Дело №2-10/2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Бологое 03 октября 2016 года
Бологовский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Борисовой С.П.,
при секретаре Филипповой Н.А.,
с участием помощника Бологовского межрайонного прокурора Шека Д.Ю.,
представителя ответчика ООО «Перспектива» адвоката Покровского А.С.,
заместителя главного государственного инспектора в Бологовском и Фировском районах и ЗАТО «Озерный» по использованию и охране земель, ведущего специалиста-эксперта Вышневолоцкого межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области гражданское дело по иску Бологовского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, а также в защиту интересов Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, администрации МО «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области к обществу с ограниченной ответственностью «Перспектива» об обязании обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса для разработки и утверждения проекта мелиорации земельных участков, а также обязании на основе проекта мелиорации завершить культуртехническую мелиорацию земельных участков путем уборки порубочных остатков древесно-кустарниковой растительности и пней,
У С Т А Н О В И Л:
Бологовский межрайонный прокурор, действующий в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Перспектива» о возложении обязанности разработать и утвердить проект мелиорации земельных участков и на основе проекта мелиорации завершить культуртехническую мелиорацию земельных участков путем уборки порубочных остатков древесно-кустарниковой растительности и пней. Свои требования истец мотивирует тем, что Бологовской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению генерального директора ООО «Авангард - Заповедник» ФИО2 о законности проведения рубок многолетних лесных насаждений на территории Выползовского сельского поселения. Установлено, что Распоряжениями главы администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области (далее - МО «Бологовский район») от 19.03.2012 №236-р и 237-р были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824 и установлено разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования. Распоряжением главы администрации МО «Бологовский район» от 10.04.2012 №283-р земельные участки с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824, расположенные в пос. Выползово Бологовского района Тверской области и находящиеся в государственной собственности, были предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование администрации Выползовского сельского поселения. На основании протокола об итогах открытого аукциона по продаже земельного участка от 03.09.2012 года администрация муниципального образования «Выползовское сельское поселение» (далее - администрация МО «Выползовское сельское поселение») и ООО «Перспектива» заключили договор купли-продажи земельного участка №№ 1, 2, в соответствии с которым ООО «Перспектива» у администрации МО «Выползовское сельское поселение» был куплен земельный участок с кадастровым номером 69:04:0000016:823, расположенный на территории Выползовсого сельского поселения Бологовского района Тверской области примерно в 800 метрах на северо-запад от деревни Михайловское и земельный участок с кадастровым номером: 69:04:0000016:824, расположенный на территории Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области примерно в 1,5 км по направлению на северо-запад от ориентира: Тверская обл., Бологовский район, Выползовское сельское поселение, <...>. В ходе проведения межрайонной прокуратурой в 2013 году проверки было установлено, что указанные земельные участки отнесены к земельному запасу и в соответствии с ч.2 ст.15 Федерального закона от 21.12.2004 №172 - ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» не переводились из категории земли запаса в категорию - земли сельскохозяйственного назначения. В связи с выявленными нарушениями закона Бологовской межрайонной прокуратурой 11.10.2013 вышеназванные распоряжения главы МО «Бологовский район» были опротестованы. Распоряжением главы администрации МО «Бологовский район» от 02.12.2013 №925-р данные распоряжения отменены. На земельных участках с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824, площадью 604600 кв.м и 665400 кв.м соответственно, ООО «Леспромтрейд» на основании договора подряда от 07.09.2012 заключенного с ООО «Перспектива» и ООО «БС - Интур» на основании договора подряда от 01.03.2014 заключенного с ООО «Перспектива», произведена вырубка лесных насаждений. Работы по расчистке земельных участков от лесных насаждений проведены с нарушением требований действующего законодательства. Так, работы по расчистке земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, в силу положений статей 2 и 8 Федерального закона от 10.01.1996 №4-ФЗ «О мелиорации земель», являются культуртехнической мелиорацией земель. Порядок проведения мелиорации земель на территории Российской Федерации установлен Главой VI указанного Закона. Статьей 24 Федерального закона от 10.01.1996 №4-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О мелиорации земель» предусмотрено, что планирование мелиорации земель проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, в соответствии с федеральными и региональными (территориальными) программами в области мелиорации земель, а также по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков. В федеральных и региональных (территориальных) программах в области мелиорации земель предусматриваются приоритеты определенных видов мелиорации земель в зависимости от природно-климатических особенностей соответствующих территорий и нужд сельского хозяйства. При планировании мелиорации земель по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков виды и масштабы применения мелиорации земель определяются на основе стандартов, норм и правил. В соответствии со ст.25 Федерального закона от 10.01.1996 №4-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О мелиорации земель» мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила. Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию. Аналогичные требования указаны в п.3 ч.1 ст.40 Земельного кодекса РФ, так собственник земельного участка имеет право проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями. В нарушение установленного законом порядка ООО «Перспектива» работы по мелиорации осуществлены без определения федеральным органом исполнительной власти вида и масштабов применения мелиорации земель, в отсутствие проекта мелиорации, разработанного в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила. Кроме того, ст.43 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что при осуществлении мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем. Указанные обязанности при проведении мелиорации содержат положения ст.22 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире», ч.3 ст.61 Водного кодекса РФ. ООО «Леспромтрейд» и ООО «БС - Интур» в соответствии с вышеназванными договорами подряда осуществили вырубку лесных насаждений без принятия мер по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов. Вся территория, пройденная рубкой, захламлена порубочными остатками, беспорядочно разбросанными по всей площади вырубки, пни не выкорчеваны, сухостойные деревья не вывозятся и разбросаны хаотично на всей территории. В случае проведения мероприятий, необходимых для ввода земельного участка в сельскохозяйственное производство, вырубку, раскорчевку и распашку земельного участка нужно проводить без сохранения отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников. Работы по расчистке земель от древесной растительности, кочек, пней и мха являются культуртехнической мелиорацией земель. Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот. Аналогичные требования содержатся в положении ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации из которой следует, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Кодексом, федеральными законами. В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. ст. 11, 12 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Однако, указанные обязанности ООО «Перспектива» не исполняются. Так, земельные участки из земель запаса, на которых проведены работы захламлены порубочными остатками, что приводит к невозможности их дальнейшего использования без проведения мероприятий по их расчистке. Право прокурора на обращение в суд в данном случае обусловлено следующим. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц. В силу ст.42 Конституции Российской Федерации каждому гарантированно право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды. В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Как указано в ст.2 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Согласно ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Проведенные с нарушением установленного законом порядка работы по расчистке земельных участков от лесных насаждений, без принятия мер по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду, приводит к уничтожению естественных мест обитания животных, произрастания растений, создает угрозу причинения вреда другим компонентам окружающей среды и микроорганизмам. Следовательно, противоправные действия ООО «Перспектива» нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду. Кроме того, животный мир, лесные участки в составе земель лесного фонда, водные объекты являются собственностью Российской Федерации (ст.4 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире», ст.8 Лесного кодекса РФ, ст.8 Водного кодекса РФ). Таким образом, незаконные действия ООО «Перспектива» создают угрозу нарушения прав и законных интересов Российской Федерации. Суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием организаций, органов государственной власти о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений (ст.22 ГПК РФ). На основании изложенного, Бологовский межрайонный прокурор просит возложить на ООО «Перспектива» обязанность разработать и утвердить проект мелиорации земельных участков с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824 в течение месяца с момента вступления решения в законную силу и на основе проекта мелиорации завершить культуртехническую мелиорацию земельных участков с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824 путем уборки порубочных остатков древесно-кустарниковой растительности и пней в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Протокольным определением Бологовского городского суда Тверской области от 15 января 2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФИО3
Определением суда от 08 февраля 2016 года принят отказ Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, от иска в части иска к обществу с ограниченной ответственностью «Перспектива» о возложении обязанности разработать и утвердить проект мелиорации земельных участков и на основе проекта мелиорации завершить культуртехническую мелиорацию земельных участков путем уборки порубочных остатков древесно-кустарниковой растительности и пней. Производство по делу по иску Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Перспектива» о возложении обязанности разработать и утвердить проект мелиорации земельных участков и на основе проекта мелиорации завершить культуртехническую мелиорацию земельных участков путем уборки порубочных остатков древесно-кустарниковой растительности и пней, прекращено, исключены из числа третьих лиц общество с ограниченной ответственностью «Леспромтрейд» и общество с ограниченной ответственностью «БС-Интур».
Протокольным определением Бологовского городского суда Тверской области от 29 февраля 2016 года к участию в деле в качестве процессуальных истцов привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, последнее исключено из числа третьих лиц.
Протокольным определением Бологовского городского суда Тверской области от 18 марта 2016 года привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска, Управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Тверской области».
Определением суда от 06 апреля 2016 года производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Бологовского городского суда Тверской области по иску ФИО3 к открытому акционерному обществу «Перспектива» о признании договора купли-продажи земельных участков недействительным и применении последствий недействительности сделки, определением суда от 06 июля 2016 года производство по делу возобновлено.
В судебном заседании 11 августа 2016 года помощник Бологовского межрайонного прокурора Корнилова Н.В. изменила исковые требования, мотивируя их тем, что в производстве Бологовского городского суда Тверской области находится гражданское дело №2-10/2016 г. по исковому заявлению Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ФИО3 о возложении обязанности разработать и утвердить проект мелиорации земельных участков с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824, и на основе проекта мелиорации завершить культуртехническую мелиорацию земельных участков путем уборки порубочных остатков древесно-кустарниковой растительности и пней. В связи с подачей ФИО3 иска к ООО «Перспектива» о признании недействительными договоров купли-продажи земельных участков и применении последствий недействительности сделки, производство по гражданскому делу по иску прокурора к ФИО3 было приостановлено. 13.05.2016 г. Бологовским городским судом Тверской области вынесено решение об удовлетворении иска ФИО3 к ООО «Перспектива» о признании недействительными договоров купли-продажи земельных участков и применении последствий недействительности сделки. Договора купли-продажи земельных участков были признаны недействительными. Применены последствия недействительности сделок, в соответствии с которыми суд обязал ФИО3 возвратить в собственность ООО «Перспектива» земельные участки, и взыскать с ООО «Перспектива» в пользу ФИО3 1 212 732 руб. и расходы по уплате государственной пошлины. Данное решение суда вступило в законную силу. Производство по делу по иску прокурора к ФИО3 возобновлено. Решение суда по иску ФИО3 к ООО «Перспектива» о признании недействительными договоров купли-продажи земельных участков и применении последствий недействительности сделки вступило в законную силу, суд обязал ФИО3 возвратить в собственность ООО «Перспектива» земельные участки с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824, исходя из этого, возникает необходимость изменения оснований и предмета иска. Первоначально межрайонным прокурором заявлялись требования к ООО «Перспектива», поскольку вырубка лесных насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824 производилась на основании договоров подряда от 07.09.2012г. и 01.03.2014 г., заключенных между прежним собственником земельных участков - ООО «Перспектива» и подрядчиками ООО «Леспромтрейд» и ООО «БС - Интур», с нарушением действующего законодательства, без разработки согласования и утверждения соответствующих проектов мелиорации земель. Так, работы по расчистке земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, в силу положений статей 2 и 8 Федерального закона от 10.01.1996 №4-ФЗ «О мелиорации земель», являются культуртехнической мелиорацией земель. Порядок проведения мелиорации земель на территории Российской Федерации установлен Главой VI указанного Закона. Статьей 24 Федерального закона от 10.01.1996 №4_фЗ (ред. от 30.12.2008) «О мелиорации земель» предусмотрено, что планирование мелиорации земель проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, в соответствии с федеральными и региональными (территориальными) программами в области мелиорации земель, а также по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков. В федеральных и региональных (территориальных) программах в области мелиорации земель предусматриваются приоритеты определенных видов мелиорации земель в зависимости от природно-климатических особенностей соответствующих территорий и нужд сельского хозяйства. При планировании мелиорации земель по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков виды и масштабы применения мелиорации земель определяются на основе стандартов, норм и правил. В соответствии со ст.25 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О мелиорации земель» мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила. Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию. Аналогичные требования указаны в п.3 ч.1 ст.40 Земельного кодекса РФ, так собственник земельного участка имеет право проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями. В нарушение установленного законом порядка ООО «Перспектива» работы по мелиорации осуществлены без определения федеральным органом исполнительной власти вида и масштабов применения мелиорации земель, в отсутствие проекта мелиорации, разработанного в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила. Кроме того, ст. 43 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что при осуществлении мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем. Указанные обязанности при проведении мелиорации содержат положения ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире», ч.3 ст.61 Водного кодекса РФ. ООО «Леспромтрейд» и ООО «БС - Интур» в соответствии с вышеназванными договорами подряда, заключенными с ООО «Перспектива», осуществили вырубку лесных насаждений без принятия мер по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов. Вся территория, пройденная рубкой, захламлена порубочными остатками, беспорядочно разбросанными по всей площади вырубки, пни не выкорчеваны, сухостойные деревья не вывозятся и разбросаны хаотично на всей территории. В случае проведения мероприятий, необходимых для ввода земельного участка в сельскохозяйственное производство, вырубку, раскорчевку и распашку земельного участка нужно проводить без сохранения отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников. Работы по расчистке земель от древесной растительности, кочек, пней и мха являются культуртехнической мелиорацией земель. В соответствии со ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Согласно ст.103 Земельного кодекса Российской Федерации к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев. Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот. Аналогичные требования содержатся в статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации из которой следует, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Кодексом, федеральными законами. Вырубка лесных насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824 производилась на основании договоров подряда от 07.09.2012 г. и 01.03.2014 г., заключенных между прежним собственником земельных участков - ООО «Перспектива» и подрядчиками ООО «Леспромтрейд» и ООО «БС-Интур», с нарушением действующего законодательства, без разработки согласования и утверждения соответствующих проектов мелиорации земель. ООО «Перспектива» работы по расчистке земель от древесной растительности, кочек, пней и мха, являющиеся культуртехнической мелиорацией земель, бывшим собственником земельных участков произведены не были. Указанные земельные участки находятся в таком состоянии в настоящее время. В соответствии со ст.ст.1,2 Федерального закона от 10 января 1996 г. №4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: мелиорация земель - коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий; мелиоративные мероприятия - проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ. Согласно ст.8 Федерального закона от 10 января 1996 г. №4-ФЗ «О мелиорации земель» культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Этот тип мелиорации земель подразделяется на следующие виды мелиорации земель: расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха; расчистка мелиорируемых земель от камней и иных предметов; мелиоративная обработка солонцов; рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы; проведение иных культуртехнических работ. В силу ст.42 Конституции Российской Федерации каждому гарантированно право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды. В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Как указано в ст.2 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Согласно ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Проведенные с нарушением установленного законом порядка работы по расчистке земельных участков от лесных насаждений, без принятия мер по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду, приводит к уничтожению естественных мест обитания животных, произрастания растений, создает угрозу причинения вреда другим компонентам окружающей среды и микроорганизмам. Кроме того, оставление на месте порубок лесных насаждений древесных остатков создает угрозу пожарной и санитарной безопасности в лесах, что затрагивает законные интересы Российской Федерации, как собственника лесных участков, расположенных рядом с земельными участками 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824, а также права граждан на благоприятную окружающую среду. На основании ст.304 ГПК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Одним из способов защиты гражданских прав согласно ст.12 ГК РФ является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также возложение обязанности в натуре. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного, в соответствии со ст.39,45 ГПК РФ, ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд привлечь к участию в деле в качестве ответчика ООО «Перспектива», принять отказ от иска к ответчику ФИО3 о возложении обязанности обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса для разработки и утверждения проекта мелиорации земельных участков с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824 в течение месяца с момента вступления решения в законную силу, и обязать на основе проекта мелиорации завершить культуртехническую мелиорацию земельных участков с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824 путем уборки порубочных остатков древесно-кустарниковой растительности и пней в течение 3 месяцев с момента утверждения проекта мелиорации. Последствия отказа от иска в указанной части и прекращения производства по делу, предусмотренные ст.221 ГПК РФ, разъяснены и понятны. Просит привлечь к участию в деле в качестве процессуального истца администрацию МО «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области, исключив её из состава третьих лиц, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824 расположены на территории МО «Выползовское сельское поселение», и тем самым затрагиваются интересы данного муниципального образования; обязать ООО «Перспектива» обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса для разработки и утверждения проекта мелиорации земельных участков с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824, в течение месяца с момента вступления решения в законную силу, а также обязать ООО «Перспектива» на основе проекта мелиорации завершить культуртехническую мелиорацию земельных участков с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824 путем уборки порубочных остатков древесно-кустарниковой растительности и пней в течение 2 месяцев с момента утверждения проекта мелиорации.
