Дело № 2-109 /2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 сентября 2018 года п. Молоково
Молоковский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего федерального судьи Лыкова Ю.А.,
при секретаре Соколовой Т.П.,
с участием помощника прокурора Молоковского района Тверской области Лебедевой А.Г.,
ответчиков: представителей администрации муниципального образования «Молоковский район» Тверской области ФИО1, муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Молоковская детская школа искусств» ФИО2 и муниципального учреждения культуры «Молоковская межпоселенческая центральная библиотека» ФИО3.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Молоковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Молоковский район» Тверской области, муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Молоковская детская школа искусств» и муниципальному учреждению культуры «Молоковская межпоселенческая центральная библиотека» о возложении обязанности установить при входе в здание, расположенное по адресу: <...>, для инвалидов по зрению информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Молоковского района Тверской области обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что прокуратурой Молоковского района проведена проверка исполнения МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств» (далее – Молоковская ДШИ, школа) и МУК «Молоковская межпоселенческая центральная библиотека» (далее – библиотека) требований законодательства о социальной защите населения, ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов.
Молоковская ДШИ является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования и осуществляет деятельность по адресу: <...>. Предметом деятельности школы является предоставление образовательных услуг в сфере культуры и искусства. Целями деятельности являются: создание условий для художественного образования и эстетического воспитания гражданин; удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества и государства в области различных видов искусств посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств; выявление одаренных детей в раннем возрасте (п.п. 2.1, 2.2 Устава школы).
На территории Молоковского района деятельность по организации библиотечного обслуживания физических и юридических лиц осуществляет, в том числе библиотека, расположенная по адресу: <...>.
В соответствии с п.п. 2.2, 2.3 Устава МУК «Молоковская межпоселенческая центральная библиотека» основной целью деятельности библиотеки является организация библиотечного обслуживания физических и юридических лиц. Основными задачами библиотеки являются: осуществление государственной политики в области библиотечного обслуживания населения района, сохранение культурного наследия и обеспечение необходимых условий для реализации права граждан на библиотечное обслуживание; организация библиотечного обслуживания с учетом интересов, потребностей граждан, местных традиций и пр.
Вместе с тем установлено, что ответчиками нарушаются требования федерального законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
К объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.
С учетом изложенных правовых норм МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств» и МУК «Молоковская межпоселенческая центральная библиотека» относятся к объектам социальной инфраструктуры.
Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В целях реализации Федеральных законов от 24.11.1995 № 181-ФЗ, от 30.12.2009 № 384-ФЗ приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605 утвержден Свод правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее – СНиП 35-01-2001), которым регламентированы основные требования к зданиям и сооружениям с учетом потребностей маломобильных групп населения.
СНиП 35-01-2001 разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
В соответствии с п. 7.1.8 СНиП 35-01-2001 при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 СНиП 35-01-2001, в том числе раздел 7, входит в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Также постановлением Госстроя России от 29.11.1999 № 73 утвержден Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» (деле – Свод правил).
Согласно п.п. 1.5, 5.1.1, 5.1.2 Свода правил проектные решения, предназначенные для маломобильных групп населения (далее МГН), должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории; безопасности путей движения. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
На основании ст. ст. 4, 6, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации нормы СНИП и СП являются обязательными к применению.
В силу ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основывается законодательство о градостроительной деятельности и изданию в соответствии с ним нормативных правовых актов, является принцип обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее – Порядок).
Данный Порядок определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения и помещения) (далее - объекты) Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - органы), подведомственных органам организаций, независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации); услуг в сфере образования, предоставляемых органами и организациями в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами (п. 1).
В соответствии с подп. «а», «б», «г», «е» п. 3 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски, сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта, содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта, надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Кроме того, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, оказание работниками органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами (подп. «а», «з» п. 4 Порядка).
Однако прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства при входе в здание № 19 по ул. Ленина пос. Молоково Тверской области, в котором располагаются Молоковская ДШИ и библиотека, не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению.
Согласно предоставленной ГКУ «Центр социальной поддержки населения» Молоковского района Тверской области информации на территории Молоковского района зарегистрировано 23 инвалида по зрению.
В соответствии с п. 11, 19, 19.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов; создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов уполномочены на создание муниципальных учреждений, осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями (п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Учредителем МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств» и МУК «Молоковская межпоселенческая центральная библиотека» является администрация Молоковского района.
При таких обстоятельствах администрация муниципального образования «Молоковский район» подлежит привлечению в качестве соответчика.
