ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10/2022УИ от 26.01.2022 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

Дело 2-10/2022 УИД47RS0007-01-2021-002636-37 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 января 2022 года г.Кингисепп

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Мицюк В.В.

при секретаре Баталовой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца Саакадзе Г.В., представителя истца Саакадзе Г.А. – адвоката истца Саакадзе Г.В., предъявившего удостоверение , действующего на основании ордера от 19 октября 2021 года,

гражданское дело по иску Саакадзе Георгия Владимировича, Саакадзе Галины Алексеевны к Обществу с ограниченной ответственностью «Пегас СПБ» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Саакадзе Г.В., Саакадзе Г.А. 18 августа 2021 года через организацию почтовой связи обратились в Кингисеппский городской суд Ленинградской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Пегас СПБ» (далее- ООО «Пегас СПБ») о взыскании компенсации морального вреда в размере по 40 000 рублей каждому, штрафа в размере 50% от присужденной ко взысканию суммы. В обоснование заявленных требований указав, что 01.07.2021 ими в ООО «Пегас СПБ» через турагента ИП Еркович А.А. был приобретен и оплачен туристский продукт на трех человек стоимостью <данные изъяты> руб., в состав которого входили услуги по авиаперевозкам 13.07.2021 по маршруту <данные изъяты> и 22.07.2021 по маршруту <данные изъяты>, услуги по размещению (проживанию) в указанный период в отеле <данные изъяты> трансфер от аэропорта до отеля и обратно, страхование. В день обращения к турагенту кроме ответчика туры на требуемый период с проживанием в данном отеле практически одинаковой стоимостью, но в разное время вылета чартерных рейсов, предлагались несколькими туроператорами, то есть они имели возможность выбора тура и остановились на предложенном ответчиком туре исключительно из-за привлекательных условий перевозки, а именно: времени вылета рейса из Санкт-Петербурга в 07.30 и вылета рейса из Анталии в 18.00. После подтверждения заказа ими был подписан и оплачен договор на услуги ответчика, они были предупреждены, что время вылета указанных в заказе чартерных рейсов может измениться и что точное время вылетов будет определено туроператором не позднее суток до начала тура и указано в авиабилетах (маршрутных квитанциях). 10.07.2021 турагентом им были выданы ваучеры и другие документы по указанному туру, в том числе проездные документы: маршрутные квитанции к электронным билетам от 13.07.2021 на рейс со временем вылета 14.05, то есть ответчиком было изменено время вылета указанного рейса из Санкт-Петербурга с 07 часов утра на 14.05, что вызвало отрицательные эмоции, но не рассматривалось ими как существенное нарушение условий договора, поскольку они были предупреждены о такой возможности. Также им были выданы маршрутные квитанции к электронным билетам на 22.07.2021 на рейс со временем вылета в 18.00, то есть ответчиком были письменно подтверждены условия перевозки по маршруту <данные изъяты>, оговоренные при заключении договора. Низкое качество приобретенного ими туристского продукта проявилось уже при авиаперевозке из <данные изъяты> и трансфере из аэропорта до отеля: вследствие изменения времени вылета рейса из Санкт-Петербурга, часовой задержкой вылета, а также ненадлежащей организации трансфера (сопровождение туристов до отелей представителем ответчика не осуществлялось, что позволило водителю автобуса по пути следования инициативно осуществить 30 минутный заезд на торгово-развлекательную площадку. Добрались они до отеля около 21.30, то есть после закрытия отельных ресторанов. Как следствие с 12.00 13.07.2021 до 07.00 14.07.2021 они оставались без нормального питания. Накануне вылета из Анталии, около 13.00 21.07.2021 они смс-сообщением были уведомлены турагентом об изменении времени вылета из <данные изъяты> с 18.00 на 07.35, а около 20.00 ДД.