Дело № 2 - 109/2021Поступило в суд 11.02.2021 г.
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
«19» апреля 2021 года р.п. Сузун
Сузунский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Попова А.Н.
при секретаре Кузнецовой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иванова ФИО9 к ГУ МВД России по <адрес> и Отделу МВД России по <адрес> о признании расчета о выслуги лет незаконным, обязании произвести перерасчет и включить в выслугу лет периоды службы в льготном исчислении, обязании назначить пенсию с учетом выслуги лет в льготном исчислении,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ МВД России по <адрес> и Отделу МВД России по <адрес> об обязании произвести перерасчет и включить в выслугу лет периоды службы в льготном исчислении, указав, что он проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Приказом Отдела МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с уволен со службы в органах внутренних дел, по должности: прапорщик полиции, помощника дежурного группы режима спецчасти изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отдела МВД России по <адрес>, по ст.82 части 2 пункту 11 (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) ДД.ММ.ГГГГ Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также по выслуги лет, дающей право на получение пенсии. При этом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу стажером по должности милиционера охранно-конвойной службы конвойной группы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Сузунского РОВД, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ льготные исчисления не установлены. Указанные должности напрямую связаны с охраной и конвоированием подозреваемых и обвиняемых. Согласно приказу ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организационно-штатных вопросах». Выслуга лет на день увольнения составляет в календарном исчислении 23 года 03 месяца, в льготном исчислении 31 год 06 месяцев. С данным расчетом выслуги лет он не согласен, поскольку периоды его службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитаны в стаж службы в календарном исчислении. Полагает, что в соответствии с абз.45 подп.«г» п.3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской от ДД.ММ.ГГГГ№ данные периоды следовало засчитать в стаж службы как один месяц за полтора месяца службы, поскольку он осуществлял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Ответчиком выслуга лет за указанный период рассчитана в календарном порядке в виду отсутствия в Перечне, утвержденном приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№. В соответствии со ст.ст.1,18 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии указанным лицам определяется Правительством Российской Федерации. В силу абз.45 подп.«г» п.3 Постановления Совета Министров – Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца предоставлено сотрудникам в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей, по которым связано с непосредственным конвоированием подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений – с ДД.ММ.ГГГГ по Перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации. При этом абз.45 подп.«г» п.3 Постановления № в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, действующей до ДД.ММ.ГГГГ, не предусматривал такое дополнительное условие, необходимое для исчисления выслуги лет в льготном порядке как «По перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации». Приказом МВД России № от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей, по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ и до утверждения Перечня единственным необходимым условием исчисления выслуги лет в льготном порядке являлась служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в должностях связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, то не включение указанного периода службы в расчет в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца существенно нарушают его права на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии. Просит обязать Отдел МВД России по <адрес> произвести перерасчет выслуги лет в льготном исчислении, засчитав периоды службы из расчета один месяц службы за полтора месяца службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в периоды прохождения им службы в должностях: милиционера стажера охранно-конвойной службы конвойной группы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отдела внутренних дел <адрес> и милиционера охранно-конвойной службы конвойного отделения изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Сузунского РОВД.
Согласно уточненному исковому заявлению от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 просит расчет Отдела МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении него о выслуге лет для назначения пенсии за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным. Обязать Отдел МВД России по <адрес> произвести ФИО1 расчет выслуги лет для назначения пенсии в льготном исчислении за периоды службы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности стажера по должности милиционера охранно-конвойной службы конвойной группы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности милиционера охранно-конвойной службы конвойной группы изолятора временного содержания отдела внутренних дел <адрес>, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел <адрес>, исходя из расчета один месяц службы за полтора месяца в органах внутренних дел. Обязать ГУ МВД России по <адрес> назначить ФИО1 пенсию с учетом расчета выслуги лет в льготном исчислении за периоды службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ГУ МВД России по <адрес> осуществить перерасчет и выплату пенсии с учетом выслуги лет в льготном исчислении за периоды службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с момента ее назначения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные уточненные требования поддержал по доводам изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОМВД России по <адрес>ФИО3 в судебном заседании исковые требования полагает не подлежащими удовлетворению, поскольку занимаемые истцом должности не входили в перечень должностей для исчисления льготного стажа. Кроме того она поддерживает свои письменные возражения на исковое заявление.
