ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-109/2013 от 21.03.2013 Пудожского районного суда (Республика Карелия)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2013 года г. Пудож

Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Насоновой Ю.А.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика- администрации Пяльмского сельского поселения-

ФИО2, действующего на основании Устава,

при секретаре Игроковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Пяльмского сельского поселения о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в Пудожский районный суд с указанным иском к Министерству здравоохранения и социального развития РК. В заявлении указала, что является марью четверых детей: Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Л, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Трое из ее детей являются инвалидами. В 2001 году она встала на очередь на улучшение жилищных условий в администрации Пяльмского сельского поселения, о чем имеется протокол жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. Однако отсутствует постановление Пяльмской сельской администрации о том, что семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. В связи с этим она не может предоставить полный пакет документов в Министерство здравоохранения и социального развития РК для того, чтобы ее семья была включена в федеральную очередь на получение благоустроенного жилья. За счет средств федерального бюджета обеспечиваются жильем семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, если они встали на учет до 1 января 2005 года. Просила признать право на признание ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда от 05.03.2013 г. с согласия истца произведена замена ненадлежащего ответчика Министерства здравоохранения и социального развития РК на администрацию Пяльмского сельского поселения. Министерство здравоохранения и социального развития РК привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.

В судебном заседании истица требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Пяльмского сельского поселения с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. На тот момент ее сын А являлся инвалидом, т.к. он инвалид с рождения. К заявлению она прикладывала справку об инвалидности. Возможно, инвалидность была установлена уже и сыну Л. На тот момент она проживала с семьей по адресу: <адрес>. В настоящее время она живет в том же жилом помещении, однако адрес его изменен на <адрес>. Данная квартира является трехкомнатной, неблагоустроенной. На тот момент состав ее семьи был шесть человек: она, бывший муж Н и четверо детей. С Н брак у них был расторгнут, но они проживали совместно, одной семьей. В 2012 году Н умер. О результатах рассмотрения заявления в 2001 году ее не уведомили. Впоследствии она узнала, что ее семью признали нуждающейся в улучшении жилищных условий, о чем имеется протокол жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. В 2010 году она снова написала заявление о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрацию Пяльмского поселения, т.к. ее предыдущее заявление не могли найти. Ей необходимо благоустроенное жилье, поскольку ДД.ММ.ГГГГ ее дочь получила травму позвоночника и в настоящее время она является инвалидом-<данные изъяты>, за ней требуется осуществлять уход, в том числе, санитарно-гигиенический. В квартире также зарегистрирован ее бывший супруг П, который осужден за <данные изъяты> и находится в настоящее время в местах лишения свободы. Она опасается его возвращения в указанное жилье. В иске о его выселении суд отказал. Она обращалась в Министерство здравоохранения и социального развития РК, однако ей там пояснили, что они не включены в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по Пяльмскому поселению. В Администрации Пяльмского поселения пояснили, что не могут включить ее в список, т.к. нет постановления о признании ее нуждающейся. В настоящее время все ее четверо детей живут вместе с ней. Просила иск удовлетворить.

Представитель администрации Пяльмского сельского поселения ФИО2 с иском согласился. Пояснил, что действительно было заседание жилищной комиссии в 2001 году, на котором истица признавалась нуждающейся в улучшении жилищных условий. Она была включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по состоянию на 01.01.2013 г. Данным списком они руководствуются в своей деятельности. По какой причине отсутствует постановление главы администрации о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также почему протокол комиссии подписан лишь У, пояснить не может, т.к. он является <данные изъяты> поселения лишь с 2009 года. В 2010 году истица снова обратилась в администрацию с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако решение по заявлению не принималось, т.к. она уже числилась в списках очередников. С учетом действующей в поселении учетной нормы в размере 9 квадратных метров, а также с учетом ее материального положения ФИО1 и на данный момент была бы признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решение о снятии

ФИО1 с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не принималось, земельный участок для строительства дома ей не предоставлялся, денежные средства на строительство дома из бюджета не выделялись, место жительства она не меняла. В настоящее время она проживает в том же жилом помещении, что и в 2001 году, вместе со своими детьми. Предоставить ей жилье в Пяльмском поселении возможности нет, т.к. свободный жилой фонд отсутствует, большая часть жилых помещений являются ветхими. Администрация поселения готова сделать все необходимое для получения ФИО1 помощи из федерального бюджета на приобретение жилья.

