ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10/2013 от 11.01.2013 Азнакаевского городского суда (Республика Татарстан)

Дело № 2 - 10/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. ФИО1 11 января 2013 года

Азнакаевский городской суд РТ в составе:

председательствующего судьи Хабибуллина Р.А.,

при секретаре Салаховой Р.Р.,

с участием прокурора – помощника Азнакаевского городского прокурора РТ Сибиева Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азнакаевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания пгт Актюбинский» о признании действий незаконными, возложении обязанности прекратить начисление потребителям оплаты за техническое обслуживание узлов учета тепловой энергии и обязывании произвести перерасчет жилищно – коммунальных услуг,

У С Т А Н О В И Л:

Азнакаевский городской прокурор РТ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к ответчику - Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания пгт Актюбинский» о признании действий незаконными, возложении обязанности прекратить начисление потребителям оплаты за техническое обслуживание узлов учета тепловой энергии и произвести перерасчет жилищно – коммунальных услуг, мотивировав тем, что Азнакаевской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований действующего федерального законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства и защиты жилищных прав граждан. В ходе проведённой проверки установлено, что Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания посёлок городского типа Актюбинский» (далее по тексту - ООО «УК-Актюба») потребителям жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ) начисляются платежи за техническое обслуживание узлов учёта тепловой энергии, тогда как, указывает Азнакаевский городской прокурор РТ, приборы учёта являются неотъемлемой частью внутридомовых инженерных сетей, и затраты по их обслуживанию должны возмещаться за счёт текущего ремонта и содержания внутридомовых инженерных сетей центрального отопления. Исполнительным комитетом Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан принято постановление № 4 от 16.01.2012 «О тарифах за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом». Приложением № 1 к Постановлению ИК АМР РТ утверждены наименования платежей за жилищные услуги, предоставляемые гражданам. Данным приложением предусмотрена плата за текущий ремонт и содержание внутридомовых инженерных сетей центрального отопления. При этом отдельной оплаты технического обслуживания узлов учёта тепловой энергии данное постановление не предусматривает. Таким образом, считает Азнакаевский городской прокурор РТ, взимание с потребителей ЖКУ платежей за техническое обслуживание узлов учёта тепловой энергии, не предусмотренных нормативно-правовыми актами, влечёт нарушение прав граждан и противоречит положениям действующего федерального законодательства.

В суде прокурор поддержал заявление и просил удовлетворить его по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель ответчика, 000 «УК – Актюба», директор ФИО2, в судебном заседании не согласился с требованиями Азнакаевского городского прокурора РТ и пояснил, что Управляющая компания обслуживает домов в пгт <адрес>, в домах установлены узлы учета тепловой энергии и взимание платы за их обслуживание осуществляется на основании договора обслуживания приборов учета тепловой энергии, холодного и горячего водоснабжения, заключенного с <адрес>ДД.ММ.ГГГГ Тариф – 0, 89 руб с кв.м., свыше 2 лет не менялся. Без обслуживания, ухода невозможно, иначе если придет узел – прибор в негодность, затраты будут еще больше. Та сумма, взимаемая с граждан по графе «текущий ремонт внутридомового центрального отопления» по счет – квитанциям, выдаваемых МХ 000 «Единый расчетный Центр – Азнакаево», недостаточна для обслуживания узлов учета тепловой энергии и ГВС.

Представитель ответчика, 000 «УК – Актюба» ФИО3 иск так же не признала и показала, что взимание платы за обслуживание узлов учета тепловой энергии осуществляется ими на основании п.38-1 - 38-5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, являющихся дополнением к ранее утвержденным в 2006 г. Правилам. Указанные пункты разрешают обслуживающей организации взимание указанных платежей, которые оспаривает прокурор.

Представитель третьего лица, МХ ООО «ЕРЦ-Азнакаево», на суд не явился, был извещен.

Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.

В силу ч.3 статьи 39 Жилищного Кодекса Российской Федерации Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ

Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. 6.05.2011 г. в Правила внесены изменения.

В соответствии с п.5 указанных Правил - в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354)

Пункт 6 Правил… предусматривает, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Судом установлено, что в ходе проверки Азнакаевской городской прокуратурой РТ соблюдения требований действующего федерального законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства и защиты жилищных прав граждан, было установлено, что Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания посёлок городского типа Актюбинский» Азнакаевского района РТ, в ведении которой находится домов, из них в домах установлены узлы учета тепловой энергии и потребителям жилищно-коммунальных услуг ДД.ММ.ГГГГ незаконно начисляются платежи за техническое обслуживание узлов учёта тепловой энергии и приборов ГВС в размере 0,89 руб с кв.м., тогда как приборы учёта тепловой энергии являются неотъемлемой частью внутридомовых инженерных сетей, и затраты по их обслуживанию должны возмещаться за счёт текущего ремонта и содержания внутридомовых инженерных сетей центрального отопления.

