ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10/20 от 06.07.2020 Кировского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-10/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июля 2020 года Кировский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Ершова С.А., при секретаре Карлышевой К.П., с участием прокурора Власовой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по заявлению Надымского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Аптека от склада 11», индивидуальному предпринимателю ФИО3, индивидуальному предпринимателю ФИО1, а также к ФИО2 о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о социальной защите прав инвалидов,

установил:

С учетом уточненных в порядке ст.39 ГПК РФ исковых требований, предметом рассмотрения являются требования Надымского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам ООО «Аптека от склада 11», индивидуальному предпринимателю ФИО3 о возложении обязанности устранить в аптечном учреждении, расположенном по адресу: <адрес>193 нарушения законодательства о социальной защите прав инвалидов, а именно:

установить тактильно-контрастные предупреждающие указатели на участки пола на коммуникационных путях перед доступными дверными проемами, находящимися фронтально по ходу движения, входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами (в соответствии с п. 6.2.3 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001»);

установить направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения аптечного учреждения (в соответствии с п. 8.1.6 «СП 59.13330.2016 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»);

установить информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля (в соответствии с п. 6.5.9 «СП 59.13330.2016 Свод правил. Доступность зданий сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»);

установить радиоинформатор для посетителей с нарушением зрения (в соответствии с п. 6.5.3 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»);

обеспечить использование контрастного сочетания цветов в применяемом оборудовании (в соответствии с п. 6.4.1 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»);

устранить имеющиеся выбоины и выступы на ступенях лестницы, ведущей в аптечное учреждение (в соответствии с п. 6.2.8 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»);

- нанести на проступи краевых ступеней лестничных маршей полосы, контрастных с поверхностью ступени (в соответствии с п. 5.1.12 «СП59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01 - 2001»);

установить на боковой, внешней по отношению к маршу, поверхности поручней предупредительные полосы об окончании перил (в соответствии с п. 6.2.12 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001»);

установить пандус (в соответствии с 5.1.14 Свода правил 59.133330.2016 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»), в случае невозможности проведения реконструкции, либо капитального ремонта здания, обязать обеспечить доступность здания посредствам приобретения подъёмного устройства;

обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов к аптечному учреждению, расположенному по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов».

Также Надымским городским прокурором в интересах неопределенного круга лиц заявлены требования к ответчикам ООО «Аптека от склада 11», индивидуального предпринимателя ФИО1, ФИО2 о возложении обязанности устранить в аптечном учреждении, расположенном по адресу: <адрес><адрес> нарушения законодательства о социальной защите прав инвалидов, а именно:

установить тактильно-контрастные предупреждающие указатели на участки пола на коммуникационных путях перед доступными дверными проемами, находящимися фронтально по ходу движения, входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами (в соответствии с п. 6.2.3 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001»);

установить направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения аптечного учреждения (в соответствии с п. 8.1.6 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001»);

установить информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля (в соответствии с п. 6.5.9 «СП59.13330.2016 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001»);

установить радиоинформатор для посетителей с нарушением зрения (в соответствии с п. 6.5.3 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»);

обеспечить использование контрастного сочетания цветов в применяемом оборудовании (в соответствии с п. 6.4.1 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»);

нанести на проступи краевых ступеней лестничных маршей полосы, контрастных с поверхностью ступени (в соответствии с п. 5.1.12 «СП59.13330.2016 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001»);

установить противоскользящее покрытие на ступени, ведущие в здание аптечного учреждения (в соответствии с п. 6.1.4 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»);

установить во входной группе поручни с обеих сторон;

установить на боковой, внешней по отношению к маршу, поверхности поручней предупредительные полосы об окончании перил (в соответствии с п. 6.2.12 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001»);

установить тактильные предупреждающие на поручнях (начала и окончания) (в соответствии с п. 6.2.1 1-6.2.12 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»);

установить дренажную решетку при входе в аптечное учреждение на одном уровне с поверхностью покрытия пола (в соответствии с п. 6.1.8 «СП59.13330.2016 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001»);

установить пандус (в соответствии с 5.1.14 Свода правил 59.133330.2016 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»). В случае невозможности проведения реконструкции, либо капитального ремонта здания, обязать обеспечить доступность здания посредствам приобретения подъёмного устройства;

обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов к аптечному учреждению, расположенному по адресу: <адрес>, район магазина «Надым» (остановочный комплекс), в соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов».