Согласно письменных возражений на исковое заявление представителя ответчика ОМВД России по <адрес>ФИО1 предъявлен иск к ОМВД России по <адрес> о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет в льготном исчислении. Отдел МВД России иск не признает, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме по следующим основаниям: в исковом заявлении истец ссылается на приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляется право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий». В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истец занимал должность милиционера стажера охранно-конвойной службы конвойной группы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, милиционера охранно-конвойной службы охранно-конвойной службы конвойной группы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Сузунского РОВД. В разделе 2 Перечня перечислены должности, введенные до ДД.ММ.ГГГГ, данным Перечнем не предусмотрены занимаемые истцом должности, при этом в перечне указан взвод (отделение), а истец проходил охранно-конвойную службу в конвойной группе изолятора временного содержания. Для приобретения сотрудником права на льготное исчисление периодов службы необходимо наличие совокупности следующих условий: прохождение службы в должностях в изоляторах временного содержания и в конвойных подразделениях милиции, полиции, прямое наличие данных должностей в Перечне, установленном МВД России, а также непосредственное осуществление функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; доказательств, подтверждающих непосредственное выполнение истцом обязанностей по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых, не предусмотрено. В связи с изложенным и на основании ст.149 ГК РФ просит отказать истцу в удовлетворении требований в полном объеме
Представитель ответчика ГУ МВД России по <адрес>ФИО4 в судебном заседании исковые требования полагает не подлежащими удовлетворению, поскольку занимаемые истцом должности не входили в перечень должностей для исчисления льготного стажа. Истец не представил суду доказательств в подтверждение заявленных требований. Кроме того она поддерживает письменные возражения на исковое заявление.
Согласно письменных возражений представителя ответчика ГУ МВД России по <адрес>, ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением с учетом уточнения просит признать расчет выслуги лет для назначения пенсии от ДД.ММ.ГГГГ Отдела МВД России по <адрес> незаконным, обязать ГУ МВД России по <адрес> (далее ГУ) включить в выслугу лет для назначения пенсии период службы в льготном исчислении из расчета один месяц за полтора месяца в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера стажера охранно-конвойной службы группы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отдела внутренних дел <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера охранно-конвойной службы конвойного отделения изолятора временного содержания Отдела внутренних дел <адрес>. Обязать ГУ произвести перерасчет пенсии. Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ-342) регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с: Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Частью 1 статьи 38 ФЗ-342 установлено, что стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячно надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия. Частью 5 статьи 38 ФЗ-342 установлено, что порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет и ежемесячной надбавки за стаж (выслугу лет), для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий и зачет в стаж службы в органах внутренних дел в периодов, указанных в настоящей статье, и иных периодов устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России определен в Инструкции по организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Инструкция). Пунктом 3 Инструкции установлено, что пенсионное обеспечение пенсионеров МВД России в системе МВД России осуществляется отделом пенсионного обеспечения пенсионеров центрального аппарата Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий Министерства внутренних дел Российской Федерации, центрами пенсионного обслуживания, отделами (отделениями, группами) пенсионного обслуживания центров финансового обеспечения территориальных органов МВД России на региональном уровне во взаимодействии с кадровыми, финансовыми, медицинскими, правовыми подразделениями системы МВД России. Согласно пункту 6 Инструкции кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника проверяются данные о прохождении им службы (военной службы), уточняются и подтверждаются периоды службы (военной службы), подлежащие зачету на льготных условиях, после чего оформляется расчет выслуги лет для назначения пенсии (приложение № к Инструкции), который согласовывается с пенсионным органом и предоставляется на ознакомление сотруднику под роспись. Согласно пункту 11 Инструкции с целью исключения ошибки в расчете выслуги лет для назначении пенсии кадровое подразделение до увольнения сотрудника со службы согласовывает с пенсионным органом предварительный расчет выслуги лет. Документы о назначении пенсии представляются кадровыми подразделениями в пенсионные органы не позднее 10 дней со дня подачи сотрудником либо членом семьи погибшего (умершего) сотрудника заявления о назначении пенсии (приложение № к Инструкции) (пункт 12 Инструкции). Учитывая изложенное ГУ не осуществляло расчет выслуги лет заявителю, и не наделено полномочиями по осуществлению данного расчета, т.к. ФИО1 не состоял в трудовых отношениях с ГУ. ГУ осуществляет пенсионное обеспечение заявителя. В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывается на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с ДД.ММ.