Дело 2-109/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
поселок Комсомольский 07 июля 2014 года
Черноземельский районный суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Маликова В.В.,
с участием помощника прокурора Черноземельского района РК Нидеевой Э.В.,
представителя ответчика – специалиста администрации Кумского
сельского муниципального образования РК ФИО1,
при секретаре Шимтиевой Б.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Черноземельского района Республики Калмыкия в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Кумского сельского муниципального образования Черноземельского района Республики Калмыкия (далее – Кумское СМО) о возложении обязанности заключить договор со специализированной медицинской и иной организацией (индивидуальным предпринимателем) на производство предрейсовых медицинских осмотров водителей,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Черноземельского района РК обратился в суд с иском в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с заявлением к администрации Кумского СМО о возложении обязанности заключить договор со специализированной медицинской и иной организацией (индивидуальным предпринимателем) на производство предрейсовых медицинских осмотров водителей. Указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории Кумского СМО. Установлено, что в составе администрации Кумского СМО имеются следующие структурные подразделения: сельский Дом культуры, сельская библиотека. Кумское СМО, как собственник, несет бремя ответственности за финансовое обеспечение деятельности подведомственных учреждений и за содержание зданий, находящихся в их пользовании. В штате сельского Дома культуры имеется должность водителя, подразумевающая непосредственное управление транспортным средством. Администрация Кумского СМО в ДД.ММ.ГГГГ году не заключила договор с лицензированной медицинской и иной организацией (индивидуальным предпринимателем) на проведение медицинских осмотров. Таким образом, администрация Кумского СМО в нарушение норм действующего законодательства РФ допускает водителя к работе по управлению транспортным средством без производства предрейсовых медицинских осмотров. Просит суд возложить на администрацию Кумского СМО обязанность заключить договор со специализированной медицинской и иной организацией (индивидуальным предпринимателем) на производство предрейсовых медицинских осмотров водителей.
В судебном заседании помощник прокурора Нидеева Э.В. поддержала заявленные требования и просила суд их удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика – специалист (главный бухгалтер) администрации Кумского СМО ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора признала. Пояснила, что на территории Кумского СМО в поселке Кумской имеется амбулаторный пункт. Договор на производство медосмотров водителя будет заключен в ближайшее время. Однако она предполагает возникновение трудностей при исполнении такого договора, поскольку в амбулаторном пункте работает всего один медицинский специалист, а выезд водителя в рейс бывает в ночное время.
Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства и материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора по следующим основаниям.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Круг лиц, в защиту которых выступает прокурор по настоящему иску, является неопределенным, поскольку его невозможно индивидуализировать, привлечь к участию в деле в качестве истцов, решить право каждого из граждан при разрешении дела.
Согласно Конституции РФ государство гарантирует гражданам Российской Федерации право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с общепризнанными нормами международного права, закрепленными во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12), положениями федерального закона № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» о приоритете жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.
Как следует из содержания ст. ст. 1 и 3 данного Федерального закона, участникам дорожного движения должна быть обеспечена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов. Задачей указанного федерального закона является также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. При этом, провозглашен приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит лицензированию. Согласно Приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг), в том числе по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым). Исходя из смысла п. 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности, осуществлять медицинскую деятельность вправе медицинские и иные организации, а также индивидуальные предприниматели. Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров определен в методических рекомендациях «Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утвержденным Минздравом России совместно с Минтрансом России (письмо Министерства Здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 2510/9468-03-32).
Согласно положениям Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (п. 1.2, 1.4,1.5) предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся в организациях всех форм собственности, имеющих автомобильный транспорт медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию.
Как следует из штатного расписания № Кумского сельского Дома культуры, утвержденного постановлением Главы администрации Кумского СМО ДД.ММ.ГГГГ, штатная численность Дома культуры составляет 4 человека, в том числе водитель.
В письме заместителя прокурора РК от мая ДД.ММ.ГГГГ года прокурорам районов РК предписано проанализировать ситуацию в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и проверить полноту принимаемых органами местного самоуправления мер по профилактике и предупреждению правонарушений в указанной сфере.
Из рапорта помощника прокурора Черноземельского района РК Нидеевой Э.В. следует, что ею с привлечением сотрудников ОГИБДД МО МВД России «Лаганский» проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в части полноты принимаемых органами местного самоуправления мер по профилактике и предупреждению правонарушений в указанной сфере. В нарушении требований ч.1 ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» и ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» администрации сельских муниципальных образований районов не заключили договоры со специализированной медицинской и иной организацией (индивидуальным предпринимателем) на производство предрейсовых медицинских осмотров водителей.
Из объяснения главы администрации Кумского СМО Д.Г.В. следует, что в составе администрации Кумского СМО имеются структурные подразделения: сельский Дом культуры, сельская библиотека. Кумское СМО, как собственник, несет бремя ответственности за финансовое обеспечение деятельности подведомственных учреждений и за содержание зданий, находящихся в их пользовании. В штате сельского Дома культуры имеется должность водителя, однако администрация Кумского СМО в ДД.ММ.ГГГГ году не заключила договор на проведение предрейсовых осмотров водителя с медицинской организацией.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрация Кумского СМО в нарушение норм действующего законодательства РФ допускает водителя к работе по управлению транспортным средством без производства предрейсовых медицинских осмотров.
Следовательно, требование прокурора подлежит удовлетворению.
Разрешая вопрос о возмещении судебных расходов по делу, суд учитывает, что стороны освобождены от их уплаты: прокурор - на основании п.п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, ответчик – Кумское СМО, как орган местного самоуправления, на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 103 ГПК РФ в этом случае издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Черноземельского района Республики Калмыкия в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Кумского сельского муниципального образования Черноземельского района Республики Калмыкия о возложении обязанности заключить договор со специализированной медицинской и иной организацией (индивидуальным предпринимателем) на производство предрейсовых медицинских осмотров водителей, - удовлетворить.
Обязать администрацию Кумского сельского муниципального образования Черноземельского района Республики Калмыкия заключить договор со специализированной медицинской и иной организацией (индивидуальным предпринимателем) на производство предрейсовых медицинских осмотров водителей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия через Черноземельский районный суд РК в течение одного месяца со дня его принятия и в кассационном порядке в президиум Верховного Суда РК в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу при условии его апелляционного обжалования.
Председательствующий(подпись) В.В. Маликов.