ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1099/2014 от 13.03.2014 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

 Дело № 2-1099/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 13 марта 2014 года     гор. Комсомольск-на-Амуре

     Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре под председательством судьи Матвеевой *., при секретаре Зайдулиной * рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гассан * к индивидуальному предпринимателю ФИО1 * о возложении обязанности осуществлять перевозку по единому социальному проездному билету, к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края. к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения гор. Комсомольска-на-Амуре» о возложении обязанности обеспечить ежемесячное возмещение перевозчику разницы между установленными расходами, связанными с проездом по единому социальному проездному билету и суммой полученной от реализации социальных проездных билетов,

 У С Т А Н О В И Л:

 Гассан *. обратилась в суд с иском индивидуальному предпринимателю ФИО1 *. о возложении на нее, как перевозчика, обязанности осуществлять перевозку истца на основании единого социального проездного билета. Одновременно истец Гассан * просит суд возложить обязанность на министерство социальной защиты населения Хабаровского края обеспечить ежемесячное возмещение перевозчику ИП ФИО1 *. разницы между установленными расходами, связанными с ее (Гассан * проездом на единому социальному поездному билету и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов в пределах средств, предусмотренных на эти цели. В обоснование требований истец указала, что она является пенсионером по старости. На основании приобретенного единого социального проездного билета она не может пользоваться коммерческим транспортом. ИП ФИО1 *. отказывается оказывать ей транспортные услуги на основании единого социального проездного билета. Истец полагает, что нарушено ее право на проезд в принадлежащем ИП ФИО1 *. транспорте, осуществляющим перевозку пассажиров в городе Комсомольске-на-Амуре по маршрутам (№) по едином социальному проездному билету.

 Постановлением Губернатора Хабаровского края № 122 от 17 мая 2005 года «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края», на министерство социальной защиты населения края возложена обязанность, обеспечивать ежемесячное возмещение транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан и суммой полученной от реализации социальных проездных билетов в пределах средств. Полагает, что отказ ИП ФИО1 *. в перевозке льготных категорий граждан по единому социальному проездному билету вызвано тем, что ей, как перевозчику не возмещают расходы на перевозку указанной категории пассажиров.

 Определением суда от (дата) к участию в деле в качестве соответчика привлечено Краевое государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения по гор. Комсомольску-на-Амуре».

 Истец Гассан *. уведомленная в установленном законом порядке о времени месте судебного разбирательства СМС-уведомлением в суд не явилась. Суд определил возможным рассмотреть дело без ее участия.

 Представитель истца Гассан *. - ФИО2 *., действующий на основании нотариальной доверенности от (дата) поддержал исковые требования истца и дал суду пояснения аналогичные выше установленным обстоятельствам. Дополнительно суду пояснил, что пенсионеры пользуются едиными социальными проездными билетами только на городском муниципальном транспорте. Индивидуальные предприниматели в гор.Комсомольске-на-Амуре отказываются перевозить указанную категорию граждан, ссылаясь на то, что министерство социальной защиты населения Хабаровского края не возмещает им расходы на их провоз. Истец Гассан *. не может пользоваться коммерческим транспортом на основании единого социального проездного билета, поскольку ей отказывают в бесплатном проезде на нем. Полагает, что каждый льготник в гор. Комсомольске-на-Амуре вправе пользоваться любым видом транспорта осуществляющим пассажирские перевозки - муниципальным и коммерческим, предъявляя единый социальный проездной билет, поскольку иное нарушает права пассажиров имеющих льготу по оплате поезда. КГКУ «Центр социально поддержки населения в гор. Комсомольске-на-Амуре обязан возмещать коммерсантам осуществляющим перевозку пассажирам имеющим льготу по оплате проезда на основании единого социального проездного билета. Требование об оплате за проезд в городском транспорте является необоснованным, поскольку постановление Губернатора Хабаровского края № 122 от 17 мая 2005 года обязательно к исполнению всеми перевозчиками пассажиров в Хабаровском крае. Настаивает на удовлетворении требований истца Гассан *.