Определением суда от 11 августа 2016 года принят отказ прокурора от иска к ответчику ФИО3 о возложении обязанности обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса для разработки и утверждения проекта мелиорации земельных участков с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824 в течение месяца с момента вступления решения в законную силу, и обязать на основе проекта мелиорации завершить культуртехническую мелиорацию земельных участков с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824 путем уборки порубочных остатков древесно-кустарниковой растительности и пней в течение 3 месяцев с момента утверждения проекта мелиорации. Производство по делу по иску Бологовского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, а также в защиту интересов Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации к ФИО3 о возложении обязанности разработать и утвердить проект мелиорации земельных участков и на основе проекта мелиорации завершить культуртехническую мелиорацию земельных участков путем уборки порубочных остатков древесно-кустарниковой растительности и пней, прекращено. Привлечено к участию в деле по иску Бологовского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, а также в защиту интересов Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации об обязании обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса для разработки и утверждения проекта мелиорации земельных участков с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824, в течение месяца с момента вступления решения в законную силу, а также обязании на основе проекта мелиорации завершить культуртехническую мелиорацию земельных участков с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824 путем уборки порубочных остатков древесно-кустарниковой растительности и пней в течение 2 месяцев с момента утверждения проекта мелиорации, в качестве ответчика общество с ограниченной ответственностью «Перспектива», исключена из состава третьих лиц администрация МО «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области и привлечена к участию в деле в качестве процессуального истца.
Протокольным определением суда от 06 сентября 2016 года привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Леспромтрейд» и общество с ограниченной ответственностью «БС-Интур».
Протокольным определением суда от 16 сентября 2016 года привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных отношений Российской Федерации (Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество), Комитете имущественных и земельных отношений администрации МО «Бологовский район», заместитель главного государственного инспектора в Бологовском и Фировском районах и ЗАТО «Озерный» по использованию и охране земель, ведущий специалист-эксперт Вышневолоцкого межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области ФИО1
В судебном заседании помощник Бологовского межрайонного прокурора Шека Д.Ю. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнения от 11 августа 2016 года.
Привлеченный по делу процессуальный истец Администрация Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области, надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в своё отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Перспектива» адвокат Покровский А.С. иск не признал в полном объеме по тем основаниям, что прокурор не соблюдая ГПК РФ ст. 39 изменил основание и предмет иска, что не допустимо. Земельные участки относятся к землям запаса, что установлено материалами дела и решением Бологовского городского суда по иску ФИО3, имеющим преюдициальное значение, в связи с чем, суд не вправе возложить обязанность проводить мелиоративные работы на землях запаса. По делу не представлено доказательств, что вырубка леса проводилась ООО "Леспромтрейд", ООО "БС-Интур", на что ссылается прокурор, к делу приобщены договоры, однако, работы по вырубке не проводились, так как нет документов о производстве и окончании работ, кроме этого, не установлено в какой период производилась вырубка, возможно, это было до приобретения участков в собственность ООО «Перспектива» или после приобретения участков ФИО3, так как давность вырубов не определена. Прокурор обязывает ответчика провести мелиорацию на всей площади земельных участков путем уборки порубочных остатков древесно-кустарниковой растительности, без учета того, что в земли запаса передано большая площадь, покрытая лесом.
В судебном заседании 16 сентября 2016 года представитель ответчика ООО «Перспектива» ФИО4 заявленные требования не признал, суду пояснил, что данные земельные участки ООО « Перспектива» не принадлежат. На прошлом судебном заседании свидетель ФИО2 заявил, что прокурор проводил проверку не на том участке. Прокурор в рамках проверки нашел другой участок, он должен был составить рапорт и провести проверку. Имеется приказ Генеральной прокуратуры РФ от 28 мая 2015 года, в котором установлен срок проверки, порядок проведения проверки, но это все было нарушено. Об итогах проверки необходимо уведомлять организацию в течение 10 дней составленным актом, но это право организации было нарушено прокурором. Прокурор проводил проверку не того земельного участка, поэтому не было оснований для проведения проверки данного участка, так как он принадлежал в тот момент ненадлежащей организации. Суть обращения заключалась в незаконной вырубке. Данная незаконная вырубка на указанном земельном участке заявителем производилась и до сих пор. Прокуратура не может представить материалы, то есть заявление осталось без рассмотрения, так как человек указывает на незаконную вырубку, а прокурор идет не на тот земельный участок, а то заявление остается без прокурорского реагирования. С ООО «Леспромтрейд» и ООО «БС-Интур» были заключены договоры подряда по подготовке земельных участков № 823 и № 824 для сельскохозяйственного назначения, но работы были не выполнены и с данными организациями не был произведен расчет. Акты об выполненных работах не составлялись, поскольку была не выполнена работа, их никто не подписывал.
Судом приняты меры к надлежащему извещению о дате судебного заседания третьих лиц ООО "Леспромтрейд", ООО "БС-Интур", однако судебные повестки вернулись в суд по истечению срока хранения.
