Пронский районный суд Рязанской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Пронский районный суд Рязанской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-11/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 февраля 2012 года г.Новомичуринск
Пронский районный суд Рязанской области
в составе председательствующего судьи Никоновой С.М.,
с участием истца ФИО1,
представителя истцов ФИО2,
представителей ответчика - администрации муниципального образования - Пронский муниципальный района Рязанской области ФИО3, ФИО4,
представителя ответчика Комитета по делам молодежи Рязанской области ФИО5,
при секретаре Жоровой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда г.Новомичуринска гражданское дело по иску ФИО6 и ФИО1 к администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области, Комитету по делам молодежи Рязанской области о признании протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГ. в части незаконным, включении в список молодых семей и взыскании социальной выплаты,
у с т а н о в и л:
Истцы ФИО6 и ФИО1 обратились в Пронский районный суд с иском к администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области о признании протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГ. в части незаконным, включении в список молодых семей и взыскании социальной выплаты, мотивируя свое требование тем, что ДД.ММ.ГГ. они заключили брак. ДД.ММ.ГГ. ФИО6 признан отцом Р.А.Р., ДД.ММ.ГГ. года рождения, которому присвоена фамилия ФИО7. В связи с тем, что истцы вместе с членами семьи не были обеспечены жильем для нормального, достойного проживания, ФИО6 ДД.ММ.ГГ. обратился в администрацию Новомичуринского городского поселения Пронского муниципального района Рязанской области с заявлением о признании его с составом семьи 3 человека нуждающимися в улучшении жилищных условий. На основании решения жилищной комиссии администрации Новомичуринского городского поселения от ДД.ММ.ГГ. № ФИО6 с составом семьи 3 человека признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с момента подачи заявления - с ДД.ММ.ГГ.. Таким образом, на момент признания истца ФИО6 нуждающимся в улучшении жилищных условий в состав семьи входили: супруг ФИО6, супруга ФИО1, несовершеннолетний сын С.А.А., ДД.ММ.ГГ. года рождения.
ДД.ММ.ГГ. у истцов родилась дочь, С.А.А..
В связи с тем, что ФИО6 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и участвовал в программе «Молодая семья», ДД.ММ.ГГ. между ФИО6, ФИО1 и АК «Сберегательный банк» РФ был заключен кредитный договор №. Согласно п.1.1. указанного договора кредитор - Сберегательный банк РФ предоставляет истцу ипотечный кредит по программе «Молодая семья» в сумме рублей. После получения кредита в сумме рублей по программе «Молодая семья» ДД.ММ.ГГ. между ФИО6, ФИО1 и Н.О.Н. был заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: . Стоимость указанного жилого помещения составляла согласно условиям договора купли - продажи рублей, из которых рублей - за счет кредитных средств по кредитному договору №, рублей - за счет собственных денежных средств. То есть на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГ., истец ФИО6 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: в размере 1/2 доли, а истец ФИО1 является собственником другой 1/2 доли указанного жилого помещения.
Таким образом, по мнению истцов, ими выполнены все условия программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2006 - 2010 годы», и что они соответствуют всем условиям участия в данной программе, и согласно условиям данной программы им должны быть оказаны меры государственной поддержки.
После того, как истцы выполнили все условия указанной выше программы поддержки молодых семей, предоставили все необходимые документы, они обратились к ответчику с требованием предоставления им безвозмездной субсидии. Однако ответчик отказался предоставить им субсидию, мотивируя это тем, что после рождения дочери С.Э.А., ДД.ММ.ГГ. года рождения, истцы перестали соответствовать требованиям программы поддержки молодых семей.
В начале сентября 2011 года ФИО6 была получена выписка из протокола заседания комиссии по отбору кандидатов для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 года» № от ДД.ММ.ГГ., в которой указано: «Комиссия решила:
1. На основании письма комитета по делам молодежи Рязанской области от ДД.ММ.ГГ. отказать семье С-ных в признании семьи участницей Программы в соответствии с условиями долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 г.» и несоответствия предоставленных молодой семьей документов требованиям Программы;
2. Исключить семью С-ных из Списка молодых семей, улучшивших свои жилищные условия с использованием средств ипотечного жилищного кредита «займа» в период с 1 января 2006 г. по 1 января 2011 г. и из Списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальные выплаты в 2011 году по муниципальному образованию - Пронский муниципальный район».