 Ответчик индивидуальный предприниматель ФИО1 * исковые требования Гассан *. не признала и суду пояснила, что она является индивидуальным предпринимателем, имеет лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом. Ею производятся пассажирские перевозки по внутригородским маршрутам № (№). От кондукторов указанных автобусов ей не поступала информация о том, что пассажир Гассан * требовала, чтобы ее провозили по единому социальному проездному билету. Пассажиров по единому социальному проездному билету на принадлежащих ей автобусах она не перевозит, поскольку расходы связанные с перевозкой льготных категорий граждан ей никто не производит. С индивидуальными предпринимателями, в том числе и с ней, договоры на возмещение расходов связанных с перевозкой льготных категорий граждан не заключаются. Она осуществляет перевозки на коммерческой основе с целью извлечения прибыли. Просит суд в удовлетворении требований истца отказать.

 В обоснование возражений на исковые требования, ответчиком ИП ФИО1 *. представлен письменный отзыв.

 Представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Хабаровского края, уведомленный в установленном законом порядке о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, просил о рассмотрении дела без его участия. Суд определил возможным рассмотреть дело без его участия. В обоснование возражений суду представлен отзыв на исковое заявление.

 Выслушав пояснения представителя истца Гассан * - ФИО2 *., ответчика ИП ФИО1 *., исследовав материалы дела суд приходит к следующему.

 В соответствии с п.2 ст.790 ГК РФ плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

 В соответствии с п.5 ст.790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

 Федеральным законом № 122 от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусмотрена обязанность органов исполнительной власти Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации возмещать транспортной организации расходы, связанные с предоставлением льгот, установленных законом, гражданам либо юридическим лицам по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров, багажа, за счет средств соответствующего бюджета.

 Постановлением Губернатора Хабаровского края № 122 от 17.05.2005 года «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края», установлена стоимость проезда по единому социальному проездному билету в месяц по муниципальным образованиям Хабаровского края, которая учитывается в расчетах при ежемесячном возмещении транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в краевом бюджете.

 В соответствии с пунктом 1 вышеуказанного постановления, с 01 июля 2005 года на территории Хабаровского края установлен порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан, которые установлены федеральным и краевым законодательством. В частности, гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет), не имеющим право на меры социальной поддержки по другим основаниям, бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования предоставляется при предъявлении единого социального проездного билета, пенсионного удостоверения с фотографией, либо паспорта.

 Согласно разделу 7, пунктам 7.3, 7.4, 7.5 этого же постановления на Министерство социальной защиты населения края возложена обязанность по обеспечению ежемесячного возмещения транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели.

 Направлять средства, указанные в подпункте 7.3 настоящего постановления и приходящиеся на межмуниципальные пригородные перевозки, непосредственно предприятиям по представленному министерством промышленности и транспорта края реестру, а средства, приходящиеся на городские и внутримуниципальные перевозки, - в краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения для последующего их распределения и перечисления на расчетные счета транспортных предприятий, выполняющих перевозки в этих муниципальных образованиях.

 Перечислять предусмотренные в краевом бюджете средства транспортным предприятиям на возмещение расходов от перевозки граждан льготных категорий на междугородных автомобильных маршрутах края в соответствии с заключенными договорами (подп.7.5).

 Таким образом, в соответствии с вышеуказанным нормативным правовым актом усматривается, что возмещение расходов по перевозке граждан льготных категорий, в том числе по единому социальному проездному билету на транспорте общего пользования осуществляется центрами социальной поддержки населения путем перечисления на расчетные счета транспортных предприятий, выполняющих перевозки в этих муниципальных образованиях. Возмещение расходов индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров по единому социальному проездному билету эти постановлением не предусмотрено.

 Из отзыва Министерства социальной защиты населения Хабаровского края № (№) от (дата) года, на запрос суда и приложенной к нему справки краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» (№) от (дата) усматривается, что КГКУ «Центр социальной поддержки населения по гор. Комсомольску-на-Амуре» производит возмещение затрат связанных с перевозкой льготных категорий граждан, по проезду в муниципальном транспорте в следующем размере: муниципальному унитарному предприятию «*» в размере (иные данные) %, и муниципальному унитарному предприятию «*» - (иные данные) %, на основании заключенных с ними договоров.

 Далее, как усматривается из вышеуказанного отзыва, на ИП ФИО1 *. обязанность по предоставлению льготного проезда по единому социальному проездному билету не возложена, а потому возмещение расходов за предоставленный отдельным категориям граждан льготный проезд, ей не производится. ИП ФИО1 *. осуществляет перевозку на коммерческой основе с целью извлечения прибыли и самостоятельно определяет по какому маршруту и в каком порядке она будет осуществлять перевозку пассажиров. Между ИП ФИО1 *. и КГКУ «Центр социальной поддержки население по г. Комсомольску-на-Амуре»» договор на перевозку льготной категории пассажиров не заключался, а потому оснований требовать от нее перевозки льготной категории пассажиров не имеется. Полагает заявленные исковые требования необоснованными.

