Дело № 2- 10 /2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
село Новошешминск
09 января 2019 года – вынесена резолютивная часть
11 января 2019 года – составлено мотивированное решение
Новошешминский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сахабиевой А.А., при секретаре Фасхутдиновой Э.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Закировой Е.С. к муниципальному унитарному предприятию «Новошешминское жилищно-коммунальное хозяйство» Новошешминского муниципального района Республики Татарстан о взыскании компенсации морального вреда в связи с нарушением прав потребителя,
У С Т А Н О В И Л
Истец Закирова Е.С. обратилась в суд с иском к ответчику муниципальному унитарному предприятию «Новошешминское жилищно-коммунальное хозяйство» Новошешминского муниципального района Республики Татарстан (далее по тексту – МУП «Новошешминское ЖКХ» о взыскании компенсации морального вреда в размере 25 000 рублей в связи с нарушением прав потребителя, а именно в связи с ненадлежащим оказанием услуги холодного водоснабжения.
В обоснование иска Закирова Е.С. ссылается на то, что является долевым сособственником (доля в праве ?) жилого дома, расположенного по <адрес> Республики Татарстан, своевременно оплачивает все оказываемые жилищно-коммунальные услуги. ДД.ММ.ГГГГ она обращалась с заявлением в МУП «Новошешминское ЖКХ» об отсутствии либо очень слабом напором холодной воды в доме. Заявление ресурсоснабжающей организацией было принято, однако работники ЖКХ в течение месяца ни разу не выехали на место по её заявлению, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ она была вынуждена обратиться по данному поводу в Нижнекамскую зональную жилищную инспекцию (далее по тексту – НЗЖИ). Согласно ответу НЗЖИ по выявленным нарушениям в адрес ресурсоснабжающей организации МУП «Новошешминское ЖКХ» внесено предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований в части нормативного обеспечения населения коммунальными услугами. По информации Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района РТ за счет выделенных дополнительных денежных средств запланированы работы по капитальному ремонту трассы холодного водоснабжения по <адрес> с заменой 200 метров трубопровода, плановый срок завершения работ – ДД.ММ.ГГГГ. Как следовало из повторного ответа НЗЖИ, аукцион по отбору подрядной организации для выполнения ремонтных работ не состоялся ввиду отсутствия заявок от подрядчиков, в связи с чем, был объявлен повторный аукцион на ДД.ММ.ГГГГ. Все вышеуказанное время - с мая до начала сентября 2018 года семья истца, а также еще пять домов по данной улице не получали холодное водоснабжение, напор воды появлялся лишь после 21 часа. Со слов очевидцев ухудшение и отсутствие напора холодно воды произошло по вине ответчика, поскольку при ремонте водопровода на пересечении улиц Строителей и <адрес> им была заменена труба большего диаметра на меньший. Ремонт старого водопровода по <адрес> начался ДД.ММ.ГГГГ, при этом в ходе ремонта подрядная организация прокопала новую траншею в метре от старой и проложила новую трубу, подключив к центральному водопроводу, на этом подрядчик закончил свою работу. В результате данного ремонта жильцы домов по <адрес> вынуждены были обходиться полностью без воды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом не было организован подвоз воды, жители вынуждены были привозить воду самостоятельно. Кроме того, жильцам не показали ни проект нового водопровода, ни утвержденную схему водоснабжения и водоотведения, акт ввода в эксплуатацию, каждый домовладелец вынужден был самостоятельно заниматься поисками своей трубы для врезки в общий трубопровод, нести расходы на оплату услуг экскаваторщика, что обошлось истцу на сумму 10 000 рублей. Истец полагает, что своим бездействием за период с мая по сентябрь 2018 года ответчик нарушил жилищные права истца, конституционное право на благоприятную среду обитания. В результате нарушения её прав потребителя услуг истцу и её семье были причинены душевные и нравственные страдания, моральный вред. На основании изложенного просит взыскать с ответчика в её пользу денежную компенсацию морального вреда в сумме 25 000 рублей.