В обоснование требований указал, что на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Аптека от склада 11» арендует у ИП ФИО1, действующего на основании договора безвозмездного пользования, заключенного между ним и ФИО2 нежилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>) для организации аптеки или аптечного пункта. Аналогичный договор аренды от 11.064.2016 заключен ООО «Аптека от склада 11» с ИП ФИО3 для организации аптечного пункта по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>193. В ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокурорской проверки в аптеке по адресу: <адрес> установлен факт непринятия ООО «Аптека от склада 11» мер к созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в аптечные учреждения «Аптека от склада 11», расположенные по вышеуказанным адресам, выявлены нарушения «СП 59.13330.2016. Свод правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001». В частности, установлено отсутствие напольных тактильных предупреждающих и направляющих указателей для слабовидящих и слепых во всем помещении, в том числе на лестницах перед входом в указанное здание; вывески дублирования шрифтом Брайля; звукового информатора; звукоусиливающего устройства; знака доступности для инвалидов. В нарушение требований вышеуказанного СНиП ручки на дверях не контрастируют с дверями; проем в помещении не контрастирует со стенами; на ступенях лестницы, ведущей в помещение аптеки, имеются выбоины; ступени лестниц имеют выступы, которые могут привести к риску падения слабовидящих групп населения, отсутствует контраст между первой и последней ступенями; кнопка вызова медицинского персонала расположена в недоступном для маломобильных групп населения месте; отсутствуют тактильные предупреждающие указатели на поручнях (начала и окончания); дверные проемы имеют пороги и перепад высот свыше 0,014 м. Аналогичные нарушения требований СНиП выявлены при осмотре ДД.ММ.ГГГГ помещения аптеки, расположенной по адресу: <адрес>, район магазина «Надым» (остановочный комплекс). Кроме того, выявлены следующие нарушения: во входной группе поручень расположен с одной стороны. Отсутствуют тактильные предупреждающие на поручнях (начала и окончания), дренажный коврик при входе в аптеку не закреплен, расположен сверху напольного покрытия. Установление кнопки для вызова специалиста не свидетельствует о достаточном и разумном приспособлении здания для нужд маломобильных групп населения. В случае невозможности проведения реконструкции, либо капитального ремонта зданий, ответчикам необходимо обеспечить его доступность посредствам приобретения подъемного устройства. Поскольку ООО «Аптека от склада 11» использует арендуемые помещения в своей хозяйственной деятельности, то Обществом должны создаваться условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к указанным помещения. При выборе помещений организация должна учесть все предъявляемые законодательством РФ требования, а согласование или отказ в согласовании переоборудования помещения относится к рискам ее деятельности. Нарушение ООО «Аптека от склада 11» требований законодательства о социальной защите инвалидов влечет за собой негативные последствия в виде нарушения прав представителей маломобильных групп населения на свободное приобретение лекарственных средств и предметов медицинского назначения, имеющихся в продаже. В целях устранения выявленных нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов в РФ ДД.ММ.ГГГГ Надымской городской прокуратурой директору ООО «Аптека от склада 11» ФИО6 внесено представление об устранении нарушений закона, в ответе на указанное представление от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения об устранении выявленных нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в РФ. Таким образом, выявленные нарушения требований ст. 15 Федерального закона № 181 - ФЗ до настоящего времени но устранены, что нарушает право инвалидов на беспрепятственный доступ к вышеуказанным объектам.

Представитель истца Надымского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика ООО «Аптека от склада 11» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв согласно которому исковые требования не признает, ООО «Аптека от склада 11» является ненадлежащим ответчиком. Собственниками арендуемых обществом нежилых помещений с целью организации аптеки являются ответчики ФИО2 и ФИО3 По условиям договоров аренды арендатор не вправе производить работы связанные с перестройкой, перепланировкой либо иными изменениями, затрагивающими основную конструкцию помещений, решение о его реконструкции должно быть принято и реализовано собственниками имущества. В случае удовлетворения иска, просит возложить обязанность по устранению нарушений законодательства на общество солидарно с собственниками арендуемых обществом помещений.

Ответчики ФИО3, ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, возражений по иску не представили.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно положениям статьи 7 Конституции РФ: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 72, пункт "ж" части 1 Конституции РФ социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

Как установлено статьей 2 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В силу ст. 9 "Конвенции о правах инвалидов" меры по выявлению и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".

В целях реализации ст.15 Закона № 181-ФЗ приказом Минстроя России от 14.1 1.2016 №798/пр утвержден «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001».

Согласно п. 6.2.3 СНиП 35-01-2001 участки пола на коммуникационных путях перед доступными дверными проемами, находящимися фронтально по ходу движения, входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами, стационарными препятствиями должны иметь тактильно-контрастные предупреждающие указатели глубиной 0,5 - 0,6 м, с высотой рифов 4 мм.