ГГГГ по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации. В целях реализации названной нормы ДД.ММ.ГГГГ издан приказ МВД России № «Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которые предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий» (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №). В настоящее время названный приказ МВД России утратил силу в связи с изданием приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий» (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер №) (далее – Перечень). Право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий имеют сотрудники, замещающие должности, поименованные в Перечне. Согласно послужному списку истец проходил службу в органах внутренних дел (спорные периоды): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера стажера охранно-конвойной службы группы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отдел внутренних дел <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера охранно-конвойной службы конвойного отделения изолятора временного содержания Отдела Внутренних дел <адрес>. Указанные должности отсутствуют в указанном перечне в связи с чем, спорный период не может быть включен в выслугу лет в льготном исчислении. Более того, период нахождения в должности стажера не может быть включен в стаж в льготном исчислении по следующим основаниям: согласно статье 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции» служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона. Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1 ФЗ-342 служба в органах внутренних дел – федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее – граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее – органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Должности в органах внутренних дел – должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее – федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), его территориальных органах, подразделениях и службах. В силу части 1 статьи 10 ФЗ-342 сотрудник органов внутренних дел – гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава. Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции» сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 настоящего Федерального закона. В соответствии со статьей 24 ФЗ-342 для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 настоящей статьи. На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания. Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. Стажеру в период испытания не разрешается ношение и хранения огнестрельного оружия. Запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо, когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел (выслуга лет). В заявленные для исчисления в льготном порядке периоды службы истца в качестве стажера по соответствующей должности действовало Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Положение о службе). Согласно статье 1 Положения о службе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. В соответствии со ст.12 Положения о службе для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в милицию, испытательный срок обязателен. На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения. Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органы внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации. Из приведенных нормативных положений и в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, поступивший на службу в качестве стажера по соответствующей должности, не может считаться сотрудником органов внутренних дел или сотрудником полиции до момента назначения на должность и присвоении специального звания. Поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 не был назначен на должность и ему не было присвоено специальное звание, сотрудником органов внутренних дел в указанный период он не являлся. Период службы в качестве стажера по соответствующей должности является трудовой деятельностью, а не служебной, в связи с чем, к этому периоду не могут в полном объеме применяться нормы закона, регулирующие служебные отношения в органах внутренних дел, в том числе отношения, связанные с пенсионным обеспечением и расчетом выслуги лет. Стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном статьей 38 ФЗ-342. В силу пункта 11 части 2 статьи 38 ФЗ-342 в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается срок испытания при поступлении гражданина на службу в органы внутренних дел. Согласно пункту 1 части 3 статьи 38 ФЗ-342 в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 38 ФЗ-342 в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются для назначения пенсии за выслугу лет – периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи (в календарном или льготном исчислении). В силу подпунктов «в» и «г» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьях в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитываются на льготных условиях периоды службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных. Таким образом, изложенные нормы не дают оснований для включения периода службы в качестве стажера по должности в выслугу лет в льготном исчислении. Периоды службы в качестве стажера по соответствующим должностям могут быть включены в выслугу лет только в календарном исчислении (пункт 11 части 2 и пункт 1 части 4 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ). Аналогичную позицию изложил Верховный Суд в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-КГ16-12. Учитывая изложенное просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав объяснения истца, представителей ответчиков, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" (далее также - Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1)
