Дело № 2-109/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2016 года г. Анива
Анивский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Нужного И.В.,
с участием прокурора Гришаевой О.Б.,
при секретаре Шаинян М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Анивского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Анивский городской округ», Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ», муниципальному бюджетному учреждению Анивское «Благоустройство» о признании незаконным бездействие, выраженное в отсутствии в с. Успенское Анивского района тротуаров, уличного освещения, дорожных знаков, возложении на администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» обязанность включить в срок до 01 июня 2016 года в муниципальную программу «Развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства муниципального образования «Анивский городской округ» на 2015-2020 годы», утвержденную постановлением администрации Анивского городского округа от 31 июля 2014 года № 1124-па, следующие мероприятия:
- обустройство тротуаров, установка дорожных знаков 2.1 «Главная дорога» (на участках 0км+075м; 0км+155м), 2.2 «Конец главной дороги» (на участке 0км+015м), 2.4 «Уступите дорогу» (на участках 0км+102м; 0км+097м), 3.13 «Ограничение высоты» (на участке 0км+075м) по ул. Новая с. Успенское Анивского района;
- обустройство тротуаров, установка дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу» (на участке 0км+010м), 1.34.1, 1.34.2 «Направление поворота» (на участке 0км+172м) по ул. Юбилейная с. Успенское Анивского района;
- обустройство тротуаров, установка дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу» (на участке 0км+010м), 1.34.1, 1.34.2 «Направление поворота» (на участке 0км+140м) по ул. Луговая (она же – переулок Луговой) с. Успенское Анивского района;
- обустройство тротуаров, установка уличного освещения, установка дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу» (на участке 0км+0м), 3.13 «Ограничение высоты» (на участках 0км+025м, 0км+040м) по ул. Школьная с. Успенское Анивского района.
установил:
21 января 2016 года прокурор Анивского района обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в нем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению жителей с. Успенское Анивского района.
В ходе проверки, организованной 08 декабря 2015 года прокуратурой района с привлечением представителей администрации муниципального образования «Анивский городской округ», МБУ Анивское «Благоустройство», а также специалиста в области дорожного надзора (сотрудника ОГИБДД ОМВД России по Анивскому городскому округу», установлено, что в с. Успенское Анивского района:
- по ул. Новая отсутствуют тротуары, дорожные знаки 2.1 «Главная дорога», 2.2 «Конец главной дороги», 2.4 «Уступите дорогу», 3.13 «Ограничение высоты»;
- по ул. Юбилейная отсутствуют тротуары, дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу», 1.34.1, 1.34.2 «Направление поворота»;
- по ул. Луговая (она же – переулок Луговой) отсутствуют тротуары, дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу», 1.34.1, 1.34.2 «Направление поворота»;
- по ул. Школьная отсутствуют тротуары, уличное освещение, дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу», 3.13 «Ограничение высоты».
В соответствии с утвержденным проектом организации дорожного движения с. Успенское Анивского района все вышеуказанные тротуары, освещение, дорожные знаки предусмотрены вышеуказанным проектом как проектируемые, то есть фактически администрацией при утверждении проекта признана необходимость обустройства, установке их в будущем.
Вместе с тем, до настоящего времени органами местного самоуправления не приняты меры, направленные на исполнение проекта организации дорожного движения с. Успенское
Изложив в иске указанные обстоятельства, прокурор Анивского района просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Анивский городской округ», выраженное в отсутствии в с. Успенское Анивского района тротуаров, уличного освещения, дорожных знаков, возложить на администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» обязанность в с. Успенское Анивского района по ул. Новая обустроить тротуары, установить дорожные знаки 2.1 «Главная дорога», 2.2 «Конец главной дороги», 2.4 «Уступите дорогу», 3.13 «Ограничение высоты»; по ул. Юбилейная обустроить тротуары, установить дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу», 1.34.1, 1.34.2 «Направление поворота»; по ул. Луговая обустроить тротуары, установить дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу», 1.34.1, 1.34.2 «Направление поворота»; по ул. Школьная обустроить тротуары, установить уличное освещение, дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу», 3.13 «Ограничение высоты» в срок до 01 декабря 2016 года.
Представитель прокуратуры Анивского района Гришаева Н.В. в судебном заседании представила уточнения исковых требований прокурора, в которых указано, что постановлением администрации Анивского городского округа от 31 июля 2014 года № 1124-па утверждена муниципальная программа «Развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства муниципального образования «Анивский городской округ» на 2015-2020 годы». Задачами Программы являются обеспечение сохранности дорог общего пользования местного значения; обеспечение безопасных условий движения на дорогах и лично-дорожной сети муниципального образования; обеспечение доступности и качества услуг транспортного комплекса; снижение доли населения, не обеспеченного регулярным автобусным сообщением. Финансирование Программы осуществляется за счет средств местного бюджета; Программой предусмотрены такие мероприятия как: реконструкция автомобильных дорог общего пользования местного значения; капитальный ремонт улиц в населенных пунктах; содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения Анивского городского округа (в населенных пунктах).