Истцы считают, что действия администрации МО - Пронский муниципальный район Рязанской области по отказу их семье в признании семьи участницей Программы в соответствии с условиями долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы» ввиду несоответствия предоставленных молодой семьей документов требованиям Программы и исключению семьи С-ных из Списка молодых семей, улучшивших свои жилищные условия с использованием средств ипотечного жилищного кредита «займа» в период с 1 января 2006 года по 1 января 2011 года и из Списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальные выплаты в 2011 году по муниципальному образованию - Пронский муниципальный район являются незаконными, в связи с чем истцы и обращаются в суд за защитой нарушенного права.
Кроме того, по мнению истца, согласно действующему гражданско-процессуальному законодательству лицо, право которого нарушено для защиты своих прав может избирать несколько способов защиты. Истец выбрал способ защиты своих прав - обращение в суд с иском, так как полагает, что в данной ситуации имеется спор о праве. У истца нет иного жилого помещения, соответствующего требованиям жилищного законодательства по социальным нормам предоставления жилья. Истец ФИО6 с членами своей семьи поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке. В соответствии со ст.40 Конституции РФ «каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».
В соответствии со ст.2 ЖК РФорганы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и др.
Согласно п.6 ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают вследствие действий участников жилищных отношений или наступлений событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В соответствии со ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Истцы считают, что они выполнили все действия и собрали все необходимые документы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2011 года №675 в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 года №865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года №285 «Об утверждении правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», а также иными нормативными актами.
Таким образом, по мнению истцов, на момент возникновения спорных правоотношений, а именно заключения истцами кредитного договора, их семья соответствовала всем условиям указанной выше программы.
Однако, ответчик произвольно лишил истца средств государственной поддержки обеспечения жильем молодых семей, возможности в установленном законом порядке получить положенную истцу безвозмездную субсидию на погашение кредита.
Истец полагает, что никем не могут нарушаться его права, предусмотренные ст.ст.1,2,15,17,19,35,45,46 Конституции РФ, которые являются основными и неотчуждаемыми правами человека и гражданина и реализуются на основе общеправовых принципов юридического равенства, неприкосновенности собственности и свободы договора, предполагающих равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников гражданско-правовых отношений, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Одной из основных задач подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других кредитных организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Согласно разделу VI подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», п.46 Правил социальная выплата может быть использована распорядителем счета на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
В связи с тем, что на 1 января 2011 года истцы были в списке молодых семей, улучшивших свои жилищные условия с использованием средств ипотечного жилищного кредита «займа» в период с 1 января 2006 по 1 января 2011 года под №1, ответчик обязан был предоставить им социальные выплаты в размере остатка ссудной задолженности по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГ. на общую сумму .
Истцы просят суд признать протокол заседания комиссии администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области по отбору кандидатов для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» № от ДД.ММ.ГГ. в части отказа семье С-ных в признании семьи участницей Программы в соответствии с условиями долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 года» и несоответствия предоставленных молодой семье документов требованиям Программы незаконным; обязать администрацию муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области внести семью С-ных в список молодых семей, улучшивших свои жилищные условия с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа) в период с 1 января 2006 года по 1 января 2011 года и в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальные выплаты в 2011 году по муниципальному образованию - Пронский муниципальный район; взыскать с администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области в пользу ФИО6 сумму в размере ; взыскать с администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области в пользу ФИО1 сумму в размере ; взыскать с администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области в пользу ФИО6 судебные расходы в сумме ; взыскать с администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме ; взыскать с администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области в пользу истцов расходы по оплате государственной пошлины.
Определением Пронского районного суда Рязанской области от 19.12.2011 года в качестве соответчика по данному делу был привлечен Комитет по делам молодежи Рязанской области.
В ходе судебного разбирательства истцами и их представителем ФИО2 были уточнены исковые требования, согласно которым истцы просят судпризнать протокол заседания комиссии администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области по отбору кандидатов для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы» № от ДД.ММ.ГГ. в части отказа семье С-ных в признании семьи участницей Программы в соответствии с условиями долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы» и несоответствия предоставленных молодой семьей документов требованиям Программы незаконным; обязать администрацию муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области внести семью С-ных в список молодых семей, улучшивших свои жилищные условия с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа) в период с 1 января 2006 года по 1 января 2011 года и в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальные выплаты в 2011 года по муниципальному образованию - Пронский муниципальный район; взыскать с администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области в пользу ФИО6 сумму в размере ; взыскать с администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области в пользу ФИО1 сумму в размере ; взыскать с Комитета по делам молодежи Рязанской области в пользу ФИО6 сумму в размере ; взыскать с Комитета по делам молодежи Рязанской области в пользу ФИО1 сумму в размере ; взыскать с Комитета по делам молодежи Рязанской области в пользу ФИО6 судебные расходы в сумме ; взыскать с Комитета по делам молодежи Рязанской области в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме , а также расходы по оплате государственной пошлины.
В судебное заседание истец ФИО6 не явился, но обратился к суду с письменным заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
В судебном заседании истец ФИО1 уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении и в уточнении к исковому заявлению.
В судебном заседании представитель истцов ФИО2 поддержал исковые требования в полном объеме, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении и уточнении к исковому заявлению.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО - Пронский муниципальный район ФИО3 иск не признала, пояснив, что семья С-ных была исключена из списка молодых семей - участников программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы», изъявивших желание получить социальные выплаты в 2011 году по муниципальному образованию - Пронский муниципальный район на основании письма Комитета по делам молодежи Рязанской области, в котором было указано, что приобретенная истцами по ипотечному договору квартира не соответствует п.33 Порядка предоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы» утвержденного постановлением Правительства Рязанской области №77 от 20.04.2011 года, согласно которому общая площадь приобретаемого жилого помещения (возводимого индивидуального жилого дома) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения (строительства) жилья. На заседании комиссии администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области по отбору кандидатов для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы» было установлено, что площадь квартиры, приобретенной семьей С-ных по ипотечному договору, меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Пронском районе Рязанской области, и составляющей 12 кв.м на человека. Семья С-ных состоит из пяти человек, а площадь приобретенной ими квартиры составляет 52,7 кв.м, то есть на каждого члена семьи приходится менее 12 кв.м общей площади жилого помещения. Представитель ответчика просит суд в удовлетворении исковых требований ФИО6 и ФИО1 отказать.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО - Пронский муниципальный район ФИО4 иск не признала и пояснила, что семья С-ных была исключена из списка молодых семей - участников программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы», изъявивших желание получить социальные выплаты в 2011 году по муниципальному образованию - Пронский муниципальный район на основании письма Комитета по делам молодежи Рязанской области, в котором было указано, что приобретенная истцами по ипотечному договору квартира не соответствует п.33 Порядка предоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы» утвержденного постановлением Правительства Рязанской области №77 от 20.04.2011 года, согласно которому общая площадь приобретаемого жилого помещения (возводимого индивидуального жилого дома) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения (строительства) жилья. На заседании комиссии администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области по отбору кандидатов для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы» было установлено, что площадь квартиры, приобретенной семьей С-ных по ипотечному договору, в расчете на каждого члена молодой семьи меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Пронском районе Рязанской области, и составляющей 12 кв.м на человека. Площадь приобретенной истцами квартиры составляет 52,7 кв.м, тогда как семья С-ных состоит из пяти человек, то есть на каждого члена семьи приходится менее 12 кв.м общей площади жилья. Представитель ответчика просит суд в удовлетворении исковых требований ФИО6 и ФИО1 отказать.
В судебном заседании представитель ответчика Комитета по делам молодежи Рязанской области ФИО5 иск не признал и пояснил, что семья С-ных была исключена из списка молодых семей - участников программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы», изъявивших желание получить социальные выплаты в 2011 году по муниципальному образованию - Пронский муниципальный район в связи с тем, что приобретенная истцами по ипотечному договору квартира не соответствует п.33 Порядка предоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы» утвержденного постановлением Правительства Рязанской области №77 от 20.04.2011 года, согласно которому общая площадь приобретаемого жилого помещения (возводимого индивидуального жилого дома) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения (строительства) жилья. При изучении документов, поданных семьей С-ных, в том числе свидетельств о долях в праве собственности на квартиру, приобретенную истцами с использованием заемных средств, было установлено, что площадь данной квартиры меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Пронском районе Рязанской области, и составляющей 12 кв.м на человека. Площадь приобретенной истцами квартиры составляет 52,7 кв.м, тогда как семья С-ных состоит из пяти человек, то есть на каждого члена семьи приходится менее 12 кв.м общей площади жилья. Представитель ответчика просит суд в удовлетворении исковых требований ФИО6 и ФИО1 отказать.
Представитель третьего лица Рязанского отделения №8606 ОАО «Сбербанк России» не явился, но от третьего лица поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав пояснения истца ФИО1, представителя истцов ФИО2, представителей ответчика администрации МО - Пронский муниципальный район Рязанской области ФИО3 и ФИО4, представителя ответчика Комитета по делам молодежи Рязанской области ФИО5, исследовав материалы дела и проанализировав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными закономнормами.
Судом установлено, что истцы являлись участниками областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2003 - 2010 годы» в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.
Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 года в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, также предусматривает в своем составе подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».
Приложением №3 к указанной подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Постановлением Правительства Рязанской области от 01.12.2010 №310 в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы».
В судебном заседании установлено, что решением жилищной комиссии администрации Новомичуринского городского поселения от ДД.ММ.ГГ. № ФИО6 с составом семьи 3 человека (муж ФИО6, жена ФИО1 и сын С.А.А., ДД.ММ.ГГ. года рождения), признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с даты первоначального обращения - ДД.ММ.ГГ., и его семья включена в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2006 - 2010 годы». Данный факт не оспаривался сторонами в судебном заседании.
ДД.ММ.ГГ. у ФИО6 и ФИО1 родилась дочь С.А.А., что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д.13).
ДД.ММ.ГГ. между ФИО6, ФИО1 и АК «Сберегательный банк» РФ был заключен кредитный договор №, согласно которому кредитор - Сберегательный банк РФ предоставляет истцу ипотечный кредит по программе «Молодая семья» в сумме . Данный факт подтверждается копией кредитного договора.
ДД.ММ.ГГ. между ФИО6, ФИО1 и Н.О.Н. заключен договор купли - продажи квартиры, расположенной по адресу: , общей площадью 52,7 кв.м. Стоимость указанного жилого помещения составляла согласно условиям договора купли - продажи , из которых выплачены за счет денежных средств, полученных по кредитному договору №, - за счет собственных денежных средств истцов С-ных. Изложенное подтверждается копией договора (л.д.22).
ДД.ММ.ГГ. истцам были выданы свидетельства о государственной регистрации права общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: , из которых следует, что каждый из истцов является собственником 1/2 доли в праве на указанное жилое помещение, что подтверждается копиями указанных свидетельств (л.д.23-24).
ДД.ММ.ГГ. у истцов родилась дочь С.Э.А., что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д.14).
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГ. в администрации МО - Пронский муниципальный район Рязанской области состоялось заседание комиссии по отбору кандидатов для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы», по результатам которой семье С-ных отказано в признании семьи участницей программы в соответствии с условиями долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы» и несоответствия представленных молодой семьей документов требованиям программы, и семья истцов исключена из Списка молодых семей, улучшивших свои жилищные условия с использованием средств ипотечного жилищного кредита «займа» в период с 1 января 2006 года по 1 января 2011 годы и из Списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальные выплаты в 2011 году по муниципальному образованию - Пронский муниципальный район.
Из пояснений представителей ответчиков судом установлено, что основанием для отказа в признании семьи истцов участницей программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы» и исключения семьи из вышеуказанных списков явилось несоответствие общей площади жилого помещения, приобретенного истцами с использованием заемных средств, требованиям пункта 33 Порядка предоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы», поскольку общая площадь приобретенного семьей жилого помещения составляет 52,7 кв.м, и в расчете на каждого из пяти членов семьи истцов приходится менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Пронском муниципальном районе, составляющей 12 кв.м на человека. Все иные требования, предъявляемые к участникам указанной программы семьей С-ных соблюдены. Данный факт не оспаривался представителями ответчиков в судебном заседании.
