ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10/2014 от 22.01.2014 Шамильского районного суда (Республика Дагестан)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 января 2014г. с.Хебда

Шамильский районный суд РД в составе:

председательствующего Магомедова У.А.,

при секретаре Гасаналиевой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 признать незаконными действия администрации МО «<адрес>» Республики Дагестан выразившиеся в не оказании ей и ее семье материальной помощи в связи с утратой имущества, не выплате компенсации на восстановление жилья и не выплате единовременной помощи в связи с гибелью сына из резервного фонда администрации МО «<адрес>»; признать незаконными действия администрации МО «<адрес>» РД, выразившиеся в несвоевременном направлении документов для выделения бюджетных ассигнований для ее семьи в Правительство Республики Дагестан и ГКУ РД «Центр ГО и ЧС»,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия администрации МО «<адрес>» Республики Дагестан выразившиеся в не оказании ей и ее семье материальной помощи в связи с утратой имущества, не выплате компенсации на восстановление жилья и не выплате единовременной помощи в связи с гибелью сына из резервного фонда администрации МО «<адрес>»; признать незаконными действия администрации МО «<адрес>» РД, выразившиеся в несвоевременном направлении документов для выделения бюджетных ассигнований для ее семьи в Правительство Республики Дагестан и ГКУ РД «Центр ГО и ЧС».