Таким образом, исполнение требований прокурора фактически возможно в рамках Программы, действующей в сфере безопасности дорожного движения, транспортной безопасности, законодательства об автомобильных дорогах.
На основании изложенного, прокурор Анивского района просит:
1) признать незаконным бездействие ответчиков, выраженное в отсутствии в с. Успенское Анивского района:
- по ул. Новая: тротуаров, дорожных знаков 2.1 «Главная дорога», 2.2 «Конец главной дороги», 2.4 «Уступите дорогу», 3.13 «Ограничение высоты»;
- по ул. Юбилейная: тротуаров, дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу», 1.34.1, 1.34.2 «Направление поворота»;
- по ул. Луговая (она же – переулок Луговой): тротуаров, дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу», 1.34.1, 1.34.2 «Направление поворота»;
- по ул. Школьная: тротуаров, уличного освещения, дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу», 3.13 «Ограничение высоты».
2) возложить на администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» обязанность включить в срок до 01 июня 2016 года в муниципальную программу «Развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства муниципального образования «Анивский городской округ» на 2015-2020 годы», утвержденную постановлением администрации Анивского городского округа от 31 июля 2014 года № 1124-па, следующие мероприятия:
- обустройство тротуаров, установка дорожных знаков 2.1 «Главная дорога» (на участках 0км+075м; 0км+155м), 2.2 «Конец главной дороги» (на участке 0км+015м), 2.4 «Уступите дорогу» (на участках 0км+102м; 0км+097м), 3.13 «Ограничение высоты» (на участке 0км+075м) по ул. Новая с. Успенское Анивского района;
- обустройство тротуаров, установка дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу» (на участке 0км+010м), 1.34.1, 1.34.2 «Направление поворота» (на участке 0км+172м) по ул. Юбилейная с. Успенское Анивского района;
- обустройство тротуаров, установка дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу» (на участке 0км+010м), 1.34.1, 1.34.2 «Направление поворота» (на участке 0км+140м) по ул. Луговая (она же – переулок Луговой) с. Успенское Анивского района;
- обустройство тротуаров, установка уличного освещения, установка дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу» (на участке 0км+0м), 3.13 «Ограничение высоты» (на участках 0км+025м, 0км+040м) по ул. Школьная с. Успенское Анивского района.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Анивский городской округ» ФИО1 в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями согласилась.
Представители ответчиков Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ», муниципального бюджетного учреждения Анивское «Благоустройство» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Выслушав пояснения представителя прокуратуры Гришаевой Н.В., представителя ответчика ФИО1, специалиста ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.
Статьями 18, 46 Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечение правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В судебном заседании установлено, что 25 июня 2015 года сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Анивскому городскому округу в связи с обращением жителей с. Успенское по вопросу неудовлетворительного состояния дорожного покрытия улиц села проводилась проверка улично-дорожной сети с. Успенское Анивского района, в ходе которой были выявлены недостатки сети в виде выбоин и просадок дорожного полотна в местах, превышающих предельные размеры в длину 15 см, ширину 60 см, глубину 5 см на всем протяжении ул. Юбилейной, а также ул. Луговой.
В адрес МБУ Анивское «Благоустройство» направлены предписания № 71 и № 72 об устранении выявленных недостатков.
08 декабря 2015 года прокуратурой Анивского района проведена повторная проверка по обращению жителей с. Успенское, в связи с неисполнением вышеуказанных предписаний. Проверка проведена с привлечением представителей администрации муниципального образования «Анивский городской округ», МБУ Анивское «Благоустройство», специалиста в области дорожного движения – сотрудника ОГИБДД ОМВД по Анивскому городскому округу.
Согласно акту от 08 декабря 2015 года выявлены недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, а именно:
- по ул. Новая отсутствуют тротуары, дорожные знаки 2.1 «Главная дорога», 2.2 «Конец главной дороги», 2.4 «Уступите дорогу», 3.13 «Ограничение высоты»;
- по ул. Юбилейная отсутствуют тротуары, дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу», 1.34.1, 1.34.2 «Направление поворота»;
- по ул. Луговая (она же – переулок Луговой) отсутствуют тротуары, дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу», 1.34.1, 1.34.2 «Направление поворота»;
- по ул. Школьная отсутствуют тротуары, уличное освещение, дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу», 3.13 «Ограничение высоты».
Пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов, местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьей 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения возложено на уполномоченные органы местного самоуправления частью 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации».
В силу положений ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
По правилам ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
Согласно п. 2 ч. 1 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 402 от 16 ноября 2012 года классификация устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог (далее - дорожные работы), и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
В силу подп. 1 п. 9. ч. 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог в прочие работы по содержанию входят разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию.
