Дело № 2-109/2022 (2-1978/2021;)
УИД 28RS0023-01-2021-003344-62
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 января 2022 года город Тында
Тындинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Насветовой Е.И.,
при секретаре Ткаченко И.Р.,
с участием истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителя ответчика Тындинской городской Думы ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Тындинской городской Думе о признании права нарушенным, компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратился в суд с настоящим исковым заявлением к Тындинской городской Думе в обоснование указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в Тындинской городской Думе в должности . На основании распоряжения председателя Тындинской городской Думы от 26 января 2021 года № 12-лс «О назначении дополнительных выплат ФИО1» (далее - Распоряжение № 12-лс) ему не выплачивалась премия за выполнение особо важных и сложных заданий за январь 2021 года, а также снижено ежемесячное денежное поощрение за январь 2021 года на 100% на основании служебной записки председателя Тындинской городской Думы от 25 января 2021 года, в связи с применением к руководителю аппарата Тындинской городской Думы ФИО1 дисциплинарных взысканий в виде замечания и выговора.
Распоряжением председателя Тындинской городской Думы от 13 января 2021 года № 03-лс ФИО1 был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания за совершение дисциплинарного проступка: нарушение подпункта 2.3.4 пункта 3 Раздела II трудового договора от 17 октября 2018 года №15, пункта 3 Раздела 5 Правил внутреннего распорядка работников Тындинской городской Думы, утвержденных распоряжением председателя Тындинской городской Думы от 22 января 2008 года № 02 (в редакции распоряжений от 11 января 2009 года № 01 и от 30 декабря 2016 года № 77), выразившимся в отсутствии на рабочем месте 29 декабря 2020 года с 09 часов 45 минут до 11 часов 00 минут без уважительной причины.
Решением Тындинского районного суда Амурской области от 09 февраля 2021 года по делу № 2-213/2021 распоряжение председателя Тындинской городской Думы от 13 января 2021 года № 03-лс признано незаконным, решение суда вступило в законную силу.
Распоряжением председателя Тындинской городской Думы от 19 января 2021 года № 07-лс ФИО1 был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей, а именно: нарушении порядка работы со служебной информацией и норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения муниципального служащего, в соответствии со статьями 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 27 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Решением Тындинского районного суда Амурской области от 03 марта 2021 года по делу № 2-258/2021 распоряжение председателя Тындинской городской Думы от 19 января 2021 года № 07-лс признано незаконным, решение суда вступило в законную силу.
Решением Тындинского районного суда Амурской области от 09 сентября 2021 года по делу № 2-1015/2021 распоряжение председателя Тындинской городской Думы от 26 января 2021 года № 12-лс «О назначении дополнительных выплат ФИО1» признано незаконным, решение суда вступило в законную силу.
Распоряжениями председателя Тындинской городской Думы в период 2021 года ФИО1 был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
09 сентября 2021 года приказом (распоряжением) № 102-лс от 09 сентября 2021 года истец ФИО1 был уволен по сокращению штата работников организации на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства (распоряжение председателя Тындинской городской Думы от 26 января 2021 года № 12-лс «О назначении дополнительных выплат ФИО1») в дальнейшем привели к снижению (уменьшению) расчета среднего заработка истца ФИО1, за год, вследствие чего истцом недополучены денежные средства при начислении отпускных, а также не верно определена сумма окончательного расчета при увольнении.
В нарушение статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации с истцом ФИО1 в день увольнения не был произведен полный денежный расчет.
Незаконными действиями работодателя истцу ФИО1 причинен моральный вред, который выразился в виде стресса, депрессии, бессонницы. Причиненный истцу моральный вред истцом ФИО1 оценивается в 300 000 рублей.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, просил суд признать нарушенным Тындинской городской Думой в лице председателя Тындинской городской Думы ФИО4 право на получение в день увольнения всех сумм, причитающихся истцу от работодателя; взыскать с Тындинской городской Думы компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей.