В статье 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности, это лица рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО5 пояснил, что работал совместно с истцом ФИО1 около двадцати лет. Они вместе с истцом работали, осуществляли охрану и конвоирование обвиняемых и подозреваемых, в том числе осуществляя этапы в суды. Он сам был аттестованным сотрудником, а истец первоначально пришел стажером. Служба истца в указанные им периоды была связана с непосредственным выполнением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО6 пояснил, что работал в указанные периоды совместно с истцом ФИО1 на должности дежурного по ИВС ОВД <адрес>. Работали с тем вместе с начала 2002, сам он работал с 1982 года, а в 2002 туда устроился работать истец, вначале тот работал стажером, а затем того аттестовали. Они вместе с истцом заступали в наряды по сменам, иногда вечером, иногда утром. Раньше с 09 часов 00 минут смены были, потом с 08 часов. В должностные обязанности истца входило принять смену, в том числе присмотр за заключенными, по охране подозреваемых и задержанных в совершении преступлений, административно осужденных и задержанных. Служба истца в указанные им периоды была связана с охраной подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. При этом их с периодичностью раз или два раза в неделю по распоряжению начальника изолятора временного содержания в дни отдыха привлекали для конвоирования обвиняемых и подозреваемых в суд, а также они занимались конвоированием и в СИЗО, что отражалось в журнале конвоирования – журнале выводов. Считает, что истец фактически исполнял должностные обязанности дежурного ИВС, но писалось, что помощника дежурного ИВС, хотя должностные инструкции истца он не видел, те хранились в кадрах. После ознакомления с приказами о назначении на должности истца свидетель утверждал, что истец работал не помощником дежурного, а фактически исполнял его обязанности. Он с тем вместе в сменах работал. Разница между милиционером и помощником дежурного изолятора временного содержания у них заключалась в том, что милиционер занимался конвоированием и этапированием, а помощник охраной. Так получилось, что людей не хватало.
Согласно уведомлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» № от ДД.ММ.ГГГГ ему назначена пенсия за выслугу лет (31 лет) с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).
Согласно приказу Отдела МВД России по <адрес>№ л/с от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», расторгнут контракт и уволен со службы в органах внутренних дел, прапорщик полиции ФИО1, помощник дежурного группы режима спецчасти изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отдела МВД России по <адрес>, по ст.82 части 2 пункта 11 (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником), ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет на день увольнения составляет: в штатном исчислении и для выплаты единовременного пособия 23 года 03 месяца, в льготном исчислении 31 год 06 месяцев (л.д.).
Согласно справке Отдела МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, прапорщик полиции в отставке ФИО1, бывший помощник дежурного группы режима спецчасти изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отдела МВД России по <адрес>, проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу стажером по должности милиционера охранно-конвойной группы изолятора временного содержания отдела внутренних дел <адрес>, в данный период льготное исчисление не установлено. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания отдела внутренних дел <адрес>, в данный период льготное исчисление не установлено (л.д.).
Согласно расчету от ДД.ММ.ГГГГ календарная выслуга ФИО1 составила 23 года 03 месяца 07 дней, льготная выслуга составила 31 год 06 месяцев 19 дней. К периодам службы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ применен коэффициент льготной выслуги - 1,00. К периоду службы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ применен коэффициент льготной выслуги - 1,50 (л.д.).
Согласно копии паспорта ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ года рождения в поселке Черный-<адрес>. Зарегистрирован в праве проживания в <адрес><адрес> (л.д.).
Согласно копии трудовой книжки истца, ФИО1 служил в органах внутренних дел непрерывно 23 года 03 месяца. Уволен по п.11 ч.2 ст.82 (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) ДД.ММ.ГГГГ ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в ОВД РФ» (л.д.).
Согласно расчету выслуги лет, на пенсию календарная выслуга прапорщика полиции ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ составила в календарном исчислении 23 года 03 месяца 07 дней, в льготном исчислении составила 31 год 06 месяцев 19 дней, всего 31 года 06 месяцев 05 дней. К периодам службы стажером по должности милиционера охранно – конвойной службы конвойной группы изолятора временного содержания Отдела внутренних дел <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, в должности милиционера охранно – конвойной службы изолятора временного содержания Отдела внутренних дел <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ и в должности милиционера охранно – конвойной службы изолятора временного содержания Отдела внутренних дел <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ применен коэффициент льготной выслуги - 1,00. К периоду службы в должности милиционера отделения охраны, конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отдела внутренних дел <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ применен коэффициент льготной выслуги - 1,50 (л.д.).
Согласно справке Отдела внутренних дел <адрес> представить должностные инструкции (должностные регламенты) ФИО1 не представляется возможным в связи с их уничтожением (л.д.).