В судебном заседании истец Закирова Е.С. поддержала исковые требования.
Представители ответчика МУП «Новошешминское ЖКХ» Иванов А.В., Сафин Р.Р. иск не признали, ссылаясь на то, что МУП «Новошешминское ЖКХ» начал осуществление деятельности подачи холодного водоснабжения лишь с июля 2018 года, до указанного времени поставщиком холодного водоснабжения являлся ООО «Новошешминское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства». С июля 2018 года МУП «Новошешминское ЖКХ» заключил договор с Исполнительным комитетом Новошешминского сельского поселения, являющимся балансодержателем всех систем водоснабжения в <адрес>. Лишь в августе 2018 года МУП «Новошешминское ЖКХ» утверждены тарифы Комитетом по тарифам Республики Татарстан и лишь с сентября 2018 года им начали поступать платежи за холодное водоснабжение. Договор был заключен сроком на 11 месяцев, согласно условиям договора МУП «Новошешминское ЖКХ» должна была производить лишь текущий ремонт, а не замену трассы. На данном водозаборе стоит насос, который постоянно подает водоснабжение и работает в режиме определенного давления. В каких-либо договорных отношениях с ООО «Новошешминское МПП ЖКХ» МУП «Новошешминское ЖКХ» не состоит. Структура платы за воду включает плату за подачу холодного водоснабжения по установленным нормативам и тарифам, расходы на ремонт системы водоснабжения. Как правило, в договоре, заключаемом с потребителем услуги, указывается граница раздела, на балансе Новошешминского сельского поселения стоят только основные большие трассы, а подводки к дому не стоят на балансе Новошешминского сельского поселения, за них отвечает сам собственник. Письменный договор по оказанию услуги холодного водоснабжения между сторонами не заключен. В настоящее время ведется работа по заключению с потребителями соответствующих договоров, в которых в том числе указываются разделы границ, площадь, наличие скота, количество проживающих людей, а также указывается тариф водоснабжения.
Как пояснил суду представитель ответчика Иванов А.В., ответчик не уведомлял истца о предстоящем ремонте и о графике ремонтных работ, о сроке окончания ремонтных работ.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Исполнительного комитета Новошешминского сельского поселения Новошешминского муниципального района РТ (далее по тексту – ИК Новошешминского СП НМР РТ) Маланчева Т.Н. пояснила суду, что действительно, жильцы домов по <адрес> в период с мая по сентябрь 2018 года остались без воды, однако вины ответчика в данной ситуации не имеется, так как система водоснабжения находилось в аварийном состоянии. ИК Новошешминского СП НМР РТ является балансодержателем системы водоснабжения в <адрес>, ранее, с ДД.ММ.ГГГГ ими было заключено концессионное соглашение с ООО «Новошешминское МПП ЖКХ» № имущественного комплекса по оказанию коммунальных услуг на территории Новошешминского сельского поселения. С ДД.ММ.ГГГГ поставщик холодного водоснабжения сменился, а именно заключен договор аренды имущества с МУП «Новошешминское ЖКХ», данное предприятие полностью осуществляют водоснабжение и ремонт всех трасс и водозабора, так как они имеют лицензию по подаче воды. Организовано ли было подвоз воды для жильцов домов по <адрес> в ходе осуществления ремонтных работ ей неизвестно. Вопросы по организации водоснабжения и водоотведения на территории сельского поселения отнесены к полномочиям ИК Новошешминского МР РТ. В августе Исполнительным комитетом Новошешминского муниципального района РТ в лице благотворительного фонда был заключен договор подряда с ООО «Зилант» по ремонту уличных водопроводных сетей в населенных пунктах Новошешминского муниципального района РТ.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица - Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района РТ (далее по тексту – ИК Новошешминского МР РТ) Извекова В.