ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10/2013 от 31.01.2013 Смирныховского районного суда (Сахалинская область)

 Гражданское дело №2-10/2013

 РЕШЕНИЕ

 Имением Российской Федерации

 31 января 2013 года                             пгт.Смирных

 Смирныховский районный суд Сахалинской области в составе:

 Председательствующего судьи Михайловой О.А.

 При секретаре Андреевой Е.В.

 С участием представитель ответчика ОМВД России по ГО «Смирныховский» ФИО3

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы Российской Федерации №3 по Сахалинской области к отделу Министерства Внутренних дел по ГО «Смирныховский», Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Сахалинской области, Управлению Министерства внутренних дел России по Сахалинской области о признании регистрации транспортного средства недействительной, возложении обязанности аннулировать факт регистрации транспортного средства

 УСТАНОВИЛ:

 Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России №3 по Сахалинской области (далее МИФНС №3) обратилась в суд с иском к ОМВД России по ГО «Смирныховский» о признании недействительной регистрации транспортного средства <данные изъяты> <данные изъяты> рег. номер <данные изъяты> ОГИБДД ОМВД России по ГО «Смирныховский» в период с 2006 года по 2011 год, возложении обязанности аннулировать факт регистрации указанного транспортного средства в период с 2006 года по 2011 год. В обоснование заявленных требований указал, что вступившим в законную силу решением Смирныховского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ № установлен факт обращения владельца транспортного средства <данные изъяты> <данные изъяты> рег. номер <данные изъяты> ФИО1 в ОМВД России по ГО «Смирныховский» с заявлением о снятии данного транспортного средства с регистрационного учета, однако, его волеизъявление реализовано не было, транспортное средство с регистрационного учета до апреля 2011 года не снималось. В связи с тем, что Налоговым кодексом РФ обязанность уплачивать транспортный налог связана с постановкой на регистрационный учет транспортного средства, факт регистрации автомобиля <данные изъяты> <данные изъяты> ре<адрес> <данные изъяты> после 2006 года порождает неправомерное начисление транспортного налога, и не позволяет истцу реализовать свое право на взыскание недоимки, в соответствии с п.п.9,1 ст.31 НК РФ.

 Определением суда от 10.12.2012г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление ГИБДД УМВД России по Сахалинской области.

 Определением суда от 14.01.2013г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено УМВД России по Сахалинской области.

 В судебное заседание представитель истца МИФНС №3 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, об отложении слушания дела не просил, о причинах неявки не извещал, в связи с чем, суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотрел гражданское дело в его отсутствии. Ранее в судебном заседании представитель истца МИФНС России 33 по Сахалинской области ФИО4, действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворении исковых требовании, дала пояснения, соответствующие обстоятельствам изложенным в исковом заявлении.

 В судебном заседании представитель ответчика ОМВД России по ГО «Смирныховский» ФИО3, действующий на основании доверенности не возражал против удовлетворения заявления в части требований о признании регистрации транспортного средства в период с 2006 года по 2011 год недействительной, в остальной просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку действующим законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для аннулирования государственной регистрации транспортных средств, и они все связаны с незаконностью постановки на регистрационный учет автомобиля, что в данном случае не имеет место быть. Пояснил, что в 1994 года постановкой на учет транспортных средств, владельцы которых проживали в Смирныховском районе, занималось ОГИБДД ОВД Поронайского района в г.Поронайске, которое после того, как такими же полномочиями наделили ОГИБДД ОВД Смирныхвоского района передали сведения о регистрации транспортных средств. В 1994 году отсутствовала электронная база данных транспортных средств ГИБДД, все регистрационные действия фиксировались только на бумажных регистрационных карточках. В 1997-1998 годах началось формирование электронной базы данных. Однако, в связи с тем, что в помещении ОГИБДД ОВД Поронайского района в 1994 году произошел пожар, и часть карточек учета сгорела сведения были переданы не в полном объеме, и впоследствии постепенно восстанавливались.

 В судебное заседание представитель ответчика УГИБДД УМВД России по Сахалинской области, не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, об отложении слушания дела не просил, о причинах неявки суд не извещал, в связи с чем, суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотрел гражданское дело в его отсутствии.

 В судебное заседание представитель ответчика УМВД России по Сахалинской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствии. В письменном отзыве на иск просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку отсутствуют документальные подтверждения, безусловно свидетельствующие об утилизации ФИО1 в 2002 году транспортного средства <данные изъяты> <данные изъяты> Госномер <данные изъяты>, и подтверждающие показания свидетеля ФИО5 об обращении в 2006 году ФИО1 с заявлением о снятии данного транспортного средства с регистрационного учета в связи с утилизацией. В соответствии с п.3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № оснований для аннулирования регистрации транспортного средства не имеется.

