ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10/20 от 07.02.2020 Пошехонского районного суда (Ярославская область)

Мотивированное решение изготовлено 07 февраля 2020 года.

Дело № 2-10/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

03 февраля 2020 года

Пошехонский районный суд Ярославской области в составе судьи Суховой О.И.,

с участием прокурора Коновалова В.А.,

представителя ответчика- ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ Мельниковой С.Н.,

при секретаре Ганичевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании г. Пошехонье Ярославской области гражданское дело по иску прокурора Пошехонского района в интересах неопределенного круга лиц к департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области, ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ об устранении нарушений законодательства о защите прав инвалидов,

у с т а н о в и л:

Прокурор Пошехонского района обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ, департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области об устранении нарушений законодательства о защите прав инвалидов.

В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о защите прав инвалидов, в ходе которой установлено, что ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ на праве оперативного управления принадлежит здание, расположенное по адресу: Ярославская область, Пошехонский район, с. Дмитриевское, д. 20, в котором размещен и функционирует фельдшерско-акушерский пункт. В нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», статей 2, 48 и 51 Градостроительного кодекса РФ, пунктов 4.4, 6.1.1, 6.5.1, 6.5.4, 6.5.9 СП 59.13330.2016 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» вход в здание медицинского учреждения не оборудован специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, людей с ограниченными возможностями - пандусом или подъемными устройствами, отсутствуют информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля. Согласно Уставу ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ является бюджетным учреждением, его учредителем - департамент здравоохранения и формации Ярославской области. В силу п. 3.1 Устава учредитель формирует и утверждает государственное задание для бюджетного учреждения и осуществляет его финансовое обеспечение. Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, прокурор просит обязать ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ оборудовать здание фельдшерско-акушерского пункта, расположенное по адресу: Ярославская область, Пошехонский район, с.Дмитриевское, д. 20, информирующими тактильными табличками для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля и специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, а департамент здравоохранения и фармации Ярославской области обеспечить финансирование данных работ.

В судебном заседании прокурор Коновалов В.А. поддержал заявленные требования по указанным доводам и основаниям, просит обязать выполнить решение суда в части установки табличек с рельефными знаками в течение 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу, в части оборудования специального приспособления для маломобильных групп населения – в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ по доверенности Мельникова С.Н. иск не признала и пояснила, что Пошехонская ЦРБ не имеет финансовых средств на оборудование Дмитриевского ФАП пандусом и полагает, что в этом нет необходимости, на стене у входа в здание установлен звонок для вызова персонала, инвалидам и маломобильным группам населения медицинская помощь оказывается на дому.

Ответчик департамент здравоохранения и фармации Ярославской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель его на судебное разбирательство не прибыл, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявил, возражений на иск не представил.

Третье лицо департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя, в письменном отзыве указал, что здание ФАП с. Дмитриевское закреплено на праве оперативного управления за ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ, которое в силу положений ст. 296 ГК РФ обязано использовать и содержать принадлежащее ему имущество в соответствии с требованиями действующего законодательства. Функции и полномочия учредителя ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ, являющегося бюджетным учреждением, осуществляет департамент здравоохранения и фармации Ярославской области. Департамент является главным распорядителем средств бюджета, предусмотренных на содержание организаций государственной системы здравоохранения области, разрабатывает предложения по формированию расходов областного бюджета на здравоохранение области в части финансового обеспечения деятельности организаций здравоохранения, находящихся в ведении Ярославской области.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В статье 7 Конституции Российской Федерации определено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации).

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр.

Согласно п.4.4 СП 59.13330.2016, в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия для использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.

В силу п. 6.1.1. СП 59.13330.2016 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.

В соответствии с п.6.1.2. СП 59.13330.2016 в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни. Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5%). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%) при длине марша не более 6,0 м. Параметры пандуса следует принимать по 5.1.15.

Пунктом 5.1.15 СП 59.13330.2016 установлено, что длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5 х 1,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5 х 1,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса.

Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.

В соответствии с требованиями СП 59.13330.2016 элементы здания, доступные для маломобильных групп населения, должны идентифицироваться с помощью технических средств информирования, ориентирования и сигнализации и входы, и выходы, доступные для маломобильных групп населения, зоны предоставления услуг для инвалидов (п.6.5.1.)