А. суду пояснила, что по Новошешминскому сельскому поселению вопросы по организации холодного водоснабжения отнесены к полномочиям ИК Новошешминского МР РТ. Трасса холодного водоснабжения в <адрес> находился в ветхом состоянии, в связи с чем, ИК Новошешминского МР РТ изыскивал средства на ремонт водопроводных сетей, и от имени благотворительного фонда «Социально-экономическое развитие <адрес>» был заключен договор подряда с ООО «Зилант» по замене участков водопровода по 5 сельским поселениям Новошешминского муниципального района РТ. По <адрес> были осуществлены работы по плановому капитальному ремонту, а именно по замене трассы водоснабжения протяженностью 200 метров.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица - ООО «ЕРЦ-Татэнергосбыт» Нестеров С.П. представил суду письменный отзыв на иск (л.д. 40), из которых следует, что ООО «ЕРЦ-Татэнергосбыт» действует как Агент в рамках агентских договоров, заключенных с управляющими организациями (Принципалами), в соответствии с условиями которых ООО «ЕРЦ-Татэнергосбыт» обязалось за вознаграждение от своего имени, за счет и по поручению Принципалов совершать действия по начислению и приему платежей за жилищно-коммунальные услуги, формированию и печати единых платежных документов. Начисление и прием платежей за водоснабжение жилого <адрес>, расположенного по <адрес> производится ООО «ЕРЦ-Татэнергосбыт» на основании агентского договора №/<адрес>А от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с МУП «Новошешминское ЖКХ».
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица - Нижнекамской зональной жилищной инспекции Ихсанова Н.Н. в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве на иск просила о рассмотрения дела в их отсутствие, а также указала, что НЗЖИ не возражает против удовлетворения исковых требований, пояснив в отзыве, что обращение Закировой Е.С. относительно слабого напора холодного водоснабжения поступило в НЗЖИ через Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства ( ГИС ЖКХ) ДД.ММ.ГГГГ, в результате рассмотрения обращения установлено, что поставщиком холодного водоснабжения частных домов является ресурсоснабжающая организация – ООО «Новошешминское МПП ЖКХ», в адрес которого инспекцией внесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в части обеспечения потребителей коммунальной услугой соответствующей нормативным требованиям. По полученной информации установлено, что для улучшения водоснабжения необходимо выполнить капитальный ремонт трассы холодного водоснабжения по <адрес>, данные работы планировалось выполнить за счет средств муниципального образования, контроль за решением данного вопроса осуществлял ИК Новошешминского МР РТ. В связи с затянувшимися конкурсными процедурами (аукцион по выбору подрядной организации для выполнения указанных видов работ по информации ИК Новошешминского МР РТ с первого раза не состоялся ), работы по замене трассы холодного водоснабжения по <адрес>, были начаты лишь ДД.ММ.ГГГГ и завершены ДД.ММ.ГГГГ. В течение всего периода выполнения работ жители испытывали неудобства из-за отсутствия холодной воды.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, явившихся представителей третьих, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Правоотношения сторон возникли из пользования собственником жилого помещения и регулируются Жилищным Кодексом Российской Федерации, принятыми в данной сфере иными нормативными правовыми актами, Федеральным законом от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), в части, не регулируемой специальной нормой.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).
Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определены цели и принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, а именно ст. 3 Федерального закона № 416 гласит, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой воды или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение ).
Основания для приостановления либо прекращения подачи холодной воды установлены в ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ.