Привлеченные протокольным определением третьи лица ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Тверской области», Комитет по имуществу и земельным отношениям СО «Бологовский район», Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, Администрация МО "Бологовский район", Управление Росреества, Министрество имущественных отношений РФ, Управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, надлежаще уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, представителей не направили.
Управлением Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, представлено ходатайство о рассмотрении гражданского дела №2-10/2016 по иску Бологовского межрайонного прокурора к ООО «Перспектива» в отсутствие представителя, исковые требования поддерживают.
Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области представлено ходатайство о рассмотрении гражданского дела №2-10/2016 по иску Бологовского межрайонного прокурора к ООО «Перспектива» в отсутствие представителя.
Администрацией МО "Бологовский район", представлено ходатайство о рассмотрении гражданского дела №2-10/2016 по иску Бологовского межрайонного прокурора к ООО «Перспектива» в отсутствие представителя, исковые требования поддерживают.
ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» требование прокурора поддерживает, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. В ходатайстве указано следующее. Из материалов дела видно, что собственник земельных участков ООО «Перспектива» не проводил культуртехническую мелиорацию, а силами подрядных организаций осуществлял вырубку лесных насаждений в целях не связанных с вводом земель в сельскохозяйственный оборот. Культуртехнические мелиорации - это система мероприятий по приведению поверхности поля и пахотного слоя почвы в состояние, пригодное для эффективного сельскохозяйственного использования. Конечным результатом культуртехнических работ является готовое под посев поле.
Собственник земельных участков, относящихся к сельскохозяйст-венным угодьям, должен использовать их по назначению, т.е. в целях сельскохозяйственного производства. Если земли заросли древесно-кустарниковой растительностью, то для ввода их в сельскохозяйственный оборот необходимо провести культуртехнические работы и комплекс работ по окультуриванию земель. Данные работы должны проводиться по проекту, разработанному в соответствии с существующим порядком проектно-изыскательской организацией. При поступлении обращения будут даны соответствующие методические рекомендации с указанием проектных организаций, готовых изготовить проект мелиорации земель. Заявленные в иске требования поддерживают.
Заместитель главного государственного инспектора в Бологовском и Фировском районах и ЗАТО «Озерный» по использованию и охране земель, ведущий специалист-эксперт Вышневолоцкого межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области ФИО1 представила в судебное заседание письменное пояснение, в котором указала, что земельные участки с кадастровыми номерами: 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824 расположены на территории Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области примерно в 800 м на северо-запад от деревни Михайловское. Участки были поставлены на кадастровый учет в 2012 году и отнесены к категории земель «Земли сельскохозяйственного назначения».
На самом деле данные земельные участки были сформированы из земельного участка с кадастровым номером 69:04:0000016:502 Земли запаса урочища Михайловское путём выдела. Земельный участок с кадастровым номером 69:04:0000016:502 был сформирован на основании Решения Исполнительного комитета Бологовского Совета народных депутатов от 12.11.1991 года № 173-1 в результате изъятия земель подсобного сельского хозяйства Выползовского завода ЖБИ и передачи в Государственный земельный запас. В 2001 году в соответствии с введенным Земельным кодексом № 136-ФЗ от 25.10.2001 г. было введено деление земель на категории, в том числе и «Земли запаса», в связи с чем, участок был отнесен к данной категории.
В период 2004 года в Комитетах по земельным ресурсам и землеустройству проводилась работа по учету земельных участков. В результате этой работы все земельные участки Бологовского района были учтены и поставлены на кадастровый учет на основании документов, землеустроительных дел и картографического материала, присвоены кадастровые номера. Формирование новых земельных участков с того момента может проводиться только путем деления, перераспределения или выдела из «ранее учтенных» земельных участков с уже ранее присвоенным кадастровым номером. В 2005 году участку присвоен статус «Ранее учтенный», и он внесен в базу данных Государственного кадастра недвижимости. По объективным обстоятельствам межевание границ этого участка не проводилось, поэтому границы участка не отражены в Публичной кадастровой карте. Картографический материал в настоящий момент хранится в Государственном фонде данных Вышневолоцкого межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области.
В связи с вышеизложенным кадастровый инженер, перед формированием нового земельного участка, обязан ознакомиться со всеми материалами, содержащимися не только в Публичной, кадастровой карте, но и в ГФД для недопущения кадастровой ошибки, за которую он несет ответственность.
При формировании и постановке на кадастровый учет участков с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824 были допущены ошибки, которые затем отразились и в «истории» ГКОН:
- в межевом: плане не указано, из какого земельного участка сформированы данные участки, хотя фактически участки были сформированы в результате выдела из земельного участка с кадастровым: номером 69:04:0000016:502. В таком случае в характеристиках участка прописывается «предыдущий» кадастровый номер земельного участка из которого они были сформированы;
- в межевом плане указано, что участки отнесены к категории «Земли сельскохозяйственного назначения», хотя эти земли относятся к категории земель «Земли запаса» урочища Михайловское.
Согласно п.2, ст. 103 Земельного кодекса РФ и Закона о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую № 172-ФЗ от 21.12.2004 г. использование земель запаса возможно только в случае, если они включены в границы охотничьих угодий, либо после перевода их в другую категорию. Никаких Распоряжений либо других актов о переводе из категории «Земли запаса» в категорию «Земли сельскохозяйственного назначения ни органами управления субъекта Тверской области ни органами местного самоуправления Бологовского района в 2012 году не выносилось.