Поскольку функции и полномочия учредителя Молоковской ДШИ и библиотеки осуществляет отдел культуры, молодежной политики, спорта и туризма Администрации Молокоуского района (п.п. 1.3, 1.4 Уставов соответственно), данное структурное подразделение подлежит привлечению в качестве третьего лица.
Право прокурора на обращение в суд в данном случае обусловлено следующим.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием (ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации).
В силу ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, имеет право на образование (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, все, независимо от наличия ограниченных возможностей организма (инвалидности и т.п.), имеют равные права на свободное передвижение, в том числе для посещения образовательных и культурно-досуговых организаций в целях образования и свободного времяпровождения.
По смыслу приведенных правовых норм федерального законодательства целью установки мнемосхемы является отображение той информации, которая поможет в ориентации инвалидам по зрению в пространстве, а именно на схеме отображается информация о расположении отдельных помещений, кабинетов и входов в них. Такого рода информация на мнемосхеме и содержащиеся на схеме сведения позволят беспрепятственно и безопасно передвигаться внутри помещения.
Игнорирование ответчиками указанных требований в сфере социальной защите инвалидов нарушает право неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями организма (инвалидов) на обеспечение равных прав с другими гражданами, в том числе при реализации права на свободное передвижение для посещения образовательных и культурно-досуговых организаций.
Как указано в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Согласно ст. 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в частности путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В судебном заседании процессуальный истец – помощник прокурора района Лебедева А.Г. исковые требования поддержала, подтвердив доводы, изложенные в иске, и просила возложить на ответчиков обязанность в срок до 01.02.2019 года установить при входе в здание, расположенное по адресу: <...>, для инвалидов по зрению информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании.
Представители ответчиков администрации Молоковского района Тверской области ФИО1, МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств» Тутберидзе и МУК «Молоковская межпоселенческая центральная библиотека» ФИО3 в судебном заседании требования прокурора признали, пояснив, что действительно в здании, занимаемом школой искусств и библиотекой, отсутствует мнемосхема, для установления которой они просят с учетом трудного финансового положения срок до мая 2019 года.
Третье лицо – представитель районного отдела культуры, молодежной политики, спорта и туризма при администрации Молоковского района Тверской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений относительной заявленных прокурором требований не представил.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием (ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации).
В силу ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, имеет право на образование (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, все, независимо от наличия ограниченных возможностей организма (инвалидности и т.п.), имеют равные права на свободное передвижение, в том числе для посещения образовательных и культурно-досуговых организаций в целях образования и свободного времяпровождения.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
К объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.
С учетом изложенных правовых норм МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств» и МУК «Молоковская межпоселенческая центральная библиотека» относятся к объектам социальной инфраструктуры.
Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В целях реализации Федеральных законов от 24.11.1995 № 181-ФЗ, от 30.12.2009 № 384-ФЗ приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605 утвержден Свод правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее – СНиП 35-01-2001), которым регламентированы основные требования к зданиям и сооружениям с учетом потребностей маломобильных групп населения.
СНиП 35-01-2001 разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
В соответствии с п. 7.1.8 СНиП 35-01-2001 при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 СНиП 35-01-2001, в том числе раздел 7, входит в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Также постановлением Госстроя России от 29.11.1999 № 73 утвержден Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» (деле – Свод правил).
Согласно п.п. 1.5, 5.1.1, 5.1.2 Свода правил проектные решения, предназначенные для маломобильных групп населения (далее МГН), должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории; безопасности путей движения. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
На основании ст. ст. 4, 6, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации нормы СНИП и СП являются обязательными к применению.
В силу ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основывается законодательство о градостроительной деятельности и изданию в соответствии с ним нормативных правовых актов, является принцип обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее – Порядок).
Данный Порядок определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения и помещения) (далее - объекты) Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - органы), подведомственных органам организаций, независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации); услуг в сфере образования, предоставляемых органами и организациями в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами (п. 1).
В соответствии с подп. «а», «б», «г», «е» п. 3 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски, сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта, содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта, надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Кроме того, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, оказание работниками органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами (подп. «а», «з» п. 4 Порядка).
По смыслу приведенных правовых норм федерального законодательства целью установки мнемосхемы является отображение той информации, которая поможет в ориентации инвалидам по зрению в пространстве, а именно на схеме отображается информация о расположении отдельных помещений, кабинетов и входов в них. Такого рода информация на мнемосхеме и содержащиеся на схеме сведения позволят беспрепятственно и безопасно передвигаться внутри помещения.
