ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10/20 от 22.01.2020 Унечского районного суда (Брянская область)

Дело № 2- 10/2020

32RS0032-01-2019-000674-91

РЕШЕНИЕ

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

22 января 2020 года г. Унеча

Унечский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Поставневой Т.Н.

при секретаре Марченко Г.В.

с участием представителя истца помощника прокурора Унечского района Брянской области Коварда А.Н., представителя ответчика Открытого акционерного общества "Резистор" ФИО2, представителя третьего лица Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Брянской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Унечского района Брянской области, в защиту прав и интересов Российской Федерации, к Открытому акционерному обществу "Резистор" о понуждении к совершению действий, возложении обязанности получить лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Унечского района Брянской области обратился в суд с исковым заявлением, в защиту прав и интересов Российской Федерации, к Открытому акционерному обществу "Резистор" о возложении обязанности в соответствии с требованиями Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5485-1 "О государственной тайне" получить лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

При этом ссылается на то, что ОАО "Резистор" производит продукцию, которая по своему назначению является комплектующими изделиями, в связи с чем ее поставка осуществляется для различных целей в различных сферах деятельности, в том числе для производства продукции оборонного значения. Продукция, выпускаемая ОАО "Резистор" применяется при изготовлении вооружения, военной и специальной техники в рамках государственного оборонного заказа. Ответчик не имеет лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, чем нарушаются интересы Российской Федерации в указанной сфере.

В судебном заседании представитель истца помощника прокурора Унечского района Брянской области Коварда А.Н. поддержал исковые требования в полном объеме, указав, что в нарушение п. 16 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 804
"О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации" в связи с отсутствием лицензии ответчик не обеспечивает военное представительство услугами по секретному и несекретному делопроизводству.

Представитель ответчика Открытого акционерного общества "Резистор" ФИО2 исковые требования не признала.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Брянской области ФИО3 считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Министерства обороны РФ в лице ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, предоставив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица 223 Военного представительства Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, предоставив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителя истца помощника прокурора Унечского района Брянской области Коварда А.Н., представителя ответчика Открытого акционерного общества "Резистор" ФИО2, представителя третьего лица Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Брянской области ФИО3, допросив свидетеля ФИО4 (сотрудника подразделения по лицензированию ФСБ по Брянской области), изучив материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО "Резистор" на протяжении нескольких десятилетий выпускает переменные и постоянные резисторы.

ОАО "Резистор" имеет сертификат соответствия на производство продукции с кодом и она соответствует требованиям ГОСТ РВ 0015-002-2012, ЭС РД 009-2014, а также свидетельство на товарный знак продукции.

В единый кодификатор предметов снабжения для федеральных государственных нужд продукция ОАО "Резистор" не входит, в аукционах и торгах предприятие не участвует.

ОАО "Резистор" не имеет стратегических планов боевого управления, не занимается хранением и утилизацией ядерных боеприпасов, отсутствует опытно-конструкторский отдел, к режимным и особо важным объектам не относится и не имеет сведений о дислокации и численности войск.

Продукция предприятия прописана в отраслевом перечне <данные изъяты> применена в аппаратуре народнохозяйственного назначения, в перечне <данные изъяты> для применения в производстве вооружений и военной техники.

При этом, согласно перечисленных перечней, ОАО "Резистор" не относится ни к одной из трех степеней секретности сведений ввиду отсутствия мобилизационного задания, государственной тайны.

Резисторы, выпускаемые предприятием ОАО "Резистор" являются деталями электроники, не являются потребительскими товарами и не подлежат лицензированию, не требуют таможенного оформления, носят статус двойного назначения.

Вид деятельности ОАО "Резистор" не указан в статье 12 ( "перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии") Федерального закона № 99-ФЗ от 4 мая 2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности".

ОАО "Резистор" не ведет разработку, установку, монтаж и ремонт своих изделий.

Резисторы входят в совокупность ПЛАТ (блоков) электротехнического назначения совместно с другими электротехническими изделиями, но не отдельно.

Согласно письму от 26 декабря 2011 года ОАО "Центральный научно-исследовательский институт экономики, систем управления и информации" "Электроника" 12 декабря 2011 года Минпромторгом было принято решение о снятии мобилизационного задания с ОАО "Резистор" г. Унеча Брянской области.

20 июня 2012 года Федеральной службой безопасности Российской Федерации было принято решение о ликвидации режимно-секретного подразделения предприятия.

Ответчик не является головным исполнителем государственного оборонного заказа с государственными заказчиками, государственного оборонного заказа с исполнителями.

ОАО «Резистор» не является исполнителем государственного оборонного заказа с соисполнителями, государственного оборонного заказа с головными исполнителями, не состоит в перечне соисполнителей.

Ответчик не является головным исполнителем и не заключает договора по исполнению государственных оборонных заказов за счет средств федерального бюджета.

ОАО «Резистор» с 1999 года и по настоящее время заключает межзаводские договора гражданско-правового характера без указания идентификатора государственного контракта, что подтверждается определением Федеральной антимонопольной службой о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 15 ноября 2019 года в отношении генерального директора ОАО "Резистор".

Согласно предоставленной переписке ОАО "Резистор" сообщало о готовности принять заказ на изготовление и поставку резисторов с приемкой качестве военного представительства Министерства обороны Российской Федерации в рамках межзаводских договоров гражданско-правового характера без указания идентификатора государственного контракта. Все договора, связанные с согласованием военного представительства направляются в адрес 223 ВП МО РФ, согласовываются в рабочем режиме.

24 марта 2015 года Министерством промышленности и торговли Российской Федерации утверждено Положение о перечне электронной компонентной базы, разрешенной для применения при разработке, модернизации, производстве и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники, которое включает в себя номенклатуру изделий, изготавливаемых предприятиями Российской Федерации, с указанием предприятия изготовителя /калькодержателя изделий ( далее Положение).

В соответствии с абз. 3 раздела 1" Область применения" Положения статьи подлежат применению организациями, предприятиями и другими субъектами научной и хозяйственной деятельности независимо от форм собственности и подчинения, а также государственными заказчиками вооружения, военной и специальной техники ( далее ВВСТ), федеральными органами исполнительной власти, участвующими в организации и проведении работ по разработке (модернизации), производству и эксплуатации ВВСТ в соответствии с законодательством Российской Федерации и документами по стандартизации оборонной продукции.

Согласно пункту 4.2 раздела "Общие положения" Положения перечень электронной компонентной базы ( ЭКБ) является официальным единственным межотраслевым документом, обязательным для всех организаций, предприятий и учреждений, независимо от форм собственности, осуществляющих разработку, модернизацию, производство и эксплуатацию ВВСТ, разработку, изготовление, закупку и поставку ЭКБ, а также для представителя заказчика, закрепленных за указанными организациями.

Следовательно, приведенный Перечень не является документом, подтверждающим факт того, что ОАО "Резистор" является единственным производителем резистора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, поскольку его положения распространяются на номенклатуру изделий ЭКБ, разработанных и выпускаемых в обеспечение создания аппаратуры, приборов, устройств и оборудования для вооружения (п. 1 Положения "область применения"). Перечень ЭКБ не регламентирует порядок и условия поставок изделий, содержащихся в перечне ( п. 4.1, п. 4.3 Положения "общие положения").

Приведенные позиции Перечня указывают, что его положения не устанавливают обязанность и не определяют порядок выбора поставщиков ЭКБ при выполнении государственного оборонного заказа, а лишь содержат перечень электронной и компонентной базы, разрешенной к применению при разработке, модернизации и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники.

Кроме этого, включение ЭКБ в Перечень происходит в заявительном порядке и не является для предприятий-изготовителей обязательным ( п. 6.1 Положения "Порядок разработки, утверждения и рассылки Перечны ЭКБ").

Перечень не может содержать исчерпывающий список предприятий-изготовителей ЭКБ.

Суд приходит к выводу, что прокурором Унечского района Брянской области не предоставлено достаточных и убедительных доказательств, подтверждающих доминирующее положение ОАО "Резистор".

Инвестиции из бюджета ОАО "Резистор" не получает.

