Пластский городской суд Челябинской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Пластский городской суд Челябинской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-11/2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«21» февраля 2012 года г. Пласт
Пластский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Бодровой Е.Б.
при секретаре Масловой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Пластовского муниципального района Челябинской области о признании незаконным решения об удержании субсидии, выплате субсидии,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась к Управлению социальной защиты населения Пластовского муниципального района Челябинской области с иском о признании незаконным решения Управления социальной защиты населения Пластовского муниципального района (далее – УСЗН Пластовского муниципального района) от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании излишне выплаченной субсидии в размере ., возложении обязанности выплатить субсидию с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска ФИО1 указала, что проживает в приватизированной квартире, расположенной по адресу: .
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вместе с ней проживал несовершеннолетний внук Е. Д.С.. На основании постановления главы Пластовского муниципального района над внуком была учреждена опека, в связи с чем он стал проживать с опекуном по адресу: . Однако Е. Д.С. был зарегистрирован в ее квартире, снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Пластского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Она имеет право на получение субсидии на оплату коммунальных услуг. В ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась в Управление социальной защиты населения Пластовского муниципального района с заявлением о назначении субсидии, представила все необходимые документы.
ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно о решении ответчика удерживать субсидию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в счет излишне выплаченной в период с ДД.ММ.ГГГГ субсидии в сумме .. Указанное решение мотивировано тем, что она представила недостоверные сведения о лицах, зарегистрированных в принадлежащей ей квартире.
Решение УСЗН Пластовского муниципального района считает незаконным, поскольку с момента переезда внука к опекуну проживала одна. Для назначения субсидии представляла весь перечень требуемых документов, в том числе постановление главы Пластовского муниципального района об учреждении опеки, домовую книгу.
В судебном заседании ФИО1 иск поддержала.
Представитель ответчика – Управления социальной защиты населения Пластовского муниципального района Челябинской области ФИО2 иск не признала, ссылаясь на то, что истец представляла недостоверные сведения о зарегистрированных в ее жилом помещении лицах. При расчете субсидии за период с ДД.ММ.ГГГГ должны были учитываться пенсия Е. Д.С. по случаю потери кормильца, а также опекунское пособие.
Представитель третьего лица – общества с ограниченной ответственностью «Районная управляющая компания» ФИО3 пояснила, что справка выдается обо всех лицах, зарегистрированных в жилом помещении, независимо от фактического проживания.
Суд, заслушав участников процесса, свидетеля М.Е.В., исследовав материалы дела, считает иск ФИО1 подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 1, п. 4 ч. 2, ч. 3, ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют граждане: собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 (в редакции от 24 декабря 2008 года) право на субсидии имеют собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Согласно п. 4 Правил субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
Положениями п. 8 Правил предусмотрено, что для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее – заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов: копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие правовые основания проживания в этом жилом помещении граждан, не указанных в заявлении;
документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.
В силу п. 14 Правил, заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Согласно п. 60 Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии: а)изменения места постоянного жительства получателя субсидии; б)изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии); в)представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).
В соответствии с п. 61 Правил возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах «а»-«в» пункта60 настоящих Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата – по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 48Правил получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 60 настоящих Правил, обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.
В случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 49 Правил).
В судебном заседании установлено:
ФИО1 является собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: (л.д. 78).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в принадлежащем истцу жилом помещении был зарегистрирован внук Е. Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 14-15).
ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы Пластовского муниципального района Челябинской области № опекуном Е. Д.С. была назначена Д-а Е.А., проживающая по адресу: , предоставившая ребенку надлежащие условия воспитания и проживания (л.д. 12).
Из вышеуказанного постановления следует, что на момент учреждения опеки Е. Д.С. проживал с Д-а Е.А..
Решением Пластского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, был удовлетворен иск ФИО1 о выселении Е. Д.С. из принадлежащей ей квартиры без предоставления другого жилого помещения (л.д. 9-11).
В судебном заседании опекун Д-а Е.А. иск признала, пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ года Е. Д.С. проживает с ней по адресу: , где у ребенка имеется отдельная комната, место для занятий и отдыха. Кроме того, указала, что Е. Д.С. выплачивается пенсия по случаю потери кормильца, а ей – опекунское пособие.
Е. Д.С. поставлен на учет по внеочередному обеспечению жильем на основании постановления главы Пластовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ УСЗН Пластовского муниципального района вынесено распоряжение № о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ выплаты ФИО1 субсидии в связи с выявлением представления недостоверной информации, имеющей существенное значение для ее предоставления или определения ее размер (л.д. 18).
Ответчик о размере образовавшейся переплаты в сумме . и удержании в счет этой задолженности субсидии, начисленной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сообщил ФИО1 в письме от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 7).
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ № субсидия в размере ., назначенная за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, удерживается в счет образовавшейся задолженности (л.д. 8).
Ответчиком представлен расчет суммы задолженности, который истцом не оспаривается (л.д. 91, 102-111).
При определении суммы задолженности УСЗН Пластовского района учитывало социальную пенсию Е. Д.С. (л.д. 109) и пособие опекунам на детей, выплачиваемое Д-а Е.А. (л.д. 111). Из справок следует, что указанные лица проживают по одному адресу: .
Судом обозревалось дело получателя субсидии (л.д. 18-77), в котором содержатся заявления ФИО1 (л.д. 38, 42, 47, 50), справки ООО «РУК» (л.д. 29, 40, 44, 52, 55), а также расчет платы за коммунальные услуги исходя из среднемесячной численности проживающих (один человек) (л.д. 39, 44, 52, 55), аналогичные сведения указаны в справках для расчета субсидий, выданных ООО «Челябинскрегионгаз», муниципальным Пластовским водопроводным предприятием, ОАО «Челябэнергосбыт».
Истец с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по старости (л.д. 56, 110).
Исследованные доказательства свидетельствуют о том, что ФИО1 в заявлении о предоставлении субсидии Е. Д.С., зарегистрированного в принадлежащем ей жилом помещении, в качестве члена своей семьи не указала, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ года внук проживает с опекуном. Раздельное проживание опекуна с несовершеннолетним подопечным, не достигшим шестнадцати лет, не допускается, что предусмотрено п. 2 ст. 36 Семейного кодекса Российской Федерации. В связи с этим включение ответчиком в доход истца для расчета субсидии кроме пенсии по старости социальной пенсии и пособия опекуна является необоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательства представления ФИО1 заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, ответчик не представил.
Предусмотренная статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является одной из мер по реализации гарантий социальной защиты. Субсидии предоставляются гражданам, чьи расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают максимально допустимую долю таких расходов в совокупном доходе семьи.
Согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
При таких обстоятельствах распоряжение УСЗН Пластовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 18) о прекращении предоставления ФИО1 субсидии, а также удержание начисленной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ субсидии является незаконным, нарушающим права и законные интересы истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л: Иск ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Пластовского муниципального района Челябинской области удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным распоряжение Управления социальной защиты населения Пластовского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № о прекращении предоставления ФИО1 субсидии и взыскании излишне выплаченной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ субсидии в размере .
Обязать Управление социальной защиты населения Пластовского муниципального района выплатить ФИО1 субсидию с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Челябинской областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Пластский городской суд Челябинской области.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