Дело 2-109/2020
УИД 54RS0029-01-2019-001401-41
Поступило в суд 04.12.2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июля 2020 года р.п. Мошково Новосибирская область
Мошковский районный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Мухиной М.В.,
при секретаре Бондарцевой О.Р.,
с участием:
помощника прокурора Мошковского района
Новосибирской области Володарского В.С.,
представителей ответчиков:
администрации р.п.Станционно-Ояшинский Личманюк Т.В.,
МУП «Станционно-Ояшинское ЖКХ» Лычко С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора Новосибирской области к МУП «Станционно-Ояшинское ЖКХ», администрации р.п.Станционно-Ояшинский Мошковского района Новосибирской области о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Новосибирский межрайонный природоохранный прокурор Новосибирской области обратился в суд с иском к МУП «Станционно-Ояшинское ЖКХ», администрации р.п.Станционно-Ояшинский Мошковского района Новосибирской области о возложении обязанности.
В обоснование доводов иска указал, что Новосибирской межрайонной природоохранной прокуратурой Новосибирской области в 2019 году проведены проверки исполнения МУП «Станционно-Ояшинское ЖКХ» (далее - МУП) законодательства об охране вод и водных биологических ресурсов.
Согласно ст.3Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из (ПДК-0,05 мг/дм?) превышает ПДК в 180,0 раза; Нефтепродукты - 0,88 мг/дм? (ПДК-0,05 мг/дм?) превышает ПДК в 17,6 раз, что подтверждается протоколом от 13.06.2019 № А705 испытаний проб.
Результаты анализов сточных вод, сбрасываемых МУП в р.Балта свидетельствует о их негативном влиянии на водный объект.
В нарушение ч.4. ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» МУП не разработаны и не утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, сбрасываемых в водные объекты, не получены разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
Решение департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 20.08.2013 о предоставлении водного объекта в пользование прекращено в связи с окончанием срока водопользования.
Таким образом, МУП «Станционно-Ояшинское ЖКХ», в нарушение требований ст.9, п.2 ч.2 ст.11, ст.23 Водного кодекса РФ, до настоящего времени осуществляется пользование водным объектом в отсутствие решения о предоставлении его в пользование.
В нарушение ст.ст.39, 43.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», постановления Правительства РФ от 30.04.2013 №384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания», Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 №380, МУП осуществляет сброс сточных вод в р.Балта без согласования с Верхнеобским ТУ Росрыболовства.
Для добычи подземных вод с целью питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения МУП используются 7 водозаборных скважин: № 1 (1724), № 4 (5438), № 5 (5439), № Н-1017 (кирзавод), Лензавод, ХПП, № Н-01053 (ОЗКИ).
Вопреки требованиям части 3 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» МУП, как пользователь недр, не ведет геологическую, маркшейдерскую и иную документацию в процессе всех видов пользования недрами.
Существующий участок недр с целью добычи подземной воды, представленный 7-ю водозаборными скважинами МУП для хозяйственно-питьевого назначения, который расположен в р.п. Станционно-Ояшинское Мошковского района Новосибирской области, не имеет лицензии на пользования недрами.
По данным, представленным МУП налоговым декларациям по водному налогу за 1-4 кварталы 2018 года, объем забранной воды составил 77,9 тыс. м?. Исходя из отчета по форме № 1-водопровод «Сведения о работе водопровода (отдельной водопроводной сети)» за 2018 год, объем добычи подземной воды, извлеченной из недр, составил 82,3 тыс. м?, в том числе отпущенной воды всем потребителям - 77,9 тыс. м?, учитываемой в объеме потребляемой по абонентам (население, организации).
В нарушение ст. 11 Закона «О недрах» МУП осуществляет пользование недрами (добычу подземных вод) без лицензии на право пользования недрами.
В соответствии со ст.ст.1, 16 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», постановления Правительства РФ от 28.09.2015 №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», постановления Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» вышеуказанные очистные сооружения относятся к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п.1 ст.69.2 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В силу п.3 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня вступления в силу данного Федерального закона (т.е. с 01.01.2015) в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ.
В нарушение указанных требований, заявка о постановке на государственный учет объектов, эксплуатируемых МУП и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в установленный законом срок (до 01.01.2017 года) в уполномоченный орган не подана. Свидетельства о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, у предприятия отсутствуют.
Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация водоотведения.
Пунктами 1, 2 ч.1 ст.6 Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоотведении и водоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч.1.1.ст.6).
Каких-либо мер по организации водоотведения в р.п.Станционно- Ояшинский Мошковского района администрацией Мошковского района Новосибирской области не принято.