Визуальная информация должна располагаться на контрастном фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию распознавания, быть увязана с художественным решением интерьера и располагаться на высоте не менее 1,5 м и не более 4,5 м от уровня пола (п. 6.5.4).

Информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м- перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов) ( п.6.5.9).

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в случаях, когда существующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой Пошехонского района проверки исполнения требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ на праве оперативного управления принадлежит здание, расположенное по адресу: Ярославская область, Пошехонский район, с. Дмитриевское, д. 20, в котором размещен и функционирует фельдшерско-акушерский пункт. Вход в здание ФАП не оборудован специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, людей с ограниченными возможностями - пандусом или подъемными устройствами, отсутствуют информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, то есть отсутствуют условия для беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к объектам социальной инфраструктуры.

Данные обстоятельства ответчиком ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ не оспариваются.

В соответствии с п.1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

Согласно п.1 ст. 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, является право оперативного управления имуществом (статья 296).

Пунктом 1 статьи 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Как следует из Устава, ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ является бюджетным учреждением, его учредителем - департамент здравоохранения и формации Ярославской области ( пункты 1.1, 1.2).

В силу п. 3.1 Устава учредитель формирует и утверждает государственное задание для бюджетного учреждения и осуществляет его финансовое обеспечение.

Финансирование ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ осуществляется за чет средств областного бюджета (п.6.4).

Согласно Положению о департаменте здравоохранения и фармации Ярославской области, утвержденному постановлением Правительства Ярославской области от 20.03.2008 № 52, департамент является органом исполнительной власти Ярославской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в области охраны здоровья граждан на территории Ярославской области (п.1.1); является главным распорядителем, распорядителем и получателем соответствующих бюджетных средств, предусмотренных на содержание организаций государственной системы здравоохранения области, находящихся в функциональном подчинении департамента, и реализацию функций, возложенных на департамент, выступает государственным заказчиком при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ярославской области (п. 5.5, 5.6).

С учетом приведенных норм права, обязанность по устранению выявленных прокурором нарушений должна быть возложена на ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ, как лицо, владеющее зданием ФАП на праве оперативного управления, а департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, как учредитель и главный распорядитель средств бюджета, обязан обеспечить финансирование работ по обустройству здания учреждения здравоохранения информирующими тактильными табличками для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля и специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения.

Наличие на стене у входа в здание ФАП звонка для вызова медицинского работника, на что ссылается представитель ответчика ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ в возражениях на заявленные исковые требования, нельзя признать достаточными мерами для разумного приспособления здания и обеспечения доступности инвалидов и маломобильных групп населения, поскольку в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» действия сотрудников ФАП при срабатывании кнопки вызова с целью оказания помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья не установлены, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги 2019 года с общественным объединением инвалидов не согласованы.

Несоблюдение требований вышеуказанного законодательства нарушает конституционные права инвалидов и других маломобильных групп на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры- зданию фельдшерско- акушерского пункта.

Согласно ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая конкретные действия, которые обязаны совершить ответчики, объем мероприятий, необходимых для их совершения, баланс интересов сторон суд признает разумным заявленный прокурором срок в части установки табличек с рельефными знаками в течение 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу, в части оборудования специального приспособления для маломобильных групп населения – в течение одного года со дня его вступления в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л :

Иск прокурора удовлетворить.

Обязать в течение пяти месяцев со дня вступления решения в законную силу департамент здравоохранения и фармации Ярославской области профинансировать, а государственное учреждение здравоохранения Ярославской области Пошехонская центральная районная больница оборудовать здание фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Ярославская область, Пошехонский район, с. Дмитриевское, д. 20, информирующими тактильными табличками для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля.

Обязать в течение одного года со дня вступления решения в законную силу департамент здравоохранения и фармации Ярославской области профинансировать, а государственное учреждение здравоохранения Ярославской области Пошехонская центральная районная больница оборудовать здание фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Ярославская область, Пошехонский район, с. Дмитриевское, д. 20, специальными приспособлениями, обеспечивающими доступ инвалидов и маломобильных групп населения в помещение.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Пошехонский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья