УИД №
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2022года п. Пречистое
Первомайский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Егоровой М.П.,
с участием пом. прокурора Первомайского района Колесовой К.Н.,
представителя ответчика администрации Первомайского муниципального района Ярославской области ФИО1 по доверенности,
при секретаре судебного заседания Березиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района Ярославской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пречистенского сельского поселения Ярославской области и администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности поставить на учет бесхозные недвижимые вещи,
у с т а н о в и л:
Прокурор Первомайского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Пречистенского сельского поселения Ярославской области о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить на учет бесхозяйные недвижимые вещи: Ансамбль церкви Рождества: «Колокольня церкви Рождества Христова», 1790 г.; «Часовня», 1790 г. в <адрес>; Дом священника в <адрес>; Ансамбль церкви Рождества Богородицы: церковь Рождества Богородицы» 1775 г. в д. <адрес>; «Колокольня церкви Тихвинской» 1803 г. в <адрес>; «Часовня Казанской Богоматери», начало XIX в. в д<адрес>. Данные объекты на основании постановления Главы администрации Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ№ отнесены к выявленным объектам культурного наследия <адрес>. В ходе проверки установлено, что указанные храмы и объекты находятся в неудовлетворительном полуразрушенном состоянии и нуждаются в скорейшей реставрации. Сведения о том, что данные объекты недвижимости находятся в федеральной, областной, муниципальной или частной собственности отсутствуют. Собственника данные объекты не имеют, в пользовании религиозных организаций не находятся, на кадастровом учете не состоят. В соответствии со статьей 48 Федерального Закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» именно собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия. Однако, в силу положений пункта I статьи 225 ГК РФ в настоящее время данные объекты являются бесхозяйными, которые в соответствии с пунктом 3 данной статьи принимаются на учет органом, осуществляющим регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Полагает, что указанный вопрос находится в компетенции администрации Пречистенского сельского поселения Ярославской области.
Определением Первомайского районного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ. в качестве соответчика привлечена администрация Первомайского муниципального района.
В судебном заседании прокурор Колесова К.Н. поддержала исковые требования по указанным в нем основаниям и доводам, уточнив требования в части срока исполнения решения, а именно до ДД.ММ.ГГГГ., а также исключила требование относительно выявленного объекта культурного наследия - Дома священника в <адрес> в связи с наличием у данного объекта культурного наследия собственника. Просила обязать Администрацию Пречистенского сельского поселения Ярославской области поставить на учет в срок до ДД.ММ.ГГГГ. бесхозяйные недвижимые вещи: Ансамбль церкви Рождества: «Колокольня церкви Рождества Христова», 1790 г.; «Часовня», 1790 г. в <адрес>; Ансамбль церкви Рождества Богородицы: церковь Рождества Богородицы» 1775 г. в д. <адрес>; «Колокольня церкви Тихвинской» 1803 г. в <адрес>; «Часовня Казанской Богоматери», начало XIX в. в <адрес>. Требование в отношении ответчика администрации Первомайского муниципального района Ярославской области не поддержала.
Протокольным определением суда ДД.ММ.ГГГГ. принят отказ истца от иска к ответчику Первомайского муниципального района Ярославской области, а также в части обязания ответчика поставить на учет бесхозяйного недвижимого объекта - Дома священника в <адрес> в связи с наличием у данного объекта культурного наследия собственника.
Представитель администрации Первомайского муниципального района ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Пречистенского сельского поселения Ярославской области.
Представитель администрации Пречистенского сельского поселения в судебное заседание не явилась, ходатайствуют о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования не признали в связи с отсутствием финансирования.
Представитель Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области направил в суд отзыв, в котором поддержали заявленные прокурором исковые требования и ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Представитель третьего лица Межрегионального территориального Управления Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, указав в отзыве, что имущественных притязаний на предмет спора не имеет, разрешение заявленных требований оставляет на усмотрение суда.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Постановлением Главы администрации Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ I. № утвержден перечень объектов историко-культурного наследия, в приложениях которого отражены вновь выявленные памятники истории и культуры. В Первомайском районе среди иных объектов указаны расположенные:
в <адрес>: Ансамбль церкви Рождества: «Колокольня церкви Рождества Христова», 1790 г.; «Часовня», 1790 г. в <адрес>;
в д. <адрес>: Ансамбль церкви Рождества Богородицы: церковь «Рождества Богородицы» 1775 г.;
в д. <адрес> «Колокольня церкви Тихвинской» 1803 г.;
в д. <адрес> «Часовня Казанской Богоматери»,начало XIX в.