Неоднократно проведенные Федеральной антимонопольной службой проверки отчетов нарушений не выявили.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 N 5485-1 предусмотрен перечень сведений, составляющих государственную тайну, в том числе сведения в военной области: о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральнымзаконом"Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов; о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения; о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения; о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов; о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке.В соответствии со ст. 17 Закона РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 N 5485-1 передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со ст. 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности.

Организация контроля за эффективностью защиты государственной тайны при проведении совместных и других работ возлагается на заказчика этих работ в соответствии с положениями заключенного сторонами договора.

Учитывая изложенное, заказчик при заключении договоров с головным исполнителем, а последний с исполнителями в рамках корпорации в случае необходимости в качестве обязательного условия должен предусмотреть наличие соответствующей лицензии для осуществления работ со сведениями, составляющими государственную тайну. В случае отсутствия таких условий в договорах поставки продукции для ОАО "Резистор" на него не будет распространяться обязанность получения лицензии по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

При этом, при наличии условий, предусматривающих выполнение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну исполнитель-ОАО "Резистор" вправе самостоятельно обратиться для оформления соответствующей лицензии в установленном законом порядке.

Порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, предусмотрен Положением о лицензирвоании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 года № 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. В соответствии с п. 5 Порядка получения лицензии заявитель представляет в соответствующий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности (ФСБ России), в числе других документов заявление о выдаче лицензии с подтвержденной в установленном порядке степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель предполагает проводить работы.

Правила подтверждения степени секретности сведений, с которыми предприятия, учреждения и организации предполагают проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2018 года № 984. Согласно п. 2 Правил подтверждение степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми организации предполагают проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну ( далее подтверждение), выдается негосударственной организации, участвующей на основании заключенного контракта (договора) в проведении совместных и других работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иным государственным органом, являющимся заказчиком этих работ, в ходе которых возникает необходимость в использовании сведений, составляющих государственную тайну, федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или иным государственным органом.

Прокурором Унечского района Брянской области не предоставлено суду на день вынесения решения достаточных и убедительных доказательств наличия в договорах на поставку между заказчиком и головным исполнителем и соответственно последним и исполнителями в рамках корпорации, в качестве обязательного условия - наличие лицензии по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Кроме этого прокурором Унечского района Брянской области не предоставлено суду на день вынесения решения достаточных и убедительных доказательств подтверждения степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми ОАО "Резистор", по мнению прокурора, проводит работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Истцом не отрицается в судебном заседании то, что федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иным государственным органом, являющимся заказчиком этих работ, в ходе которых возникает необходимость в использовании сведений, составляющих государственную тайну, федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или иным государственным органом не выдавалось ОАО "Резистор" подтверждение степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми ОАО "Резистор", по мнению прокурора, проводит работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Помимо этого, не предоставлено доказательств тому, что федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или иным государственным органом было рекомендовано ОАО "Резистор" провести аттестацию руководителя как лица ответственного за защиту сведений, составляющих государственную тайну, а также не предоставлены доказательства, что такая аттестация проведена.

Данные обстоятельства при рассмотрении дела судом не установлены.

Объяснения представителя ответчика и представителя третьего лица Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Брянской области подтверждаются не только письменными материалами, но и показаниями допрошенного свидетеля ФИО1 (<данные изъяты>) о том, что наличие на предприятии военного представительства не является основанием для выдачи лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также о том, что, в силу ст. 27 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5458-1 "О государственной тайне", лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну. В случае, если федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иным государственным органом, являющимся заказчиком этих работ, в ходе которых возникает необходимость в использовании сведений, составляющих государственную тайну, федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или иным государственным органом соответствующее подтверждение степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми ОАО "Резистор", по мнению прокурора, проводит работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, не выдавалось, а также если не проводилась аттестация руководителя организации как лица ответственного за защиту сведений, составляющих государственную тайну, то в выдаче лицензии на основании результатов специальной экспертизы будет отказано.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Отказать прокурору Унечского района Брянской области, действующему в защиту прав и интересов Российской Федерации, к Открытому акционерному обществу "Резистор" о понуждении к совершению действий, возложении обязанности получить лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд Брянской области в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 января 2020 года.

Судья Т.Н. Поставнева