ММ.ГГГГ ознакомились с размещенным в отеле объявлением о времени выезда из отеля, из которого узнали о замене рейса с на . при этом новые авиабилеты (маршрутные квитанции) на рейс им не выдали. Изменение рейса и времени вылета обязывало их прервать сон в два часа ночи, закончить сборы в дорогу, сдать номер и в 3 часа ночи выехать из отеля в аэропорт. Таким образом, их отдых был прерван досрочно: они имели право до 12.00 пользоваться оплаченным номером и до отъезда в 14.00-15.00 пользоваться другими услугами отеля, они лишились завтрака и обеда в ресторане отеля и вынуждены были нести дополнительные расходы на питание в аэропорту <данные изъяты>. По информации, размещенной на онлайн-табло аэропорта <данные изъяты>, рейс , на который у них были авиабилеты, не отменялся и на другое время не переносился, вылет указанного рейса состоялся по расписанию из <данные изъяты> в 18.00 22.07.2021 с прилетом в <данные изъяты> в 22.05. Таким образом, по отношении к ним имело место не изменение ответчиком времени вылета из <данные изъяты> рейса , что довольно часто происходит при чартерных перевозках туристов и уже считается нормальным явлением, а изменение предусмотренных договором условий перевозки по маршруту <данные изъяты>. По их мнению пересадка на другой чартерный рейс и изменение времени вылета, является нарушением ответчиком условий договора в части, касающейся состава и качества приобретенного ими туристского продукта. Действиями ответчика по изменению рейса и времени вылета из <данные изъяты> им причинен материальный вред в виде неоправданных расходов на оплату питания в отеле и питание в аэропорту, общий размер которых определить затруднительно, а также моральный вред, выражающийся в физических страданиях в связи с ухудшением состояния здоровья и расстройством психологического состояния по причине прерывания сна и ненадлежащего отдыха (у них имеется гипертония, в связи с чем они постоянно принимают лекарственные препараты), а также в переживаниях в связи с досрочно и неосновательно прерванным отдыхом, и как следствие, нивелированием положительных эмоций от поездки, в том числе результатом оздоровительных процедур. Кроме того, по пути следования из отеля в аэропорт они были уведомлены сопровождающим их представителем туроператора о том, что по приезду в аэропорт <данные изъяты> они обязаны зайти в личный кабинет на сайте Госуслуг, заполнить размещенную там анкету, по возможности распечатать и предъявить ее (если не удастся распечатать – в электронном виде) при регистрации на рейс, якобы это вышедшее накануне требование Роспотребнадзора и без такой анкеты им могут отказать в регистрации на рейс. Данная информация вызвала возмущение туристов, однако в аэропорту туристов успокоили, разъяснив, что при регистрации на рейс анкета не нужна и будет выдана для заполнения в самолете перед прибытием в <данные изъяты>. Указанная информация представителя ответчика не могла не повлечь дополнительные переживания, и, как следствие, ухудшение состояния здоровья. В течение полусуток дополнительные переживания у них вызвали и сомнение в возможности регистрации на рейс по имеющимся у них проездным билетам на рейс . Вернулись они из поездки в угнетенном эмоциональном состоянии, на что явно не рассчитывали при приобретении тура. Их претензия, направленная в адрес ответчика, оставлена без удовлетворения (л.д. 2-8).

Истец Саакадзе Г.А. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 250), воспользовалась правом ведения дела через представителя.

Саакадзе Г.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил требования удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 248). В судебном заседании, состоявшемся 19.10.2021, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых указано, что с исковыми требованиями не согласен и считает их незаконными и не обоснованными. ООО «Пегас СПб» самостоятельно не формирует туристский продукт, а реализует на территории РФ туристский продукт под торговым знаком «Pegas Тouristic», сформированный иностранным туроператором «Кретзер Туристик ГБ Лимитед». Бронирование туристского продукта у иностранного туроператора осуществляется на основании заявок туристических фирм. Договоры с туристами о реализации туристского продукта ООО «Пегас СПб» не заключает и в непосредственные правоотношения не вступает. В силу указанного компания ФИО9 заключает соглашения с третьими лицами, на которых возлагается осуществление юридических и фактических действий при оказании туристских услуг. ООО «Пегас СПб» по отношению к вышеуказанным правоотношениям является третьим лицом и никоим образом не определяет и не согласует условия, на которых заключаются такие соглашения. Таким образом, ООО «Пегас СПб» не является туроператором, формирующим туристский продукт, а только реализует туристский продукт, сформированный иностранным туроператором, то есть фактически является турагентом. Бронирование осуществляется на основании заявок турфирм, и ответчик не имеет возможности контролировать взаимоотношения между турагентом и потребителем. 17.06.2020 между ООО «Пегас СПб» и ООО «Центрбукинг.ру» заключен агентский договор на реализацию туристского продукта, сформированного иностранным туроператором. 01.07.2021 агентством ООО «Центрбукинг.ру» в электронной системе бронирования самостоятельно был направлен запрос на бронирование комплекса туристских услуг по заявке . В состав туристского продукта были включены: проживание в отеле <данные изъяты> на период с 13 по 22 июля 2021 года; авиабилеты по маршруту <данные изъяты> на троих человек; трансфер аэропорт – отель – аэропорт на троих человек; медицинская страховка на троих человек. 06.07.2021 в адрес ООО «Пегас СПб» от турагента поступили денежные средства в счет оплаты тура <данные изъяты> в сумме 137 541,05 руб., 07.07.2021 ООО «Пегас СПб» перечислил полученные денежные средства иностранному туроператору в счет оплаты тура в полном объеме. Информация о заблаговременном изменении времени вылета рейса <данные изъяты> с 18.00 на 07.35 была доведена до сведения агентства 21.07.2021 в 10.10 посредством автоматической рассылки из системы бронирования, то есть за сутки до вылета. В данном случае ООО «Центрбукинг.ру» должен был при изменении времени вылетов и замене аэропорта незамедлительно сообщить об этом истцу, данная обязанность напрямую предусмотрена агентским договором. Отметил, что их иностранный партнер сообщил, что рейс из <данные изъяты> вылетел 13.07.2021 в 14.50 с незначительной задержкой в 27 минут по причине снятия двух мест багажа двух не явившихся на посадку пассажиров. Относительно доводов истцов об отсутствии на трансфере представителя туроператора обратил внимание, что данная услуга договором не предусмотрена. Относительно доводов истцов о том, что они вынужденно остались без питания 13.07.2021 ввиду закрытия отельных ресторанов после 21.00 указал, что данная информация является недостоверной, поскольку в выбранном истцами отеле имеется ужин 19.00-21.00 и поздний ужин 00.00-01.00, данная информация размещена на сайте туроператора, на котором происходит бронирование. Также обратил внимание на тот факт, что тур начинается и заканчивается не с момента заселения в отель и выезда из него (проживание в отеле лишь одна из составляющих тура, в который включен также и авиаперелет). Сроки тура исчисляются календарными сутками, началом тура является момент регистрации билетов на самолет, окончанием – прохождение государственной границы в РФ. Изменение времени вылета, как в страну временного пребывания, так и из нее, в пределах календарных суток не является изменением даты начала или окончания тура и связано с особенностями чартерных перевозок. Уменьшение времени проживания в отеле (более поздний заезд или ранний выезд), связанное с изменением времени вылета (в пределах календарных суток) не является основанием для перерасчета стоимости турпродукта и каких-либо компенсаций, так как не является изменением существенных условий договора. Время вылета чартерного рейса не является существенным условием договора о реализации туристского продукта. Истцами не представлены бесспорные письменные доказательства, подтверждающие наличие факта причинения вреда, противоправности деяния причинителя вреда, наличия причинной связи между противоправным деянием и моральным вредом и вины причинителя вреда потребителям. Просит в удовлетворении иска отказать (л.д. 86-91).

Третье лицо ИП Еркович А.А. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 241, 244). Представила письменные пояснения по иску, в которых указала, что подтверждает изложенные в исковом заявлении обстоятельства приобретения истцами тура у ООО «Пегас СПб» и, в частности то, что на день обращения истцов в агентство туры на период с 13 по 22 июля 2021 года с проживанием в самостоятельно выбранном им отеле <данные изъяты> предлагались несколькими туроператорами. Цены были примерно одинаковыми, но были различные условия перевозки. Истцы выбрали тур, предлагаемый ООО «Пегас СПб», исходя из удобного времени вылета из Санкт-Петербурга рейса (07.30) и обратного рейса из <данные изъяты> (18.00). После выбора тура она в личном кабинете заполнила заявку на выбранный тур и после ее подтверждения туроператором, в том числе в части, касающейся условий перелетов туда и обратно, истцы подписали и оплатили договор. 10.07.2021 она распечатала документы по туру, размещенные ООО «Пегас СПб» в личном кабинете агентства (ваучеры, авиабилеты, страховой полис и другие) и передала их истцам. При этом она обратила их внимание на то, что по авиабилетам время вылета рейса из Санкт-Петербурга изменено с 07.30 на 14.05, но время вылета обратного рейса осталось прежним: 18.00 22.07.2021. истцы по этому поводу претензий не высказали, заявив, что такое изменение их устраивает: к ужину в отеле они успевают и не надо будет ночью выезжать из <данные изъяты>. 21.07.2021 около 12.00 она получила от туроператора информацию об изменении условий перелета истцов из <данные изъяты>: изменен номер рейса на и время вылета с 18.00 на 07.35, о чем она в СМС сообщении уведомила истцов (л.д. 66).

Представители третьих лиц ООО «Центрбукинг.ру», ООО «Северный ветер» в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 247, 249).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" при продвижении и реализации туристского продукта туроператор и турагент взаимодействуют при предъявлении к ним претензий туристов или иных заказчиков по договору о реализации туристского продукта, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Независимо от того, от чьего имени заключался договор оказания туристических услуг, абзац 3 статьи 9 названного Закона предусматривает, что туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом или иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта. В соответствии с абзацем 4 статьи 9 Закона туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Также в соответствии с абзацем 5 названной статьи Закона туроператор отвечает перед туристами и (или) иными заказчиками за действия (бездействие), совершенные от имени туроператора его турагентами в пределах своих обязанностей (полномочий).

В соответствии с абзацем 13 статьи 9 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом.

Из абзаца 8 названной статьи следует, что в договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, должна содержаться взаимная ответственность туроператора и турагента, а также ответственность каждой из сторон перед туристом и (или) иным заказчиком за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.

В целом пределы ответственности агентов перед принципалами и третьими лицами определены нормами статьи 1005 ГК РФ, из абзаца 2 части 1 которой следует, что по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. В силу части 4 названной статьи законом могут быть предусмотрены особенности отдельных видов агентского договора. Данные особенности правового положения турагентов установлены статьями 9, 10 и 10.1 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 года N 452 "Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта" под исполнителем понимаются туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта или от имени которого заключается этот договор, а также турагент, действующий на основании договора с сформировавшим туристский продукт туроператором и заключающий с потребителем договор о реализации туристского продукта от своего имени, но по поручению и за счет туроператора в соответствии с ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Гражданским кодексом Российской Федерации.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 01.07.2021 между Саакадзе Г.В. (турист) и ИП Еркович А.А. (агентство) был заключен договор предметом которого является: агентство обязуется за вознаграждение, от своего имени, но по поручению, согласно заявке на бронирование и за счет туриста совершить юридические и иные действия, направленные на оказание туристу услуг по бронированию и оплате туристского продукта, потребительские свойства которого указаны туристом в предоставленной им агентству заявке на бронирование. Везде, где по тексту договора указана «Заявка на бронирование», имеется ввиду также «Заказ тура»/»бланк заказа». Везде, где по тексту договора указан турист, имеются ввиду также третьи лица, в интересах которых действует турист, сопровождающие его (сопровождаемые им), в том числе несовершеннолетние (л.д. 9-11).

Участники тура: Саакадзе Г.В., Саакадзе Г.А., ФИО5(п.1.2).