Представитель заявительницы ФИО2 поддержал требования заявительницы и показал, что ДД.ММ.ГГГГг. в результате произошедшего камнепада была насквозь пробита крыша дома заявительницы, разрушена кладка стен первого и второго этажа. В результате падания глыбы размером 2x3 метра, умер сын заявительницы ФИО3 По указанному случаю комиссией в составе представителей администрации <адрес> и представителей ГО ЧС ПБ, ГУ ГПИ, БТИ, ЖКХ был составлен Акт обследования жилого дома частного сектора <адрес> поврежденного, разрушенного в результате сильных дождей с градом и камнепада понесший за собой человеческие потери ДД.ММ.ГГГГ<адрес> были составлены основные сведения о повреждениях (разрушениях) жилых домов частного сектора и Список на получение единовременной помощи за поврежденный жилой дом. После указанных событий администрацией <адрес> был собран соответствующий материал и семье заявительницы была оказана единовременная материальная помощь в размере 25 тысяч рублей. После указанных событий заявительница обратилась в администрацию <адрес> за разъяснением того, почему ее семье выплачена столь мизерная сумма, которую не хватит даже на частичный ремонт дома. В администрации <адрес> ей сказали, что необходимо собрать материал для оказания материальной помощи и после этого администрация района направит его в ГУ МСЧ России по РД. Однако после указанных событий прошло уже более двух лет, каких-либо действий по оказанию ее семье материальной помощи ни со стороны администрации <адрес>, ни со стороны ГУ МЧС России по РД не произошло. В рамках оказания юридической помощи ДД.ММ.ГГГГ в администрацию МО «<адрес>» был направлен адвокатский запрос. 14 сентября с администрации МО «<адрес>» получен ответ на запрос, который был доставлен в <адрес> 18 сентября и получен ею ДД.ММ.ГГГГг. В данном письме администрация МО «<адрес>» сообщает, что по поводу оказания помощи пострадавшей семье администрацией района выделено 25 тысяч рублей, из резервного фонда администрации района. Средства на выплату компенсаций за утраченное жилье и имущество в резервном фонде администрации района отсутствуют. По поводу оказания помощи пострадавшей семье администрация неоднократно обращалась в Правительство Республики Дагестан и ГУ МЧС России по РД. Выплата единовременной помощи в связи с гибелью сына должна была осуществляться из резервного фонда поселения, кроме того ФИО1 имеет еще другой дом в <адрес> и им было выделено 10 тысяч рублей из резервного фонда администрации с/с Телетлинский. Данные действия администрации МО «<адрес>» являются незаконными по следующим основаниям: Во-первых, согласно ст.18 ФЗ РФ от 21.12.1994г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» граждане Российской Федерации имеют право, на возмещение ущерба причиненного их здоровью и имуществу в следствии чрезвычайных ситуаций. Согласно ст.24 указанного закона финансовое обеспечение установленных настоящим законом мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территориях) муниципальных образований является расходным обязательством муниципального образования. Согласно Постановления Правительства РФ от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ситуация сложившаяся на территории <адрес> является локальной и подлежит ликвидации за счет средств органов местного самоуправления. То есть фактически в соответствии с вышеназванными актами материальная помощь в связи с утратой имущества, компенсация на восстановление жилья и единовременная помощь в связи с гибелью сына, должна быть выплачена из резервного фонда МО «<адрес>». Во-вторых, согласно Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций производиться за счет организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, органов исполнительной власти Республики Дагестан, средств соответствующих бюджетов, страховых фондов и иных источников. При отсутствии или недостаточности собственных средств органы исполнительной власти РД, администрации муниципальных районов и городских округов РД не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство РД с просьбой о выделении бюджетных ассигнований. В обращении должны быть указаны данные о количестве погибших людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба, размере выделенных и израсходованных на ликвидацию чрезвычайной ситуации средств организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти РД, а также о наличии у них резервов материальных и финансовых источников. Администрация МО «<адрес>» подготовила письмо в ГУ МЧС России по РД об оказании мне возможной материальной помощи лишь ДД.ММ.ГГГГ по истечении одного года после данных событий, тогда как при отсутствии у нее средств она должна была это делать не позднее одного месяца. Согласно п. 5 данного же постановления в случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований не рассматривается. Как усматривается из письма ГКУ РД «Центр ГО и ЧС» обращение администрации МО <адрес> поступило туда ДД.ММ.ГГГГ за № 250. Каких-либо иных сведений об обращении администрации района в Правительство Республики Дагестан по данному вопросу администрацией не представлено. Что касается жилья. То другого жилья кроме разрушенного дома в селении Телетли у заявительницы нет, вопреки доводам администрации района, доказательством этого является справка с администрации МО СП «Сельсовет Телетлинский». Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Заявление согласно п.2 данной статьи может быть подано гражданином по месту его жительства. Трех месячный срок обращения в суд о нарушении прав и свобод заявительницы, предусмотренные ст.256 ГПК РФ пропустили по причине того, что заявительница не знала, что предусмотрены эти сроки и она подумала, что ответственные работники администрации МО «<адрес>» выполнять свои обязанности добросовестно и представят документы в Правительство Республики Дагестан и ГКУ РД «Центр ГО и ЧС», что к сожалению не сделали, других причин не было для пропуска сроков обращения в суд. Если бы ответственные работники администрации МО «<адрес>» исполнили свои обязанности надлежащем образом, то заявительнице не пришлось бы обратиться в суд и сроки обращения в суд не пропустила бы. Она потеряла сына, имущество, подумала, что работники администрации своевременно представят документы в Правительство РД и МЧС РД. На основании вышеизложенного и согласно ст. 254 ГПК РФ просит признать незаконными действия администрации МО «<адрес>» Республики Дагестан выразившиеся в не оказании ей и ее семье материальной помощи в связи с утратой имущества, не выплате компенсации на восстановление жилья и не выплате единовременной помощи в связи с гибелью сына из резервного фонда администрации МО «<адрес>»; признать незаконными действия администрации МО «<адрес>» РД, выразившиеся в несвоевременном направлении документов для выделения бюджетных ассигнований для ее семьи в Правительство Республики Дагестан и ГКУ РД «Центр ГО и ЧС».

Представитель администрации МО «<адрес>» ФИО4 требования заявительницы не признал и показал, что суть заявления сводится к тому, что заявитель не получил компенсацию по вине администрации МО «<адрес>», якобы Правительство РД не рассмотрело вопрос о выделении бюджетных ассигнований в связи с пропуском администрацией сроков обращения. Такой вывод заявителя является ошибочным, поскольку Правительство РД рассмотрело обращение администрации МО «<адрес>» и в своем письме не указывает на пропуск сроков или недостаточность материалов, а указывает, что рассматриваемая ситуация классифицируется как муниципальная и подлежит ликвидации за счет средств органов местного самоуправления. Фактически Правительство РД отказало в выделении средств. Администрация МО «<адрес>» совершила все предусмотренные законодательством действия, направленные на восстановление имущества, утраченного заявителем вследствие стихийного бедствия. Кроме того, заявителем пропущен установленный законом срок для обращения в суд. В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Как разъясняется в п. 24 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 № 2, при установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства. Просит отказать в удовлетворении заявления.

Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Согласно п.24 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

При этом необходимо учитывать, что помимо указанного в части 1 статьи 256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения с заявлением в суд действующим законодательством предусмотрены специальные сроки оспаривания отдельных решений, действий или бездействия (например, частью 2 статьи 441 ГПК РФ, статьей 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", статьей 357 ТК РФ, пунктом 3 статьи 10 Федерального закона "О беженцах", пунктом 4 статьи 7 и пунктом 7 статьи 13.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", пунктом 3 статьи 8 Федерального закона "О вынужденных переселенцах").

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Из исследованных в суде материалов дела усматривается, что с участием членов комиссии: руководителя БТИ ФИО5, начальника отдела ЖКХ ФИО6, Начальника отдела по строительству и архитектуры района ФИО7, главы администрации МО СП «сельсовет Телетлинский», специалист ГУ ГПИ «Дагестангражданпроект» ФИО8, собственника жилого дома ФИО9 составлен акт без даты обследования жилого дома частного сектора <адрес> поврежденного (разрушенного) в результате сильных дождей с градом и камнепада понесший за собой человеческие потери ДД.ММ.ГГГГг., в котором указаны: «собственник жилого дома ФИО1 (12 членов семьи), характеристика поврежденный: в результате падения глыбы размером 2х3м., на сквозь пробита крыша, потолки вместе с кровлей обвалены. Разрушена кладка стен первого и второго этажа. Полностью уничтожено имущество. Сын ФИО3- умер.

Из списка, утвержденного главой администрации <адрес> РД ФИО10 без даты, и указанием выше перечисленных членов комиссии усматривается, что <адрес> на получение единовременной материальной помощи за поврежденный жилой дом в результате сильных дождей камнепада с градом и камнепада понесенный за собой человеческих потерь ДД.ММ.ГГГГ<адрес> указаны 12 членов семьи ФИО1

Из основных сведений о повреждениях (разрушениях) жилых домов частного сектора и материальном ущербе в результате сильных дождей с градом и камнепада понесшие за собой человеческие потери, произошедших 15.6.2011г. на территории <адрес> усматривается, что ФИО1 (12 членов семьи) имеет жилой <адрес> кв.м. и в результате ливневых дождей с градом и падении глыбы размером 2х3м на сквозь пробита крыша и потолки вместе с кровлей. Разрушена кладка стен первого и второго этажа. Полностью уничтожено имущество.

Из письма администрации МО «<адрес>», датированной 14.06.2012г. усматривается, что администрацией района направлен материал по ущербу нанесенному в результате камнепада 15 июня 2011г. жителям <адрес> для оказания возможной материальной помощи в ГУ МЧС России по <адрес>.

Из письма ГКУ РД «Центр ГО и ЧС» по поручению Правительства РД от 01.08.2012г. к письму администрации МО «<адрес>» от 25.07.2012г. №250 усматривается, что рассмотрев по указанному поручению обращение администрации МО «<адрес>» от 25 июля 2012 г. № 250 с просьбой оказать материальную помощь семье ФИО11 II.Р. за разрушенное домостроение и утраченное имущество в результате падения скальной глыбы, произошедшего 12 июня 201 I г. в <адрес>, ГКУ РД «Центр ГО и ЧС» сообщает «В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ситуация, сложившаяся па территории <адрес>, относится к муниципальной и подлежит ликвидации за счет средств органов местного самоуправления». Кроме того, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации №68 Законом Республики Дагестан № 34 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», определены полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Согласно указанным законам органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для зашиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий по предупреждению и защите населения и территории от чрезвычайных ситуации, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций проводят другие мероприятия по обеспечению безопасности.

