ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1099/2023 от 18.12.2023 Урюпинского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2-1099/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Урюпинск 18 декабря 2023 г.

Урюпинский городской суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Муравлевой Н.В.,

при секретаре Ивановой Ю.С.,

с участием прокурора Галкина А.А.,

представителя ответчика и третьего лица ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МКП «Котовский» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

установил:

Урюпинский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском к МКП «Котовский» администрации Котовского сельского поселения Урюпинского района Волгоградской области. В обоснование заявленных требований указал, что ответчик эксплуатирует объекты водоснабжения на территории Котовского сельского поселения и осуществляет платные услуги по транспортировке воды. В нарушение действующего законодательства ответчик не обращался в Комитет тарифного регулирования Волгоградской области за утверждением тарифа на подключение (технологическое присоединение) объектов сельского поселения к централизованной системе холодного водоснабжения.

В этой связи прокурором было внесено представление в адрес отвечтика. Однако, меры к установлению тарифов на подключение (технологическое присоединение) объектов сельского поселения к централизованной системе холодного водоснабжения не приняты, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на законное подключение объектов к системам водоснабжения.

В связи с чем, прокурор просит признать бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер к установлению тарифов на подключение объектов сельского поселения к централизованной системе холодного водоснабжения незаконным и обязать ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к установлению тарифов на подключение (технологическое присоединение) объектов поселения.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика и третьего лица-администрации Котовского сельского поселения возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что действующими правилами установлено, что Комитет тарифного регулирования в случае если не поступило обращение об утверждении тарифов, сам устанавливает тарифы для организации, в связи с чем у ответчика отсутствует обязанность обращаться в комитет с целью утверждения тарифов.

Представитель третьего лица Комитета тарифного регулирования, представил пояснения по иску, согласно которым Комитет не инициировал открытие и рассмотрение дел по установлению тарифов на подключение к централизованной системе холодного водоснабжения. Также Комитет просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материала дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 4 Федерального закона от 7 декабря 2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон № 416-ФЗ) установлено - к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся: утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения, типового договора холодного водоснабжения, типового договора водоотведения, типового единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, типового договора по транспортировке холодной воды, типового договора по транспортировке сточных вод, типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения; утверждение основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно статьи 18 Закона № 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктами 81 и 82 «Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения» утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 № 406 установлено, плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении (далее - заявитель) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения (далее - плата за подключение), определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом.

Размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено наличие утверждённых тарифов на технологическое присоединение у организаций, осуществляющих водоснабжение и оказывающих услуги по технологическому присоединению.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Урюпинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения ответчиком законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В результате проверки установлено, что ответчик эксплуатирует объекты водоснабжения на территории Котовского сельского поселения Урюпинского района и осуществляет платные услуги по транспортировке воды.

В нарушение установленных требований законодательства ответчик не обращался в Комитет тарифного регулирования за утверждением тарифа на подключение (технологическое присоединение) объектов сельского поселения к централизованной системе холодного водоснабжения.

Указанное подтверждается внесенным в адрес ответчика представлением и не оспаривается стороной ответчика.

Согласно ответу МКП «Котовский» от 28 сентября 2023г. ответчиком не оспаривалось наличие у него объектов водоснабжения, к которым возможно технологическое присоединение потребителей воды в поселении.

На требование прокурора от 2 мая 2023г. о предоставлении информации ответчиком указано, что тарифы на технологическое присоединение к центральной системе холодного водоснабжения не утверждались, в настоящее время ведется сбор документов, необходимых для подачи в Комитет тарифного регулирования.

Факт отсутствия утверждённых тарифов на технологическое присоединение абонентов в судебном заседании не оспаривался представителем ответчика.

Возражая против удовлетворения исковых требований, представителем ответчика указано, что Правилами регулирования тарифов установлено, что законом не предусмотрена прямая обязанность регулируемой организации подавать в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов, так как тарифы могут устанавливаться и по инициативе органа регулирования тарифов.

Однако, суд находит доводы ответчика несостоятельными.

Правилами «Регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», утверждёнными постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 установлен порядок открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов.

Действительно, п.12-15 указанных правил установлено, что открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации и по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами. Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов. В случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.

Согласно сообщению Комитета тарифного регулирования Волгоградской области, комитет не инициировал открытие дела об установлении тарифов в отношении ответчика по причине отсутствия информации об осуществлении ответчиком деятельности по подключению и данных о технологических параметрах объектов планируемых к подключению.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что данные об осуществлении ответчиком деятельности по подключению (технологическому присоединению) заявителей к объектам водоснабжения в Комитет тарифного регулирования не передавались. Однако, соответствующие сведения передавались в Комитет при установлении тарифов на подачу воды.

Однако, данные доводы ничем не подтверждены.

Исходя из буквального толкования п.15 Комитет тарифного регулирования может открыть дело об установлении тарифов в отношении ответчика только при наличии у него информации о том, что ответчик осуществляет данную деятельность.

Кроме того, согласно пункту 115 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 №1746-э, при расчете ставки тарифов за подключение (технологическое присоединение) учитываются расходы регулируемых организаций на создание водопроводных и канализационных сетей и объектов на них, определенные с учетом предложений регулируемых организаций в зависимости от применяемых материалов, типа прокладки сетей, в том числе глубины залегания сетей, стесненности условий при прокладке сетей, типа грунтов.

В соответствии с пунктом 118 Методических указаний ставка тарифа за протяженность водопроводной или канализационной сети устанавливается исходя из расходов регулируемой организации в централизованной системе водоснабжения и водоотведения на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения и объектов на них в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей и объектов на них, включая расходы на проектирование, с учетом уплаты налога на прибыль.

То есть для определения тарифов Комитету тарифного регулирования необходимо иметь данные о водопроводных объектах ответчика.

Однако, ответчик не принял достаточных мер с целью предоставления этой информации в Комитет.

Доводы представителя ответчика о том, что у ответчика отсутствует прямая обязанность обращаться с заявлением об утверждении тарифов, судом отклоняются, поскольку такая обязанность обусловлена требованием закона «О водоснабжении и водоотведении».

Полномочия Комитета тарифного регулирования по самостоятельному открытию дел об установлении тарифов, не исключает обязанности ответчика представлять в комитет до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, предложение об установлении тарифов.

В рассматриваемом случае, тарифы на технологическое присоединение не утверждены Комитетом по причине отсутствия у него необходимой для этого информации. В то же время ответчиком никаких действий для утверждения тарифов в отношении осуществляемой им деятельности, как на основании собственного заявления, так и путем предоставления в комитет необходимой информации, не осуществляется. При этом наличие утвержденного тарифа на технологическое подключение необходимо в силу закона.

При указанных обстоятельствах суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд, с учетом объема необходимых к выполнению действий, необходимости получения согласовании и изготовления документации, приходит к выводу, что обоснованным и разумным является для ответчика срок 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области к МКП «Котовский» администрации Котовского сельского поселения Урюпинского района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МКП «Котовский» администрации Котовского сельского поселения Урюпинского района Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер к установлению тарифов на подключение объектов Котовского сельского поселения Урюпинского муниципального района к централизованной системе холодного водоснабжения и обязать МКП «Котовский» администрации Котовского сельского поселения принять меры к установлению тарифов на подключение (технологическое присоединение) объектов Котовского сельского поселения Урюпинского района в течение девяти месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Урюпинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.В.Муравлева