Туристский продукт, соответствующий характеристикам, указанным в бланке заказа (Заявке на бронирование), формируется туроператором, сведения о котором содержатся в Приложении к договору. Туроператор является лицом (исполнителем), обеспечивающим оказание туристу услуг, входящих в туристский продукт и несет перед туристом ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того кем должны были оказываться или оказывались эти услуги (п.1.3).

Тур был приобретен в системе бронирования «ЦентрБукинг.ру», заявка (л.д. 50).

01.07.2021 ИП Еркович А.А. был заполнен, а Саакадзе Г.В. подписан бланк заказа на троих человек: Саакадзе Г., Саакадзе Г., ФИО5 в <данные изъяты> дата заезда 13.07.2021, дата выезда 22.07.2021. Стоимость указанного в бланке заказа туристского продукта составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 12).

01.07.2021 истцом Саакадзе Г.В. турагенту ИП Еркович А.А. была произведена оплата по вышеуказанному договору в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается кассовым чеком (л.д. 18).

Согласно Приложению к договору от 01.07.2021, туроператором по данному договору является ООО «Пегас СПб» (л.д. 12оборот-13).

01.07.2021 с электронного адреса ИП Еркович А.А. на электронный адрес centerbooking.ru поступила заявка на бронирование, которая была подтверждена, заявка 5679064, тур <данные изъяты> с 13.07.2021 по 22.07.2021, вылет 13.07.2021 в 07.30, рейс , вылет 22.07.2021 в 18.00, рейс (л.д. 14-16).

06.07.2021 ООО «Центрбукинг.ру» перечислило ООО «ПЕГАС СПб» 137 541,05 руб. оплату по заявке за тур.услуги (л.д. 119).

07.07.2021 ООО «ПЕГАС СПб» перечислило денежные средства в том числе и по заявке (л.д. 120, 121-123).

13.07.2021 истцам были выданы: - ваучер с указанием даты и времени вылета из <данные изъяты> 13.07.2021 в 14.05, из <данные изъяты> - 22.07.2021 в 18.00, также в данном ваучере указан Pegas touristic; маршрутные квитанции с датой и временем вылета из <данные изъяты> 13.07.2021 в 14.05, из <данные изъяты> - 22.07.2021 в 18.00, рейс (л.д. 19, 20, 22, 24, 26-28).

Истцы вылетели из <данные изъяты> 13.07.2021 в 14.05 (л.д. 21, 23, 25).

По состоянию на 21.07.2021 по заявке изменено время вылета 22.07.2021 с 18.00 на 07.35, рейс , о чем было сообщено истцам третьим лицом ИП Еркович А.А. (л.д.17, 47).

Истцы вылетели из <данные изъяты> 22.07.2021 в 07.35, рейс (л.д.29).

Истцом в обоснование заявленных требований представлена распечатка с сайта ЯндексРасписания расписания аэропорта <данные изъяты>, из которого усматривается, что рейс прилетел по расписанию 22.07.2021 в 22.15 (л.д. 44-45).

Вместе с тем, данные сведения, не являются допустимыми и достаточными доказательствами по делу, поскольку представлены не с официального сайта аэропорта Пулково. Кроме того, опровергаются документами, имеющими в материалах дела, а именно: согласно ответу ООО «Северный ветер» на запрос суда, чартерная программа и график оборота воздушных судов на июль 2021 года были окончательно сформированы авиапредприятием «Северный ветер» 06.07.2021.Чартерный рейс по маршруту <данные изъяты> 22.07.2021 со временем вылета 18.00 авиапредприятием не выполнялся. Пассажиры Саакадзе осуществляли перелет на рейсе 22.07.2021. Чартерный рейс по маршруту <данные изъяты> был запланирован к перелету 22.07.2021 в 07.35. При этом изначальный номер данного рейса был . Номер рейса был измене 12.07.2021 в связи с производственными действиями авиапредприятия по планированию и оптимизации расписания. Рейс был выполнен в соответствии с запланированным расписанием, то есть в 07.35 (л.д. 155, 156-157); ООО «Северный ветер» не может влиять на расписание, которое публикуется в интернет-ресурсах, в частности на «ЯндексРасписание» и гарантировать достоверность публикуемой там информации. Оперативная смена Производственно-диспетчерской службы Центра управления полетов авиапредприятия ежедневно направляет в аэропорт Пулково сообщение по установленной форме о планируемых рейсах на следующий день для сверки расписания. В соответствии с сообщением, направленным в аэропорт <данные изъяты> 21.07.2021 рейс по маршруту <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ не планировался, в данном сообщении информация о нем отсутствовала (л.д. 175, 176); 22.07.2021 в аэропорт <данные изъяты>) из аэропорта г<данные изъяты>) авиакомпанией ООО «Северный ветер» был совершен один рейс , фактическое время прилета 11.38 (л.д. 246).