Из письма администрации МО «<адрес>», адресованной адвокатского кабинета «Эмирбеков» усматривается, что в результате падения глыбы размером 2x3 м. 12 июня 2011 г. в <адрес> нашего района, жилой дом ФИО12 было разрушено её сын ФИО3 погиб. По поводу оказания помощи пострадавшей семье администрацией МО «<адрес>» выделено 25 тыс.руб. из резервной фонда администрации района. Правила выделения бюджетных ассигнований из резервной фонда администрации района по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации и последствий стихийных бедствий утверждены на основании постановлен» Правительства РД от 21.12.2009 г. № 459 «Об утверждении Правил выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Средства на выплату компенсаций за утраченное жильё и имущество в резервного фонде администрации района отсутствуют. Согласно классификации ЧС, ситуация 12 июня 2011 года в <адрес> относится к местной и должны ликвидироваться за счет средств организаций и органов местного самоуправления или страховых фондов расположенных на территории поселения. По поводу оказания помощи пострадавшей семье администрация район неоднократно обращалась в Правительство Республики Дагестан и ГУ МЧС России по <адрес>. Выплата единовременной помощи в связи с гибели сына должна был осуществляться из резервного фонда поселения, кроме того ФИО12 имеет еще другой дом в <адрес> и им было выделено 10ыс.руб из резервного фонд администрации « с/с Телетлинский».

Из п.1 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда администрации МО «<адрес>» по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий усматривается что Правила устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда администрации МО «<адрес>» по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее-резервный фонд) на финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствии стихийных бедствий.

Из пп. г) п.7 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда администрации МО «<адрес>» по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий усматривается, что оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета-до 5,0 тыс.руб. на человека, но не более 25 тыс.рублей на семью.

Представитель заявительницы ФИО1 в обоснование своих доводов изложенных в заявлении в суде подтвердил, что трех месячный срок обращения в суд о нарушении прав и свобод заявительницы, предусмотренные ст.256 ГПК РФ пропустили по причине того, что заявительница не знала, что необходимо обратиться в суд трехмесячный срок и она подумала, что ответственные работники администрации МО «<адрес>» выполнять свои обязанности добросовестно и представят документы в Правительство Республики Дагестан и ГКУ РД «Центр ГО и ЧС», что к сожалению не сделали, других причин не было, для пропуска сроков обращения в суд.

Кроме того, в суде установлено, что администрацией МО «<адрес>» семье заявительницы оказана единовременная материальная помощь в размере 25000 рублей из резервного фонда администрации района, ей же выплачена 10 тыс.рублей из резервного фонда «С\С Телетлинский».

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации №68 Законом Республики Дагестан № 34 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», определены полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Согласно указанным законам органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для зашиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий по предупреждению и защите населения и территории от чрезвычайных ситуации, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций проводят другие мероприятия по обеспечению безопасности.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Указанные, в заявлении ФИО1 события в <адрес> произошли 15 июня 2011г., в суд ФИО1 признать незаконными действия администрации МО «<адрес>» Республики Дагестан выразившиеся в не оказании ей и ее семье материальной помощи в связи с утратой имущества, не выплате компенсации на восстановление жилья и не выплате единовременной помощи в связи с гибелью сына из резервного фонда администрации МО «<адрес>»; признать незаконными действия администрации МО «<адрес>» РД, выразившиеся в несвоевременном направлении документов для выделения бюджетных ассигнований для ее семьи в Правительство Республики Дагестан и ГКУ РД «Центр ГО и ЧС» обратилась 13 января 2014г., т.е. по истечении 2 года 3 месяца и 13 дней и в суде не просила о восстановлении сроков для обращения в суд.

Ст.56 ГПК РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом,

Таким образом, заявительницей, предусмотренные ст.256 ГПК РФ трехмесячный срок со дня, когда ей стало известно о нарушении ее прав и свобод для обращения, в суд пропустила по неуважительным причинам, в суд не обратилась ходатайством о восстановлении сроков для обращения в суд.

Исследовав, представленные материалы, выслушав объяснения сторон, суд считает требованиям ФИО1 подлежит отказать в связи с пропуском, предусмотренные ст.256 ГПК РФ трехмесячного срока для обращения в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении заявлений ФИО1 признать незаконными действия администрации МО «<адрес>» Республики Дагестан выразившиеся в не оказании ей и ее семье материальной помощи в связи с утратой имущества, не выплате компенсации на восстановление жилья и не выплате единовременной помощи в связи с гибелью сына из резервного фонда администрации МО «<адрес>», признать незаконными действия администрации МО «<адрес>» РД, выразившиеся в несвоевременном направлении документов для выделения бюджетных ассигнований для ее семьи в Правительство Республики Дагестан и ГКУ РД «Центр ГО и ЧС».

Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение месяца в апелляционном порядке в Верховный суд РД с момента оглашения.

Председательствующий-