О незаконности взимания указанной платы свидетельствует и тот факт, что Руководителем Исполкома Азнакаевского муниципального района РТ ДД.ММ.ГГГГ утверждено Постановление « О тарифах за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом», которым взимание платы за техническое обслуживание узлов учета тепловой энергии и ГВС не предусмотрено.

Доводы ответчиков о том, что без технического обслуживания спорного узла учета тепловой энергии и приборов ГВС они быстро придут в негодность и придется приобретать новые узлы и приборы, а за счет утвержденного для Актюбы норматива – размера платы в 1,25 руб с кв.м., не поднимающегося уже несколько лет, невозможно из – за нехватки производить тех обслуживание и уход, суд считает надуманными, заявленными с целью сохранить незаконное взимание с граждан – потребителей услуг вышеуказанную оплату.

Доводы ответчиков о том, что новые п.38-1 - 38-5, внесенные в «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме» Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г. прямо разрешают взимание спорного платежа, суд считает надуманными, ибо основаны они на неверном понимании нормативного акта.

Указанные пункты гласят:

П.38(1). В случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

38(2). Собственники помещений вправе принять решение о заключении энергосервисного договора (контракта), направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества (далее - энергосервисный договор на общедомовые нужды), с управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо о наделении указанных организации, товарищества или кооператива полномочиями по заключению в интересах собственников от своего имени или от имени собственников энергосервисного договора на общедомовые нужды с организацией, оказывающей энергосервисные услуги.

Энергосервисный договор на общедомовые нужды с управляющей организацией заключается отдельно от договора управления многоквартирным домом.

При непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении энергосервисного договора на общедомовые нужды с ресурсоснабжающей организацией или иной организацией, оказывающей энергосервисные услуги.

38(3). Решение собственников помещений, указанное в пункте 38(2) настоящих Правил, принимается на общем собрании собственников помещений и должно содержать в том числе следующие условия заключения энергосервисного договора на общедомовые нужды:

величина экономии коммунальных ресурсов в натуральном выражении (уменьшение в сопоставимых условиях объема (количества) потребленных на общедомовые нужды коммунальных ресурсов), которая должна быть обеспечена в результате исполнения энергосервисного договора на общедомовые нужды, и срок, необходимый для достижения такой величины экономии;

цена энергосервисного договора на общедомовые нужды и порядок ее оплаты;

срок действия энергосервисного договора на общедомовые нужды.

Примерные условия энергосервисного договора на общедомовые нужды утверждаются Министерством регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.

38(4). Оплата цены энергосервисного договора на общедомовые нужды осуществляется отдельно от платы за коммунальные услуги и платы за содержание и ремонт жилого помещения.

38(5). Цена энергосервисного договора на общедомовые нужды определяется соглашением сторон такого договора.

Анализ показывает, что не предусмотрено взимание платы за тех.обслуживание приборов учета тепловой энергии.

Доводы ответчиков о том, что они проводили многогранную работу по разъяснению гражданам о необходимости установки узлов учета тепловой энергии и об этом имеются протоколы, суд не может признать как относящиеся к существу спора, ибо взимание отдельной строкой платы за установку приборов учета ( оплата стоимости узла учета, его установки) никем не оспаривается.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л :

Заявление Азнакаевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания пгт Актюбинский» о признании действий незаконными, возложении обязанности прекратить начисление потребителям оплаты за техническое обслуживание узлов учета тепловой энергии и обязывании произвести перерасчет жилищно – коммунальных услуг удовлетворить.

Признать незаконной деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания пгт Актюбинский» Азнакаевского муниципального района РТ по начислению потребителям жилищно – коммунальных услуг, проживающих в многоквартирных домах пгт Актюбинский, оплаты за техническое обслуживание узлов учета тепловой энергии и ГВС

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания пгт Актюбинский» Азнакаевского муниципального района РТ с момента вступления решения суда в законную силу прекратить взимание с потребителя жилищно – коммунальных услуг, проживающих в домах, где установлен узел учета тепловой энергии, в пгт Актюбинский, платы начисляемой по графе «техническое обслуживание узлов учета тепловой энергии и ГВС» в счет – квитанциях, выдаваемых МХ 000 «ЕРЦ – Азнакаево».

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания пгт Актюбинский» Азнакаевского муниципального района РТ и МХ 000 «ЕРЦ – Азнакаево» обязанность произвести зачет излишне взимаемой тарифной ставки по графе «техническое обслуживание узлов учета тепловой энергии и ГВС» в счет – квитанциях, выдаваемых МХ 000 «ЕРЦ – Азнакаево», в счет будущих платежей.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания пгт Актюбинский» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан государственную пошлину в сумме 600 рублей в доход государства.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РТ через Азнакаевский городской суд в течение месяца.

Председательствующий: Р.А.Хабибуллин

Решение не вступило в законную силу