 Судом установлено, что ответчик индивидуальный предприниматель ФИО1 *., что подтверждается свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе до (дата) года, имеет лицензию (№) от (дата) на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, на территории Российской Федерации. В городе Комсомольске-на-Амуре ею осуществляются перевозка пассажиров (внутригородская) по маршруту № (№).

 Истец Гассан * (дата) года рождения (старше 55 лет), является пенсионером по старости, что подтверждается пенсионным удостоверением. Согласно представленного ею суду единого социального проездного билета на (дата) года, она имела право на проезд по нему на городском транспорте общего пользования.

 Основанием для обращения в суд истца Гассан *. явилось то, что ей отказывают в бесплатном проезде, по единому социальному проездному билету в коммерческих автобусах следовавших по маршрутам № (№) в гор.Комсомольске-на-Амуре, которые принадлежат ИП ФИО1 *.

 Отказ ИП ФИО1 * в перевозке пассажира Гассан *. по единому социальному проездному билету в принадлежащем ей на право собственности автобусах, следовавших по маршруту № (№), мотивирован тем, что индивидуальному предпринимателю не возмещаются расходы на предоставление указанной льготы из средств соответствующего бюджета.

 Анализируя вышеизложенные обстоятельства, принимая во внимание, что ответчик ИП ФИО1 *. являясь индивидуальным предпринимателем, осуществляет в гор.Комсомольске-на-Амуре перевозку пассажиров по маршрутам № (№), на принадлежащих ей на праве собственности автобусах, на платной основе, с целью извлечения прибыли, суд приходит к выводу о том, что на нее не возложена обязанность перевозить пассажиров имеющих льготы, поскольку понесенные в связи с этим расходы ей, как перевозчику, за счет средств соответствующего бюджета не возмещаются, договор о возмещении расходов от перевозки граждан льготных категорий с ней не заключался.

 Истец Гассан *. имеет возможность воспользоваться услугой по перевозке пассажиров на транспорте общего пользования в гор. Комсомольске-на-Амуре, которую осуществляет муниципальное унитарное предприятие «*», и которому КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре», в соответствии с постановлением Губернатора Хабаровского края № 122 от 17 мая 2005 года «Об организации льготного поезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края» возмещает расходы по их проезду на основании единого социального проездного билета, в соответствии с заключенными договорами.

 Оснований для удовлетворения требований Гассан *. о возложении на ИП ФИО1 * обязанности по ее перевозке на коммерческих автобусах на основании единого социального проездного билета у суда не имеется в виду необоснованности заявленных истцом исковых требований.

 У суда не имеется и оснований для удовлетворения требований Гассан * о возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Хабаровского края обеспечить ежемесячное возмещение перевозчику ИП ФИО1 *. разницы между установленными расходами, связанными с ее (Гассан *.) проездом на коммерческом транспорте, по единому социальному поездному билету и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов в пределах средств, предусмотренных на эти цели, поскольку порядок направления средств приходящихся на городские и внутримуниципальные перевозки льготной категории граждан определен Постановлением Губернатора Хабаровского края № 122 от 17 мая 2005 года «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края». Кроме того индивидуальный предприниматель самостоятельно определяет предмет своей коммерческой деятельности, на основании имевшейся у него лицензии, а потому требования Гассан *. о возмещении ИП ФИО1 * расходов на ее перевозку, как пассажира имеющего льготу по единому социальному проездному билету, нарушают права истца, как коммерсанта.

 С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу об отказе истцу Гассан * в удовлетворении заявленных требований, в виду их необоснованности.

 Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении исковых требований Гассан * к индивидуальному предпринимателю ФИО1 * о возложении обязанности осуществлять перевозку Гассан * по единому социальному проездному билету, к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, и краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения гор. Комсомольска-на-Амуре» о возложении обязанности обеспечить ежемесячное возмещение перевозчику разницы между установленными расходами, связанными с проездом по единому социальному проездному билету истца Гассан * и суммой полученной от реализации социальных проездных билетов, отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда в течение одного месяца со дня его вынесения, через Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре.

 Судья : Матвеева Е.Б.