В связи с вышеизложенным можно сделать вывод о допущенном правонарушении земельного законодательства, п.2, ст. 103 Земельного кодекса РФ, и Закона о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую № 172-ФЗ от 21.12.2004 г. Распоряжение Администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков» № 283-р от 10.04.2012 г. - не соответствует требованиям земельного законодательства, так как Администрация МО «Бологовский район» не имеет права распоряжаться данными земельными участками без перевода категории «земли запаса» в другую категорию.
Согласно п. 2 ст.15 172-ФЗ от 21.12.2004: в иных помимо предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. По сведениям из ГКОН право на участок с кадастровым номером 69:04:000016: 502 не зарегистрировано, то есть не разграничено - участок является государственной собственностью.
Свидетель ФИО2 по существу пояснил, что к нему обратились жители п.Михайловское и рассказали, что в окрестности проводятся сплошные вырубки соснового и елового леса. Он обратился в Бологовскую межрайонную прокуратуру с заявлением о проведении проверки законности данных действий. Приложил к нему карту, на которой был обведен участок леса к северо-востоку от деревни, который не был обозначен на кадастровой карте. Вырубки производились выборочно, только ели и сосны. Пни и мусор оставлялись на земле. Предположили, что это вырубки незаконные. На вопрос сотрудника прокуратуры, который принимал у него заявление, он пояснял, что вызывалась полиция, там проводились оперативные мероприятия. Ответа на свое заявление из прокуратуры не получал. По карте пояснил, что видно, что прокуратура проводила проверку не в том месте, где он указывал, куда выезжали сотрудники полиции и фиксировали нарушения, это в другой стороне. Сотрудники прокуратуры к нему не приезжали, приезжал сотрудник из Лесного хозяйства, он его видел, он фотографировал то место, где ими были выявлены порубки. Полицию вызывала жительница деревни Михайловское, он же писал в прокуратуру, чтобы они провели свою проверку и проконтролировали полицию. Прокуратурой проверялась вырубка на северо-западе от деревни, а он указывал на северо-востоке.
Выслушав помощника Бологовского межрайонного прокурора, представителя ответчика, государственного инспектора, свидетеля, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление Бологовского межрайонного прокурора не подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.2 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Согласно ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст.12 ГК РФ, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу ст.42 Конституции Российской Федерации каждому гарантированно право за благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Согласно ст.103 Земельного кодекса Российской Федерации к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Из ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Кодексом, федеральными законами.
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824 сформированы из земельного участка с кадастровым номером 69:04:0000016:502 Земли запаса урочища Михайловское путём выдела. Земельный участок с кадастровым номером 69:04:0000016:502 был сформирован на основании Решения Исполнительного комитета Бологовского Совета народных депутатов от 12.11.1991 года № 173-1 в результате изъятия земель подсобного сельского хозяйства Выползовского завода ЖБИ и передачи в Государственный земельный запас. В 2001 году в соответствии с введенным Земельным кодексом № 136-ФЗ от 25.10.2001 г. было введено деление земель на категории, в том числе и «Земли запаса», в связи с чем, участок был отнесен к данной категории.
Согласно п.2 ст. 103 Земельного кодекса РФ и Закона о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую № 172-ФЗ от 21.12.2004 г. использование земель запаса возможно только в случае, если они включены в границы охотничьих угодий, либо после перевода их в другую категорию. Распоряжений либо других актов о переводе из категории «Земли запаса» в категорию «Земли сельскохозяйственного назначения» органами управления субъекта Тверской области и органами местного самоуправления Бологовского района не выносилось.
Распоряжениями главы администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области (далее - МО «Бологовский район») от 19.03.2012 №236-р и 237-р образованы земельные участки с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824 и установлено разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.
Распоряжением главы администрации МО «Бологовский район» от 10.04.2012 №283-р земельные участки с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824, расположенные в пос. Выползово Бологовского района Тверской области и находящиеся в государственной собственности, были предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование администрации Выползовского сельского поселения.
На основании протокола об итогах открытого аукциона по продаже земельного участка от 03.09.2012 года администрация муниципального образования «Выползовское сельское поселение» (далее - администрация МО «Выползовское сельское поселение») и ООО «Перспектива» заключили договор купли-продажи земельного участка №№ 1, 2, в соответствии с которым ООО «Перспектива» у администрации МО «Выползовское сельское поселение» приобрело земельный участок с кадастровым номером 69:04:0000016:823, расположенный на территории Выползовсого сельского поселения Бологовского района Тверской области примерно в 800 метрах на северо-запад от деревни Михайловское и земельный участок с кадастровым номером: 69:04:0000016:824, расположенный на территории Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области примерно в 1,5 км по направлению на северо-запад от ориентира: Тверская обл., Бологовский район, Выползовское сельское поселение, <...>.
Из представленной в суд копии договора купли-продажи земельного участка №1,2 от 03 сентября 2012 года покупателю ООО «Перспектива» администрацией МО «Выползовское сельское поселение» переданы в собственность земельные участки с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824 для сельскохозяйственного использования.
Бологовской межрайонной прокуратурой 11.10.2013 распоряжения от 19.03.2012 №236-р и 237-р главы МО «Бологовский район» опротестованы. Распоряжением главы администрации МО «Бологовский район» от 02.12.2013 №925-р данные распоряжения отменены.
Согласно договора купли -продажи от 05 марта 2015 года указанные земельные участки приобретены в собственность ФИО3
Договоры подряда о проведении работ по расчистке древесно-кустарниковой растительности на земельных участках с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824 заключены между ООО «Перспектива» и подрядчиками ООО «Леспромтрейд» и ООО «БС-Интур», от 07.09.2012г. и 01.03.2014г.