Согласно архивной выписке из приказа № УВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено штатное расписание отдела внутренних дел <адрес> согласно которому в его состав входит изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых, в котором предусмотрены две должности милиционера охранно – конвойной службы, в состав которого также входит конвойная группа, в которой предусмотрены четыре должности милиционера охранно – конвойной службы (л.д.).
Согласно архивной выписке из приказа № ГУВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено штатное расписание отдела внутренних дел <адрес> согласно которому в его состав входит изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых, в котором предусмотрены шесть должностей милиционера охранно – конвойной службы (л.д.).
Согласно приказу ОВД <адрес>№ л/с от ДД.ММ.ГГГГФИО1, прошедший испытательный срок, назначен на должность милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания отдела внутренних дел <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, присвоено ему специальное звание старший сержант милиции (л.д.).
Согласно приказу ОВД <адрес>№ л/с от ДД.ММ.ГГГГ в пункт приказа начальника ОВД <адрес>№ л/с от ДД.ММ.ГГГГ, касающийся назначения ФИО1 внесены дополнения после слов «милиционера охранно – конвойной службы» дополнено словами «конвойной группы» (л.д.).
Согласно приказу ОВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с в соответствии с приказом ГУВД <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационно-штатных вопросах» с ДД.ММ.ГГГГ назначен старший сержант милиции ФИО1 на должность милиционера охранно-конвойной службы ИВСПиО отдела внутренних дел <адрес>, по контракту сроком на 3 года, с освобождением от должности милиционера охранно-конвойной службы конвойной группы ИВС того же отдела (л.д.).
Согласно копии журнала приема-сдачи дежурств за 2002 год: ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ неоднократно заступал на службу в ИВС Сузунского РОВД в составе наряда с ФИО6, при этом ими принималось под охрану лица, в том числе следственно арестованные и задержанные в порядке ст.122 УПК РФ (л.д.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 690 в пп."г" п.3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" был введен абзац, в соответствии с которым в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях (из расчета один месяц службы за полтора месяца) служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 684, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, указанный абзац дополнен указанием на то, что служба в указанных подразделениях засчитывается в выслугу лет в льготном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 640 утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, который утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 868 «Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий».
Из вышеприведенных положений, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П, о том, что у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ и до принятия перечня должностей, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации для исчисления выслуги лет в льготном порядке, необходимым условием исчисления выслуги лет в льготном порядке являлась служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Данное обстоятельство определялось исходя из закрепленных и фактически исполняемых должностных обязанностей сотрудника.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
При этом, наименование должностей в расчете выслуги лет истца ФИО1 не соответствует наименованию должностей в соответствии с приказами о назначении на должности и утверждению штатных расписаний, так в период службы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в расчете указано, что истец был назначен на должность милиционера охранно – конвойной службы изолятора временного содержания отдела внутренних дел <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ на должность милиционера охранно – конвойной службы изолятора временного содержания отдела внутренних дел <адрес>. Вместе с тем как следует из исследованных в судебном заседании приказов о назначении на должности истца и утверждении штатных расписаний, в указанные периоды истец был назначен на должности с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ милиционера охранно – конвойной службы конвойной группы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел <адрес>, и с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ милиционера охранно – конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел <адрес>.
Оценивая представленные доказательства (в том числе, сведения содержащиеся в журнале приема – сдачи дежурств, показания свидетелей ФИО5 и ФИО6, в том числе, что истец исполнял аналогичные функции как в период стажировки так и после нее и др.) по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что факт непосредственного осуществления истцом в спорные периоды функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений нашел свое подтверждение в судебном заседании, в связи с чем имеются правовые основания для включения в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении периода службы истца с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку период начиная с ДД.ММ.ГГГГ истцу зачтен ответчиками в выслугу лет в льготном исчислении. При этом суд учитывает, что стороной ответчиков не представлено доказательств, которые бы опровергали объяснения истца, представленные им доказательства о выполнении в спорный период обязанностей по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Кроме того, то обстоятельство что должность истца в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ должна быть указана, как «милиционер охранно-конвойной службы конвойной группы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых», а фактически указана работодателем истца в приказе о назначении на должность, как «милиционер охранно-конвойной службы конвойной группы изолятора временного содержания» не могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований истца, поскольку не свидетельствуют о том, что истцом не выполнялись функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, несоответствие наименования должности в указанный период штатному расписанию ОВД <адрес> имеющемуся в материалах дела, то есть не полное ее наименование допущено работодателем истца, то есть ответчиком, при издании приказов и не должно нарушать права истца на исчислении спорного периода службы в льготном исчислении.