В силу п. 8.1.6 СНиП 35-01-2001 на основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.

В соответствии с п. 6.5.9 СНиП 35-01-2001 информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м.

Согласно п. 6.5.3 СНиП 35-01-2001 технические средства информирования, ориентирования и сигнализации в местах массового посещения должны обеспечивать посетителям объекта возможности однозначной идентификации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, надежной ориентации в пространстве, своевременного предупреждения об опасности в экстремальных ситуациях, расположении путей эвакуации и т.п. Здание или сооружение по заданию на проектирование дополнительно оборудуется радиоинформаторами для посетителей с нарушением зрения.

В силу п. 6.4.1 СНиП 35-01-2001 следует использовать контрастные сочетания цветов в применяемом оборудовании (дверь - стена, ручка; санитарный прибор - пол, степа; стена - выключатели, средства визуальной информации и т.п.).

В соответствии с п. 6.2.8 СНиП 35-01-2001 ступени лестниц должны быть ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью.

Согласно п. 5.1.12 СНиП 35-01-2001 на проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько полос, контрастных с поверхностью: ступени, (например, желтого цвета), имеющие общую ширину в пределах 0,08 - 0,1 м. Расстояние между контрастной полосой и краем проступи - от 0,03 до 0,04 м.

В силу п. 6.2.12 СНиП 35-01-2001 на боковой, внешней по отношению к маршу, поверхности поручней общественных зданий (за исключением стационаров) должны предусматриваться рельефные обозначения этажей, а также предупредительные полосы об окончании перил.

В соответствии с пунктами 5.1.1., 5.1.2. СНиП 35-01-2001 в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам но ГОСТ Р 51261.

Согласно пункту 5.1.14 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон - не круче 1:20 (5%). При расчетном перепаде высоты в 3,0 м и более на пути движения вместо пандуса следует применять подъемные устройства - подъемные платформы или лифты, доступные для инвалидов на кресле - коляске и других маломобильных групп населения.

Из материалов дела следует, что собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес> является ФИО3 Указанный объект передан во временное пользование ООО «Аптека от склада 11» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20 том 1).

Собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, район магазина «Надым» (остановочный комплекс) является ФИО2 На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Аптека от склада 11» арендует у ИП ФИО1, действующего на основании договора безвозмездного пользования нежилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ним и собственником ФИО2, нежилое помещение по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, район магазина «Надым» (остановочный комплекс).

В настоящее время договоры аренды между сторонами не расторгнуты и продолжают действовать.

Арендуемые нежилые помещения используются ООО «Аптека от склада 11» для организации аптеки или аптечного пункта.

Из акта помощника Надымского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проведенной прокурорской проверки в аптеке по адресу: Ямало<адрес> установлено отсутствие напольных тактильных предупреждающих и направляющих указателей для слабовидящих и слепых во всем помещении, в том числе на лестницах перед входом в указанное здание; вывески дублирования шрифтом Брайля; радиоинформатор. В нарушение требований вышеуказанного СНиП ручки на дверях не контрастируют с дверями; проем в помещении не контрастирует со стенами; на ступенях лестницы, ведущей в помещение аптеки, имеются выбоины; ступени лестниц имеют выступы, которые могут привести к риску падения слабовидящих групп населения, отсутствует контраст между первой и последней ступенями; кнопка вызова медицинского персонала расположена в недоступном для маломобильных групп населения месте; отсутствуют тактильные предупреждающие указатели на поручнях (начала и окончания). При визуальном осмотре установлено отсутствие пандуса (подъемного устройства) (л.д.26-27 том 1).

Из акта помощника Надымского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проведенной прокурорской проверки в аптеке по адресу: <адрес> установлено отсутствие напольных тактильных предупреждающих и направляющих указателей для слабовидящих и слепых во всем помещении, в том числе на лестницах перед входом в указанное здание; вывески дублирования шрифтом Брайля; радиоинформатор. В нарушение требований вышеуказанного СНиП ручки на дверях не контрастируют с дверями; во входной группе поручень расположен с одной стороны. Отсутствуют тактильные предупреждающие на поручнях (начала и окончания), касса аптеки не контрастирует с прилавками, а также напольным покрытием; дренажный коврик при входе в аптеку не закреплен, расположен сверху напольного покрытия; отсутствует контраст между первой и последней ступенями; отсутствует противоскользящее покрытие на ступенях, ведущих в здание аптечного учреждения. При визуальном осмотре установлено отсутствие пандуса (подъемного устройства) (л.д. 39-40 том 1).

