Дело № 2-10/2022 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
19 января 2022 года Ординский районный суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Вавикиной Т.С.,
при секретаре помощнике судьи О
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Орда гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю о взыскании задолженности по оплате недополученной компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, задолженности за ежегодный отпуск, денежной компенсации за невыплаченные отпускные, недополученной компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю (далее- Инспекция) о взыскании задолженности по оплате недополученной компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, задолженности за ежегодный отпуск, денежной компенсации за невыплаченные отпускные, недополученной компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей.
В обоснование своих требований указала, что она состояла в трудовых отношениях с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Пермскому краю, проходила государственную гражданскую службу в должности государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок №. Приказом Межрайонной ИФНС № 5 по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ она уволена с ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением занимаемой должности на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с реорганизацией Межрайонной ИФНС России № 5 по Пермскому краю с ДД.ММ.ГГГГ путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 6 по Пермскому краю. При увольнении ей выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, однако в расчет указанных сумм работодателем необоснованно не включены суммы материального стимулирования. Кроме того, суммы материального стимулирования не были включены работодателем в расчет ежегодных отпусков за период ДД.ММ.ГГГГ годы, в результате чего денежные средства выплачены не в полном объеме. Указывает, что материальное стимулирование государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России осуществлялось за счет бюджетных ассигнований в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации. Как следует из справок о доходах за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ годы формы № 2-НДФЛ, материальное стимулирование входит в общую сумму дохода, выплачивалось на основании приказов Управления ФНС России по Пермскому краю, в связи с чем является частью оплаты труда, и относятся к иным выплатам в соответствии с п. 10 ст. 50 Федерального закона № 79 – ФЗ «О государственной гражданской службе». Просила взыскать с ответчика задолженность по компенсации при сокращении в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме <данные изъяты>., задолженность за неиспользованный ежегодный отпуск при увольнении в размере <данные изъяты>., а также недоплату отпускных за ежегодные отпуска за период ДД.ММ.ГГГГ годов в сумме <данные изъяты>. В связи с неполной выплатой работодателем отпускных, просит взыскать проценты за несвоевременно выплаченные денежные средства, в сумме <данные изъяты>. Также просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании ФИО1 настаивала на удовлетворении требований. Пояснила, что в Межрайонной ИФНС России № 6 по Пермскому краю она проработала качестве инспектора более 15 лет. Ее заработная плата состояла из оклада, классного чина, надбавки за ненормированный рабочий день, надбавки за стаж, квартальных премий, а также дополнительного материального стимулирования. ДД.ММ.ГГГГ она была уволена с государственной службы по сокращению. В связи с увольнением ей было выплачено пособие в размере четырехмесячного денежного содержания, при расчете которого не были включены суммы дополнительного материального стимулирования государственных гражданских служащих. При расчете отпускных, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск выплаты материального стимулирования также не учитывались. Просила взыскать с ответчика недополученную компенсацию за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, недополученную сумму отпускных за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты>, за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты>, проценты за их несвоевременную выплату в сумме <данные изъяты>., недоплаченную при увольнении компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме <данные изъяты>. Просит восстановить пропущенный срок по требованиям о взыскании недополученных отпускных за ДД.ММ.ГГГГ годы, поскольку ранее она не могла обратиться с данными требованиями, опасаясь конфликтных отношений с работодателем. Иных уважительных причин для не обращения за защитой своих прав у нее не было. Кроме того, в связи с неправомерными действиями работодателя и нарушением трудовых прав, просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Представитель ответчика МИФНС России № 6 по Пермскому краю ФИО2 возражала против заявленных требований. Пояснила, что Инспекцией расчет выплат произведен в соответствии Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденных приказом Минфина РФ от 17.10.2007 года № 90н, Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562. Средства материального стимулирования не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и выплачиваются сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы из дополнительных бюджетных ассигнований. Материальная ответственность работодателя за невыплату не начисленной заработной платы законом не предусмотрена. Кроме того, заявила о пропуске истцом установленного ст. 392 ТК РФ годичного срока предъявления исковых требований по требованиям о взыскании отпускных за ДД.ММ.ГГГГ годы, поскольку доказательств наличия уважительных причин для восстановления пропущенного срока истцом не представлено. По требованиям истца о взыскании компенсации морального вреда, считает, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нравственных или физических страданиях, перенесенных истцом, степени вины причинителя вреда, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о взыскании морального вреда. С учетом данных обстоятельств, просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истец состояла в трудовых отношениях с МИФНС России № 5 по Пермскому краю, проходила государственную гражданскую службу в должности в должности государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № (л.д. 26-34, 71 оборотная сторона).
В соответствии с условиями служебного контракта, заключенного между ФИО1 и ИФНС России № 5 по Пермскому краю, (раздел IV п. 9) истцу установлено денежное содержание служащего, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы, ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет в размере 20 процентов должностного оклада и за особые условия государственной гражданской службы в размере 80 процентов должностного оклада, премий за выполнение особо важных сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным представителем нанимателя, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (л.д. 11-13, 14, 15).