Представитель Министерства здравоохранения и социального развития РК в суд не явился. Надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил рассматривать дело без его участия. Представил письменный отзыв, согласно которому за счет федерального бюджета жильем обеспечиваются граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г. Граждане, вставшие на учет после указанной даты, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством РФ. Правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки регулируются Порядком предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов мер социальной поддержки по обеспечению жильем, утвержденным постановлением Правительства РК № 241-П от 13.09.2011 г. Обеспечение жильем осуществляется в денежной форме в виде предоставления субсидии на строительство или приобретение жилого помещения. На основании сведений, предоставляемых органами местного самоуправления, Министерство составляет единый по Республике Карелия список граждан по очередности, определяемой в хронологической последовательности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Межведомственная комиссия определяет граждан-кандидатов на обеспечение жильем исходя из объема субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на реализацию переданных полномочий Российской Федерации на основании единого списка. Истица отсутствует в списках граждан, поставленных на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставленных Министерству администрацией Пяльмского сельского поселения.

Выслушав истца, представителя ответчика, свидетеля ФИО3, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 год

« О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РК № 241-П от 13.09.2011 года «О предоставлении ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» мер социальной поддержки по обеспечению жильем», обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, а также граждан, относящихся к указанной в части 2 статьи 1 Закона категории, осуществляется в денежной форме путем предоставления субсидии на строительство или приобретение жилого помещения (далее - субсидия).

В соответствии с п. 4 Порядка Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее - Министерство) на основании сведений, предоставляемых органами местного самоуправления, составляет единый по Республике Карелия список граждан по очередности, определяемой в хронологической последовательности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а в случае совпадения дат постановки на учет - в алфавитном порядке.

Далее, согласно п. 5 Порядка, межведомственная комиссия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Комиссия), определяет граждан - кандидатов на обеспечение жильем исходя из объема субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на реализацию переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем граждан в текущем году, на основании единого списка, указанного в пункте 4 настоящего Порядка.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 имеет четверых детей: Л, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Из них Л и А, Е являются инвалидами, что подтверждается справками об инвалидности. Л и А не достигли совершеннолетия.

Таким образом, семья истицы имеет право на меры социальной поддержки как семья, имеющая детей-инвалидов.

В настоящее время истица вместе со своими детьми зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается письмом администрации Пяльмского поселения от 19.03.2013 г. Также по данному адресу зарегистрирован ее бывший муж П. Согласно договору социального найма от 2010 года, истица является нанимателем указанного жилого помещения. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены четверо детей ФИО1, муж

Н, а также П.

Согласно справке администрации Пяльмского сельского поселения от 26.02.2013 г. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> были зарегистрированы: ФИО1, Н, В, Е, А, А,П.

Таким образом, на дату, по которой заявлены исковые требования, истица проживала и была зарегистрирована со своей семьей в том же жилом помещении, что и в настоящее время.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением в администрацию Пяльмского сельского поселения. В указанном заявлении она просила расширить ее жилую площадь, т.к. у нее четверо детей, а также проживает трое взрослых.

Как следует из протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение поставить ФИО1 на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 13, 14 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Карельской АССР, утвержденных Постановлением Совета Министров Карельской АССР и Карельским областным советом профсоюзов № 83 от 04.04.1988 года (далее - Правил), действовавших на ДД.ММ.ГГГГ, поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий рассматривалось общественной комиссией по жилищным вопросам, которая вносила предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет исполнительному комитету местного Совета народных депутатов. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.