Пунктом 19 Порядкапредоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы» определены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, которыми являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 7 настоящего Порядка;
б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 16 либо 16.1 настоящего Порядка;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 7 вышеуказанного Порядка участницей Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на дату утверждения комитетом по делам молодежи Рязанской области списка претендентов не превышает 35 лет;
б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Аналогичные основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы предусмотрены п.18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Данный перечень оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно п.27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования несоответствие жилого помещения, приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 32 настоящих Правил является основанием для отказа в выдаче свидетельствао праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Как следует из п.32 вышеназванных Правил, общая площадь приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения (строительства) жилья.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истцам было отказано в признании их семьи участницей долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы» в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы по основаниям, не предусмотренным вышеназванными Правилами и Порядком.
В связи с изложенным суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика администрации МО - Пронский муниципальный район Рязанской области законных оснований для отказа в признании семьи истцов С-ных участницей долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы» и исключения их из Списка молодых семей, улучшивших свои жилищные условия с использованием средств ипотечного жилищного кредита «займа» в период с 1 января 2006 года по 1 января 2011 годы и из Списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальные выплаты в 2011 году по муниципальному образованию - Пронский муниципальный район.
На основании подпункта «е» пункта 2 Порядкапредоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы» социальная выплата на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома используется для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Согласно пунктам 4,5 Порядкапредоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы» (Порядка), в том числе в части участия в реализации мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, право семьи - потенциальной участницы Программы на получение социальной выплаты возникает после включения молодой семьи в списки молодых семей на получение социальных выплат в соответствующем году, утверждаемые комитетом по делам молодежи Рязанской области, и удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, которое не является ценной бумагой, не подлежит передаче другому лицу.
Как следует из п.23 вышеуказанного Порядка комитет по делам молодежи Рязанской области на основании списков участников Программы, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий Программы из областного бюджета и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Сводный список представляется комитетом по делам молодежи Рязанской области государственному заказчику подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
В соответствии с п.24 Порядка после определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидий, предоставляемых областному бюджету на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до исполнительных органов государственной власти Рязанской области комитетом по делам молодежи Рязанской области распределяются средства федерального и областного бюджета между муниципальными образованиями, утверждается список претендентов на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в областном бюджете и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий Программы.
С учетом изложенного суд считает, что право истцов на получение социальной выплаты до настоящего времени не возникло, поскольку их семья не была включена в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году, решение о предоставлении молодой семье С-ных социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома компетентным органом не принималось, расчет размера социальной выплаты не производился, свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья не выдавалось, и денежные средства для предоставления семье С-ных социальной выплаты не выделялись, в связи с чем требования истцов о взыскании с ответчиков в их пользу денежных средств в размере остатка ссудной задолженности по кредитному договору являются необоснованными.
При указанных обстоятельствах исковые требования ФИО6 и ФИО1 подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
На основании ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Таким образом, судебные расходы истцов на оплату услуг представителя и государственной пошлины подлежат возмещению пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО6 и ФИО1 к администрации МО - Пронский муниципальный район Рязанской области и Комитету по делам молодежи Рязанской области о признании протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГ. в части незаконным, включении в список молодых семей, взыскании социальной выплаты удовлетворить частично.
Признать протокол заседания комиссии администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области по отбору кандидатов для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы» № от ДД.ММ.ГГ. в части отказа семье С-ных в признании семьи участницей программы в соответствии с условиями долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы» и несоответствия предоставленных молодой семьей документов требованиям программы незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области внести семью С-ных в Список молодых семей, улучшивших свои жилищные условия с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа) в период с 1 января 2006 по 1 января 2011 года и в Список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальные выплаты в 2011 году по муниципальному образованию - Пронский муниципальный район.
Взыскать с администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области в пользу ФИО6 судебные расходы в размере рублей.
Взыскать с администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области в пользу ФИО1 судебные расходы в размере рублей.
Взыскать с администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области в пользу ФИО6 и ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Пронский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: