ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-109/2018 от 08.02.2018 Аргаяшского районного суда (Челябинская область)

Дело 2-109/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 февраля 2018 года с. Аргаяш

Аргаяшский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи С.М. Хайрутдиновой

при секретаре И.И. Хибатуллиной

с участием прокурора И.В. Глазыриной

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Аргаяшского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности размещения на официальном сайте в сети «Интернет» сведений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Аргаяшского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился к администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности размещения на официальном сайте в сети «Интернет» сведений.

В обоснование иска указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в администрации Аргаяшского муниципального района, в ходе которой установлено, что органом местного самоуправления не соблюдаются принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, допускаются нарушения требований Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в части размещения в сети «Интернет» сведений о ходе исполнения местного бюджета, информации о численности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание из местного бюджета, не соблюдается периодичность размещения данной информации. В нарушение требований федерального законодательства на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» www.argayash.ru не размещены сведения об исполнении местного бюджета, о численности муниципальных служащих администрации Аргаяшского муниципального района, работников муниципальных учреждений Аргаяшского муниципального района с указанием фактических расходов на оплату их труда за первый квартал, полугодие и девять месяцев 2017 года. Просили обязать администрацию Аргаяшского муниципального района в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте в сети «Интернет» www.argayash.ru сведения о ходе исполнения местного бюджета, о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда за первый квартал, полугодие и девять месяцев 2017 года.

Старший помощник прокурора Глазырина И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, не возражают по существу предъявленных истцом требований.

Исследовав все материалы дела, суд считает, что требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон) одним из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Пунктом 7 статьи 7 указанного Закона одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции определено обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления.

Предусмотренный ст. 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принцип прозрачности (открытости) бюджета означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в представительные органы муниципальных образований, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.

Пунктами 1 и 5 ст.1 Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусмотрено, что информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления муниципальные право вые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности; а под официальным сайтом государственного органа или органа местного самоуправления понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.

В соответствии с ч.2 ст.10 3акона Челябинской области от 30.05.2007 года №144-30 «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Челябинской области.

В силу ст.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится утверждение отчета об исполнении местного бюджета.

Согласно положениям ч.3 ст.264.1, ч.ч.3 и 5 ст.264.2 БК РФ бюджетная отчетность включает в себя отчет об исполнении бюджета; отчет об исполнении бюджета является ежеквартальным. Отчет об исполнении местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается местной администрацией и направляется в соответствующий законодательный (представительный) орган и созданный им орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля.

Таким образом, сведения о ходе исполнения бюджета, о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание из местного бюджета необходимо официально опубликовывать и размещать в сети «Интернет» в обязательном порядке каждый квартал.

Статьей 4 Федерального закона Российской Федерации от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» закреплены аналогичные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а именно: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.

Прокурорской проверкой установлено, что администрацией Аргаяшского муниципального района не соблюдаются принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, допускаются нарушения требований Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в части размещения в сети «Интернет» сведений о ходе исполнения местного бюджета, информации о численности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание из местного бюджета, не соблюдается периодичность размещения данной информации.

В нарушение требований федерального законодательства, сведения об исполнении местного бюджета, о численности муниципальных служащих администрации Аргаяшского муниципального района, работников муниципальных учреждений Аргаяшского муниципального района с указанием фактических расходов на оплату их труда за первый квартал, полугодие и девять месяцев 2017 года на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» www.argayash.ru не размещены.

Отсутствие на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» вышеуказанной информации ограничивает доступ граждан на ознакомление с данной информацией, нарушает принцип прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации, тем самым нарушая права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Частью 6 статьи 52 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлена обязанность официального опубликования ежеквартальных сведений о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание.

В силу статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Суд полагает, что срок исполнения требования прокурора 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу является достаточным для исполнения решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Аргаяшского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности размещения на официальном сайте в сети «Интернет» сведений удовлетворить.

Обязать администрацию Аргаяшского муниципального района Челябинской области в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте в сети «Интернет» www.argayash.ru сведения о ходе исполнения местного бюджета, о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда за первый квартал, полугодие и девять месяцев 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аргаяшский районный суд.

Председательствующий: С.М. Хайрутдинова