ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10/13 от 15.01.2013 Казачинского районного суда (Красноярский край)

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ дело № 2-10/13

 15 января 2013 года                         село Казачинское

 Казачинский районный суд Красноярского края,

 В составе председательствующего судьи Белобородовой Н.И.,

 С участием прокурора Бажанова Д.В.

 При секретаре Лыткиной Н.А.

 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Казачинского района Красноярского края в интересах Российской Федерации к администрации Талажанского сельсовета Казачинского района о признании незаконным бездействия администрации Талажанского сельсовета Казачинского района по разработке и утверждению муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обязании ответчика разработать и утвердить муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, опубликовать ее в средствах массовой информации, а также провести иные мероприятия по информационному обеспечению, предусмотренные ст.22 Закона об энергосбережении, а также обязании ответчика разработать и представить в представительный орган местного самоуправления изменения в проект бюджета на 2013 год и плановый период 2014-2015 годы, в части включения бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Казачинского района Красноярского края обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации к администрации Талажанского сельсовета Казачинского района о признании незаконным бездействия администрации Талажанского сельсовета Казачинского района по разработке и утверждению муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обязании администрации Талажанского сельсовета Казачинского района разработать и утвердить муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, опубликовать ее в средствах массовой информации, а также провести иные мероприятия по информационному обеспечению, предусмотренные ст.22 Закона об энергосбережении, а также обязании администрации Талажанского сельсовета Казачинского района разработать и представить в представительный орган местного самоуправления изменения в проект бюджета на 2013 год и плановый период 2014-2015 годы, в части включения бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 Свои требования мотивировал тем, что согласно ст. 3 ФЗ от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении), законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из Закона об энергосбережении, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 Статьей 8 Закона об энергосбережении к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности отнесены: разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 Согласно с ч.З ст.48 Закона об энергосбережении, региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть утверждены до 1 августа 2010 года.

 В соответствии со статьей 22 Закона об энергосбережении на органы местного самоуправления возложены обязанности по информационному обеспечению мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности.

 В силу п. 8.2 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений отнесено утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

 Прокуратурой района установлено, что администрацией Талажанского сельсовета в нарушение ст.З, ст.8, ч.З ст.48 Закона об энергосбережении и п.8.2 ч.1 ст. 17 Федерального закона №131-Ф3 не приняты меры по оперативному приведению муниципальных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством, и в течении более 2-х лет не разработан, не утвержден и не опубликован акт, утверждающий муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 В нарушение ст.22 Закона об энергосбережении администрацией Талажанского сельсовета не проведено информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности.

 Кроме того, согласно ч. 2 ст. 169 БК РФ проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с БК РФ и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

 Статьей 179 БК РФ установлено, что долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования.

 Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.

 Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган.

 С учетом того, что ст. 185 БК РФ срок предоставления проекта решения о местном бюджете в представительный орган муниципального образования установлен до 15 ноября текущего года, бездействие до настоящего времени администрации Талажанского сельсовета по утверждению муниципальной программы в области энергосбережения и включению бюджетных ассигнований в проект бюджета на 2013 год и плановый период 2014-2015 годы, влечет нарушение бюджетного законодательства.

 В суде помощник прокурора Казачинского района Бажанов Д.В. заявленные требования поддержал, приведя те же доводы.

 Глава Талажанского сельсовета Рыбников В.В. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, также направил документы, подтверждающие заявленные требования в части непринятия Администрацией сельсовета постановления об утверждении Программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на момент проверки администрации прокуратурой и представил Программу и Постановление главы Талажанского сельского Совета № 92 от 14.11.2012 г. об утверждении Программы, а также разработанные Мероприятия, «Талажанский вестник» №40 от 14.11.2012 г., в котором опубликованы Программа и мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и Решение Талажанского сельского Совета депутатов № 30-7- от 27.12.2012 г. «О бюджете Талажанского сельсовета на 2013 год и плановый период 2014-2015 годы» о включения бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 Заслушав помощника прокурора Бажанова Д.В., не возражавшего о рассмотрении дела в отсутствии ответчика, суд, исследовав материалы дела, полагает частично удовлетворить заявленные требования прокурора по следующим основаниям.

