ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10/2022 от 22.02.2022 Зеленоградского районного суда (Калининградская область)

Гр.дело № 2-10/2022

39RS0011-01-2021-001398-53

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 февраля 2022 г. г. Зеленоградск

Зеленоградский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Безруких Е.С.,

при секретаре судебного заседания Сухановской А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по иску администрации МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» к ФИО1 о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на объект капитального строительства,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО «Зеленоградский городской округ» обратилась в суд с иском к ФИО1 о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на объект капитального строительства.

В обоснование заявленных требований указала, что в ходе обследования земельного участка с КН , расположенного в <адрес> было установлено, что в его границах имеется незарегистрированный объект капитального строительства.

Ссылаясь на положения ст.ст. 130, 131 ГК РФ, ст.ст. 399, 400, 401 НК РФ, Решение Окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» от 26.11.2015, просили обязать ФИО1 зарегистрировать право собственности на объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с КН

В последующем исковые требования были уточнены, ссылаясь на заключение эксперта, по тем же основаниям, просили обязать ФИО1 зарегистрировать право собственности на объект капитального строительства – хозяйственную постройку, площадью 33,2 кв.м, расположенную на земельном участке с КН в <адрес>.

С 01.01.2022 г. орган местного самоуправления в Зеленоградской районе Калининградской области именуется МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» (Решение Окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» от 21.12.2021 № 144)

Представитель истца администрации МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом.

Ответчица ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени извещена надлежащим образом, сообщила, что явиться в судебное заседание не может, но документы для регистрации права собственности на хозяйственную постройку поданы через МФЦ.

Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

ФИО1 с 24.06.2019 является собственником земельного участка с КН , площадью 1000 кв.м, месторасположение установлено относительно ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, из земель населенных пунктов, для строительства жилья, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Также ФИО1 с 24.06.2019 является собственником жилого дома с КН , площадью 71,1 кв.м, расположенного в границах земельного участка с КН , по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Актом осмотра земельного участка от 05.10.2020, актом обследования земельного участка от 14.12.2021, составленными администрацией МО «Зеленоградский городской округ», а также заключением эксперта № 012К-2022 от 09.02.2022, выполненным АНО «Калининградское бюро судебной экспертизы и оценки» на основании определения суда, подтверждается, что в границах земельного участка с КН , помимо жилого дома с КН , также расположен незарегистрированный объект капитального строительства – нежилая хозяйственная постройка (баня/сауна), площадью 33,2 кв.м.

Согласно ч.ч.1, 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со ст. 219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно ч.1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом. (п.4)

Согласно ч.ч.1, 2 ст. 8.1 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В силу ч.1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения.

Согласно ч.1 ст. 131 ГПК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

Частью 1 ст. 9 указанного Федерального закона предусмотрено, что в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.

В соответствии с ч.1 ст. 14 указанного Федерального закона, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно ч.10 ст. 40 указанного Федерального закона, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости.

Из позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 05.07.2001 N 132-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "РЕБАУ АГ" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 165 и пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что государственная регистрация - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях, а также свободы экономической деятельности.

Вместе с тем, согласно ч.1 ст. 3 НК РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

В силу ч.ч.1, 2 ст. 38 НК РФ, объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Если иное не предусмотрено настоящим пунктом, под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с п.1 Решения окружного Совета депутатов Зеленоградского городского округа от 21.12.2020 N 45 "Об установлении на территории муниципального образования "Зеленоградский городской округ" Калининградской области налога на имущество физических лиц", с 01.01.2022 на территории муниципального образования "Зеленоградский городской округ" Калининградской области установлен налог на имущество физических лиц.

Пунктом 2 указанного решения установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Согласно пп.1 п.3 указанного Решения, налоговая ставка на хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, установлена в размере 0,3 %.

Из материалов дела и приведенных положений закона суд приходит к выводу, что в границах принадлежащего ФИО1 земельного участка распложен объект недвижимости – хозяйственная постройка, сведения о которой подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и которая, исходя из принадлежности земельного участка, принадлежит ФИО1 на праве собственности, которое также подлежит государственной регистрации. Доказательств того, что право ФИО1 на указанную постройку зарегистрировано в установленном законом порядке, ответчицей суде не представлено.

Поскольку принадлежащая гражданину хозяйственная постройка является объектом налогообложения, и налог на нее может быть начислен только при наличии государственной регистрации права собственности, суд полагает, что отсутствие такой регистрации на существующее строение нарушает права и законные интересы истца – администрации МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» на получение в доход местного бюджета соответствующей суммы налога на имущество.

Таким образом, суд полагает заявленные администрацией МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» требования о понуждении ответчицы ФИО1 зарегистрировать право собственности на хозяйственную постройку обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Определением суда от 12.01.2022 оплата судебной экспертизы была возложена на истца, однако сведения об оплате администрацией МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» представлены не были, АНО «Калининградское бюро судебной экспертизы и оценки» обратилось с ходатайством об оплате экспертизы.

При таких обстоятельствах, учитывая, что иск администрации подлежит удовлетворению, суд полагает, что стоимость проведенной судебной экспертизы в размере 35000 рублей подлежит взысканию с ответчицы ФИО1

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» удовлетворить.

Обязать ФИО1 зарегистрировать право собственности на объект капитального строительства – хозяйственную постройку (баню/сауну), площадью 33,2 кв.м, расположенную на земельном участке с КН в <адрес>.

Взыскать с ФИО1 в пользу АНО «Калининградское бюро судебной экспертизы и оценки» (ИНН <***>, КПП 390601001, ОГРН <***>) стоимость проведенной экспертизы в размере 35000 рублей. Оплата подлежит по реквизитам: получатель АНО «Калининградское бюро судебной экспертизы и оценки», ИНН <***>, КПП 390601001, ОГРН <***>, Банк получателя Ф-л Северо-Западный ПАО Банк «ФК Открытие», сч.№ 40703810303700000043, БИК 044030795, сч.№ 30101810540300000795.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Зеленоградский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 02 марта 2022 года.

Мотивированное решение изготовлено 02 марта 2022 года.

Копия верна, подпись -

Судья, подпись - Е.С. Безруких