Так, согласно п.1 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение в случае возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно 2 ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ в случае временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод по основаниям, указанным в части 1 настоящей статьи, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение одного дня со дня такого прекращения или ограничения уведомляет абонентов, орган местного самоуправления, а также:
(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
1) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
2) структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения;
3) организации, с которыми заключены договоры по транспортировке воды, договоры по транспортировке сточных вод, в случае прекращения или ограничения транспортировки воды и (или) сточных вод.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) Условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам; предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1; техническое состояние внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования соответствует установленным требованиям и готово для предоставления коммунальных услуг. Качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении № 1 Правилам № 354. В названном приложении закреплено, что допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями, установленными СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84. В силу п. 121 Правил № 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствие санитарным нормам регламентируются Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168 (далее - Правила № 168). В силу п. 2.10.1 Правил № 168 водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 14 ФЗ № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу положений ч. 9 ст. 7 Федерального закона № 416-ФЗ, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 71 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использование нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Статьей 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается, что население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно п.4.4 СНиП 2.04.02-84 « Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» I категория водоснабжения - допускается снижение подачи воды на хозяйственно-питьевые нужды не более 30% расчетного расхода и на производственные нужды до предела, устанавливаемого аварийным графиком работы предприятий; длительность снижения подачи не должна превышать 3 суток. Перерыв в подаче воды или снижение подачи не ниже указанного предела допускаются на время выключения поврежденных и включения резервных элементов системы (оборудования, арматуры, сооружений, трубопроводов и др.), но не более чем на 10 минут; II категория водоснабжения - величина допускаемого снижения подачи воды та же, что при I категории; длительность снижения подачи воды не должна превышать 10 суток. Перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускаются на время выключения поврежденных и включения резервных элементов или проведения ремонта, но не более чем на 6 часов; III категория водоснабжения – величина допускаемого снижения подачи воды та же, что при I категории; длительность снижения подачи не должна превышать 15 суток. Перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время проведения ремонта, но не более чем на 24 часа.
Согласно п.8.4 СНиП 2.04.02-84 допускается увеличивать время ликвидации аварии при условии, что длительность перерывов подачи воды и снижения ее подачи не будет превосходить пределов, указанных в п.4.4.
Согласно п. 7 Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
В силу п. 17 Правил № 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:
в) собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.
Согласно п. 31 Правил № 354 исполнитель обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;
в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
м) информировать потребителей в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
н) информировать потребителя о дате начала проведения планового перерыва в предоставлении коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая из сторон обязана предоставлять суду доказательства в обоснование своих требований либо возражений.
Однако, по делам о защите прав потребителей бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на исполнителе.
Поскольку домовладельцы выступают в отношениях с ресурсонабжающей организацией как потребители, заказывающие ей услуги в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, в целях реализации принадлежащих им конституционных и жилищных прав, то к данным правоотношениям распространяются и положения Федерального закона «О защите прав потребителей».
В соответствии с п.5 ст.4 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу) соответствующий этим требованиям.
Как установлено в судебном заседании, истец Закирова Е.С., являясь долевым собственником жилого дома по адресу: РТ, Новошешминский муниципальный район, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ серии 16 –АК № (л.д.18), и проживая в указанном жилом доме, в течение длительного времени - с начала апреля 2018 года по сентябрь 2018 года получала услуги ненадлежащего качества по поставке холодного водоснабжения, о чем неоднократно вынуждена была обращаться в ресурсонабжающую организацию, а также в различные надзирающие органы, в том числе Нижнекамскую зональную жилищную инспекцию, в прокуратуру <адрес> РТ, в аппарат Президента РТ для оказания содействия в разрешении указанного вопроса. Указанные обстоятельства стороной ответчика и третьими лицами не оспаривалось, а также подтверждаются имеющейся в материалах дела перепиской с указанными органами и организациями (л.д. 8 – 15, 17).
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ до июля 2018 года поставку холодного водоснабжения по <адрес> осуществляла ресурсонабжающая организация - ООО «Новошешминское МПП ЖКХ», на основании заключенного с ИК Новошешминского СП Новошешминского МР РТ концессионного соглашения с № имущественного комплекса по оказанию коммунальных услуг на территории Новошешминского сельского поселения, сроком на 10 лет (л.д. 99-110).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данное юридическое лицо не прекратило свою деятельность, является самостоятельным юридическим лицом и имеет юридический адрес: РТ, <адрес> (л.д. 88- 95).
ДД.ММ.ГГГГ истец Закирова Е.С. обратилась в ООО «Новошешминское МПП ЖКХ» с письменным заявлением о принятии мер в связи с отсутствием и слабым напором холодной воды в их доме, расположенном по <адрес>. Данное заявление истца принято (л.д. 8).
Как усматривается из представленного суду ответчиком договора аренды имущества, указанный договор заключен ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком МУП «Новошешминское ЖКХ» (арендатор) и ИК Новошешминского СП Новошешминского МР РТ (арендодатель) со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 50-59).
Согласно данному договору ответчик принял в аренду указанные в договоре и акте приема –передачи объекты централизованного холодного водоснабжения в целях осуществления деятельности по водоснабжению населения <адрес>. Согласно п. 3.2.4 Договора арендатор обязался содержать арендуемое имущество в полной исправности и надлежащем состоянии, своевременно производить за свой счет текущий ремонт арендуемого имущества, а также капитальный ремонт, если необходимость в его проведении вызвана деятельностью арендатора.
Как усматривается из выписки из ЕГРЮЛ (л.д. 131- 136), Устава (л.д. 137-148), постановления № от ДД.ММ.ГГГГ руководителя ИК Новошешминского МР РТ (л.д. 149-150), МУП «Новошешминское ЖКХ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ является самостоятельным юридическим лицом, имеет юридический адрес: РТ, <адрес>, создано: ДД.ММ.ГГГГ, учредитель: ИК Новошешминского МР РТ, основная деятельность по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. В ред. 2 – 36.00 забор, очистка и распределение воды.
Согласно ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд (далее по тексту - ГПК РФ) принимает решение по заявленным истцом требованиям. Истец Закирова Е.С. последовательно отказывалась от предъявления требований к ООО «Новошешминское МПП ЖКХ» в рамках данного спора, считая надлежащим ответчиком МУП «Новошешминское ЖКХ».
МУП «Новошешминское ЖКХ» осуществляет прием платежей с населения <адрес> за водоснабжение в лице агента - ООО «ЕРЦ-Татэнергосбыт» на основании агентского договора на организацию расчетов №/<адрес>А от ДД.ММ.ГГГГ (д.<адрес>).
Ранее прием платежей за водоснабжение населения на территории <адрес> осуществляло ООО «Новошешминское МПП ЖКХ» на основании агентского договора №/<адрес>А от ДД.ММ.ГГГГ (д.<адрес>).
Таким образом, судом установлено, что фактически в период с июля 2018 года, как следует из пояснений представителя ответчика (протокол судебного заседания л.д. 62) и по настоящее время МУП «Новошешминское ЖКХ» осуществляет регулируемую деятельность по оказанию услуг холодного водоснабжения и водоотведения населению на территории Новошешминского сельского поселения, учредителем предприятия выступает ИК Новошешминского МР РТ.
Каких-либо доказательств, опровергающих доводы истца, суду не представлено.
Длительное отсутствие холодного водоснабжения, соответствующего Правилам и нормам законодательства РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушало право истца и его семьи на удовлетворение физиологических и бытовых потребностей.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Наличие недостатков услуги холодного водоснабжения, оказываемой истцу, в течение с мая по сентябрь 2018 года не отрицалось ни ответчиком, ни представителями третьих лиц, в этой части доводы истца и третьего лица на его стороне НЗЖИ не опровергнуты.
Таким образом, суд находит, что ответчик, неся согласно вышеуказанной норме повышенную ответственность, по иску должен отвечать и в отсутствие вины, поскольку предприятие ведет предпринимательскую деятельность. Изношенность водопровода не является непреодолимой силой, нормативные сроки устранения неполадок не выдержаны, при этом, отсутствие денежных средств не уменьшает степень ответственности и не исключает ее. Снижение давления в сети вызвано работой оборудования, эксплуатируемого ответчиком - это его зона ответственности. Тариф на холодное водоснабжение включает в себя расходы на ремонт сетей. Истец, как потребитель, оплачивает ремонты. Отсутствие заключенного между сторонами письменного договора на оказание соответствующего вида услуги также не может явиться основанием для отказа в иске.