 Согласно п.1 ст.254, ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании, в том числе, бездействия органа местного самоуправления, в защиту интересов Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении), законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из Закона об энергосбережении, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 Статьей 8 Закона об энергосбережении к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности отнесены: разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 Согласно ч.З ст.48 Закона об энергосбережении, региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения

 энергетической эффективности должны быть утверждены до 1 августа 2010 года.

 На основании ст. 22 Закона об энергосбережении на органы местного самоуправления возложены обязанности по информационному обеспечению мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности.

 Пунктом 8.2 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений отнесено утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

 Как установил суд, прокуратурой Казачинского района в ноябре 2012 года проведена проверка в Администрации Талажанского сельсовета, в ходе которой установлено, что администрацией Талажанского сельсовета в нарушение ст.ст.З,8, ч.З ст.48 Закона об энергосбережении и п.8.2 ч.1 ст. 17 Федерального закона №131-Ф3 не приняты меры по оперативному приведению муниципальных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством, и в течение более 2-х лет не разработан, не утвержден и не опубликован акт, утверждающий муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 В нарушение ст.22 Закона об энергосбережении администрацией Талажанского сельсовета не проведено информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности.

 Кроме того, согласно ч. 2 ст. 169 БК РФ проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с БК РФ и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

 Статьей 179 БК РФ установлено, что долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования.

 Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.

 Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган.

 С учетом того, что ст. 185 БК РФ срок предоставления проекта решения о местном бюджете в представительный орган муниципального образования установлен до 15 ноября текущего года, бездействие до указанного времени администрации Талажанского сельсовета по утверждению муниципальной программы в области энергосбережения и включению бюджетных ассигнований в проект бюджета на 2013 год и плановый период 2014-2015 годы, имело место в деятельности Администрации Талажанского сельсовета, что влечет нарушение бюджетного законодательства и ответчиком не оспаривалось.

 Так, согласно письму Главы Талажанского сельсовета В.В. Рыбникова от 23.11.2012 года на имя прокурора Казачинского района следует, что Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности находится в разработке (имеется только ее проект), что также подтверждается Постановлением главы Талажанского сельского Совета № 92 от 14.11.2012 г. и Решением Талажанского сельского Совета депутатов № 30-7- от 27.12.2012 г. «О бюджете Талажанского сельсовета на 2013 год и плановый период 2014-2015 годы» о включения бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями действующего законодательства должны быть утверждены до 1 августа 2010 года, обязанности по информационному обеспечению мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности законом возложены на органы местного самоуправления, на момент проверки прокуратурой в ноябре 2012 года администрацией Талажанского сельского совета указанные требования не выполнены, таким образом имело место бездействие в деятельности Администрации Талажанского сельсовета и суд полагает удовлетворить требования прокурора Казачинского района в части признания незаконным бездействия администрации Талажанского сельсовета Казачинского района по разработке и утверждению муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 В удовлетворении требований прокурора в части обязания ответчика разработать и утвердить муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, опубликовать ее в средствах массовой информации, а также провести иные мероприятия по информационному обеспечению, предусмотренные ст.22 Закона об энергосбережении, а также обязания ответчика разработать и представить в представительный орган местного самоуправления изменения в проект бюджета на 2013 год и плановый период 2014-2015 годы, в части включения бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, суд полагает прокурору отказать в связи с тем, что к моменту рассмотрения дела в суде ответчиком добровольно исполнены требования прокурора в этой части.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Иск прокурора Казачинского района в интересах Российской Федерации удовлетворить частично.

 Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Талажанского сельсовета Казачинского района Красноярского края по разработке и утверждению муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 В остальной части исковых требований истцу отказать в связи с добровольным исполнением ответчиком исковых требований в части разработки и утверждения муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, опубликовании ее в средствах массовой информации, а также выполнению иных мероприятий по информационному обеспечению, предусмотренных ст.22 Закона об энергосбережении, а также разработке и представлению в представительный орган местного самоуправления изменений в проект бюджета на 2013 год и плановый период 2014-2015 годы, в части включения бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 Решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня вынесения в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Казачинский районный суд Красноярского края.

 Судья                            Белобородова Н.И.