Таким образом, судом установлено, что должности истца назывались с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ милиционер охранно – конвойной службы конвойной группы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ милиционера охранно – конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел <адрес>.
В Перечнях, утвержденных приказом МВД № от ДД.ММ.ГГГГ и приказом МВД № от ДД.ММ.ГГГГ, данное наименование должностей не указано, а указаны – полицейский (милиционер) изолятора временного содержания и полицейский (милиционер) взвода (отделения) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания.
Указанное расхождение в наименовании должностей не может служить основанием для отказа в расчете истцу пенсии за спорные периоды на льготных условиях, поскольку названия его должностей являются более конкретными и подтверждают характер выполняемых им служебных обязанностей в указанных выше должностях.
Указанный вывод суда согласуются и в том числе с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной решение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № АКПИ12-1138, согласно которой отделение, группа охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, созданные в горрайоргане внутренних дел, имеющем изолятор временного содержания, во всех случаях является структурной частью изолятора временного содержания, а сотрудники органа внутренних дел, проходившие службу в таком взводе (отделении) в должностях, предусмотренных подразделом "Взвод (отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания" (строки 14 - 19) Перечня должностей, имеют право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
В связи с изложенным, доводы представителей ответчиков о том, что в спорный период истец нес службу в должностях, не предусмотренных Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий утвержденным приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ и Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденным приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№, не могут быть приняты судом во внимание и отклоняются как несостоятельные, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Поскольку обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, не наступили после назначения Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> пенсии, а объективно существовали по состоянию на дату ее назначения, однако в результате неверного расчета выслуги лет истца размер пенсии был определен неправильно. Настоящий иск основан не на факте возникновения после назначения пенсии обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размера пенсии, а на факте нарушения пенсионных прав истца в результате неправомерных действий ответчиков по невключению в выслугу лет спорных периодов в льготном исчислении. В этой связи, с учетом положений ч.2 ст.58 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" о том, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, суд полагает обоснованным возложить на Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> обязанность произвести перерасчет и назначить пенсию за выслугу лет с учетом вышеуказанного периода с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как один месяц службы за полтора месяца службы с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня назначения пенсии.
При этом, суд не может согласиться с доводами истца ФИО1 о наличии правовых оснований для включения в расчет выслуги лет периода его службы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ стажером по должности милиционера охранно-конвойной службы конвойной группы изолятора временного содержания отдела внутренних дел <адрес> в льготном исчислении, поскольку находит их ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ). Вопросы прохождения службы сотрудниками милиции в спорный период регулировались нормами Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1026-1 "О милиции", утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции". Вопросы прохождения службы сотрудниками полиции также регулируются нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции". Согласно статье 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции" служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона. Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Должности в органах внутренних дел - должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах.
В соответствии с ч.1 ст.17 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1026-1 "О милиции" сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции.
Согласно ч.4 ст.19 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1026-1 "О милиции" для поступающего в милицию устанавливается испытательный срок от трех до шести месяцев в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую он поступает. В период испытательного срока указанное лицо является стажером по должности.
В силу ч.1 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О полиции" сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава. Согласно ч.1 ст.25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции" сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 настоящей статьи. На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания. Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. Стажеру в период испытания не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия. Запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет).