Согласно статье 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.
Историко-культурная экспертиза выявленных объектов, на основании которой определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, до настоящего времени не проведена.
В части 4 статьи 64 Закона № 73-ФЗ указано, что объекты, являющиеся па день вступления в силу настоящего Федерального закона вновь выявленными памятниками истории и культуры на основании законодательных и иных правовых актов СССР и РСФСР, относятся к выявленным объектам культурного наследия.
В силу статьи 4 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия; объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации; объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
На данный момент решение об отнесении объектов культурного наследия, расположенных в <адрес>, <адрес>, <адрес> и в д. <адрес> к той или иной категории историко-культурного значения не принято, в связи с чем, они являются выявленными объектами культурного наследия.
Из материалов дела следует, что спорные объекты на учет не поставлены, право собственности на них не зарегистрировано.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской. Ивановской, Костромской и Ярославской областях сообщает, что в территориальной базе федерального имущества, ведение которой осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 г №447 «О совершенствовании учета федерального имущества» сведения о спорных объектах отсутствует.
В нарушение требований ст.ст. 6, 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на вышеуказанные объекты культурного наследия регионального значения право собственности не зарегистрировано
Коль скоро объектам культурного наследия не присвоена категория, позволяющая отнести их к тому или иному виду собственности, отсутствуют сведения о включении их в реестр федеральной, областной или муниципальной собственности, нет сведений о нахождении данных объектов в частной собственности, данные объекты недвижимости являются бесхозяйным имуществом, так как собственник их неизвестен.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (часть 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ).
Порядок принятия бесхозяйных недвижимых вещей на учет утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12. 2015 № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Согласно пункту 3 Порядка на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
При этом в силу части 2 статьи 1 и пункта 1 части 2 статьи 7 Закона № 218 ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений о недвижимом имуществе, учтенном в соответствии с данным Законом, а также зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях и иных установленных в соответствии с Законом № 218-ФЗ сведений и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастра недвижимости).
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом № 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости (часть 7 этой же статьи.)
Вопросы местного значения городского, сельского поселения закреплены в статье 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с п. 13 данной статьи к вопросам местного значения поселений относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Бездействие администрации Пречистенского сельского поселения по решению вопроса о постановке на учет как бесхозяйных и приобретении этих объектов культурного наследия в муниципальную собственность может повлечь за собой их разрушение либо изменение облика и интерьера в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий, ненадлежащее содержание данных объектов культурного наследия, нарушение установленного порядка проведения реставрационных, ремонтных работ по их сохранению, не обеспечивает их сохранность, является нарушением принципов защиты публичного интереса сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защиты конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также права народа Российской Федерации на восстановление, сохранение и развитие историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Таким образом, выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами администрации Пречистенского сельского поселения своих должностных обязанностей, что является недопустимым.
Оценивая все представленные доказательства, суд пришел к выводу, что исковые требования прокурора к администрации Пречистенского сельского поселения Ярославской области о возложении обязанности поставить на учет бесхозные недвижимые вещи, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокуратура Первомайского района Ярославской области удовлетворить.
Обязать администрацию Пречистенского сельского поселения Ярославской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ. поставить на учет бесхозяйные недвижимые вещи:
- Ансамбль церкви Рождества: «Колокольня церкви Рождества Христова», 1790 г.; «Часовня», 1790 г. в <адрес>;
- Ансамбль церкви Рождества Богородицы: церковь Рождества Богородицы» 1775 г. в д. <адрес>;
- «Колокольня церкви Тихвинской» 1803 г. в <адрес>;
- «Часовня Казанской Богоматери», начало XIX в. в д<адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 1 месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы в Первомайский районный суд.
Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М.П. Егорова