 В судебное заседание не явился третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, ФИО1, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом, согласно заявления просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствии. Ранее в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в 1994 году приобрел автомобиль <данные изъяты> гос номер <данные изъяты>, и в этом же году поставил ее на регистрационный учет в отделении ГИБДД в <адрес>, впоследствии в 2000 году он приобрел еще один автомобиль марки <данные изъяты>, гос. номер <данные изъяты>, и в 2000 года также поставил его на регистрационный учет в ГИБДД. В 2006 году он обращался в отделение ГИБДД в пгт.Смирных с заявлениями о снятии обоих указанных автомобилей с регистрационного учета с целью их утилизации, однако, заявление о снятии с регистрационного учета автомобиля <данные изъяты>, гос. Номер <данные изъяты> у него не приняли, по причине отсутствия в информационной базе сведений о регистрации данного транспортного средства. Оба автомобиля марки <данные изъяты> он утилизировал в 2006 году. Впоследствии в 2010 году получил налоговое уведомление об уплате транспортного налога за автомобиль <данные изъяты> гос. номер <данные изъяты> за 2008, 2009 и 2010 года. В связи с тем, что он данный транспортный налог не уплатил, налоговая инспекция обратилась в суд, но в удовлетворении требований о взыскании транспортного налога было отказано, так как установили, что он пытался снять автомобиль с регистрационного учета, который так и не был снят с регистрационного учета по не зависящим от него обстоятельствам. Поскольку на автомобиль <данные изъяты> гос. номер <данные изъяты> налоговая инспекция продолжала начисление транспортного налога, он повторно в апреле 2011 года обратился в ОГИБДД ОМВД России по ГО «Смирныховский», с заявлением о снятии транспортного средства с регистрационного учета, на основании которого автомобиль был снят с регистрационного учета.

     В судебном заседании свидетель ФИО6 пояснил, что с 1987 года по 2006 год работал в ГИБДД ОВД по ГО «Смирныховский» в должности инспектора ДПС и инспектора регистрационно-экзаменационной группы. В соответствии с должностными обязанностями он занимался постановкой и снятием с регистрационного учета транспортных средств. В 2006 году к нему с заявлением о снятии с регистрационного учета двух автомобилей марки <данные изъяты> обратился ФИО1 В электронной базе имелись сведения о регистрации только одного транспортного средства <данные изъяты>, которое он снял с регистрационного учета. В отношении второго автомобиля он никаких регистрационных действий не производил, в связи с отсутствием о нем сведений в электронной базе, заявление вернул ФИО1 и нигде его не регистрировал.

     Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

 В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

 В соответствии со ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 В соответствии со ст.83 НК РФ в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения месту жительства, а также по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств. Постановка на учет, снятие с учета физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 НК РФ.

     В соответствии с ч.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

 Согласно п.2 Постановления Правительства Российской Федерации Постановление от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуется - Государственная инспекция) - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

 Согласно п.11 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N711 на Госавтоинспекцию возлагается обязанность по регистрации и учету автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдача паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

     Таким образом, основанием для уплаты транспортного налога физическим лицом, является факт регистрации за ним транспортного средства. При этом на налоговый учет данные физические лица ставятся/снимаются на основании сведений Госавтоинспекции, ее структурных подразделений, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

     В соответствии ч.3 ст. 15 федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

     В соответствии с п.34 Постановления Правительства Российской Федерации Постановление от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

 Согласно п.30 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» снятие транспортного средства с регистрационного учета производится на основании заявления собственника (владельца).

 В судебном заседании установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ постановлен на регистрационный учет автомобиль <данные изъяты> <данные изъяты> государственный регистрационный номер <данные изъяты>, также ДД.ММ.ГГГГ на данный учет постановлен автомобиль <данные изъяты> <данные изъяты> государственный регистрационный номер <данные изъяты>. ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в ОГИБДД ОМВД по ГО «Смирныховский» с заявлениями о снятии данных транспортных средств с регистрационного учета, однако, в снятии с регистрационного учета автомобиля <данные изъяты> <данные изъяты> государственный регистрационный номер <данные изъяты> ему было отказано сотрудником ОГИБДД ОМВД по ГО «Смирныховский» ФИО6, в связи с отсутствием сведений о постановке на регистрационный учет данного транспортного средства, при этом второй автомобиль <данные изъяты> <данные изъяты>, гос. регистрационный знак <данные изъяты> был снят с регистрационного учета. Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ из УГИБДД УВД России по Сахалинской области в МИФНС России №3 по Сахалинской области поступили сведения о том, что за ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты> <данные изъяты> гос. регистрационный знак <данные изъяты>, и с регистрационного учета не снято до настоящего времени. В связи с данными обстоятельствами МИФНС РФ №3 по Сахалинской области начислило ФИО1 транспортный налог на данное транспортное средство, и в связи с его не уплатой в добровольном порядке обратилось в суд. Решением Смирныховского района суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований о взыскании транспортного налога с ФИО1 отказано, поскольку ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выразил намерение снять автомобиль с регистрационного учета, но его волеизъявление не было реализовано по независящим от него причинам. Поскольку МИФНС РФ №3 по Сахалинской области начисляло транспортный налог на автомобиль <данные изъяты> <данные изъяты> государственный регистрационный номер <данные изъяты>, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ повторно обратился в ОГИБДД ОМВД РФ по ГО «Смирныховский» с заявлением о снятии транспортного средства с регистрационного учета, которое в этот же день было удовлетворено.

 Установленные в судебном заседании обстоятельства, подтверждаются пояснениями представителя ответчика ОМВД РФ по ГО «Смирныховский», ФИО1, свидетеля ФИО6, а также вступившими в законную силу решениями: Смирныховского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционным определением Смирныховского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, и иными материалами дела: справкой «сведения о транспортном средстве, признаваемом объектом налогообложения по транспортному налогу», сведениями о факте регистрации транспортного средства, карточками учета транспортных средств, заявлением о снятии автомобиля с регистрационного учета от ДД.ММ.ГГГГ, требованиями об уплате транспортного налога и налоговыми уведомлениями, паспортом транспортного средства.

 На основании установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, обратившись в сотруднику ОГИБДД ОМВД РФ по ГО «Смирныховский» ФИО6 выразил свое намерение снять автомобиль <данные изъяты> <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты> с регистрационного учета, но его волеизъявление не было реализовано по независящим от него причинам, и регистрация данного транспортного средства была сохранена до ДД.ММ.ГГГГ, когда ФИО1 повторно обратился с заявлением о снятии его с регистрационного учета, поскольку факт регистрации транспортного средства в данный период времени, влек обязанность у МИФНС РФ №3 по Сахалинской области производить начисление транспортного налога, и принятие мер по его принудительному взысканию.

 Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ транспортное средство <данные изъяты> <данные изъяты> государственный регистрационный номер <данные изъяты> без установленных законом оснований числилось зарегистрированным в государственной инспекции безопасности дорожного движения, в связи с чем, в данный период времени являлась недействительной.

 Доводы представителя ответчика УМВД по Сахалинской области о необходимости установления факта обращении ФИО1 с заявлением о снятии автомобиля с регистрационного учета только письменными доказательствами, суд не принимает во внимание как основанные на неверном толковании действующего законодательства. Кроме того, по повторном обращении с заявлением о снятии автомобиля с регистрационного учета, инспектором ОГИБДД ОМВД по ГО «Смирныхвоский» была установлена их утрата, в связи с чем при снятии с регистрационного учета транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ к регистрационному делу не были приложены документы, свидетельствующие об его утилизации.

 В отношении требований в части возложения обязанности на ОГИБДД ОМВД по ГО «Смирныховский» аннулировать факт регистрации транспортного средства <данные изъяты> <данные изъяты> государственный регистрационный номер <данные изъяты> в период с 2006 года по 2011 года, суд приходит к следующему.

 На всей территории России Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 установлен единый порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств, в том числе и в отношении аннулирования данной регистрации.

 Пунктами 51, 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, определен исчерпывающий перечень условий аннулирования (прекращения) регистрации, в случаях регистрации транспортных средств, регистрация которых п.3 данных правил запрещена. К таковым относится регистрация транспортных средств:

 изготовленных в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, предназначенные для продажи;

 конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;

 ранее зарегистрированных в подразделениях Госавтоинспекции и не снятые с регистрационного учета по месту регистрации в порядке, установленном настоящими Правилами;

 при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

 При этом для аннулирования регистрации транспортного средства, указанные выше обстоятельства должны быть установлены в результате проверки органов внутренних дел.

 Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена возможность аннулирования транспортного средства частично, в определенные временные рамки.

 Поскольку в судебном заседании обстоятельства, предусмотренные пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, не установлены, факт постановки на регистрационный учет транспортного средства не оспаривался, суд не находит оснований для возложения обязанности на ОГИБДД МО МВД России по ГО «Смирныховский» аннулировать факт регистрации автомобиля <данные изъяты> <данные изъяты> рег. номер <данные изъяты> в период с 2006 года по 2011 год. При этом суд принимает во внимание, что факт сохранения регистрации транспортного средства после ДД.ММ.ГГГГ признан недействительным, и с данного момента времени, регистрация транспортного средства не порождает каких-либо правовых последствий в силу своей недействительности, в том числе и части начисления, уплаты транспортного налога.

 Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

 Оснований для взыскания судебных расходов в виде государственной пошлины суд не находит, поскольку МИФНС РФ №3 по Сахалинской области в соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ при обращении в суд с заявлением государственная пошлина уплачена не была, а ответчики в силу положения п.19 ст.333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.

 Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,

 РЕШИЛ:

 Исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы Российской Федерации №3 по Сахалинской области к отделу Министерства Внутренних дел по ГО «Смирныховский», Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Сахалинской области, Управлению Министерства внутренних дел России по Сахалинской области о признании регистрации транспортного средства недействительной, возложении обязанности аннулировать факт регистрации транспортного средства – удовлетворить частично.

 Признать недействительной регистрацию транспортного средства <данные изъяты> <данные изъяты> регистрационный номер <данные изъяты> за ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недействительной.

 В остальной части в удовлетворении исковых требований - отказать.

 Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение месяца через Смирныховский районный суд Сахалинской области со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья                                О.А. Михайлова

     Решение суда в окончательной форме постановлено 04 февраля 2013 года.

     Судья                                 О.А. Михайлова