В заявленный для исчисления в льготном порядке период службы истца в качестве стажера по соответствующей должности действовало Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4202-1 (далее - Положение о службе). Согласно статье 1 Положения о службе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. В соответствии со статьей 12 Положения о службе для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в милицию, испытательный срок обязателен. На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения. Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра внутренних дел РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1038 (в редакции Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 1010) был определен порядок прохождения испытательного срока. В силу п.6.1, 6.2, 6.3, 6.5, 6.6 указанного Положения кандидат на службу в органы внутренних дел назначается стажером по должности с испытательным сроком в соответствии с требованиями статьи 12 Положения. Во время испытательного срока осуществляется дальнейшее изучение его деловых и личных качеств. В период испытательного срока стажер, наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности, проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного начальника и наставника из числа опытных сотрудников (работников), назначаемого приказом начальника органа внутренних дел. Стажеру в период испытательного срока не разрешается ношение и хранение табельного огнестрельного оружия. Запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. Стажерам за время испытательного срока выплачивается должностной оклад, предусмотренный штатным расписанием, по занимаемой должности, а также производятся другие выплаты, установленные для соответствующих категорий работников, не имеющих специальных званий. Вопросы, связанные с предоставлением очередного отпуска стажеру во время испытательного срока или при его увольнении, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, поступивший на службу в качестве стажера по соответствующей должности, не может считаться сотрудником органов внутренних дел или сотрудником милиции и полиции до момента назначения на должность и присвоения специального звания.
Поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 не был назначен на должность и ему не было присвоено специальное звание, сотрудником органов внутренних дел в указанный период он не являлся.
Таким образом, период службы в качестве стажера по соответствующей должности является трудовой деятельностью, а не служебной, в связи с чем, к этому периоду не могут в полном объеме применяться нормы закона, регулирующие служебные отношения в органах внутренних дел, в том числе отношения, связанные с пенсионным обеспечением и расчетом выслуги лет.
Стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном статьей 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ.
В силу пункта 11 части 2 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается срок испытания при поступлении гражданина на службу в органы внутренних дел.
Согласно пунктам 2, 3, 4 части 3 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником органов внутренних дел службы во вредных условиях на должностях в органах внутренних дел - по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации; в особых условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи (в календарном или льготном исчислении).
Таким образом, изложенные нормы не дают оснований для включения периода службы истца ФИО1 в качестве стажера по должности милиционера охранно – конвойной службы конвойной группы изолятора временного содержания отдела внутренних дел <адрес> в выслугу лет в льготном исчислении.
Период службы в качестве стажера по соответствующей должности может быть включен в выслугу лет только в календарном исчислении (пункт 11 части 2 и пункт 1 части 4 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ).
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Представители ответчиков иных возражений против иска не заявили, представленные истцом суду доказательства не оспорили.
При этом доводы представителя ответчика ГУ МВД России по <адрес> о недоказанности факта выполнения истцом функций по охране и конвоированию обвиняемых и подозреваемых судом отклоняются, поскольку основной массив письменных доказательств, которые бы могли подтвердить доводы истца (в частности, табели учета рабочего времени, журналы выводов подозреваемых и обвиняемых из камер, путевые журналы конвоя, книги нарядов ИВС и конвоев, должностные инструкции), находится у бывшего работодателя истца – Отдела МВД России по <адрес>, истец лишен возможности самостоятельно представить их суду.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ГУ МВД России по <адрес> и Отделу МВД России по <адрес> о признании расчета о выслуги лет незаконным, обязании произвести перерасчет и включить в выслугу лет периоды службы в льготном исчислении, обязании назначить пенсию с учетом выслуги лет в льготном исчислении, удовлетворить частично.
Признать расчет выслуги лет ФИО1 в органах внутренних дел, произведенный Отделом МВД России по <адрес> незаконным в части включения в него в календарном исчислении периодов службы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера охранно – конвойной службы изолятора временного содержания отдела внутренних дел <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера охранно – конвойной службы изолятора временного содержания отдела внутренних дел <адрес>.
Обязать Отдел МВД России по <адрес> засчитать в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет) в льготном исчислении (один месяц службы за полтора месяца службы) следующие периоды службы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера охранно – конвойной службы конвойной группы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера охранно – конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел <адрес>.
Обязать Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>ФИО1 произвести перерасчет и назначить пенсию за выслугу лет с учетом вышеуказанного периода с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как один месяц службы за полтора месяца службы с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня назначения пенсии.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Сузунский районный суд, в течение одного месяца.
Председательствующий подпись
Копия верна:
Судья А.Н. Попов