ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-109/2021 от 12.01.2021 Ардонского районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Ардонский районный суд РСО-Алания в составе:

председательствующего судьи З.М. Ачеева,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> РСО-Алания к ООО «Ир-Фиш» о признании незаконым действий ООО «Ир-Фиш» по использованию озера Бекан под размещение понтонов с садками для содержания рыбной аквакультуры,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> РСО-Алания обратился в суд с иском к ООО «Ир-Фиш», в котором просит признать незаконным действия «Ир-Фиш» ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрированное по адресу: РСО-Алания, район Ардонский, <адрес> офис 5 по использованию озера Бекан, расположенного на территории <адрес> под размещение понтонов с садками для содержания рыбной аквакультуры, в частности форели, в отсутствие решения о предоставлении водного объекта для этих целей; обязать ООО «Ир-Фиш» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу вывести с озера Бекан рыбу и освободить участок акватории озера Бекан, расположенного в <адрес> путем демонтажа садков для содержания рыбной аквакультуры.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> РСО-Алания – ФИО3 заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить, при этом пояснила, что прокуратурой <адрес> РСО-Алания проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района осуществлен выезд на озеро «Бекан», в ходе которого установлено, что ООО «Ир-Фиш» используется озеро Бекан, расположенное на территории <адрес> под размещение понтонов с садками для содержания рыбной аквакультуры, в частности форели, в отсутствие решения о предоставлении водного объекта для этих целей.

Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ «О памятниках природы Республики Северная Осетия-Алания» утвержден перечень памятников природы Республики Северная Осетия-Алания, в котором под числиться урочище «Бекан».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ (далее - Федеральный закон №33-ФЗ) законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 27 Федерального закона №33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов природнозаповедного фонда.

В силу статьи 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи, а именно: Прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.

Часть 1 статьи 38 Водного кодекса Российской Федерации подразделяет водопользование на совместное и обособленное, исходя из условий предоставления водных объектов в пользование.

Совместное водопользование предполагает право других лиц на доступ и использование водного объекта или его части для различных целей.

Для получения права на осуществление обособленного водопользования, исключающие использование водных объектов или их частей другими лицами Водным кодексом Российской Федерации предусмотрены особые условия.

В соответствии с положениями статей 9, 11 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 данного Кодекса. Право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным данным Кодексом и другими федеральными законами. На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: 1.забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 данного Кодекса; 2. использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 данной статьи; 3. производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Согласно статье 12 Водного кодекса РФ по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом и не противоречит существу договора водопользования. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Кроме того, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 данной статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях, в том числе, сброса сточных вод (пункт 2 части 3 статьи 11 ВК РФ).

Озеро «Бекан» принадлежит на праве собственности Министерству природных ресурсов и экологии РСО-Алания и находится в хозяйственном ведении государственного бюджетного учреждения по охране, воспроизводству и регулированию объектов животного мира, водных биологических ресурсов «Беркут».

Согласно информации Министерства природных ресурсов и экологии РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ир-Фиш» решение о представлении водного объекта - озеро «Бекан» в пользование не выдавалось.

Таким образом, в нарушение части 1 статьи 9, пункта 2 части 3 статьи 11, части 1 статьи 23, части 1 статьи 44 ВК РФ, при осуществлении производственной деятельности ООО «Ир-Фиш» допустило пользование водным объектом - озеро «Бекан» без документов, на основании которых возникает право пользования объектом или его частью, а именно в отсутствие действующего решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью размещение понтонов с садками для содержания рыбной аквакультуры, в частности форели.

Выявленные нарушения закона, кроме прочего, создают реальную угрозу невосполнимой утраты уникальных памятников природы, ухудшения их экологического состояния, гибели животного и растительного мира, влекут бесконтрольное и неэффективное использование природных объектов, препятствуют решению задач по сохранению особо ценных экологических систем, создают благоприятные условия для коррупционных проявлений. Просила заявленные требования удовлетворить.