Бологовской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО2 от 06 октября 2015 года о вырубке лесов в окрестностях деревни Михайловское, Бологовский район п. Выползово.
Согласно акта осмотра помощника Бологовского межрайонного прокурора от 16.10.2015 года проведен осмотр земельных участков с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824 и установлено, что на данных участках в хаотичном порядке расположены порубочные остатки, имеются пни, свидетельствующие о вырубке многолетних лесных насаждений.
В соответствии с ч.2 ст.15 Федерального закона от 21.12.2004 №172 - ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» данные земельные участки не переводились из категории земли запаса в категорию - земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона №172-ФЗ от 21.12.2004г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в иных помимо предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно решения исполнительного комитета Бологовского городского Совета народных депутатов №173-1 от 12.11.1991 года в государственный запас передан земельный участок общей площадью 200га ур.Михайловское, в том числе 190га, покрытых лесом.
По сведениям из ГКОН право на участок с кадастровым номером 69:04:000016: 502 не зарегистрировано, то есть не разграничено - участок является государственной собственностью.
Согласно сведениям Вышневолоцкого отдела Управления Росреестра по Тверской области земельные участки с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824 не переводились из категории «земли запаса» в категорию – «земли сельскохозяйственного назначения».
Решением Бологовского городского суда от 13 мая 2016 года иск ФИО3 к ООО «Перспектива» о признании сделки договора купли-продажи от 05 марта 2015 года удовлетворен. Договор купли-продажи между земельных участков с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824 между ФИО3 и ООО «Перспектива» признан недействительным на основании ст. 168 ГК РФ. Судом установлено, что в нарушение ст.103 ЗК РФ земельные участки с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824, относящиеся к землям запаса, были незаконно предоставлены МО «Выползовское сельское поселение» как земли сельскохозяйственного назначения и впоследствии незаконно проданы ООО «Перспектива». 05 июля 2016 года решение вступило в законную силу. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда в силу ст. 61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение.
Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от 16 мая 2014 года старшего следователя Бологовского межрайонного следственного отдела следственного Управления следственного комитета РФ по Тверской области установлены аналогичные обстоятельства и в возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц Администрации МО «Бологовский район» отказано по п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Особенности полного отсутствия указания на категорию земли (и в документах ГКН, и в правовых документах, выданных до вступления в силу ЗК РФ без указания категории) регламентированы в части 4 статьи 14 ФЗ №172-ФЗ о переводе земель.
После вступления в законную силу ЗК РФ (2001 год) отсутствие указания на категорию земли не допускалось (ст. 8 ЗК РФ).
По общему правилу в этом случае необходимо принятие ненормативного правового акта, решения органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
Как установлено частью 5 статьи 14 Закона о переводе земель, участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Данное положение закона распространяет своё действие на ранее предоставленные участки, имеющие правообладателей. На вновь предоставляемые участки части 4 и 5 статьи 14 Закона о переводе земель распространяться не могут.
Необходимо учитывать положение части 4 статьи 15 Закона о переводе земель - о полномочиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по отнесению к определенной категории (кроме земель населенных пунктов) неразграниченных государственных земель и участков в составе таких земель. Органы местного самоуправления, вправе распоряжаться неразграниченными государственными землями, могут осуществлять отнесение таких земель и участков к определенной категории только в установленных законами субъектов Российской Федерации случаях.
В соответствии со ст.ст. 10, 10.1, 11 ЗК РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Категория земли применительно к правоотношениям искового заявления определяется указанными в Земельном кодексе следующими юридическими фактами.
Категория земель сельскохозяйственного назначения определяется фактом предоставления земли для нужд сельского хозяйства, а также предназначением для этих целей (п. 1 ст. 77 ЗК РФ). Предназначение земель для сельского хозяйства может быть определено по критериям, указанным в пункте 2 статьи 77 ЗК РФ - наличие сельскохозяйственных угодий, внутрихозяйственных дорог, коммуникаций, защитных лесных насаждений, водных объектов, а также объектов недвижимости для сельскохозяйственного производства.
Фонд перераспределения сельскохозяйственных земель формируется за счет участков, поступивших в государственную (в том числе федеральную) или муниципальную собственность по основаниям, установленным Федеральными законами (п. 2 ст. 80 ЗК РФ). Также это предполагает наличие юридического состава - предоставление земли государственным или муниципальным организациям, наличие государственной или муниципальной недвижимости, обращение в публичную собственность выморочного или бесхозяйного имущества и имущества, от которого собственник отказался, и т.д.
Категория земель запаса определяется фактом нахождения участка в государственной или муниципальной собственности и отсутствием факта предоставления гражданам или юридическим лицам (отрицательным фактом).
В отсутствие документов об использовании участков или фактических признаков (лесная растительность, сельскохозяйственные угодья), позволяющих однозначно определить категорию, для первично предоставляемого (неиспользуемого) государственного или муниципального участка должна быть определена категория земель запаса.
Перевод неразграниченных государственных земель запаса в
другую категорию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в установленных законами субъектов Российской Федерации случаях (ч. 2 ст. 15 Закона о переводе земель). Перевод разграниченных федеральных, государственных или муниципальных земель запаса осуществляется собственником земли в лице соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления (п. 1 ст. 8 ЗК РФ).