В целях устранения выявленных нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов в РФ ДД.ММ.ГГГГ Надымской городской прокуратурой директору ООО «Аптека от склада 11» ФИО6 внесено представление об устранении нарушений закона (л.д.49 том 1). Меры по устранению указанных в представлении нарушений закона обществом приняты не были.

Оценив доводы сторон, доказательства представленные сторонами, суд считает возможным исковые требования удовлетворить, возложив обязанность по устранению нарушений прав маломобильных групп населения как на собственников нежилых помещений, так и на их пользователя и арендатора, в солидарном порядке, в силу следующего.

Ответственными за состояние указанных нежилых помещений и доступа к нему являются как собственники, так и пользователь, и арендатор данных помещений.

Доводы ООО «Аптека от склада 11» о том, что обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социального значения должна быть возложена только на собственника нельзя признать состоятельными.

Так, в ходе рассмотрения дела судом установлено и подтверждается актами осмотра и представлением Надымского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, что ООО «Аптека от склада 11» не созданы предусмотренные законом и нормативными требованиями условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещения аптек по вышеуказанным адресам. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответчиком ООО «Аптека от склада 11» не были предприняты необходимые меры по обеспечению доступа маломобильных групп населения и инвалидов к услугам аптек (аптечных пунктов).

Как следует из материалов дела, арендуемые ООО «Аптека от склада 11» нежилые помещения по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес> автономный округ, <адрес>, район магазина «Надым» (остановочный комплекс) принадлежат на праве собственности соответственно ответчикам ФИО3 и ФИО2, от имени которого действовал ответчик ИП ФИО1 на основании договора безвозмездного пользования нежилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

Согласно п. 2.1.4 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ арендодатель ФИО3 обязуется производить за свой счет капитальный ремонт объекта, а арендатор ООО «Аптека от склада 11» - производить текущий ремонт за свой счет (п.2.2.4), производить перепланировки, переоборудование и неотделимые улучшения объекта без письменного согласия арендодателя (п.2.2.5), оборудовать и оформлять арендуемый объект в соответствии с его целевым назначением, предусмотренным договором (ДД.ММ.ГГГГ), при этом согласно п. п.4.1. все неотделимые улучшения на Объекте являются собственностью арендодателя. Согласно п.5.2. договора стороны несут друг перед другом всю полноту ответственности, предусмотренную действующим законодательством РФ, за неисполнение, ненадлежащее исполнение своих обязательств, причиненный ущерб (л.д.20-25 том 1).

Аналогичные условия содержит и договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между арендатором ООО «Аптека от склада 11» и арендодателем ФИО2, от имени которого действовал ответчик ИП ФИО1 (л.д.13 – 19 том 1). Следует отметить, что согласно договору безвозмездного пользования нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО2 ( ссудодатель) и ФИО1 ( ссудополучатель), последнему в безвозмездное пользование передано нежилое помещение по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, район магазина «Надым», принадлежащее на праве собственности ФИО2 (л.д. 51 том 2). Согласно п. 2.2.2. договора от ДД.ММ.ГГГГФИО1 имеет право передавать объект в аренду третьим лицам без согласия ссудодателя.

Таким образом, учитывая правовую позицию Конституционного Суда РФ и принимая во внимание условия договоров аренды, договора безвозмездного пользования нежилым помещением, суд приходит к выводу о том, что обязанность по устранению нарушений прав маломобильных групп населения следует возложить на собственников нежилых помещений ФИО3 и ФИО2, а также ИП ФИО1, действующего на основании договора безвозмездного пользования нежилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ, и арендатора ООО «Аптека от склада 11».

Возлагая солидарную ответственность, как на собственника и пользователя, так и на арендатора, суд исходит из того, что обязанность по приведению помещения и входа в него в соответствии с целями использования, обусловлена социальными гарантиями, установленными специальным законом. Несмотря на то, что нежилые помещения, в которых расположены аптеки, переданы в аренду, на собственниках и пользователе также лежит обязанность по проведению нежилого помещения в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 и нормами ФЗ РФ «Социальной защите инвалидов в РФ», так как передаваемое в аренду помещение должно соответствовать цели использования. А поскольку необходимость оборудования входа в аптеку пандусом обусловлена не только положениями закона, но и потребностями ООО «Аптека от склада 11», общество также обязано в силу закона обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в аптеку. Согласно договорам аренды все неотделимые улучшения являются собственностью арендодателя, следовательно, выполнение работ по установке пандуса требует согласованных действий всех ответчиков. Правоотношения, сложившиеся между собственниками, пользователем (арендодателем) и арендатором не должны ущемлять права инвалидов и других граждан, а при возникновении разногласий между сторонами по договору аренды или безвозмездного пользования они могут быть разрешены в ином порядке.