Из письменных возражений председателя Тындинской городской Думы ФИО4 следует, что решением Тындинской городской Думы от 14 декабря 2017 года № 671-Р-ТГД-VII был принят нормативно-правовой акт города Тынды от 14 декабря 2017 года № 45-НПА «Об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе» (далее - № 45-НПA). Указанный нормативный правовой акт определяет условия, размеры оплаты труда муниципальных служащих в г. Тынде, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих своп полномочия на постоянной основе. В соответствии со ст.2 нормативного правового акта города Тынды от 14 декабря 2017 года № 45-НПА оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Распоряжением Председателя Тындинской городской Думы от 26 января 2021 года № 12-лс «О назначении дополнительных выплат ФИО1» Тындинской городской Думы снижено ежемесячное денежное поощрение за январь 2021 года на 100%» и принято решение не выплачивать премию за выполнение особо важных и сложных заданий. С данным распоряжением ФИО1 был ознакомлен 28 января 2021 года. Решением Тындинского районного суда от 09 сентября 2021 года по делу 2-1015/2021 распоряжение Председателя Тындинской городской Думы от 26 января 2021 года № 12-лс признано незаконным, решение вступило в силу 19 октября 2021 года, исполнительный лист выдан 27 октября 2021 года. В связи с поступлением 12 ноября 2021 года в Тындинскую городскую Думу уведомления о поступлении в Финансовое Управление администрации г. Тынды исполнительного листа ФИО1 серии ФС № 034740913. денежные средства, указанные в исполнительном листе перечислены ФИО1 25 ноября 2021 года. На основании увеличения средней заработной платы за январь 2021 года сделан перерасчет отпускных и окончательный расчет при увольнении, денежные средства перечислены ФИО1, что подтверждается платежными поручениями №№ 363, 362. 360 от 29 ноября 2021 года. За период с 10 февраля 2021 года по 26 ноября 2021 года произведен расчет процентов (денежной компенсации) в размере 768,01 руб., которые перечислены ФИО1, что подтверждается платежным поручением №364. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Третье лицо председатель Тындинской городской Думы ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд, с учетом мнения сторон, не возражавших относительно рассмотрения дела в отсутствие третьего лица, определил рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании истец ФИО1 настаивал на доводах искового заявления. Дополнительно пояснил, что только после подачи иска ответчик перечислил ему недоначисленную заработную плату, поскольку если бы иск не был предъявлен, то перерасчет не был бы произведен. В уточненном исковом заявлении указано, что расчет произведен по состоянию на 26 ноября 2021 года, в то время как фактически оплата была 29 ноября 2021 года, то есть через 3 дня, однако он не настаивает на взыскании задолженности за период с 27 ноября по 29 ноября2021 года.
Представитель истца ФИО2 настаивала на доводах искового заявления. Дополнительно пояснила, что истец каждый раз обжаловал все действия Думы, добиваясь защиты своих прав. Ответчик должен был выплатить все суммы при увольнении, а не ждать решения суда. Полагала, что именно решение по делу № 2а-1860/2021 повлияло на выплату.
Представитель ответчика ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований. Суду пояснила, что предметом спора является признание права на получение в день увольнения всех сумм. Считает, что данное право не нарушено, в день увольнения было выплачено все, что причиталось. Компенсация не была выплачена в связи не вступлением решения суда в силу. Право истца на получение денежных средств не нарушено.
Выслушав объяснения истца, его представителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что распоряжением Председателя Тындинской городской Думы № 68 от 17 октября 2018 года ФИО1 принят на главную должность муниципальной службы Тындинской городской Думы 17 октября 2018 года на неопределенный срок с окладом согласно штатному расписанию (п. 1 распоряжения). Согласно п. 3 распоряжения размер ежемесячных и дополнительных выплат устанавливается распоряжением Председателя Тындинской городской Думы согласно нормативному правовому акту от 14.12.2017 №45-НПА «Об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе», принятому решением Тындинской городской Думы от 14.12.2017 № 671-Р-ТГД- VI.
17 октября 2018 года между Тындинской городской Думой и ФИО1 заключен трудовой договор № 15 о прохождении муниципальной службы, в соответствии с п.1.1. которого муниципальный служащий замещает главную должность муниципальной службы руководителя аппарата Тындинской городской Думы. В соответствии с п. 5.1. трудового договора организация обязуется выплачивать муниципальному служащему заработную плату в размере: оклад в размере 5 741 рубль; надбавки, размер которых устанавливается распоряжением Председателя Тындинской городской Думы согласно нормативному правовому акту от 14 декабря 2017 года № 45-НПА «Об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе», принятому решением Тындинской городской Думы от 14 декабря 2017 года № 671-Р-ТГД- VI: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячная премия за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение; ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин; материальная помощь; единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; районный коэффициент; северные надбавки.
Приказом Председателя Тындинской городской Думы от 09 сентября 2021 года №102-лс действие трудового договора от 17 октября 2018 года №15 прекращено, руководитель аппарата Тындинской городской Думы ФИО1 уволен в связи с сокращением штата работников организации на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
В этот же день, согласно расчётному листу ФИО1 была перечислена денежная сумма в размере 93 903,93 рубля, в том числе заработная плата за месяц в размере 3 447,27 рублей, а также компенсация при увольнении в размере 90 456,66 рублей с указанием – увольнение, межрасчет (Банк, вед. №54 от 09.09.2021 г.).