Представитель ООО «Ир-Фиш» - ФИО4 в судебном заседании требования истца не признал, при этом пояснил, что ООО «Ир-Фиш» не осуществляет разведение рыбы на озере «Бекан», кроме того, садки, принадлежащие ООО «Ир-Фиш», ранее расположенные на акватории озера «Бекан», в настоящее время демонтированы. Просил в удовлетворении требований истца отказать.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой <адрес> РСО-Алания проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района осуществлен выезд на озеро «Бекан», в ходе которого установлено, что ООО «Ир-Фиш» используется озеро Бекан, расположенное на территории <адрес> под размещение понтонов с садками для содержания рыбной аквакультуры, в частности форели, в отсутствие решения о предоставлении водного объекта для этих целей.

Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ «О памятниках природы Республики Северная Осетия-Алания» утвержден перечень памятников природы Республики Северная Осетия-Алания, в котором под числиться урочище «Бекан».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ (далее - Федеральный закон №33-ФЗ) законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 27 Федерального закона №33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов природнозаповедного фонда.

В силу статьи 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственно-сти Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи, а именно: Прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.

Часть 1 статьи 38 Водного кодекса Российской Федерации подразделяет водопользование на совместное и обособленное, исходя из условий предоставления водных объектов в пользование.

Совместное водопользование предполагает право других лиц на доступ и ис-пользование водного объекта или его части для различных целей.

Для получения права на осуществление обособленного водопользования, ис-ключающие использование водных объектов или их частей другими лицами Водным кодексом Российской Федерации предусмотрены особые условия.

В соответствии с положениями статей 9, 11 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 данного Кодекса. Право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным данным Кодексом и другими федеральными законами. На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: 1.забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 данного Кодекса; 2. использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 данной статьи; 3. производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Согласно статье 12 Водного кодекса РФ по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом и не противоречит существу договора водопользования. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Кроме того, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 данной статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях, в том числе, сброса сточных вод (пункт 2 части 3 статьи 11 ВК РФ).

Озеро «Бекан» принадлежит на праве собственности Министерству природных ресурсов и экологии РСО-Алания и находится в хозяйственном ведении государственного бюджетного учреждения по охране, воспроизводству и регулированию объектов животного мира, водных биологических ресурсов «Беркут».

Согласно информации Министерства природных ресурсов и экологии РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ир-Фиш» решение о представлении водного объекта - озеро «Бекан» в пользование не выдавалось.

Таким образом, в нарушение части 1 статьи 9, пункта 2 части 3 статьи 11, части 1 статьи 23, части 1 статьи 44 ВК РФ, при осуществлении производственной деятельности ООО «Ир-Фиш» допустило пользование водным объектом - озеро «Бекан» без документов, на основании которых возникает право пользования объектом или его частью, а именно в отсутствие действующего решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью размещение понтонов с садками для содержания рыбной аквакультуры, в частности форели.

Выявленные нарушения закона, кроме прочего, создают реальную угрозу невосполнимой утраты уникальных памятников природы, ухудшения их экологического состояния, гибели животного и растительного мира, влекут бесконтрольное и неэффективное использование природных объектов, препятствуют решению задач по сохранению особо ценных экологических систем, создают благоприятные условия для коррупционных проявлений.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что требования прокурора являются законными и обоснованными.

Между тем, учитывая то, что на момент принятия решения судом, требование прокурора об обязании ООО «Ир-Фиш» вывести с озера «Бекан» рыбу и освободить участок акватории озера Бекан, расположенного в <адрес> путем демонтажа садков для содержания рыбной аквакультуры исполнено, суд считает, исковые требования в этой части следует оставить без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> РСО-Алания, удовлетворить частично.

Признать незаконным действия «Ир-Фиш» ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрированное по адресу: РСО-Алания, район Ардонский, <адрес> офис 5 по использованию озера «Бекан», расположенного на территории <адрес> под размещение понтонов с садками для содержания рыбной аквакультуры, в частности форели, в отсутствие решения о предоставлении водного объекта для этих целей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РСО-Алания в течение месяца, со дня его принятия в окончательной форме.

Судья З.М. Ачеев

Копия верна: