.12.2019 № 259 утвержден Порядок реализации мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста.
Согласно пунктам 1.12, 2.3.2 названного Порядка в период профессионального обучения незанятому гражданину, ищущему работу, не получающему пенсию по государственному пенсионному обеспечению, ежемесячно выплачивается стипендия, равная величине минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», для чего этим лицом в Центр занятости населения должна быть представлена трудовая книжка.
Поскольку в подтверждение тому, что он является незанятым (не работающим) гражданином, истец не представил в Центр занятости населения трудовую книжку или документ, её заменяющий, то он оснований для получения им услуги по профессиональному обучению в рамках указанной государственной программы с выплатой стипендии не имеется.
По совокупности указанного, находя требования ФИО1 не основанными на материальном праве, суд отказывает ему в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 194 198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске ФИО1, к государственному казенному учреждению Псковской области «Областной центр занятости населения» о признании безработным и обязании направить на обучение с выплатой стипендии отказать.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Р. Н. Лугина
Мотивированное решение изготовлено ***2020.