В настоящее время МУП «Станционно-Ояшинское ЖКХ» осуществляет деятельность по водоотведению, а администрация Мошковского района Новосибирской области организует водоотведение через канализационную сеть р.п.Станционно-Ояшинский Мошковского района с грубыми нарушениями природоохранного законодательства.
С учетом уточнений просил признать незаконным бездействие МУП «Станционно-Ояшинское ЖКХ» и администрации р.п.Станционно-Ояшинский Мошковского района Новосибирской области, выразившееся в организации и осуществлении водоотведения в р.п.Станционно-Ояшинский Мошковского района путем сброса сточных вод в водные объекты через систему канализации с нарушением требований природоохранного законодательства. Обязать МУП «Станционно-Ояшинский ЖКХ»:
- устранить нарушения водного законодательства путем получения в установленном законом порядке решения о предоставлении водного объекта в пользование (р.Балта);
- разработать и направить для утверждения в уполномоченный орган нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, сбрасываемых в водный объект;
получить разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект;
- согласовать сброс сточных вод с Верхнеобским ТУ Росрыболовства;
- обеспечить сброс сточных вод в водный объект с концентрацией загрязняющих веществ, не превышающей установленную законодательством;
- оформить лицензии на пользования недрами на водозаборные скважины: № 1 (1724), № 4 (5438), № 5 (5439), № Н-1017 (кирзавод), Лензавод, ХПП, № Н- 01053 (ОЗКИ);
- поставить на учет как объект негативного воздействия на окружающую среду канализационную сеть, очистные сооружения в р.п.Станционно- Ояшинский Мошковского района.
Обязать администрацию р.п.Станционно-Ояшинский Мошковского района Новосибирской области организовать водоотведение в р.п.Станционно-Ояшинский Мошковского района Новосибирской области через систему канализации в соответствии с требованиями природоохранного законодательства путем обеспечения финансирования, достаточного для сброса сточных вод с концентрацией, не превышающей установленную законодательством. Установить разумный срок для устранения нарушений природоохранного законодательства, но не позднее 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Мошковского района Новосибирской области Володарский В.С. уточненные требования поддержал по основаниям, указанным в уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации р.п.Станционно-Ояшинский Мошковского района Новосибирской области Личманюк Т.В. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора признала в полном объеме, о чем оформила соответствующее заявление.
Представитель ответчика МУП «Станционно-Ояшинское ЖКХ» Лычко С.Е. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора признал в полном объеме, о чем оформил соответствующее заявление.
Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Поскольку, по мнению суда, признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает в соответствии со ст. 39 ГПК РФ признание иска ответчиком.
В соответствии с ч.4.1 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.
Суд принимает признание иска ответчиками, полагая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом изложенного, мнения сторон, суд определяет администрации р.п.Станционно-Ояшинский Мошковского района Новосибирской области и МУП «Станционно-Ояшинское ЖКХ» срок для исполнения решения суда – 2 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173,194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Уточненные исковые требования Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора Новосибирской области удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие МУП «Станционно-Ояшинское ЖКХ» и администрации р.п.Станционно-Ояшинский Мошковского района Новосибирской области, выразившееся в организации и осуществлении водоотведения в р.п.Станционно-Ояшинский Мошковского района путем сброса сточных вод в водные объекты через систему канализации с нарушением требований природоохранного законодательства.
Обязать МУП «Станционно-Ояшинский ЖКХ»:
- устранить нарушения водного законодательства путем получения в установленном законом порядке решения о предоставлении водного объекта в пользование (р.Балта);
- разработать и направить для утверждения в уполномоченный орган нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, сбрасываемых в водный объект;
- получить разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект;
- согласовать сброс сточных вод с Верхнеобским ТУ Росрыболовства;
- обеспечить сброс сточных вод в водный объект с концентрацией загрязняющих веществ, не превышающей установленную законодательством;
- оформить лицензии на пользования недрами на водозаборные скважины: № 1 (1724), № 4 (5438), № 5 (5439), № Н-1017 (кирзавод), Лензавод, ХПП, № Н- 01053 (ОЗКИ);
- поставить на учет как объект негативного воздействия на окружающую среду канализационную сеть, очистные сооружения в р.п.Станционно- Ояшинский Мошковского района.
Обязать администрацию р.п.Станционно-Ояшинский Мошковского района Новосибирской области организовать водоотведение в р.п.Станционно-Ояшинский Мошковского района Новосибирской области через систему канализации в соответствии с требованиями природоохранного законодательства путем обеспечения финансирования, достаточного для сброса сточных вод с концентрацией, не превышающей установленную законодательством.
Установить срок для устранения нарушений природоохранного законодательства – 2 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Мошковский районный суд Новосибирской области.
Судья М.В.Мухина