25.07.2021 Саакадзе Г.В. обратился в ООО «Пегас СПб» с письменной претензией о компенсации морального вреда ему и его супруге Саакадзе Г.А. в связи с изменением времени вылета 13 июля 2021 года из Санкт-Петербурга и 22 июля 2021 года из Анталии (л.д. 48-49).

В ответ на претензию туристов по брони ООО «Пегас СПб» сообщило, что 01.07.2021 туристическим агентством ООО «ЦентрБукинг.ру» для туристов Саакадзе Г., Саакадзе Г. был забронирован туристский продукт в Турецкую Республику на срок с 13 по 22 июля 2021 года. Информация о заблаговременном переносе времени вылета рейсов <данные изъяты> была доведена до сведения агентства посредством автоматической рассылки из системы бронирования. Согласно контракту, заключенному между ООО «Пегас СПб» и ООО «ЦентрБукинг.ру»туристическим агентством приняты на себя обязательства предоставлять туристам полную и достоверную информацию по всем существенным характеристикам туристского продукта, включая информацию о продолжительности тура, дате и условиях перелета и прочее. Обратил внимание, что тур начинается и заканчивается не с момента заселения в отель и выезда из него – проживание в отеле лишь одна из составляющих тура, в который включен также и авиаперелет. Сроки тура исчисляются календарными сутками. Началом тура является момент регистрации билетов на самолет. Окончанием тура является прохождение государственной границы в РФ. Изменение времени вылета, как в страну временного пребывания, так из нее, в пределах календарных суток (начиная с 00.00 и до 24.00) не является изменением даты начала или окончания тура и связано с особенностями чартерных перевозок. Уменьшение времени проживания в отеле (более поздний заезд или ранний выезд), связанное с изменением времени вылета (в пределах календарных суток) не является основанием для пересчета стоимости турпродукта и каких-либо компенсаций, так как не является изменением существенных условий договора. Поскольку со стороны туроператора все взятые на себя обязательства исполнены в полном объеме, основания для выплаты каких-либо компенсаций от ООО «Пегас СПб» отсутствуют (л.д. 50).

Согласно условиям договора от 01.07.2021 заключенного Саакадзе Г.В. с ИП Еркович А.А. ответственность перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору (в том числе ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание услуг, входящих в туристский продукт/тур независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги) несет туроператор (п.7.1). Туроператор и (или агентство не несут ответственности перед туристом за понесенные убытки и иные негативные последствия, возникшие в том числе вследствие отмены или изменения времени отправления авиарейсов (п.7.7). За убытки, причиненные туристу вследствие отмены или изменения отправления авиарейсов ответственность несет перевозчик в соответствии с российскими и международными транспортными правилами. Договор воздушной перевозки пассажира – авиабилет, выписанный на имя туриста – является самостоятельным договором туриста (пассажира) с перевозчиком. По качеству услуг, предоставленных перевозчиком, турист вправе предъявить претензии непосредственно перевозчику. В случае наличия у туриста каких-либо претензий к срокам исполнения и/или качеству чартерной перевозки, турист вправе предъявить свои претензии непосредственно к туроператору (чартеровладельцу) (п.7.8).

В соответствии со ст. 102, 104 Воздушного кодекса РФ Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами. Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.

По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется настоящим Кодексом.

На основании п.6, 72,76 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажира, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 28.06.2007 г. N 82 Перевозчик выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза чартерными рейсами в соответствии с договором фрахтования воздушного судна (воздушного чартера). Регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов. Чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок. Перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

По смыслу приведенных выше положений чартерный или зафрахтованный рейс имеет главное отличие от регулярного рейса авиакомпании в том, что его нет в расписании регулярных полетов, в связи с чем время вылета чартерного рейса согласуется заранее как со стороной, принимающей данный рейс (аэропорт страны прибытия), так и с фрахтовщиком.

Соглашаясь на чартерную перевозку, пассажир принимает условия, при которых она осуществляется, в том числе и об изменении предварительно объявленного времени перевозки.

В силу статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" еализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся: полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора; размер финансового обеспечения ответственности туроператора, номер, дата и срок действия договора или договоров страхования ответственности туроператора и (или) банковской гарантии или банковских гарантий, наименование, адрес, место нахождения организации, предоставившей финансовое обеспечение ответственности туроператора, в случае, если фонд персональной ответственности туроператора не достиг максимального размера (за исключением туроператоров, указанных в абзацах втором и третьем части пятой статьи 4.1 настоящего Федерального закона); сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта; общая цена туристского продукта в рублях; информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, категории гостиницы) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах; права, обязанности и ответственность сторон; условия изменения и расторжения договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора; информация о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также требований о возмещении реального ущерба туристу и (или) иному заказчику за счет средств фонда персональной ответственности туроператора при условии, что денежных средств страховщика или гаранта для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплаты денежной суммы по банковской гарантии оказалось недостаточно в случае, если фонд персональной ответственности туроператора не достиг максимального размера (за исключением туроператоров, указанных в абзацах втором и третьем части пятой статьи 4.1 настоящего Федерального закона); информация о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о возмещении реального ущерба туристу и (или) иному заказчику за счет средств фонда персональной ответственности туроператора в случае, если фонд персональной ответственности туроператора достиг максимального размера; условие выдачи туристу и (или) иному заказчику, приобретающим услугу по перевозке, оказываемую туроператором отдельно либо в составе туристского продукта, электронного перевозочного документа (билета), подтверждающего право туриста на перевозку до пункта назначения и обратно либо по иному согласованному в договоре о реализации туристского продукта маршруту и оформленного на основании данных документа, удостоверяющего личность пассажира. Если договор о реализации туристского продукта заключен ранее чем за 24 часа до начала путешествия, такой документ (билет) должен быть выдан туристу и (или) иному заказчику не позднее чем за 24 часа до начала путешествия; условие выдачи туристу и (или) иному заказчику, приобретающим у туроператора услугу по размещению в гостинице или ином средстве размещения отдельно либо в составе туристского продукта, документа о бронировании и получении места в гостинице или ином средстве размещения (ваучера) на условиях, согласованных с туристом и (или) иным заказчиком в договоре о реализации туристского продукта.

Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон.

Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств относятся: ухудшение условий путешествия, указанных в договоре; изменение сроков совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Из анализа приведенных выше положений закона следует, что время осуществления перевозки чартерным рейсом не относится к существенным условиям договора, поскольку данное условие относится только к регулярному рейсу, туроператор не брал на себя обязанность обеспечить прибытие туристов к конкретному времени.

В связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Кроме того, материалы дела не содержат допустимых и достаточных доказательств, подтверждающие обстоятельства, указанные в исковом заявлении, на которых истцами основаны требования о взыскании компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Саакадзе Георгия Владимировича, Саакадзе Галины Алексеевны к Обществу с ограниченной ответственностью «Пегас СПБ» о защите прав потребителей отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд.

Мотивированное решение составлено 02 февраля 2022 года.

Судья