В данном случае такое решение отсутствует. Вместе с тем, суд приходит к выводу, что фактически ФИО1 была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Так, решение об отказе в постановке ее на учет не выносилось, тогда как по ее заявлению орган местного самоуправления обязан был принять решение о постановке ее на учет или об отказе в такой постановке. Как следует из показаний свидетеля

З, ФИО1 состояла в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий в период, когда он являлся <данные изъяты> Пяльмского поселения. По каким причинам отсутствует соответствующее постановление, он не знает. Свидетель подтвердил действительность предоставленного ему на обозрение списка граждан, состоящих на учете на получение жилой площади в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в который включена истица. В указанном списке указана дата подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ, состав семьи – 6 человек.

Кроме того, анализ представленных доказательств свидетельствует, что предусмотренных законом оснований для отказа истице в постановке на учет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не имелось.

Так, согласно п. 7 Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имевшие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7 квадратных метров и менее. При этом гражданам, имеющим право на первоочередное получение жилых помещений ( в том числе, семьям при рождении близнецов, семьям инвалидов 1 и 2 групп с детства), учетная норма принималась на один квадратный метр больше.

Общая площадь занимаемого семьей ФИО1 жилого помещения составляет <данные изъяты> кв. м., жилая площадь – <данные изъяты> кв.м. (справка администрации Пяльмского сельского поселения от 26.02.2013 г.). Поскольку на ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении было зарегистрировано 7 человек, то имелись предусмотренные законом основания для признания ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

То обстоятельство, что решение органа местного самоуправления о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий вынесено не было либо оно было утрачено, не может явиться основанием для лишения ее предусмотренных законом мер социальной поддержки, поскольку вины истицы в этом нет. По той же причине отсутствие подписей некоторых членов комиссии в протоколе заседания жилищной комиссии, а также сведений об утверждении списка очередников по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не являются основанием для отказа в иске. Кроме того, совокупность представленных доказательств подтверждает, что истица обратилась с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ об улучшении жилищных условий в жилищную комиссию Пяльмской поселковой администрации. Данное заявление рассматривалось комиссией именно как заявление о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и по нему было принято положительное решение. Протокол заседания комиссии подписан его секретарем. Свидетель З подтвердил в суде действительность списка очередников, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика подтвердил в судебном заседании, что ФИО1 состояла в очереди на улучшение жилищных условий, а также что указанный список применяется Администрацией поселения в работе.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Как следует из объяснений представителя ответчика, истца, показаний свидетеля З, администрацией Пяльмского сельского поселения решение о снятии ее с учета не принималось, законных оснований для принятия такого решения не имелось.

Кроме того, в судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что и в настоящее время обеспеченность площадью жилого помещения на одного члена семьи истицы ниже, чем установленная в поселении учетная норма ( 9 квадратных метров общей площади на человека- решение 22 сессии 1 созыва № 99 совета Пяльмского сельского поселения от 24.12.2008 г.).

При этом других жилых помещений в собственности истицы и членов ее семьи не имеется, что подтверждается справками РГЦ «Недвижимость», уведомлениями УФРС по РК.

Следовательно, истица на момент подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ и фактически являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий. С указанного времени ФИО1 свои жилищные условия не улучшила.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы дела не представлено.

В настоящее время семья ФИО1 состоит из пяти человек - она и четверо детей. Данное обстоятельство подтверждается объяснениями истицы, представителя ответчика, показаниями свидетеля З, справками о регистрации и составе семьи.

Истица лишена возможности подтвердить факт признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий на дату до 01.01.2005 года во внесудебном порядке.

В соответствии с п. 5 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Поэтому администрация Пяльмского сельского поселения является правопреемником Пяльмской поселковой администрации, то есть надлежащим ответчиком по делу.

При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению. Истицу следует признать нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, так как в эту дату состоялось заседание жилищной комиссии, на котором ее заявление было удовлетворено. По этой же дате определена и ее очередность в списке граждан, состоящих на учете на получение жилой площади по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Других доказательств в деле не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Иск ФИО1 к администрации Пяльмского сельского поселения удовлетворить. Признать ФИО1 в составе семьи пять человек нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено 22.03.2013 г.

Судья подпись Насонова Ю.А.