В соответствии с п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать, предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность, используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Пунктами 2-3 ст. 546 ГК РФ предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Судом из материалов дела и пояснений самого представителя ответчика установлено, что ответчик МУП «Новошешминское ЖКХ» не уведомил истца в установленном порядке о предстоящем ремонте и о его сроках.
Суд считает, что с учетом установленных обстоятельств дела основную гражданско-правовую ответственность за имевшие место в соответствующий период недостатки услуги холодного водоснабжения в отношении принадлежащего истцу жилого помещения в силу вышеназванных нормативных актов должны нести как ООО «Новошешминское МПП ЖКХ», так и МУП «Новошешминское ЖКХ». Вместе с тем, суд учитывает, что истец, начиная с предварительных судебных заседаний, последовательно настаивала на том, чтобы иск был удовлетворен лишь за счет МУП «Новошешминское ЖКХ».
Суд не считает целесообразным выходить за пределы заявленных истцом требований и не привлекает к участию в деле в качестве соответчика ООО «Новошешминское МПП ЖКХ».
Поскольку ответчик МУП «Новошешминское ЖКХ» является организацией, обязанной обеспечивать собственников жилых домов коммунальными услугами, именно оно несет обязанность предпринимать все зависящие от него меры для надлежащего предоставления услуги.
Согласно статье 15 Закона о защите прав потребителей, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Таким образом, при установлении нарушения прав потребителя причинение морального вреда презюмируется.
Суд считает, что в результате ненадлежащего исполнения обязанности по холодному водоснабжению истцу Закировой Е.С., как потребителю коммунальной услуги причинен моральный вред.
Как установлено судом, в результате длительного отсутствия холодного водоснабжения истец и члены её семьи длительное время были лишены бытовых удобств, испытывали негативные эмоции, дискомфорт.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, степень причинения истцу нравственных страданий, и, руководствуясь требованием разумности и справедливости, суд полагает справедливым и обоснованным взыскать в его пользу с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Кроме того, законом установлена повышенная ответственность за нарушение обязательства стороной, осуществляющей предпринимательскую деятельность, в связи с чем, удовлетворение судом иска потребителя обязательно влечет наложение на ответчика штрафа за несоблюдение в добровольном порядке законных требований истца.
В силу п. 6 ст. 13 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992, при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Из разъяснений, содержащихся в п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28.06.2012 следует, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 6 ст. 13 Закона).
Как следует из Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2013 года, утвержденному Президиумом ВС РФ 05.02.2014 года, размер присужденной судом компенсации морального вреда должен учитываться при определении размера штрафа, взыскиваемого с изготовителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, установленных законом.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, из расчета 5 000 / 2, в размере 2 500 руб.
Истец на основании ст. 88 ГПК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за удовлетворенное требование неимущественного характера, в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Закировой Е.С. к муниципальному унитарному предприятию «Новошешминское жилищно-коммунальное хозяйство» Новошешминского муниципального района Республики Татарстан о взыскании компенсации морального вреда в связи с нарушением прав потребителя удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Новошешминское жилищно-коммунальное хозяйство» Новошешминского муниципального района Республики Татарстан в пользу Закировой Е.С. компенсацию морального вреда в связи с нарушением прав потребителя в размере 5 000 (пять тысяч) рублей, штраф в пользу потребителя в размере 2 500 (две тысячи пятьсот) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Новошешминское жилищно-коммунальное хозяйство» Новошешминского муниципального района Республики Татарстан в доход бюджета муниципального образования «Новошешминский муниципальный район Республики Татарстан» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Новошешминский районный суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Решение вступило в законную силу: «____» ____________ 2019 года.