Таким образом, по общему правилу орган местного самоуправления не правомочен принимать решение об отнесении к определенной категории первично предоставляемого участка неразграниченной государственной земли. Если участок невозможно однозначно отнести, например, к землям населенных пунктов, землям лесного фонда, землям сельскохозяйственного назначения, в том числе к фонду перераспределения, то в ГКН должна быть учтена категория земель, запаса, которая может быть изменена решением органа исполнительной власти.
Особенности перевода земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель установлены статьей 13 Закона о переводе земель. Только после формирования (кадастрового учета) участка из категории земель запаса может быть принят акт о его переводе в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования.
При формировании и постановке на кадастровый учет участков с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824 в межевом плане отсутствует указание на то, из какого земельного участка сформированы данные участки, однако, как установлено материалами дела фактически участки были сформированы в результате выдела из земельного участка с кадастровым: номером 69:04:0000016:502. В таком случае в характеристиках участка прописывается «предыдущий» кадастровый номер земельного участка, из которого они были сформированы, в межевом плане указано, что участки отнесены к категории «Земли сельскохозяйственного назначения», тогда, как эти земли относятся к категории земель «Земли запаса» урочища Михайловское.
Порядок проведения мелиорации земель на территории Российской Федерации установлен Главой VI ФЗ от 10.01.1996 №4-ФЗ «О мелиорации земель».
Статьей 24 Федерального закона от 10.01.1996 №4-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О мелиорации земель» предусмотрено, что планирование мелиорации земель проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, в соответствии с федеральными и региональными (территориальными) программами в области мелиорации земель, а также по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков.
В федеральных и региональных (территориальных) программах в области мелиорации земель предусматриваются приоритеты определенных видов мелиорации земель в зависимости от природно-климатических особенностей соответствующих территорий и нужд сельского хозяйства.
При планировании мелиорации земель по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков виды и масштабы применения мелиорации земель определяются на основе стандартов, норм и правил.
Работы по расчистке земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, в силу положений статей 2 и 8 Федерального закона от 10.01.1996 №4-ФЗ «О мелиорации земель», являются культурно-технической мелиорацией земель.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О мелиорации земель» мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила.
Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.
Аналогичные требования указаны в п.3 ч.1 ст.40 Земельного кодекса РФ, так собственник земельного участка имеет право проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
В соответствии со ст.ст.1,2 Федерального закона от 10 января 1996 г. №4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.
Согласно ст.8 Федерального закона от 10 января 1996 г. №4-ФЗ «О мелиорации земель» культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Этот тип мелиорации земель подразделяется на следующие виды мелиорации земель: расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха; расчистка мелиорируемых земель от камней и иных предметов; мелиоративная обработка солонцов; рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы; проведение иных культуртехнических работ.
В силу Федерального закона от 10 января 1996 г. №4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.
Доказательств осуществления вырубки лесных насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824 на основании договоров подряда от 07.09.2012г. и 01.03.2014г., заключенных между ООО «Перспектива» и подрядчиками ООО «Леспромтрейд» и ООО «БС-Интур», на что ссылается заявитель (акты выполненных и оплаченных работ и др.), площадь, давность выруба, для исключения самовольного выруба в отсутствие прав ответчика на земельный участок, по делу не представлено. Кроме того, проверка Бологовской межрайонной прокуратурой проведена 16 октября 2015 года по обращению ФИО2 от 06 октября 2015 года, в период, когда земельные участки с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824 находились в собственности ФИО3 Также, доказательствами, представленными в деле, с учетом ориентиров, карты и межевого плана, не представляется возможным сделать однозначный вывод о нахождении вырубки лесных насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824.
На фотоматериалах, представленных к исковому заявлению, на местности просматриваются деревья, кустарники, порубочные остатки. При наличии древесно-кустарниковой растительности на земельных участках, для ввода их в сельскохозяйственный оборот необходимо провести культуртехнические работы и комплекс работ по окультуриванию земель. Данные работы должны проводиться по проекту, разработанному в соответствии с существующим порядком проектно-изыскательской организацией с применением соответствующих методических рекомендаций.
Иск в части обязания ООО «Перспектива» путем уборки порубочных остатков древесно-кустарниковой растительности и пней завершить культуртехническую мелиорацию земельных участков на основе проекта мелиорации удовлетворению не подлежит, так как данное требование является производным от первого, поскольку проведение данных работ, согласно иска, требуется провести на основании проекта мелиорации.
С учетом изложенного, поскольку в силу требований Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О мелиорации земель» культуртехническая мелиорация это комплекс мероприятий для целей повышения продуктивности и устойчивости земледелия, проведение мелиоративных работ возможно только на землях сельскохозяйственного назначения, материалами дела установлено, что данные земельные участки фактически представляют собой лесной массив площадью соответственно 665400 кв. м., 604600 кв. м., проведение мелиоративных работ может причинить вред животному, растительному миру и привести к экологической катастрофе, а также к нарушению норм, установленных Федеральными законами от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», суд полагает в полном объеме в иске отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Бологовского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, а также в защиту интересов Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, администрации МО «Выползовское сельское поселение» Бологовского района Тверской области к ООО «Перспектива» об обязании ООО «Перспектива» обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса для разработки и утверждения проекта мелиорации земельных участков с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824, в течение месяца с момента вступления решения в законную силу, а также обязании ООО «Перспектива» на основе проекта мелиорации завершить культуртехническую мелиорацию земельных участков с кадастровыми номерами 69:04:0000016:823 и 69:04:0000016:824 путем уборки порубочных остатков древесно-кустарниковой растительности и пней в течение 2 месяцев с момента утверждения проекта мелиорации, полностью отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда, с 07 октября 2016 года.
Председательствующий