Ковровский городской суд Владимирской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ковровский городской суд Владимирской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-11-1944-1
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Ковров 15 декабря 2011 г.
Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательст_вующего судьи Бондаренко А.А., при секретаре Свищовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
заместителя Ковровского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Управление трол_лейбусного транспорта г.Коврова» о возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель Ковровского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределен_ного круга лиц обратился в суд с иском, уточненным в ходе разбирательства дела, к муниципальному унитарному предприятию «Управление троллейбусного транспорта г.Коврова» (далее – МУП «УТТ») о возложении обязанности в срок до 01 июля 2012 г. обеспечить проведение категорирования и оценки уязвимости троллейбусного парка, троллейбусного и иного пассажирского транспорта, находящегося на праве хозяйственного ведения предприятия, разработать и утвердить планы обеспечения транспортной безопасности и указанных объектов транспортной инфраструктуры предприятия.
В обоснование требований заместитель Ковровского городского прокурора указал, что Ковровской городской прокуратурой по заданию прокуратуры области в связи с поручением Президента РФ проведена проверка соблюдения законодательства о транспортной безопасности МУП «УТТ». Проверкой установ_лено, что в нарушение требований за_коно_дательства о транспортной безопасности МУП «УТТ» не обеспечено проведение категорирования и оценки уязвимости троллейбусного парка, троллейбусного транспорта и иного пассажирского транспорта, находящегося в его хозяйственном ведении, не разрабо_таны и не утверждены планы обеспечения транспортной безопасности троллейбусного парка и транспортных средств, в результате чего не обеспечиваются в соответствии с законодательством о транспортной безопасности права граждан на безопасные пассажирские перевозки.
В судебном заседании представитель Ковровской городской прокуратуры Халатов А.В. исковые требования поддержал, не возражал снизить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика.
Представитель ответчика по доверенности ФИО1 в суд не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, в котором с иском не согласился по тем мотивам, что участие субъекта транспортной инфраструктуры в категорировании объектов транспортной инфраструктуры законодательством не предусмотрено. Все функции по категорированию объектов возложены на соответствующие органы власти, в том числе на Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта России (далее – Росавтодор). Кроме того, категорирование и оценку уязвимости невозможно провести из-за отсутствия методики, порядка их проведения и требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств городского наземного электрического транспорта, ввиду чего МУП «УТТ» не может провести оценку уязвимости троллейбусного парка и троллейбусного транспорта. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности по тарифам, устанавливаемым ФСТ России. На момент обращения заместителя Ковровского городского прокурора в суд эти требования в отношении городского наземного электрического транспорта установлены не были. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры не может быть проведено в связи с отсутствием утвержденных уполномоченным органом методик и критериев категорирования объектов городского наземного электрического транспорта. В настоящий момент категорирование транспортных средств городского наземного электрического транспорта уполномоченным органом не проведено, следовательно, невозможно провести оценку уязвимости транспортных средств городского наземного электрического транспорта. В свою очередь, без проведения категорирования и оценки уязвимости объектов городского наземного электрического транспорта невозможно разработать план обеспечения транспортной безопасности.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика просил о снижении размера подлежащей взысканию с МУП «УТТ» государственной пошлины в случае удовлетворения иска.
Представитель третьего лица Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору за безопасностью на транспорте по доверенности Аксенни_ков Н.П. в суд не явился, представив письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с иском согласен.
Представитель третьего лица департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области в суд не явился, извещен надлежащим образом. Ранее представлял письменный отзыв на иск, в котором исковым заявлением согласился, указав, что категорирование и оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств входит в полномочия Росавтодора, а не департамента транспортного и дорожного хозяйства администрации Владимирской области. Категорирование и оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется Росавтодором на основании критериев категорирования по видам транспорта. Однако сроки и методики проведения категорирования не регламентированы. По просьбе Росавтодора департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области направил в его адрес исходные данные для проведения категорирования транспортных средств, представленные муниципальными образованиями области, в том числе данные по МУП «УТТ». Росавтодор включает категорированные им объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и присвоенной им категории и по окончании процедуры категорирования уведомляет об этом субъекты транспортной инфраструктуры и Ространснадзор. Полагал, что МУП «УТТ» необходимо самостоятельно обратиться по вопросу категорирования своих объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и уточнения сроков его проведения в Росавтодор. Субъект транспортной инфраструктуры обязан после проведения категорирования обеспечить также проведение уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (самостоятельно выбрать аккредитованную организацию, заключить с ней договор и т.д.) и утверждение в Росавтодоре результатов оценки уязвимости. После проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии с представленными предложениями каждый хозяйствующий субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить в Росавтодоре план обеспечения транспортной безопасности и реализовать его. Реализация плана обеспечения транспортной безопасности заключается в проведении работ по оснащению объекта техническими и другими охранными средствами.
Представитель третьего лица Росавтодора в суд не явился, извещен надлежащим образом. Ранее представил письменные пояснения, в которых указал, что Росавтодор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте. В соответствии с требованиями Федерального закона от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон) Министерством транспорта России разработан и утвержден ряд нормативных правовых документов, в том числе приказ от 05 августа 2011 г. № 209 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств городского наземного электрического транспорта», вступивший в законную силу 18 октября 2011 г. Оценка уязвимости проводится с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности. Проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств обязан обеспечить субъект транспортной инфраструктуры. Оценка уязвимости проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности. На основании результатов оценки уязвимости субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности и/или транспортных средств.
Изучив материалы дела, выслушав представителя прокуратуры, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В силу ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с чч.1 и 2 ст.2 Закона целями обеспечения транспортной безопасно_сти являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов не_законного вмешательства.
Основными задачами обеспечения транспортной безопасности по Закону являются:
1) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
2) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
3) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
4) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;
5) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;
6) осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопас_ности.
На основании ч.1 ст.4 Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транс_портной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ.
Пунктом 9 ст.1 Закона установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры – это юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, или использующие их на ином законном основании.
Частями 1, 2 и 3 ст.5 Закона определено, что порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается феде_ральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке госу_дарственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по со_гласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безо_пасности РФ и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной бе_зопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-право_вому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транс_портной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым феде_ральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регули_рование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и кон_троль за их применением.
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструк_туры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспече_ния транспортной безопасности.
Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден приказом Министерства транспорта России от 12 апреля 2010 г. № 87.
Кроме этого, приказом Министерства транспорта России от 08 февраля 2011 г. № 42 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и тран_спортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Приказом Министерства транспорта России от 05 августа 2011 г. № 209 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств городского наземного электрического транспорта.
Согласно ст.6 Закона количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются в порядке, опре_деляемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществ_ляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регу_лированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осу_ществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасно_сти. Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструк_туры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в об_ласти обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности утвержден приказом Министерства транспорта России от 21 февраля 2011 г. № 62.
Частями 1, 2 и 4 ст.9 Закона предусмотрено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимо_сти объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспорт_ной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объек_тов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматри_вают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указан_ных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляю_щим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулиро_ванию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-пра_во_вому регулированию в сфере внутренних дел.
Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден приказом Министерства транспорта России от 11 февраля 2010 г. № 34.
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструк_туры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспече_ния транспортной безопасности.
Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфра_структуры, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – субъ_ектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти.
Судом установлено, что категорирование и оценка уязвимости троллейбусного парка, троллейбусного и иного пассажирского транспорта, находящегося на праве хозяйственного ведения МУП «УТТ», не проведены, планы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств не разра_ботаны и не утверждены.
Согласно копии письма начальника Управления транспортной безопасности Росавтодора от 24 июня 2011 г. на обращение директора МУП «УТТ» категорирование объектов троллейбусных предприятий будет проводиться после утверждения приказом Министерства транспорта России требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств городского наземного электрического транспорта.
Данные требования утверждены приказом Министерства транспорта России от 05 августа 2011 г. № 209, вступившим в законную силу 18 октября 2011 г.
Однако категорирование транспортных средств городского наземного электрического транспорта уполномоченным органом до настоящего времени не проведено, соответственно не проведена оценка их уязвимости, не разработаны и не утверждены планы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств.
Вместе с тем непроведение категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств уполномоченным на то органом не влияет на обязанность МУП «УТТ» обеспечить категорирование и оценку уязвимости троллейбусного парка, троллейбусного и иного пассажирского транспорта, находящегося на праве хозяйственного ведения этого предприятия, разработать и утвердить планы обеспечения транспортной безопасности указанных объектов транспортной инфраструктуры, что предусмотрено Законом.
Невыполнение требований федерального законодательства о транспортной безопасности может повлечь за собой осуществление противоправных действий, в том числе совершение террористического акта, угрозу безопасности деятельности транспортного комплекса, причинения вреда жизни и здоровью людей, а также материального ущерба.
В связи с существующей миграцией пассажиров и участников дорожного движения определить круг лиц, чьи права могут быть нарушены в результате непринятия мер по обес_печению транспортной безопасности, не представляется возможным.
На основании изложенного требования заместителя Ковровского городского проку_рора в части возложения обязанностей является обоснованным и подлежат удовлетворению.
Относительно сроков возложения обязанностей на ответчика суд считает, что ответчику для обеспечения категорирования, оценки уязвимости, разработки и утверждения плана обеспечения транспортной безопасно_сти троллейбусного парка, троллейбусного и иного пассажирского транспорта необходим срок, заявленный прокурором, то есть до 01 июля 2012 г., находя его разумным и достаточным.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 4000 р., но, учитывая, что МУП «УТТ» является предприятием муниципальным, суд считает возможным удовлетворить ходатайство представителя ответчика и снизить ее размер до нуля.
Руководствуясь стст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя Ковровского городского прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Управление троллейбусного транспорта г.Коврова» в срок до 01 июля 2012 г. обеспечить проведение категорирования и оценки уязвимости троллейбусного парка, троллейбусного и иного пассажирского транспорта, находящегося на праве хозяйственного ведения данного предприятия, разработать и утвердить планы обеспечения транспортной безопасности указанных объектов его транспортной инфраструктуры.
Кассационные жалоба или представление прокурора могут быть поданы во Владимирский облсуд через Ковровский горсуд в течение 10 дней после принятия судом решения в окончательной форме.
Судья подпись А. А. Бондаренко
ВЕРНО.
23.01.2012 года.
Судья А.А.Бондаренко
Секретарь В.Б.Логинова
Справка: решение суда вступило в законную силу 21 января 2012 года.
Подлинное решение суда подшито в гражданском деле № 2-11-1944-1, находящемся в производстве Ковровского городского суда.
Судья А.А.Бондаренко
Секретарь В.Б.Логинова