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением ФИО1, уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования и ссылаясь на то, что, несмотря на то, что ответчик перевел недоплаченные денежные средства после подачи им искового заявления, в установленный законом срок все причитающиеся ему денежные средства на момент увольнения выплачены не были, просил признать действия ответчика в части своевременной выплаты причитающихся ему денежных средств при увольнении незаконным, взыскать компенсацию морального вреда.
Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (абзацы седьмой, пятнадцатый, шестнадцатый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Этому праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Частью 1 статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей сроки расчета с работником при увольнении, предусмотрено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Согласно части 1 статьи 142 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с данным кодексом и иными федеральными законами.
Правила материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, содержатся в статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм (часть 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что работодатель несет обязанность по выплате работнику заработной платы в установленные законом или трудовым договором сроки.
В случае нарушения установленного срока выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить работнику задолженность по заработной плате с уплатой процентов. Обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более начисленных и задержанных выплатой сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора, то есть нарушение работодателем трудовых прав работника задержкой выплаты ему начисленной заработной платы имеет длящийся характер.
При прекращении трудового договора в день увольнения работника производится выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, в том числе и задолженности по заработной плате с процентами за задержку ее выплаты, если ранее эта задолженность не была погашена.
Обращаясь с иском ФИО1 указывает на то, что при увольнении истцу не был произведен полный денежный расчет в связи с тем, что несмотря на то, что вступившими в законную силу решениями судов от 09 февраля 2021 года и 03 марта 2021 года приказы о применении к истцу дисциплинарного взыскания, послужившие основанием для принятия распоряжения от 26 января 2021 года №12-лс о невыплате ФИО1 премии за выполнение особо важных и сложных заданий за январь 2021 года, снижении ежемесячного денежного поощрения за январь 2021 года на 100%, признаны незаконными, распоряжение от 26 января 2021 года №12-лс председателем Тындинской городской Думы не было отменено для того, чтобы в дальнейшем повлиять на снижения расчета среднего заработка истца за год.
Порядок исчисления заработной платы определен статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных названным кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат (часть 2 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации).
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале по 28-е (29-е) число включительно) (часть 3 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации).
Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) (часть 4 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации).
Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 7 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее - Положение), которым в том числе определены виды выплат, применяемых у работодателя, которые учитываются для расчета среднего заработка, порядок и механизм расчета среднего заработка, включая порядок расчета этого заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска.
Денежное содержание муниципального служащего Амурской области в соответствии Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» определяет Закон Амурской области от 30 июня 2008 года № 74-ОЗ (ред. от 20 июля 2012 года) «Об оплате труда муниципальных служащих в Амурской области» (принят Законодательным Собранием Амурской области 19 июня 2008 года).
В соответствии со ст. 1 указанного закона, денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (пункт 1).
В соответствии с пунктом 2 ст. 1 Закона Амурской области от 30 июня 2008 года № 74-ОЗ к дополнительным выплатам относятся:
1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе;
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;
3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
5) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
6) ежемесячное денежное поощрение;
7) материальная помощь;
8) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд (в случае установления муниципальным правовым актом).
Муниципальному служащему могут производиться иные выплаты (надбавка за ученую степень, надбавка за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющего высшее юридическое образование), предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и области ( п. 3 ст. 1).
Решением Тындинской городской Думы от 14.12.2017 N 671-Р-ТГД-VI принят нормативный правовой акт города Тынды от 14.12.2017 N 45-НПА «Об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе» (далее - нормативный правовой акт города Тынды от 14.12.2017 N 45-НПА).
Порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин, надбавки за ученую степень, материальной помощи и других выплат устанавливается согласно приложению N 3 к настоящему нормативному правовому акту (пункт 4 ст. 3).
Приложением N 3 к нормативному правовому акту города Тынды от 14 декабря 2017 г. N 45-НПА определен порядок выплаты муниципальным служащим города Тынды дополнительных выплат, в том числе разделом VI условия и порядок установления и выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий, разделом VII условия и порядок установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения.
В соответствии с п. 6.2. Положения о дополнительных выплатах муниципальным служащим (приложение № 3 (в ред. нормативного правового акта города Тынды от 09.10.2018 N 4-НПА) выплата премии за выполнение особо важных и сложных заданий производится муниципальным служащим ежемесячно в размере 25 процентов от должностного оклада муниципального служащего по результатам работы за текущий период с учетом обеспечения задач и функций органа местного самоуправления. Размер премии может быть снижен по предложению непосредственного или вышестоящего руководителя муниципального служащего с указанием основания для снижения установленного размера премии.
В случаях применения дисциплинарного взыскания у муниципального служащего не наступает право на получение премии за выполнение особо важных и сложных заданий (п. 6.7 Положения).
В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Решением Тындинского районного суда от 09 сентября 2021 года исковые требования ФИО1 к Тындинской городской Думе, председателю Тындинской городской Думы ФИО4 о признании действий незаконными, признании распоряжения незаконным, взыскании недоплаченной заработной платы, компенсации за нарушение сроков выплаты, компенсации морального вреда удовлетворены частично. Распоряжение председателя Тындинской городской Думы от 26 января 2021 года №12-лс «О назначении дополнительных выплат ФИО1» признано незаконным. С Тындинской городской Думы в пользу ФИО1 взыскана недоплаченная заработная плата в сумме 43 975 рублей 80 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей, компенсацию в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации в сумме 3 336 рублей 30 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Указанное решение суда вступило в законную силу 19 октября 2021 года.
В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Указанным выше решением суда установлено, что решением Тындинского районного суда Амурской области от 9 февраля 2021 года распоряжение председателя Тындинской городской Думы от 13 января 2021 года № 03-лс о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде замечания признано незаконным; решением Тындинского районного суда Амурской области от 3 марта 2021 года распоряжение председателя Тындинской городской Думы № 07-лс от 19 января 2021 года о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде выговора признано незаконным. Решения суда вступили в законную силу.
Согласно распоряжениям №63 от 7 июня 2021 года, №99-лс от 1 сентября 2021 года распоряжения председателя Тындинской городской Думы от 13.01.2021 №03-лс «Об объявлении замечания ФИО1», от 19.01.2021 №07-лс «Об объявлении выговора ФИО1» отменены на основании вступивших в законную силу указанных решений суда.
Учитывая наличие вступивших в законную силу судебных постановлений, подтвердивших отсутствие виновных действий истца, положенных в основу оспариваемого распоряжения, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для лишения работника заработной платы, а также иных денежных выплат, в связи с чем признал распоряжение председателя Тындинской городской Думы от 26 января 2021 года №12-лс «О назначении дополнительных выплат ФИО1» незаконным.
Суд также пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, установив факт нарушения ответчиком трудовых прав истца, степень вины работодателя.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 мая 2010 г. N 11-П, выбор гражданином той или иной формы реализации права на труд (заключение трудового договора с работодателем, заключение контракта о прохождении службы, индивидуальная предпринимательская деятельность, приобретение статуса адвоката и пр.) влечет для него определенные правовые последствия, обусловленные правовым статусом, характерным для субъекта того или иного вида общественно-полезной деятельности. Такой правовой статус формируется федеральным законодателем посредством включения в него набора прав, обязанностей, государственных гарантий их реализации и мер ответственности, исходя из существа данной деятельности, ее целевой направленности и фактического положения лица в порождаемых этой деятельностью отношениях.
Формируя правовой статус лица, работающего по трудовому договору, федеральный законодатель основывается на признании того, что труд такого лица организуется, применяется и управляется в интересах работодателя, который обязан обеспечить право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимума оплаты труда (абзац седьмой статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации). В силу данных обстоятельств работник представляет в трудовом правоотношении экономически более слабую сторону, что предопределяет обязанность Российской Федерации как социального государства обеспечивать надлежащую защиту его прав и законных интересов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 марта 2005 г. N 3-П).
В соответствии с п. 6.2. Положения о дополнительных выплатах муниципальным служащим (приложение № 3 (в ред. нормативного правового акта города Тынды от 09.10.2018 N 4-НПА) размер премии может быть снижен по предложению непосредственного или вышестоящего руководителя муниципального служащего с указанием основания для снижения установленного размера премии. В случаях применения дисциплинарного взыскания у муниципального служащего не наступает право на получение премии за выполнение особо важных и сложных заданий (п. 6.7 Положения).
Решение Тындинского районного суда Амурской области от 9 февраля 2021 года, которым распоряжение председателя Тындинской городской Думы от 13 января 2021 года № 03-лс о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде замечания признано незаконным, а также решение Тындинского районного суда Амурской области от 3 марта 2021 года, которым распоряжение председателя Тындинской городской Думы № 07-лс от 19 января 2021 года о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде выговора признано незаконным, вступили в законную силу 17 мая 2021 года и 28 июня 2021 года соответственно.
Таким образом, обстоятельства, послужившие основанием для лишения истца премии за выполнение особо важных и сложных заданий за январь 2021 года, снижении ежемесячного денежного поощрения за январь 2021 года на 100%, были устранены (признаны незаконными) с 28 июня 2021 года.
Поскольку работодатель каких-либо действий по отмене распоряжения от 26 января 2021 года №12-лс не произвел, у истца возникла необходимость в обращении в суд с иском о признании данного распоряжения незаконным и активном настаивании на удовлетворении заявленных требований.
При этом суд принимает во внимание, что работник не может нести ответственность за действия работодателя, на котором в силу прямого указания закона лежит обязанность по своевременному и надлежащему оформлению документации связанной с оформлением трудовых отношений, учитывая специфику правового статуса работника, его место и роль в механизме управления трудом у конкретного работодателя, в настоящем случае Тындинской городской Думы, наличие возможности именно у работодателя на документальное оформление решений, в том числе по вынесению, либо отмене распоряжений о лишении премий, снижении ежемесячного денежного поощрения.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика ссылалась на то, что права истца не нарушены, поскольку решение Тындинского районного суда от 09 сентября 2021 года вступило в силу только 19 октября 2021 года, денежные средства были переведены истцу после поступления к ответчику исполнительного документа.
Действительно, в судебном заседании представитель ответчика указал, что исполнительный лист по делу №2-1015/2021, в рамках которого распоряжение председателя Тындинской городской Думы от 26 января 2021 года №12-лс «О назначении дополнительных выплат ФИО1» признано незаконным, с Тындинской городской Думы в пользу ФИО1 взысканы недоплаченная заработная плата в сумме 43 975 рублей 80 копеек, компенсация морального вреда в сумме 5 000 рублей, компенсацию в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации в сумме 3 336 рублей 30 копеек, поступил в Финансовое управление Тындинской городской Думой 12 ноября 2021 года.
ФИО1 обратился в суд с настоящим исковым заявлением 24 ноября 2021 года, исковое заявление было получено ответчиком, согласно приложенному к иску сопроводительному письму со штампом входящей корреспонденции, 23 ноября 2021 года.
С заявкой на финансирование за ноябрь 2021 года Тындинская городская Дума обратилась только 25 ноября 2021 года.
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалось сторонами, а также послужило основанием для уточнения истцом заявленных требований, что истцу 29 ноября 2021 года платежными поручениями №360, 362, 363 были переведены денежные средства в качестве перерасчёта отпускных за 2021 год, выходного пособия по сокращению штата, среднемесячного заработка.
В соответствии с ч. 1 ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Таким образом, обязанность по уплате работнику процентов, предусмотренных ст. 236 ТК РФ, возникает у работодателя при нарушении установленного срока выплаты причитающихся работнику сумм.
Согласно имеющихся в материалах дела расчета, платежного поручения от 29 ноября 2021 года №364 истцу была выплачена компенсация в соответствии со ст. 236 ТК РФ, при этом расчет компенсации был произведен по 26 ноября 2021 года.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что ссылки представителя ответчика на вступление в законную силу решения Тындинского районного суда от 09 сентября 2021 года, только 19 октября 2021 года, несвоевременность произведенной выплаты истцу всех причитающихся сумм при увольнении не опровергают.
Более того, сам ответчик признал несвоевременность своих действий (полностью произведённого расчета в день увольнения), произведя 29 ноября 2021 года перерасчет отпускных и окончательного расчета при увольнении истца с учетом увеличения средней заработной платы за январь 2021 года с учетом положений ст. 236 ТК РФ, что в дальнейшем послужило основанием для уточнения исковых требований истца.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части признания его права на получение в день увольнения всех сумм, причитающихся истцу от работодателя Тындинской городской Думы, нарушенным.
При этом, давая оценку требованию истца к ответчику председателю Тындинской городской Думы ФИО4, то суд полагает, что оснований для удовлетворения требований к нему не имеется, поскольку как следует из трудового договора № 15 от 17 октября 2018 г. непосредственным работодателем ФИО1 являлась Тындинская городская Дума. В настоящем случае, единственным ответчиком по заявленным истцом требованиям является Тындинская городская Дума.
В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как следует из пункта 63 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 года № 2 (с последующими изменениями) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Учитывая установленный в судебном заседании факт нарушения прав истца работодателем, добровольное исполнение ответчиком требований истца в части, суд приходит к выводу о взыскании с Тындинской городской Думы в пользу ФИО1 компенсации морального вреда в размере 3 000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований о взыскании компенсации морального вреда ФИО1 надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1, – удовлетворить частично.
Признать нарушенным Тындинской городской Думой право ФИО1 на получение в день увольнения всех сумм, причитающихся ему от работодателя.
Взыскать с Тындинской городской Думы в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Насветова Е.И.
Решение в окончательной форме изготовлено 24 января 2022 года.