Согласно п.п. 2.1, 2.2 Устава Молоковской ДШИ (л.д.11-23) школа является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования и осуществляет деятельность по адресу: <...>. Предметом деятельности школы является предоставление образовательных услуг в сфере культуры и искусства. Целями деятельности являются: создание условий для художественного образования и эстетического воспитания гражданин; удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества и государства в области различных видов искусств посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств; выявление одаренных детей в раннем возрасте.
На территории Молоковского района деятельность по организации библиотечного обслуживания физических и юридических лиц осуществляет, в том числе библиотека, расположенная по адресу: <...>.
В соответствии с п.п. 2.2, 2.3 Устава МУК «Молоковская межпоселенческая центральная библиотека»(л.д.24-36) основной целью деятельности библиотеки является организация библиотечного обслуживания физических и юридических лиц. Основными задачами библиотеки являются: осуществление государственной политики в области библиотечного обслуживания населения района, сохранение культурного наследия и обеспечение необходимых условий для реализации права граждан на библиотечное обслуживание; организация библиотечного обслуживания с учетом интересов, потребностей граждан, местных традиций и пр.
Судом установлено, что ответчиками нарушаются требования федерального законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.
Из акта прокурорской проверки (л.д.9-10), следует, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства при входе в здание № 19 по ул. Ленина пос. Молоково Тверской области, в котором располагаются Молоковская ДШИ и библиотека, не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению.
Согласно предоставленной ГКУ «Центр социальной поддержки населения» Молоковского района Тверской области информации (л.д.54), на территории Молоковского района зарегистрировано 23 инвалида по зрению.
В соответствии с п. 11, 19, 19.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов; создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов уполномочены на создание муниципальных учреждений, осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями (п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Учредителем МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств» и МУК «Молоковская межпоселенческая центральная библиотека» является администрация Молоковского района.
При таких обстоятельствах, обязанность установить при входе в здание, расположенное по адресу: <...>, для инвалидов по зрению информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании, лежит на ответчиках - МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств», МУК «Молоковская межпоселенческая центральная библиотека» и администрации Молоковского района.
На основании анализа указанных выше законодательных актов, в совокупности с исследованными в судебном заседании доказательствами, суд приходит к выводу, что не выполнение ответчиками указанных выше требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов нарушает право неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями организма (инвалидов) на обеспечение равных прав с другими гражданами, в том числе при реализации права на свободное передвижение для посещения школы и библиотеки.
При таких обстоятельствах, прокурор обоснованно в соответствии со ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц, так как круг лиц, в интересах которых обратился прокурор, определить невозможно.
Суд, установив, что ответчиками до настоящего времени не проведены работы по установке информационной мнемосхемы, нанесению на основных путях движения тактильной направляющей полосы, признает указанные в иске требованиями прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд, с учетом доводов истца и ответчиков, устанавливает для исполнения решения суда срок до 01.02.2019г., так как считает, что данный срок будет достаточным и разумным для проведения работ по установке информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании школы искусств и библиотеки.
Принимая во внимание, что истец - прокурор Молоковского района, исковые требования которого удовлетворены, и ответчик администрация Молоковского района, в соответствии с пподп. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по настоящему делу, освобождены, на основании подп.3 п.1 ст.333.19, подп.8 п.1 ст.333.20, абз.2 ч.2 ст.333.18 НК РФ, в соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина в размере 100 рублей (абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ –300 рублей: 3 плательщика), подлежит взысканию с ответчиков МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств» и МУК «Молоковская межпоселенческая центральная библиотека», не освобожденных от уплаты государственной пошлины.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.45, 88, 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Молоковского района Тверской области удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования «Молоковский район» Тверской области, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Молоковская детская школа искусств» и муниципальное учреждение культуры «Молоковская межпоселенческая центральная библиотека» в срок до 01.02.2019 года установить при входе в здание, расположенное по адресу: <...>, для инвалидов по зрению информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании, в соответствии с требованиями Свода правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Взыскать с МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств» в бюджет Молоковского муниципального района Тверской области государственную пошлину в размере 100 рублей.
Взыскать МУК «Молоковская межпоселенческая центральная библиотека» в бюджет Молоковского муниципального района Тверской области государственную пошлину в размере 100 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Молоковский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 05 сентября 2018 года.
Председательствующий Ю.А. Лыков