За период государственной гражданской службы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ за счет дополнительных бюджетных ассигнований выплачивалось материальное стимулирование на основании приказов Межрайонной ИФНС России № 5 по Пермскому краю, что подтверждается приказами от ДД.ММ.ГГГГ года, расчетными листами и накопительной ведомостью (л.д. 24, 25, 35-40, 79-90).
Выплата ФИО1 средств материального стимулирования на основании указанных выше приказов за счет бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда подтверждается письменными материалами дела и представителем ответчика не оспаривается.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением замещаемой должности гражданской службы, п.8.2 ч.1 ст.37 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (л.д. 16).
При увольнении по данному основанию истцу выплачена компенсация, предусмотренная ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ, в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме <данные изъяты>., компенсация за неиспользованный отпуск в сумме <данные изъяты>. (л.д. 23, 25, 35).
Кроме того, из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ истице предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска, при расчете отпускных суммы материального стимулирования также не учитывались, что подтверждается представленными ответчиком расчетами задолженности (л.д. 55).
В силу ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно статье 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Вопросы прохождения государственной гражданской службы регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с п.9 ч.1 ст.5 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется, в том числе, нормативными правовыми актами государственных органов.
Согласно части 2 статьи 23 данного Федерального закона, представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.
Согласно п.4 части 1 статьи 14 Федерального закона N 79-ФЗ предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
В силу частей 5 и 10 стати 50 Федерального закона № 79-ФЗ к дополнительным выплатам отнесены: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией и ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, определен Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562 (далее – Правила № 562).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 Правил № 562, согласно которому при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подп. "д" и "з" п. 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абз. 1 п. 8 Правил).
Порядок расчета месячного денежного содержания также устанавливается данными Правилами, из п.8 которых следует, что месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. "а" - "г" п. 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подп. "д" - "ж" п. 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Частью 2 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ предусмотрено, что для формирования фонда оплаты труда государственных служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
В силу пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств, направляемых для выплаты: повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482 дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Как следует из письменных пояснений ответчика по заявленным исковым требованиям, приказов о выплате материального стимулирования, дополнительные суммы сверх установленного оклада и надбавок, которые выплачивалось истцу в период работы в налоговом органе, являлись средством материального стимулирования работника. Таким образом, данные выплаты необходимо отнести по своей правовой природе к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, подлежащим включению в состав денежного содержания гражданского служащего.
Следовательно, выплаченные истцу средства материального стимулирования подлежали включению в размер среднего заработка для расчета при оплате отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и выплате компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы.
В силу ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй, третьей и четвертой настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Согласно выпискам из приказов, истец находилась в очередном оплачиваемом отпуске в ДД.ММ.ГГГГ, а также в ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 74 оборот- 78 оборот).
Как следует из пояснений истца и ответчика, порядок перечисления отпускных и выдачи расчетных листков в инспекции не нарушался, то есть, расчетные листы за предыдущий месяц доводились до работников не позднее 5 числа следующего месяца.
В обоснование требований о восстановлении пропущенного срока истец указала то обстоятельство, что в случае обращения в суд с соответствующими требованиями в период работы в Инспекции, это могло повлечь возникновение конфликтной ситуации на работе. Между тем, никакими объективными данными указанное заявление истца не подтверждено, поэтому суд не может расценить данное обстоятельство как препятствующее истцу обратиться за защитой своих нарушенных прав в установленный законом срок, оснований для восстановления пропущенного срока не имеется. Учитывая, что исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ года, срок для предъявления требований о доплате отпускных за период ДД.ММ.ГГГГ года пропущен, в связи с чем, в исковых требованиях о взыскании недоплаченных отпускных за данные периоды и процентов за их несвоевременную выплату следует отказать.
Принимая решение в части требований ФИО1 о взыскании недоплаты компенсации четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, суд исходит из представленных ответчиком расчетов (л.д. 55-56), которые ответчиком не оспорены.
С учетом данных обстоятельств, в пользу ФИО1 подлежит взысканию задолженность по компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере <данные изъяты>. и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в сумме <данные изъяты>
В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Учитывая, что в судебном заседании установлено нарушение трудовых прав истца неправомерными действиями работодателя, выразившимися в несвоевременной выплате сумм, причитающихся истцу, требования о возмещении морального вреда являются обоснованными.
С учетом характера допущенных нарушений, суд полагает, что заявленный размер компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей является завышенным, и с учетом требований разумности и справедливости считает возможным определить к взысканию с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю в пользу ФИО1 недополученную компенсацию за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>., недоплаченную при увольнении компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме <данные изъяты>., компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Мотивированное решение будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ординский районный суд Пермского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья подпись Т.С. Вавикина
.
.