В соответствии с абз. 7 ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» организация дорожного движения – комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
Согласно п. 2 ст. 21 данного Федерального закона разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Статьей 7 Устава муниципального образования «Анивский городской округ» закреплено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением мэра администрации муниципального образования «Анивский городской округ» № 1222 от 25 декабря 2007 года улицы Юбилейная, Школьная, Новая, (пер.) Луговой в с. Успенское включены в реестр муниципального имущества, расположенного на территории муниципального образования «Анивский городской округ».
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
29 сентября 2010 года утвержден проект организации дорожного движения в с. Успенское, которым предусмотрены мероприятия по обустройству тротуаров, установке освещения и знаков дорожного движения.
Согласно информации МБУ Анивское «Благоустройство» от 14 декабря 2015 года № 1757 мероприятия по ремонту и реконструкции дорог и улиц планируются администрацией муниципального образования «Анивский городской округ».
По информации администрации от 14 декабря 2015 года № 01-7082 в весенне-летний период 2016 года запланированы работы по демонтажу существующего дорожного покрытия с последующим устройством грунтового покрытия проезжей части с добавлением инертных материалов.
В судебном заседании представитель истца Гришаева Н.В. пояснила, что постановлением администрации Анивского городского округа от 31 июля 2014 года № 1124-па утверждена муниципальная программа «Развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства муниципального образования «Анивский городской округ» на 2015-2020 годы».
Задачами Программы являются обеспечение сохранности дорог общего пользования местного значения; обеспечение безопасных условий движения на дорогах и лично-дорожной сети муниципального образования; обеспечение доступности и качества услуг транспортного комплекса; снижение доли населения, не обеспеченного регулярным автобусным сообщением. Финансирование Программы осуществляется за счет средств местного бюджета; Программой предусмотрены такие мероприятия как: реконструкция автомобильных дорог общего пользования местного значения; капитальный ремонт улиц в населенных пунктах; содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения Анивского городского округа (в населенных пунктах).
Таким образом, исполнение требований прокурора фактически возможно в рамках Программы, действующей в сфере безопасности дорожного движения, транспортной безопасности, законодательства об автомобильных дорогах.
Поскольку обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам в силу закона возложена на орган местного самоуправления, а также, учитывая признание исковых требований представителем администрации муниципального образования «Анивский городской округ», суд удовлетворяет исковые требование требования прокурора к администрации муниципального образования «Анивский городской округ» в полном объеме.
В части исковых требований к Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ» и муниципальному бюджетному учреждению Анивское «Благоустройство» суд приходит к выводу, что данные ответчики являются в настоящем деле ненадлежащими ответчиками и в исковых требованиях к ним отказывает.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Анивского района удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Анивский городской округ», выраженное в отсутствии в с. Успенское Анивского района Сахалинской области:
- по ул. Новая: тротуаров, дорожных знаков 2.1 «Главная дорога», 2.2 «Конец главной дороги», 2.4 «Уступите дорогу», 3.13 «Ограничение высоты»;
- по ул. Юбилейная: тротуаров, дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу», 1.34.1, 1.34.2 «Направление поворота»;
- по ул. Луговая (она же – переулок Луговой): тротуаров, дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу», 1.34.1, 1.34.2 «Направление поворота»;
- по ул. Школьная: тротуаров, уличного освещения, дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу», 3.13 «Ограничение высоты».
Обязать администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» включить в срок до 01 июня 2016 года в муниципальную программу «Развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства муниципального образования «Анивский городской округ» на 2015-2020 годы», утвержденную постановлением администрации Анивского городского округа от 31 июля 2014 года № 1124-па, следующие мероприятия:
- обустройство тротуаров, установка дорожных знаков 2.1 «Главная дорога» (на участках 0км+075м; 0км+155м), 2.2 «Конец главной дороги» (на участке 0км+015м), 2.4 «Уступите дорогу» (на участках 0км+102м; 0км+097м), 3.13 «Ограничение высоты» (на участке 0км+075м) по ул. Новая с. Успенское Анивского района;
- обустройство тротуаров, установка дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу» (на участке 0км+010м), 1.34.1, 1.34.2 «Направление поворота» (на участке 0км+172м) по ул. Юбилейная с. Успенское Анивского района;
- обустройство тротуаров, установка дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу» (на участке 0км+010м), 1.34.1, 1.34.2 «Направление поворота» (на участке 0км+140м) по ул. Луговая (она же – переулок Луговой) с. Успенское Анивского района;
- обустройство тротуаров, установка уличного освещения, установка дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу» (на участке 0км+0м), 3.13 «Ограничение высоты» (на участках 0км+025м, 0км+040м) по ул. Школьная с. Успенское Анивского района.
В удовлетворении исковых требований к Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ» и муниципальному бюджетному учреждению Анивское «Благоустройство» - отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 04 марта 2016 года.
Председательствующий И.В. Нужный