С учетом изложенного, заявление Надымского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Аптека от склада 11», индивидуальному предпринимателю ФИО3, индивидуальному предпринимателю ФИО1, а также к ФИО2 о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о социальной защите прав инвалидов следует удовлетворить, возложить на ООО «Аптека от склада 11», индивидуального предпринимателя ФИО3 солидарную обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить в аптечном учреждении, расположенном по адресу: <адрес> нарушения законодательства о социальной защите прав инвалидов.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Надымского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Аптека от склада 11», индивидуальному предпринимателю ФИО3, индивидуальному предпринимателю ФИО1, а также к ФИО2 о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о социальной защите прав инвалидов удовлетворить.

Возложить на ООО «Аптека от склада 11», индивидуального предпринимателя ФИО3 солидарную обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить в аптечном учреждении, расположенном по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес> следующие нарушения законодательства о социальной защите прав инвалидов:

установить тактильно-контрастные предупреждающие указатели на участки пола на коммуникационных путях перед доступными дверными проемами, находящимися фронтально по ходу движения, входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами (в соответствии с п. 6.2.3 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001»);

установить направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения аптечного учреждения (в соответствии с п. 8.1.6 «СП 59.13330.2016 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»);

установить информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля (в соответствии с п. 6.5.9 «СП 59.13330.2016 Свод правил. Доступность зданий сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»);

установить радиоинформатор для посетителей с нарушением зрения (в соответствии с п. 6.5.3 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»);

обеспечить использование контрастного сочетания цветов в применяемом оборудовании (в соответствии с п. 6.4.1 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»);

устранить имеющиеся выбоины и выступы на ступенях лестницы,

ведущей в аптечное учреждение (в соответствии с п. 6.2.8 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»);

- нанести на проступи краевых ступеней лестничных маршей полосы, контрастных с поверхностью ступени (в соответствии с п. 5.1.12 «СП59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01 - 2001»);

установить на боковой, внешней по отношению к маршу, поверхности поручней предупредительные полосы об окончании перил (в соответствии с п. 6.2.12 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001»);

установить пандус (в соответствии с 5.1.14 Свода правил 59.133330.2016 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»), в случае невозможности проведения реконструкции, либо капитального ремонта здания, обязать обеспечить доступность здания посредствам приобретения подъёмного устройства;

обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов к аптечному учреждению, расположенному по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов».

Возложить на ООО «Аптека от склада 11», индивидуального предпринимателя ФИО1, а также ФИО2 солидарную обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить в аптечном учреждении, расположенном по адресу: <адрес> округ, <адрес>, район магазина «Надым» (остановочный комплекс) следующие нарушения законодательства о социальной защите прав инвалидов:

установить тактильно-контрастные предупреждающие указатели на участки пола на коммуникационных путях перед доступными дверными проемами, находящимися фронтально по ходу движения, входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами (в соответствии с п. 6.2.3 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001»);

установить направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения аптечного учреждения (в соответствии с п. 8.1.6 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001»);

установить информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля (в соответствии с п. 6.5.9 «СП59.13330.2016 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001»);

установить радиоинформатор для посетителей с нарушением зрения (в соответствии с п. 6.5.3 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»);

обеспечить использование контрастного сочетания цветов в применяемом оборудовании (в соответствии с п. 6.4.1 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»);

нанести на проступи краевых ступеней лестничных маршей полосы, контрастных с поверхностью ступени (в соответствии с п. 5.1.12 «СП59.13330.2016 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001»);

установить противоскользящее покрытие на ступени, ведущие в здание аптечного учреждения (в соответствии с п. 6.1.4 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»);

установить во входной группе поручни с обеих сторон;

установить на боковой, внешней по отношению к маршу, поверхности поручней предупредительные полосы об окончании перил (в соответствии с п. 6.2.12 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001»);

установить тактильные предупреждающие на поручнях (начала и окончания) (в соответствии с п. 6.2.1 1-6.2.12 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»);

установить дренажную решетку при входе в аптечное учреждение на одном уровне с поверхностью покрытия пола (в соответствии с п. 6.1.8 «СП59.13330.2016 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001»);

установить пандус (в соответствии с 5.1.14 Свода правил 59.133330.2016 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»). В случае невозможности проведения реконструкции, либо капитального ремонта здания, обязать обеспечить доступность здания посредствам приобретения подъёмного устройства;

обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов к аптечному учреждению, расположенному по адресу: <адрес>, район магазина «Надым» (остановочный комплекс), в соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов».

Настоящее решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья С.А.Ершов